Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / WEB-КВЕСТ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ядров Константин Павлович, Ершов Вадим Юрьевич

Современный образовательный процесс должен реализовываться в соответствии с принципами гибкости, открытости, мотивации к саморазвитию. В процессе обучения важным процессом становится учет возможностей студентов и выстраивание персонализированной образовательной траектории. Персонализированная модель обучения является новым механизмом в педагогической деятельности. Персонализированное обучение ориентировано на самостоятельное проектирование студентами собственной образовательной деятельности и технологий познания, индивидуальной траектории обучения и оценки своей работы. Технологии персонализированного обучения направлены на изменение индивидуально-личностных особенностей студентов и развитие личности. Использование персонализированных технологий обучения требует переосмысления традиционной роли педагога и студента, пересмотра целей, планирования занятий, системы оценки и обратной связи. Цифровые технологии выступают одним из востребованных и результативных ресурсов для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов в рамках реализации персонализированного обучения. Широкое распространение получили технологии хакатон, web-квест, технологии виртуальной реальности, форсайт-технологии. Результат использования персонализированных технологий обучения состоит в самореализации личности студентов и прогнозировании своего профессионального будущего. Успешная реализация персонализированных технологий обучения обеспечивается высоким уровнем цифровой компетентности студентов и цифровой квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Ядров Константин Павлович, Ершов Вадим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED STUDENT LEARNING TECHNOLOGIES

The modern educational process should be implemented in accordance with the principles of flexibility, openness, motivation for self-development. In the process of learning, an important process is taking into account the capabilities of students and building a personalized educational trajectory. The personalized learning model is a new mechanism in pedagogical activity. Personalized learning is focused on students' independent design of their own educational activities and cognition technologies, individual learning trajectory and evaluation of their work. Personalized learning technologies are aimed at changing the individual and personal characteristics of students and personal development. The use of personalized learning technologies requires a rethinking of the traditional role of the teacher and the student, a revision of goals, lesson planning, evaluation and feedback systems. Digital technologies are one of the most popular and effective resources for organizing educational activities and evaluating educational results within the framework of personalized learning. Hackathon technologies, web-quest, virtual reality technologies, foresight technologies have become widespread. The result of the use of personalized learning technologies is the self-realization of students' personality and the prediction of their professional future. The successful implementation of personalized learning technologies is ensured by a high level of digital competence of students and digital qualifications of teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что одним из современных трендов совершенствования образовательной системы выступает персонализированный подход в обучении. Развитие персонализации в образовании обусловило ускорением изменений профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную реальность.

Благодаря персонализированному подходу обеспечивается цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека, широкое распространение онлайн-образования. Результатом персонализированного подхода в обучении является самореализация студентов в образовательной сфере и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абдалина, Л.В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода / Л.В. Абдалина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 4-7. - EDN NFFUCF.

2. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 185-187. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0047. - EDN XFMRJY.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 277-280. -DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Горбунова, Н.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода / Н.В. Горбунова, А.С. Фетисов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2(56). -С. 25-30. - DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30. - EDN WGXFEA.

5. Есешкин, К.И. Использование персонализированного подхода в профессиональной подготовке при построении индивидуального образовательного маршрута студента колледжа / К.И. Есешкин // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15. - № 4. - С. 167-175. - DOI 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.18. - EDN VKGXNP.

6. Заславская, О.Ю. Подходы к реализации персонализированных траекторий обучения в условиях цифровой эклономики(на примере подготовки магистрантов) / О.Ю. Заславская // Интерактивное образование. - 2019. - № 1. -С. 13-16. - EDN NMOHMB.

7. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

8. Колдина, М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза / М.И. Колдина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1(5). -С. 256-260. - EDN PVRNET.

9. Кулакова-Манч, Е.А. Мотивация студентов и персонализированный подход в обучении РКИ / Е.А. Кулакова-Манч // Интернаука. - 2021. - № 29(205). - С. 12-14. - EDN IXPGFD.

10. Лапшова, А.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения / А.В. Лапшова, М.И. Колдина, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 44-47. - EDN XRADCH.

11. Просалова, В.С. Модель "5p education" как инновационная составляющая развития современного вуза / В.С. Просалова, А.А. Николаева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 7-2. - С. 282-288. - DOI 10.17513/vaael.2332. - EDN OBWZDP.

12. Педагогический дискурс: качество речи учителя: Материалы II Всероссийской конференции, Москва, 27-29 мая 2020 года / Под редакцией Л.Г. Викуловой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2020. - 264 с. - ISBN 978-5-89191-087-4. - EDN EGRIHB.

13. Табарак, Н.И. Возможности использования персонализированного подхода для развития навыков академического письма учащихся / Н.И. Табарак, Б. Тургумбаева // Sciences of Europe. - 2022. - № 101(101). - С. 30-38. - DOI 10.5281/zenodo.7107034. - EDN TPIDQC.

14. Шатилова, Л.М. Особенности использования интернет-ресурсов в процессе обучения немецкому языку / Л.М. Шатилова, Н.А. Айвазян // Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 34-43. - EDN YQZVUT.

15. Языкова, Н.В. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете / Н.В. Языкова, С.Н. Макеева; Печатается по решению Научно-методического совета ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет». - Москва: Тезаурус, 2015. - 288 с. - ISBN 978-5-98421-296-0. - EDN VRDOLX.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ядров Константин Павлович Московский государственный областной университет (г. Москва); магистрант, преподаватель Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), Нижегородский техникум отраслевых технологий (г. Нижний Новгород)

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современный образовательный процесс должен реализовываться в соответствии с принципами гибкости, открытости, мотивации к саморазвитию. В процессе обучения важным процессом становится учет возможностей студентов и выстраивание персонализированной образовательной траектории. Персонализированная модель обучения является новым механизмом в педагогической деятельности. Персонализированное обучение ориентировано на самостоятельное проектирование студентами собственной образовательной деятельности и технологий познания, индивидуальной траектории обучения и оценки своей работы. Технологии персонализированного обучения направлены на изменение индивидуально-личностных особенностей студентов и развитие личности. Использование персонализированных технологий обучения требует переосмысления традиционной роли педагога и студента, пересмотра целей, планирования занятий, системы оценки и обратной связи. Цифровые технологии выступают одним из востребованных и результативных

ресурсов для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов в рамках реализации персонализированного обучения. Широкое распространение получили технологии хакатон, web-квест, технологии виртуальной реальности, форсайт-технологии. Результат использования персонализированных технологий обучения состоит в самореализации личности студентов и прогнозировании своего профессионального будущего. Успешная реализация персонализированных технологий обучения обеспечивается высоким уровнем цифровой компетентности студентов и цифровой квалификации педагогов.

Ключевые слова: цифровые технологии, взаимодействие, виртуальная реальность, web-квест, самоактуализация, персонализированная траектория обучения, цифровизация.

Annоtation. The modern educational process should be implemented in accordance with the principles of flexibility, openness, motivation for self-development. In the process of learning, an important process is taking into account the capabilities of students and building a personalized educational trajectory. The personalized learning model is a new mechanism in pedagogical activity. Personalized learning is focused on students' independent design of their own educational activities and cognition technologies, individual learning trajectory and evaluation of their work. Personalized learning technologies are aimed at changing the individual and personal characteristics of students and personal development. The use of personalized learning technologies requires a rethinking of the traditional role of the teacher and the student, a revision of goals, lesson planning, evaluation and feedback systems. Digital technologies are one of the most popular and effective resources for organizing educational activities and evaluating educational results within the framework of personalized learning. Hackathon technologies, web-quest, virtual reality technologies, foresight technologies have become widespread. The result of the use of personalized learning technologies is the self-realization of students' personality and the prediction of their professional future. The successful implementation of personalized learning technologies is ensured by a high level of digital competence of students and digital qualifications of teachers.

Key words:digital technologies, interaction, virtual reality, web quest, self-actualization, personalized learning trajectory, digitalization.

Введение. В рамках развития современной системы образования возникает потребность в совершенствовании системы высшего образования. Основной задачей современной образовательной организации является раскрытие личностных особенностей каждого студента. Модернизация политической и социально-экономической среды определяет новый импульс профессиональной подготовки [2, C. 186]. Образовательный процесс должен отвечать принципам гибкости, открытости, мотивации к саморазвитию [14]. В процессе обучения становится приоритетным учет возможностей студентов и выстраивание персонализированной образовательной траектории. Персонализированная модель обучения является новым механизмом в педагогической деятельности [5, C. 258].

Востребованность персонализированной модели обучения обусловлена особенностями цифрового общества. Наблюдается процесс развития социально-профессиональных технологий, интеграция реальной, виртуальной и дополненной реальности, цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека [4, C. 76]. Данные процессы развития современного общества вызвали формирование личностно-ориентированного обучения, внедрение электронного обучения, широкое распространение личностных образовательных маршрутов, увеличение скорости обучения [7, C. 25]. Основным вектором образовательной деятельности становится ориентация на принцип «учить учиться».

Персонализированное обучение ориентировано на самостоятельное проектирование студентами собственной образовательной деятельности и технологий познания, индивидуальной траектории обучения и оценки своей работы. Технологии персонализированного обучения направлены на изменение индивидуально-личностных особенностей студентов и развитие личности [13, C. 514].

Приоритетным подходом в рамках персонализированного обучения является индивидуализация в образовательном процессе: определение целей реализации содержания учебного материала, разработка системы заданий, определение темпов обучения в соответствии с особенностями конкретного студента и возможностями группы. В качестве основного фактора персонализированного подхода выступает личность студента, её потребность и возможности в саморазвитии [11, C. 120]. Мотивом данной деятельности становятся перспективы реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Основополагающим подходом осуществления персонализированной модели обучения является субъектный подход, характеризующийся активностью, инициативностью и совершенствованием возможностей человека. Субъектность понимается в качестве способности индивида адаптироваться к меняющимся условиям в соответствии с собственными интересами и личностными особенностями [6, C. 190].

В качестве психологических факторов субъектности личности выступают её интегрированные особенности:

- самоопределение, выраженное в поиске смысла своей жизнедеятельности и реализации выбора своего будущего [15];

- самодетерминация, представляющая собой прогнозирование будущей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей и навыков;

- самоактуализация, определяющая стремление личности к полноценной реализации собственных потенциальных возможностей;

- трансперсонализация, предполагающая выбор индивидуальной траектории развития в соответствии с анализом прошлой деятельности, учетом настоящего и проектированием будущего [3, C. 15].

- самореализация, выраженная в воплощении субъектом собственных индивидуально-психологических возможностей в действительность [16, C. 149].

Реализация персонализированного обучения основывается на цифровой направленности содержания и технологий обучения, интеграции теоретической и практической подготовки студентов, ориентации персонализированного обучения на саморазвитие, вариативность проектирования учебного контента, сочетание психолого-педагогического, гуманитарного и специального содержания учебной информации [8, C. 340].

Изложение основного материала статьи.Исследование проблем персонализированной модели обучения приобрело особую актуальность при обучении студентов в условиях массового распространения электронных технологий.

Л.Н. Акинина отмечает, что современные электронные технологии содержат в себе большой объем возможностей для развития профессиологической компетентности, позволяющей выстраивать персональную траекторию развития и саморазвития в соответствии с требованиями рынка труда. Это обеспечивается за счет увеличения доля влияния студента на содержание дисциплины, планируемый результат; реализации самоопределения обучаемого при выборе форм обучения, объема содержания образования; осуществления самодиагностики образовательных результатов; управления собственной познавательной деятельностью для реализации персонализированной траектории обучения [1, C. 3].

Я.О. Опарина утверждает, что основной идеей персонализированного обучения выступает то, что студент является субъектом образовательной деятельности. Он обладает правом самостоятельно моделировать процесс обучения, выбирать задачи, контролировать уровень сложности. Автор выделяет шкалу учебных целей, выстроенных по уровню ожидаемого результата. Начальный уровень (1.0) предполагает заинтересованность студента к изучению курса. Первый уровень (2.0)

характеризуется простейшим пониманием, действиями в соответствии с образцом, осуществлением формул и алгоритмов. Второй уровень (3.0) предполагает целевое умение, на которое ориентировано содержание курса, понимание материала, которое можно применить к различным ситуациям. Третий уровень (4.0) ориентирован на проектирование знаний в другую дисциплинарную область и способность использования этих знаний на практике.

Студент может самостоятельно выбрать форму обучения в зависимости от образовательных целей. Обучаться он может самостоятельно, в коллективе или паре. Также в процессе обучения студент может определить необходимые для него материалы, благодаря которым будет достигнута цель обучения. Данные обстоятельства обеспечивают индивидуализацию воспитания и развития для реализации потенциала личности. Я.О. Опарина отмечает электронные технологии как инструмент реализации персонализированного обучения. Педагог в данном случае выступает навигатором и помощником для студентов [10, С. 72].

По словам Л.С. Подымовой при проектировании образовательного маршрута будущих педагогов важно ориентироваться на профессиональные и жизненные цели студента, сформулированные им на данном этапе развития. В отношении профессиональной реализации автор выделяет три основных профиля:

- монодеятельностный (профессиональная деятельность реализуется только в качестве практикующего педагога);

- смешанный (предполагается совокупность практики и научной деятельности);

- полидеятельностный (сочетание научной и педагогической практики).

Персонализированный формат обучения направлен на реализацию возможности формирования неповторимого спектра компетенций, что обеспечивает студенту возможность совершенствовать собственные навыки, развивать творческий потенциал. Персонализированное обучение в практике подготовки будущих педагогов является востребованным форматом. При реализации данного подхода важно обеспечивать сотрудничество всех участников образовательной деятельности [12, С. 234].

Персонализированная траектория обучения студента строится в процессе выбора образовательной программы, траектории дальнейшего образования,освоения компетенций, а также в процессе использования различных форм неформального обучения [9, С. 36].

С целью выявления отношения студентов к реализации персонализированного обучения был проведен опрос. Выборка состояла из 142 студентов 2 и 3 курсов в возрасте 19-22 лет, обучающихся по персонализированным образовательным траекториям. Вопросы, включенные в опрос студентов: «Устраивает ли Вас персонализированный формат обучения?», «Хотели ли вы продолжить персонализированное обучение или хотели бы вернуться к традиционным формам обучения?», «Что бы вы изменили в персонализированном обучении?».

Анализ результатов опроса позволил установить, что 87% студентов устраивает персонализированный формат обучения, 9% студентов высказали свое мнение о том, что их не устраивает персонализированное обучение, поскольку не исключены ситуации, когда они затрудняются самостоятельно трактовать требования педагогов. 4% респондентов воздержались от ответа, отметив, что не заметили колоссальной разницы. Однако 74% обучающихся хотели бы продолжить персонализированное обучение, поскольку данный формат работы имеет высокие результаты для будущей профессиональной деятельности. Студенты отмечали преимущества в виде выбора темпа обучения, платформ для реализации познавательной деятельности. 26% студентов склоняются к смешанной форме обучения, где использовались бы персонализированные и традиционные элементы образовательной деятельности. Респонденты отмечали, что по некоторым курсам подготовки снижается результативность в виду использования персонализированной модели обучения и выражали желание обучаться в соответствии с классическим образованием.

Далее студентам были представлены технологии, которые используются в образовательном процессе. Их задача состояла в определении технологий, способствующих высоким результатам персонализированного обучения. В результате было выделено три блока персонализированных технологий. Первый блок включил в себя гуманитарные технологии, где отличительными чертами является преобладание роли педагога в отборе содержания, непосредственное взаимодействие участников образовательного процесса. Второй блок предполагает использование цифровых технологий, где студенты получают высокий уровень самостоятельности в выборе темпа и содержания образования. Третий блок включил в себя интегрированные технологии, сочетающие в себе цифровые и гуманитарные технологии.

За востребованность второго блока технологий, предполагающих использование цифровых инструментов в обучении, проголосовало в общей сложности 92% студентов. Им было предложено выделить цифровые технологии, использование которых повлияло бы на рост их мотивации в образовательной деятельности. В результате респонденты выделили следующие технологии:

- хакатон(67%) - педагогическая технология, обеспечивающая выполнение проблемного задания. Использование хакатона направлено на овладение студентами критического мышления, работы с большими объемами информации;

- форсайт-технологии (59%) представляют собой средство для моделирования своего будущего. Благодаря данной технологии обеспечивается развитие прогностических способностей, позволяющих вносить корректировки в персонализированную траекторию обучения;

- web-квест (52%) направлен на организацию целенаправленной поисковой деятельности студентов в онлайн-пространстве;

- технологии виртуальной реальности (50%) предполагают бесконтактное взаимодействие студентов, направленное на реализацию будущих профессиональных действий.

Результаты опроса о востребованных технологиях персонализированного обучения содержали такие варианты как блокчейн, геймификация, облачные технологии, интеллект-карты, набрав в общей сложности 8%.

Проанализированные результаты исследования позволили установить, что современные студенты в целом заинтересованы в реализации персонализированного обучения и использовании персонализированных технологий. Использование персонализированных технологий обучения требует переосмысления традиционной роли педагога и студента, пересмотра целей, планирования занятий, системы оценки и обратной связи. Цифровые технологии выступают одним из востребованных и результативных ресурсов для организации образовательной деятельности и оценки образовательных результатов в рамках реализации персонализированного обучения.

Выводы. Одним из современных трендов совершенствования системы высшего образования является концепция персонализированного обучения. Её развитие связано с формированием инновационного социокультурного пространства, интегрирующего реальную, виртуальную и дополненную реальность, а также повсеместной цифровизацией жизнедеятельности человека.

В рамках исследования было установлено, что востребованными и результативными персонализированными технологиями являются цифровые технологии обучения. Широкое распространение получили технологии хакатон, web-квест, технологии виртуальной реальности, форсайт-технологии.

Результат использования персонализированных технологий обучения состоит в самореализации личности студентов и прогнозировании своего профессионального будущего. Успешная реализация персонализированных технологий обучения обеспечивается высоким уровнем цифровой компетентности студентов, которые представляют собой цифровое поколение. Осуществление персонализированного обучения требует от педагогов повышения цифровой квалификации, поиска инновационных персонализированных технологий обучения.

Литература:

1. Акинина, Л.Н. Проблемы и перспективы информационного обеспечения персонализированных траекторий обучения / Л.Н. Акинина, Ю.В. Деркач // Анализ, Моделирование, Управление, Развитие социально-экономических систем (АМУР-2019): XIII Всероссийская с международным участием школа-симпозиум: сборник научных трудов, Симферополь-Судак, 14-27 сентября 2019 года. - Симферополь-Судак: ИП Корниенко А.А., 2019. - С. 3. - EDN QQQQDR.

2. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 185-187.

- DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0047. - EDN XFMRJY.

3. Белова, С.К. Персонализированный подход и игровые методики профориентации и обучения молодежи / С.К. Белова, А.С. Ушакова // Профнавигация молодежи: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Краснодар, 04-21 апреля 2022 года. - Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2022. - С. 14-18. - EDN HJEDRK.

4. Денищева, Л.О. Возможности обеспечения персонализации образования в вузе / Л.О. Денищева, И.С. Сафуанов, Ю.А. Семеняченко // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2022. - № 2(60). - С. 72-85. -DOI 10.25688/2072-9014.2022.60.2.07. - EDN LWUCZW.

5. Колдина, М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза / М.И. Колдина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1(5). -С. 256-260. - EDN PVRNET.

6. Леденева, А.В. Технология персонализированного обучения в формировании субъектной позиции студента / А.В. Леденева // Общество - наука - инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 17 июня 2019 года. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САИНС", 2019. -С. 189-191. - EDN GWETBJ.

7. Лях, Ю.А. Персонализированное развитие навыков / Ю.А. Лях // Современное педагогическое образование. - 2021.

- № 6. - С. 25-28. - EDN LDSYYG.

8. Модель «интеграция подхода 7 модулей в обучении и персонализированного обучения» / А.Е. Икенова, З.Г. Кабдрахманова, А.С. Тлебалдинова, М.А. Карменова // Международный форум молодых исследователей: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 23 мая 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 340-343. - EDN SLQRLO.

9. Мылова, И.Б. Организационная модель персонализированного обучения педагогов цифровым технологиям / И.Б. Мылова, Е.Ю. Лукичева // Профильная школа. - 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 31-38. - DOI 10.12737/1998-0744-2020-31-38. -EDN KQSJNT.

10. Опарина, Я.О. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения / Я.О. Опарина, О.А. Шабанова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 4(48). - С. 69-72. - EDN ZQPYUE.

11. Паскова, А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения / А.А. Паскова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 3(42). - С. 113-122. - EDN XAWYHE.

12. Подымова, Л.С. Персонализированное обучение в системе качества педагогического образования / Л.С. Подымова, Д. Шуюй // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - № S2-1(31). -С. 233-236. - EDN JUCGQI.

13. Туманова, З.В. Трансформация образования в условиях цифровизации экономики / З.В. Туманова // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: Материалы национальной научно-практической конференции. В 2-х частях, Иваново, 05-08 февраля 2019 года. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. - С. 512-517. - EDN ZOHRNL.

14. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-6. - EDN IVBQHU.

15. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2(35). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-2-4. - EDN APDJTN.

16. Шестакова, Л.А. Цифровая платформа персонализированного обучения и современные образовательные технологии / Л.А. Шестакова // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 19 ноября 2019 года. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. - С. 149-151. - EDN MSRUCM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.