Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Хохлушина
ПОДКАСТИНГ В ОБУЧЕНИИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ
В настоящее время особый интерес у педагогов по всему миру вызывают вопросы интеграции новых информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Данная статья посвящена рассмотрению одного из социальных сервисов Веб 2.0. - подкастинга. В ней освещается опыт изучения его образовательного потенциала, а также выделяются дидактические свойства и функции подкастов, основанные на их технологических характеристиках.
Ключевые слова: подкастинг, подкасты, Веб 2.0, дидактический потенциал, дидактические свойства и функции.
Nowadays teachers all over the world are especially interested in adoption of new information and communications technologies into teaching. This paper deals with one of the Web 2.0 services - podcasting. It covers studies of its educational potential and describes educational features and functions of podcasts based on their technological characteristics.
Key words: podcasting, podcasts, Web 2.0, educational potential, educational properties and functions.
В настоящее время наблюдается кризис традиционных концепций обучения, основанных на овладении и воспроизводстве в памяти знаний и культурных традиций. Для его успешного преодоления, по мнению Б.С. Гершунского, необходимо искать способы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на основе его переориентации "от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса", "от жесткой унификации" всех компонентов учебно-познавательной деятельности к ее "индивидуализации и дифференциации", "от моноидеологизации" образовательного процесса к "идеологическому плюрализму"1.
Хохлушина Елена Валерьевна - преподаватель кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, аспирант кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-906-282-99-75, 8-906-710-01-61, e-mail: hemlighet40@ yahoo.com
1 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М., 1998. С. 214.
Теоретически и методически обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования позволит решить многие возникающие в ней проблемы. Поэтому на сегодняшний день актуальным становится методически выверенная и целесообразная интеграция ИКТ в учебный процесс, основанная на принципах дидактики. Основное внимание уделяется тому, каким образом можно использовать ИКТ для активизации, мотивации и стимулирования студентов, а также для оптимизации и усиления эффективности учебного процесса2.
Сегодня наибольший интерес у педагогов в области информационно-коммуникационных технологий вызывают ИКТ второго поколения или так называемого Веб 2.0. Впервые концепция Веба второго поколения была представлена в 2005 г. Т. О'Рейли в статье "Что такое Веб 2.0?"3. В отличие от ранних веб-сервисов (сайты, форумы), которые характеризовались ориентацией на создание и классификацию контента силами персонала сайтов, веб-сервисы второго поколения создаются не профессионалами, а обычными пользователями Интернета, что приводит к радикальной децентрализации, большей социальной активности, общению и сотрудничеству4.
К социальным сервисам Веб 2.0 относят блоги, вики, видеоблоги, социальные сети (например, MySpace, Facebook), а также подкасты, завоевавшие большую популярность среди преподавателей и учащихся по всему миру5.
Термин "подкастинг" появился в конце 2004 г. благодаря слиянию двух слов "iPod"6 и "broadcasting" (от англ. "теле-, радиовещание"). Тем не менее единый формат - в большинстве случаев MP37 - позволяет воспроизводить подкасты не только на iPod и компьютерах, но и при помощи МР3-плееров, встроенных в мобильные телефоны, коммуникаторы и лэптопы. Оксфордский словарь американского английского дает следующее определение термину "подкастинг": "Цифровая запись радиопередачи или другой подобной программы, доступная в Интернете для скачивания на персональный аудиоплеер"8.
Однако подкастинг отличается от других способов передачи аудио- и видеофайлов (стримингового радио- и телевещания9, скачивания медиафайлов с веб-страницы) возможностью подписаться
2 См.: Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003. С. 35.
3 O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // Retrieved, 2006. URL: http://www.oreillynet.eom/pub/a/oreilly/ tim/news/2005/09/30/ what-is-web-20.html?page=1
4 См.: ФилатоваА.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 40.
5 Там же.
6 МР3-плеер фирмы Apple.
7 Формат сжатия музыки цифрового качества в относительно компактные файлы для их дальнейшего использования.
8 The New Oxford American Dictionary / Ed. E. McKean. Oxford, 2005.
9 Одновременная передача видео / аудиосигнала в режиме реального времени.
на обновления. Эпизоды подкастов публикуются на сайте и сопровождаются RSS-фидами10, которые позволяют подписавшимся слушателям получать новые эпизоды автоматически, как только они появляются в Интернете.
Представители сферы образования приняли активное участие в изучении дидактического потенциала нового метода доставки аудио- и видеофайлов и эффективных способов его применения в учебном процессе (З. Себеси и M. Текдал11, У. Фраер12, П. Mенг13, А. Фокс14, И. Беланжер15 и др.).
В целом в педагогике рассматриваются возможности подкастинга как средства:
• доставки учебных материалов учащимся;
• получения аутентичной информации студентами;
• распространения административно-организационной информации;
• повторения и закрепления пройденного материала;
• подготовки студентов к лекциям и семинарам (прекасты).
Большое внимание уделяется использованию подкастов в проектной, лабораторной, исследовательской деятельности, типам подкас-тов в обучении, проблемам авторского права в подкастинге.
Для эффективного включения любого учебного средства в педагогический процесс необходимо выделить его дидактические свойства и функции и соотнести их с целями и задачами, требующими решения. Е.С. Полат под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимает "основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики"16.
К дидактическим свойствам подкастинга относятся звуковая природа, мультимедийность, эффективная организация информационного пространства и времени, интерактивность, простота использования и доступность.
10 XML-файлы, содержащие в себе заголовок, информацию о времени создания сообщения, продолжительность, краткое описание сообщения, ссылку (URL-адрес) на информацию, опубликованную на сайте или блоге.
11 Cebeci Z., TekdalM. Using Podcasts as Audio Learning Objects // Interdisciplinary Journal of Knowledge and Learning Objects. 2006. N 2. P. 47-57. URL: ijklo.org/Vol-ume2/v2p047-057Cebeci.pdf
12 Fryer W. Tools for the Teks: Integrating Technology in the Classroom // Classroom Audio Podcasting, 2005. URL: http://www.wtvi.com/TEKS/05_06_articles/classroom-audio-podcasting. html
13 Meng Р. Podcasting and Vodcasting: a White Paper // Retrieved, 2006. URL: http:// edmarketing.apple.com/adcinstitute/wp-content/Missouri_Podcasting _White_Paper.pdf
14 Fox A. Using Podcasts in the EFL Classroom // TESL-EJ. 2008. N 11(4). P. 2. URL: http://tesl-ej.org
15 Belanger Y. Duke University iPod First Year Final Evaluation Report // Retrieved, 2007. URL: http://www.duke.edu/ddi/pdf/ipod_initiative_04_05.pdf
16 Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.С. Полат. M., 2001. С. 22.
Прежде всего, следует отметить звуковую природу подкастов, как правило, аудио-файлов17. Такие особенности устной речи, как интонация, тембр, скорость, громкость, способствуют лучшей коммуникации, воздействуют на эмоции, делают содержание сообщения более личностно значимым18.
Мультимедийный характер подкастинга подтверждается существованием различных типов подкастов: аудиоподкастов, видеоподкас-тов (водкастов), расширенных подкастов (enhanced podcasts), сочетающих в себе аудио с другими формами представления информации, такими, как текст, изображение, видео, графика, анимация.
Следующее свойство подкастинга является одним из ключевых и значительно расширяет его образовательные возможности. В зарубежной литературе существует несколько вариантов его названия: мобильность (mobility)19, портативность (portability)20, пространственная и временная гибкость (time and spatial flexibility)21, возможность временного и пространственного сдвига (time and space shift)22. Суть данного свойства состоит в том, что подкастинг позволяет прослушивать записи в любое время в любом месте любое количество раз с любой скоростью23, а также автоматически получать обновления на свой компьютер или МРЗ-проигрыватель. Благодаря этому, а также широкому использованию МРЗ-плееров, мобильных телефонов и других портативных устройств подкастинг создает не имеющее границ учебное пространство, что позволяет увеличить время, которое учащиеся могут посвятить изучению материала. На основании всего вышеперечисленного данное дидактическое свойство подкастинга можно определить как эффективность организации информационного пространства и времени24.
Одним из основных дидактических свойств подкастинга является интерактивность. Вслед за С.В. Титовой мы будем рассматривать интерактивность не только "как процесс коммуникации", "возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению", но и "как процесс какого-либо действия или воздействия" на компьютерные программы и электронные ресурсы25.
В процессе использования ИКТ в образовании выделяют две системы взаимодействия - "студент ^ компьютер" и "студент ^
17 Cebeci Z., Tekdal M. Op. cit.
18 Power D.J. The Use of Audio in Distance Education // Training Needs in the Use of Media for Distance Education / Ed. S. Timmers. Singapore, 1990.
19 McMinn S.W.J. Podcasting Possibilities: Increasing Time and Motivation in the Language Learning Classroom. 2007. URL: http://www.eife-l.org/publications/proceed-ings/ilf08/contributions/improving-quality-of-learning-with-technologies/McMinn.pdf
20 Fox A. Op. cit.
21 Belanger Y. Op. cit.
22 Fox A. Op. cit.; Meng Р. Op. cit.
23 Belanger Y. Op. cit.; Meng Р. Op. cit.
24 См.: ФилатоваА.В. Указ. соч. C. 70.
25 Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009. С. 62-63.
компьютер ^ преподаватель/студент"26. Первая форма учебного взаимодействия существует на этапах создания, публикации и получения подкастов подписчиками. Вторая форма проявляется во взаимодействии создателей подкастов, их постоянных подписчиков и случайных слушателей. Однако, несмотря на наличие обратной связи, как правило, в виде комментариев слушателей, ответная реакция авторов следует редко и еще реже приводит к созданию эпизодов, продолжающих дискуссию. Следовательно, хотя применительно к подкастам можно говорить о модели интерактивности "я ^ всем", "все ^ мне"27, она носит ограниченный, часто эпизодический характер, в отличие от веблогов, и требует подключения других сервисов Интернета.
Простота использования и доступность подкастов28 обеспечиваются Я88-синдикацией29, широким распространением компьютерных технологий и мобильных устройств, относительно малой стоимостью необходимого оборудования для создания подкастов, возможностью их бесплатной публикации, хранения и распространения. Данные свойства позволяют привлекать к созданию и публикации программ в Интернете большое количество людей, в том числе преподавателей и учащихся. Это в свою очередь способствует беспрецедентному росту созданного силами пользователей контента, большей свободе выбора и разнообразию материалов для учащихся.
На основе рассмотренных выше дидактических свойств подкас-тинга можно выделить его дидактические функции (таблица).
Дидактические свойства подкастинга Дидактические функции подкастинга
Звуковая природа • возможность доступа к информации учащихся с нарушениями зрения, дислексией; • возможность учета индивидуальных стилей обучения студентов; • совершенствование устных видов речевой деятельности (говорение, аудирование), развитие речепроизно-сительных навыков; • возможность использования подкастов в обучении музыке, медицине, биологии и т.д. для презентации мелодий, звуков природы, сердечного пульса и т.д.; • создание эффекта присутствия преподавателя в дистанционном обучении
26 Там же. С. 62.
27 Титова С.В., ФилатоваА.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М., 2010.
28 Fryer W. Op. cit.
29 Really Simple Syndication (пер. с англ. "очень простое приобретение информации") - формат представления данных, предназначенный для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п.; одновременное распространение информации, в том числе аудио- и видео-, на различные страницы или web-сайты.
Дидактические свойства подкастинга Дидактические функции подкастинга
Мультимедийность • мотивация студентов к обучению, развитие творческих способностей; • формирование медиаграмотности учащихся
Максимальная эффективность организации информационного пространства и времени • возможность предоставления учебных материалов когда угодно и где угодно; • интенсификация процесса обучения: увеличение учебного времени, расширение учебного пространства; • развитие учебной автономии студентов, самоорганизации, самоконтроля; • возможность использования подкастов при подготовке, повторении, систематизации знаний; • создание благоприятной среды для индивидуального обучения, возможность построения индивидуальной траектории обучения; • применение активных форм обучения
Интерактивность • обеспечение обратной связи преподаватель-студент, студент - администрация учебного заведения; • развитие коммуникативных и творческих умений, сотрудничества; • развитие умения выступать перед широкой аудиторией; • мотивация студентов к познавательной деятельности, переход от потребления знаний к их синтезированию и обмену; • возможность инициировать обсуждение, учебную дискуссию по теме подкаста; • возможность получить консультацию специалиста по интересующей теме; • возможность оценить достижения студентов, развитие их учебных умений и навыков; • развитие эмпатии, умения выслушать и понять другую точку зрения; • формирование умений представлять свою страну и культуру на международной арене
Простота использования и доступность • мотивация студентов к обучению и использованию ИКТ в учебном процессе; • возможность получения быстрого и легкого доступа к большому количеству опубликованных материалов; • возможность организации личностно ориентированного обучения
Подкастинг благодаря своим дидактическим свойствам - звуковой природе, мультимедийности, интерактивности, эффективной организации информационного пространства и времени, простоте использования и доступности - расширяет образовательные возможности преподавателей и учащихся, предлагая гибкий подход к определению условий и обстоятельств доступа к выбранным учебным материалам. Студенты учатся брать на себя ответствен-
ность за результат своего обучения, принимать активное участие в его организации с учетом своих интересов и возможностей. Все это способствует интенсификации учебного процесса, развитию мотивации и автономии студентов, их коммуникативных, творческих умений и критического мышления, стимуляции студенческого взаимодействия и международного сотрудничества.
Список литературы
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для
студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М., 1998. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов вузов /
Под ред. Е.С. Полат. М., 2001. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном
образовании: теория и практика. М., 2009. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М., 2010.
Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством
блог-технологий: Дисс.... канд. пед. наук. М., 2009. Belanger Y. Duke University iPod First Year Final Evaluation Report // Retrieved,
2007. URL: http://www.duke. edu/ddi/pdf/ipod_initiative_04_05.pdf Cebeci Z., TekdalM. Using Podcasts as Audio Learning Objects // Interdisciplinary Journal of Knowledge and Learning Objects. 2006. N 2. URL: ijklo.org/Volume2/ v2p047-057Cebeci.pdf Fox A. Using Podcasts in the EFL Classroom // TESL-EJ. 2008. N 11(4). URL: http://tesl-ej.org
Fryer W. Tools for the Teks: Integrating Technology in the Classroom // Classroom Audio Podcasting, 2005. URL: http://www.wtvi.com/TEKS/05_06_articles/ classroom-audio -podcasting.html McMinn S.W.J. Podcasting Possibilities: Increasing Time and Motivation in the Language Learning Classroom. 2007. URL: http://www.eife-l. org/ publications/proceedings/ilf08/contributions/improving-quality-of-learning-with-technologies/McMinn.pdf Meng Р. Podcasting and Vodcasting: a White Paper // Retrieved, 2006. URL: http://edmarketing.apple.com/adcinstitute/wp-content/Missouri_Podcasting_ White_Paper.pdf
O'Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // Retrieved, 2006. URL: http://www.oreillynet.com/pub/ a/oreilly/tim/news/2005/09/30/ what-is-web-20. html? page=1 Power D.J. The Use of Audio in Distance Education // Training Needs in the Use of
Media for Distance Education / Ed. S. Timmers. Singapore, 1990. The New Oxford American Dictionary / Ed. E. McKean. Oxford, 2005.
9 ВМУ, лингвистика, № 4