Научная статья на тему 'Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе'

Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1470
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 / ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / INTEGRATION OF INFORMATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTELLECTUAL COMPETENCE / WEB 2.0 TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Наталья Петровна, Хромова Евгения Игоревна

Статья посвящена исследованию особенностей Интернета как информационно-образовательной развивающей среды, проблем использования информационных технологий в образовательном процессе. Цель данной статьи выявить наиболее эффективные способы применения Интернет-технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов; психолого-педагогические аспекты использования цифровых ресурсов в процессе обучения вузовским учебным дисциплинам; оптимальные формы интеграции педагогических технологий с новейшими цифровыми технологиями для обогащения персональной образовательной сферы каждого преподавателя и студента. Отмечается, что одним из наиболее перспективных направлений развития современных информационных технологий в образовании является использование технологий Веб 2.0. В статье выделены и обоснованы развивающие возможности технологий Веб 2.0, которые состоят в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов исследовательской, самообразовательной, интеллектуальной деятельности и форм цифровой грамотности. Выявлены дидактические возможности технологий Веб 2.0, способствующие созданию новых версий эффективного использования Интернет-ресурсов в образовании, моделей интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is concerned with the study of the peculiarities of the Internet as an information and educational developing environment, studying the problems of using information technologies in the educational process. The purpose of this article is to identify the most effective ways of using Internet technologies in the process of professional training of specialists; psychological and pedagogical aspects of digital resources using in the learning process at university; the best option of integration of pedagogical technologies with the advanced digital technologies for enriching the personal educational sphere of each teacher and student. One of the most promising areas for the development of modern information technologies in education is the use of Web 2.0 technologies. The article highlights and substantiates the developing possibilities of Web 2.0 technologies, which consist in providing users with ample opportunities for developing skills of new types of research, self-educational, intellectual activity and forms of digital literacy. Didactic possibilities of Web 2.0 technologies are revealed in this article. They contribute to the creation of new versions of effective use of Internet resources in education, models of integration of pedagogical and information technologies, based on active teachers and students interaction.

Текст научной работы на тему «Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые

стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности

нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей Интернета как информационно-образовательной развивающей среды, проблем использования информационных технологий в образовательном процессе. Цель данной статьи - выявить наиболее эффективные способы применения Интернет-технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов; психолого-педагогические аспекты использования цифровых ресурсов в процессе обучения вузовским учебным дисциплинам; оптимальные формы интеграции педагогических технологий с новейшими цифровыми технологиями для обогащения персональной образовательной сферы каждого преподавателя и студента. Отмечается, что одним из наиболее перспективных направлений развития современных информационных технологий в образовании является использование технологий Веб 2.0. В статье выделены и обоснованы развивающие возможности технологий Веб 2.0, которые состоят в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов исследовательской, самообразовательной, интеллектуальной деятельности и форм цифровой грамотности. Выявлены дидактические возможности технологий Веб 2.0, способствующие созданию новых версий эффективного использования Интернет-ресурсов в образовании, моделей интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, технологии Веб 2.0, интеграция информационных и педагогических технологий, интеллектуальная компетентность.

INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

N. Goncharuk, E. Khromova

Abstract. The article is concerned with the study of the peculiarities of the Internet as an information and educational developing environment, studying the problems of using information technologies in the educational process. The purpose of this article is to identify the most effective ways of using Internet technologies in the process of professional training of specialists; psychological and pedagogical aspects of digital resources using in the learning process at university; the best option of integration of pedagogical technologies with the advanced digital technologies for enriching the personal educational sphere of each teacher and student. One of the most promising areas for the development of modern information technologies in education is the use of Web 2.0 technologies. The article highlights and substantiates the developing possibilities of Web 2.0 technologies, which consist in providing users with ample opportunities for developing skills of new types of research, self-educational, intellectual activity and forms of digital literacy. Didactic possibilities of Web 2.0 technologies are revealed in this article. They contribute to the creation of new versions of effective use of Internet resources in education, models of integration of pedagogical and information technologies, based on active teachers and students interaction.

Keywords: Internet resources, Web 2.0 technologies, integration of information and pedagogical technologies, intellectual competence.

Интеграция информационных технологий в образовательный процесс - необходимое условие модернизации системы высшего

профессионального образования. В течение последних лет наблюдается стремительное развитие Интернет-технологий, что привело к необходимости разработки и внедрения новых способов использования Интернета в образовательном процессе, целью которых является не только повышение эффективности

обучения, но и создание условий для формирования профессиональных,

информационных и интеллектуальных компетенций студентов. Повышенный интерес к использованию сети Интернет в образовании обусловлен возможностями открытого доступа к информации, организации сетевого

взаимодействия субъектов образовательной деятельности, реализации продуктивной совместной учебной деятельности посредством

размещения и постоянного обмена информационными ресурсами. С

распространением Интернет-технологий

профессиональное образование принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса.

Известны следующие формы применения Интернет-технологий в образовании. Первая - это смешанная форма (blended learning), которая предполагает интеграцию цифровых и инновационных образовательных технологий в традиционный учебный процесс для повышения качества преподавания вузовских учебных дисциплин и стимулирования развития информационных компетенций студентов. Вторая форма - это дистанционное обучение, которое основано на Интернет-технологиях, позволяющих организовать учебный процесс без непосредственного участия преподавателя, стимулируя самостоятельную познавательную деятельность студентов, развитие навыков самоорганизации и самообразования. Третья форма представлена новыми образовательными концепциями - концепцией открытых образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн-курсов, направленных на формирование индивидуальной траектории обучения, интеграцию форм и методов формального, неформального и информального образования [1;2;6].

Открытые образовательные ресурсы повышают доступность образования,

обеспечивают его непрерывность, упрощают доступ к электронному образовательному контенту и повышают его качество. Однако, следует отметить, что поскольку большинство Интернет-ресурсов не адаптированы для системы образования, то работа с ними требует специальной подготовки. Кроме того, информация, размещенная на многочисленных Интернет-ресурсах, характеризуется высокой степенью неопределенности, избыточности. Значительная часть информации в сети Интернет постоянно дублируется и тиражируется, что неизбежно приводит к увеличению ее общего объема. Следует отметить, что на фоне колоссального роста объемов информации все сложнее найти нужную и полезную для пользователя. Информационно-справочная

функция Интернета осуществляется в недостаточно структурированном и еще менее контролируемом, с точки зрения качества ресурсов, пространстве [5;8]. Все это требует определенного уровня цифровой грамотности, информационной компетентности, культуры

интеллектуальной деятельности, адекватного ориентировочного поведения студентов.

Одним из проявлений реакции на вышеперечисленные проблемы является появление у некоторых студентов познавательных, информационных, а также коммуникативных барьеров, и даже эмоционального неприятия работы в Интернете. В ряде случаев студенты самостоятельно не могут справиться с поиском и последующей переработкой размещенной в сети информации. Они испытывают серьезные трудности в нахождении нужного материала, а также сталкиваются с проблемами при необходимости самостоятельно структурировать и

систематизировать полученную информацию. Более того, студенты зачастую попадают под влияние информации негативного характера. Дополнительные проблемы несет все более расширяющаяся сеть коммерческих организаций, предоставляющих различные образовательные услуги [2;4].

Интернет-ресурсы являются основным источником информации для молодого поколения, получающего формальное образование, и важнейшим источником для непрерывного самообразования. Как следствие, основной путь в преодолении недостаточной структурируемости и качества информации в Сети состоит в развитии у студентов информационных компетенций и культуры интеллектуальной деятельности, составной частью которой является поиск и определение качества релевантной информации. В этой связи, исследование особенностей Интернета как информационно-образовательной развивающей среды, изучение специфики ее влияния на личностное и интеллектуальное развитие студентов; выявление дидактических и развивающих возможностей Интернет-ресурсов приобретает особую актуальность [2;3].

Интеграция педагогических и

информационных технологий может быть осуществлена разными способами. Выделим наиболее значимые способы: взаимодействие отдельных элементов педагогических и Интернет-технологий; включение в

образовательные технологии элементов информационных технологий и наоборот; качественные преобразования

взаимодействующих элементов разнообразных технологий; обогащение используемой основной образовательной технологии элементами информационных технологий; модернизация педагогических технологий с помощью новых цифровых инструментов, позволяющих

эффективно использовать массовые открытые онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы.

Однако, сведения о существующих открытых образовательных ресурсах и массовых открытых онлайн-курсах далеко не всегда легко найти тем преподавателям и студентам, для которых такие ресурсы могут представлять определенный интерес. К примеру, уже сейчас российский сектор сети Интернет насчитывает тысячи образовательных сайтов и порталов, полезных и педагогам, и студентам. Результаты проведенных в нашем исследовании опросов преподавателей, посвященных изучению применения Интернет-технологий в учебном процессе, свидетельствуют о весьма ограниченном объеме используемых ресурсов сети; а также низкой оценке преподавателями роли Интернет-ресурсов в учебно-познавательной и самообразовательной деятельности студентов. Большинство преподавателей недостаточно осведомлены о таком приоритетном направлении, как онлайн образование, массовые открытые онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы. Более 65% из опрошенных преподавателей ответили, что почти ничего не знают о том, что такое «массовые открытые онлайн-курсы», а около 15% затруднились с ответом. Высокий показатель информированности показали только те преподаватели, которые по своей инициативе проходили обучение на платформах онлайн-курсов. Однако, число таких преподавателей невелико.

Анкетирование преподавателей позволило выявить тот факт, что хотя они и владеют информацией о наиболее известных федеральных образовательных порталах, однако область применения материалов, полученных из данных образовательных Интернет-ресурсов, весьма ограничена. Практически все преподаватели испытывали серьезные затруднения при ответах на следующие вопросы: «Какие открытые образовательные ресурсы Вы используете в образовательном процессе?», «Что Вам известно о массовых открытых онлайн-курсах?»; «Какие перспективы Вы видите в использовании онлайн-обучения в своем университете?». Большая часть преподавателей высказалась о том, что они очень мало получают сведений об онлайн-образовании и хотели бы получить больше информации такого рода. Большинство ответов свидетельствовало о затруднениях в поиске открытых образовательных ресурсов, необходимых для учебного процесса. Приведем примеры наиболее типичных ответов преподавателей: «Где можно узнать об использовании открытых

образовательных Интернет-ресурсов в обучении?»; «Хотелось получать больше информации об онлайн-образовании, в частности о платформах массовых онлайн-курсов?»; «Мне практически ничего не известно о российских и мировых открытых образовательных ресурсах, которые могли бы пригодиться в работе»; «Хотелось бы использовать зарубежный и отечественный опыт онлайн-обучения, но не владею достаточной информацией»; «Если учебно-методические материалы или видеозаписи лекций будут в открытом доступе в Интернете, то хотелось бы знать, как будут защищены авторские права?»; «Абсолютно не ясно, как будет решаться вопрос интеллектуальной собственности тех авторских материалов, которые можно разместить в Интернете»; «Я отношусь негативно к онлайн-образованию, потому что оно не может заменить преподавателей ВУЗа»; «Считаю невозможным осуществлять контроль учебных достижений студентов в онлайн-образовании?». Таким образом, результаты исследований показали не только низкую информированность некоторых преподавателей об образовательных

возможностях Интернет-ресурсов, но и позволили выявить тот факт, что поиск, доступ и применение многих важных образовательных материалов в Интернете сильно затруднены, так как образовательные информационные ресурсы, представленные в сети, недостаточно системны, а поиск полноценных каталогов образовательных ресурсов требует значительных усилий и много времени. По мнению преподавателей, именно разрозненность, слабая структурированность образовательных Интернет-ресурсов выступают главной проблемой, которая затрудняет их эффективное использование в образовательном процессе. Анкетирование преподавателей позволило выявить основные причины, препятствующие использованию Интернет-технологий в учебном процессе. Согласно результатам анкетирования, недостаточная информированность и чисто психологические барьеры являются доминирующими. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов и преподавателей имеют доступ к Интернету и считают использование возможностей Интернета в образовательном процессе весьма перспективным. Несмотря на позитивное в целом отношение профессорско-преподавательского состава к Интернет-технологиям обучения, наше исследование показало, что многие из опрошенных либо вообще не используют возможности Интернет-ресурсов в процессе преподавания вузовских

дисциплин, либо крайне редко и ограничиваются лишь небольшим набором цифровых инструментов.

В связи с этим, следует отметить, что именно технологии Веб 2.0. позволяют существенно повысить доступность открытых

образовательных ресурсов, платформ и программ онлайн-обучения; вводить каталогизацию Интернет-ресурсов и онлайн-курсов,

коллективное редактирование и проверку информации, новые системы навигации, а также осуществлять их экспертную и рейтинговую оценку для повышения качества обучения. В работах Е.Д. Патаракина и Д.Б. Ярмахова выделены следующие возможности

использования технологий Веб 2.0. в образовании:

- Веб 2.0. технологии открывают большие возможности для деятельности, в которую легко включаются пользователи, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий;

- в сетевом доступе оказывается большое число открытых материалов, которые могут быть использованы в образовательных целях;

- Веб 2.0. технологии упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый пользователь не только получает доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и может принять участие в формировании собственного сетевого контента;

- Веб 2.0. технологии позволяют организовать личное пространство обучаемого

[7].

В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит эффективному достижению образовательных целей. Возможности технологий Веб 2.0 способствуют созданию новых версий использования Интернет-ресурсов в образовании и соответствующих моделей образовательного процесса, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов. Технологии Веб 2.0. можно описать, как набор Интернет-услуг, которые предоставляют право голоса каждому пользователю; они позволяют значительно повысить доступность открытых образовательных ресурсов, платформ онлайн-обучения, вводить каталогизацию Интернет-ресурсов и онлайн-курсов. Технологии Веб 2.0 (социальные сервисы) позволяют объединять всевозможные веб-службы и веб-сервисы в единую информационную среду для совместного поиска, формирования и применения

коллективного знания. Они обеспечивают необходимые основания для интеграции Интернет-технологий в процесс обучения. Такие важнейшие особенности сервисов Веб 2.0., как доступность, интерактивность, синдикация, социализация, публичность, автономность в работе и размещении материала, нелинейность, возможность создания личной зоны каждым автором позволяют разрабатывать модели интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов.

В основе технологий Веб 2.0. лежит взаимодействие пользователей, которое стимулирует индивидуальных пользователей на размещение в сети своих материалов. Практически все сайты, поддерживающие технологии Веб 2.0., имеют в своей основе интерактивность или хотя бы ее поддержку. Интерактивность проявляется в том, что Веб 2.0 является платформой, в основе которой лежат не только ресурсы, но и пользователи, их знания, уровень и качество полученного образования, а также характер их взаимодействия. Развитие сервисов Веб 2.0. позволяет говорить о становлении социально-интерактивного этапа в применении Интернет-технологий в

преподавании вузовских учебных дисциплин. На данном этапе предоставляются огромные возможности для взаимодействия педагогов и студентов, для активных социальных коммуникаций, для онлайнового сотрудничества в социальных сетях, педагогических и студенческих сообществах, порталах, форумах, чатах и т.д.

Таким образом, интеграция информационных и педагогических технологий носит ярко выраженный интерактивный характер. Педагогические технологии (проектный метод, обучение в сотрудничестве, кейс-технология и др.) и технологии Веб 2.0. предполагают активное взаимодействие и сотрудничество

заинтересованных пользователей в

формировании информационно-

коммуникативных ресурсов. Технологии Веб 2.0. предлагают студентам набор инструментов, позволяющие поддерживать формы обучения, которые предполагают организацию совместных проектов для решения поставленных задач; предоставляют возможности студентам применять новые способы в проведении исследований; создают новые структуры организации данных в сети Интернет, новые источники, формы и инструменты поиска информации.

Развивающие возможности технологий Веб 2.0. состоят в том, что они позволяют создавать собственный контент и осуществлять непосредственно в Интернете индивидуальные и групповые проекты, в том числе творческие, исследовательские, самообразовательные. С точки зрения самообразовательной и познавательной деятельности в сети, технологии Веб 2.0. предоставляют широкие возможности для развития навыков использования новых видов исследований и форм цифровой грамотности; а также получения знаний, которые необходимы преподавателям и студентам, чтобы справиться с новым информационным пространством. Веб 2.0. расширяют возможности для самообразовательной и исследовательской деятельности, научного творчества; позволяют разрабатывать новые способы конструирования различных развивающих ситуаций в виртуальной среде; создают новые приемы поиска, хранения и работы с информацией, стимулируют развитие новых технологий умственного труда в условиях Интернет-среды.

Таким образом, существенным

дидактическим и развивающим потенциалом

обладают средства обучения, построенные на основе Веб-технологий. Развивающий потенциал технологий Веб 2.0. состоит в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов

исследовательской, самообразовательной,

интеллектуальной деятельности и форм цифровой грамотности. Социальные сервисы Веб 2.0. могут обеспечить формирование интеллектуально и профессионально развитой личности, способствовать развитию

самостоятельности и творческих способностей, предоставляют доступ к новым источникам учебной информации. Дидактический потенциал технологий Веб 2.0. состоит в том, что использование Интернет-технологий

предоставляет возможности для формирования новых форм самостоятельной познавательной деятельности; способствует созданию новых версий эффективного использования Интернет-ресурсов в образовании и соответствующих моделей интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов.

1. Гнеденко В.В. Использование технологий Web 2.0 в образовании / В.В. Гнеденко, А.В. Тютяев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. -№ 3. - С. 82-90.

2. Гончарук Н.П. Педагогические аспекты развития интеллектуальных компетенций студентов средствами информационных технологий / Н.П. Гончарук, Э.Р. Валеева, Е.Н. Хромова // Казанская наука. - 2017. - № 7. - С. 48-53.

3. Гончарук Н.П. Модель развития интеллектуальной компетентности будущих инженеров в условиях непрерывного образования / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Вестник Казанского технологического университета - 2013. - № 14. -С. 299-304.

4. Гончарук Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного

общества / Н.П. Гончарук. - Казань: Изд-во Мо и Н РТ, 2011.

- 224 с.

5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие; под ред. И.В. Роберт. - М: Дрофа, 2008. - 312 с.

6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стер. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

7. Патаракин Е.Д. Вопросы применимости Web 2.0. в сфере образования / Е.Д. Патаракин. - Москва: Изд-во МИФИ, 2007. - 76 с.

8. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании: монография / Л.К. Раицкая.

- М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 173 с.

Сведения об авторах:

Гончарук Наталья Петровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии инженерной деятельности КНИТУ, e-mail: gonch54@mail.ru

Хромова Евгения Игоревна (г. Казань, Россия), магистр Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета, e-mail: e666@list.ru

Data about the authors:

N. Goncharuk (Kazan, Russia), doctor of pedagogical science, Professor, Professor of the Department of methodology of engineering activities, Kazan National Research Technological University, e-mail: gonch54@ mail.ru

E. Khromova (Kazan, Russia), master of Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: e666@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.