Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЬЮТОР / ВЕБ-КВЕСТ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зубкова Яна Владимировна, Абросимова Мария Алексеевна

Персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального роста студентов являются актуальной задачей современной системы образования. В рамках реализации персонализированного подхода критерием успешности обучения выступает в первую очередь достижение цели студента, а затем и достижение цели образовательной программы. С целью определения персонализированных технологий обучения было проведено исследование среди педагогов. Педагоги определяли содержание технологий, обеспечивающих самостоятельное определение студентами цели обучения; технологий, обеспечивающих выбор темпа и уровня освоения знаний; технологий, направленных на построение персонализированной траектории обучения. В рамках исследования были выделены платформы, способствующие реализации персонализированного подхода в обучении.Развитие персонализации в образовании обусловило ускорением изменений профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную реальность.Результатом персонализированного подхода в обучении является самореализация студентов в образовательной сфере и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зубкова Яна Владимировна, Абросимова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED APPROACH IN THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF LEARNING OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Personalized learning and the development of personalized educational trajectories of personal and professional growth of students are an urgent task of the modern education system. As part of the implementation of the personalized approach, the criterion for the success of training is primarily the achievement of the student's goal, and then the achievement of the goal of the educational program. In order to determine personalized learning technologies, a study was conducted among teachers. Teachers determined the content of technologies that ensure students' independent determination of the learning goal; technologies that ensure the choice of the pace and level of knowledge acquisition; technologies aimed at building a personalized learning trajectory. Within the framework of the study, platforms were identified that contribute to the implementation of a personalized approach to learning. The development of personalization in education has led to the acceleration of changes in professional technologies, the formation of a new socio-cultural space integrating real and virtual reality. The result of a personalized approach in teaching is the self-realization of students in the educational field and the prediction of future professional activity.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

11. Танаева, З.Р. Интерактивные симуляторы и виртуальные тренажеры в системе электронных средств обучения будущих сотрудников правоохранительных органов / З.Р. Танаева, Л.Ф. Иванова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - Т. 20. - № 1. - С. 13-18. - DOI 10.14529/law200102. - EDN MTPVSN.

12. Фомина, А.В. Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования / А.В. Фомина, Л.А. Осипова, И.В. Сликишина // Современное педагогическое образование. -2020. - № 12. - С. 65-69. - EDN LXECXV.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна Московский городской педагогический университет (г. Москва); магистрант Абросимова Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального роста студентов являются актуальной задачей современной системы образования. В рамках реализации персонализированного подхода критерием успешности обучения выступает в первую очередь достижение цели студента, а затем и достижение цели образовательной программы. С целью определения персонализированных технологий обучения было проведено исследование среди педагогов. Педагоги определяли содержание технологий, обеспечивающих самостоятельное определение студентами цели обучения; технологий, обеспечивающих выбор темпа и уровня освоения знаний; технологий, направленных на построение персонализированной траектории обучения. В рамках исследования были выделены платформы, способствующие реализации персонализированного подхода в обучении.Развитие персонализации в образовании обусловило ускорением изменений профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную реальность.Результатом персонализированного подхода в обучении является самореализация студентов в образовательной сфере и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, самоопределение, высшее образование, персонализированная траектория обучения, тьютор, веб-квест, онлайн-образование.

Annotation. Personalized learning and the development of personalized educational trajectories of personal and professional growth of students are an urgent task of the modern education system. As part of the implementation of the personalized approach, the criterion for the success of training is primarily the achievement of the student's goal, and then the achievement of the goal of the educational program. In order to determine personalized learning technologies, a study was conducted among teachers. Teachers determined the content of technologies that ensure students' independent determination of the learning goal; technologies that ensure the choice of the pace and level of knowledge acquisition; technologies aimed at building a personalized learning trajectory. Within the framework of the study, platforms were identified that contribute to the implementation of a personalized approach to learning. The development of personalization in education has led to the acceleration of changes in professional technologies, the formation of a new socio-cultural space integrating real and virtual reality. The result of a personalized approach in teaching is the self-realization of students in the educational field and the prediction of future professional activity.

Key words: digitalization, self-determination, higher education, personalized learning trajectory, tutor, web quest, online education.

Введение. В современном обществе становится абсолютно понятным, что ближайшее время станет эпохой радикальных изменений в образовании. Развитие информационных технологий и увеличение доступности технических инструментов в образовании, а также рост количества и доступности информации для обучающихся обуславливают необходимость поиска инновационных решений в обучении, позволяющих результативно использовать достижения науки и техники [6, C. 14]. Реформирование современной системы образования должно быть направлено на системное обновление педагогических практик и оценки результатов образовательной деятельности. В педагогической системе реализуется принцип цифровизации, переход к новым форматам обучения, разрушение традиционной модели взаимодействия со студентами [1, C. 5].

Глобальные изменения в образовательной сфере ставят перед собой новые задачи.

1. В области педагогической деятельности необходимо повысить гибкость и мобильность обучения, обеспечить высокое качество образования с помощью использования инструментов онлайн-обучения [3, C. 177]. Важно проводить учет потребностей и возможностей студентов, реализовывать индивидуальные образовательные программы, включая виртуальные персонализированные программы для достижения целей каждым студентом.

2. Перспективным направлением становится изменение позиции «педагог - студент», где студент выступает в роли активного субъекта, способного проанализировать собственный опыт, аргументировать ценности и убеждения, идеи о личностном и профессиональном самоопределении [7, C. 11]. Педагог в этом случае обеспечивает образовательную среду, направленную на повышение мотивации студентов к познавательной деятельности.

3. Совершенствование образовательных форматов. Востребованной формой обучения студентов становится персонализированный формат, где участники образовательной деятельности самостоятельно определяют направление развития из предложенных вариантов [9, C. 13]. Сущность персонализированного подхода состоит в том, чтобы найти наиболее подходящую практику для достижения высокого уровня знаний.

Персонализированное обучение и разработка персонализированных образовательных траекторий личностного и профессионального роста студентов являются актуальной задачей современной системы образования [10, C. 45]. Персонализированный подход заключается в том, что каждый студент делает осознанный выбор направления развития и находит собственные практики траектории личностного роста, позволяющие достичь высокого уровня развития [12].

Образовательный процесс строится по принципу квеста, где студент реализует развивающую программу по выбранному сценарию [8, C. 260].

Персонализированный подход в обучении заключается в следующих положениях:

- увеличивается акцент обучения на мотивацию самостоятельной деятельности и учет индивидуально-психологических особенностей [13, C. 32];

- студенты получают больше самостоятельности при проектировании образовательного маршрута обучения, выборе значимых заданий и способах их решения [5, C. 170];

- студентам предоставляется право самостоятельно выбирать форму организации образовательной деятельности: индивидуальную или коллективную;

- благодаря персонализированному подходу достигается сотрудничество участников обучения [14].

Изложение основного материала статьи. Персонализация представляет собой образовательный процесс, при котором у студентов есть возможность самостоятельно определить содержание обучения, темп, в современных условиях обучающиеся могут выбирать место и формат заданий на основе первостепенной цели обучения, личностных качеств, рекомендаций педагога и электронных систем [2, C. 185]. В рамках реализации персонализированного подхода критерием успешности обучения выступает в первую очередь достижение цели студента, а затем и достижение цели образовательной программы [11, C. 285].

Ряд педагогов и исследователей анализируют особенности персонализированного подхода в обучении [15]. Н.В. Горбунова, А.С. Фетисов отмечают, что реализация персонализированного подхода в образовательном процессе способствует формированию необходимых качеств будущего специалиста с учетом индивидуальных характеристик. Авторы отмечают, что существуют трудности при реализации индивидуальных образовательных траекторий, не позволяющие внедрять данный подход. Возможность эффективного использования индивидуальных образовательных траекторий предполагает следующие действия. Во-первых, обучение первокурсников не по определенной образовательной программе, а в группе направлений подготовки, что способствовало бы формированию профессиональных компетенций для будущей деятельности. Во-вторых, подготовка педагогических работников с использованием индивидуальных планов обучения, что позволит самостоятельно определять перечень дисциплин для будущей преподавательской деятельности [4, C. 25].

Б. Брей и К. Маккласки разделяют понятия персонализированного подхода в обучении и индивидуализацию обучения, опираясь на роль педагога и студентов. Авторы утверждают, что при индивидуализации обучения педагог делает определенный выбор на основе собственных представлений о потребностях и интересах студентов. При персонализированном обучении студент самостоятельно управляет своим обучением, соотнося его с собственными интересами и желаниями. Студент при персонализированном подходе проявляет активность в определении целей и показателей результативной деятельности. Обучающиеся активно вовлечены во все элементы обучения. Авторы также выделяют различия в оценивании данных подходов обучения. В процессе индивидуализации обучения оценивание происходит на основе шкалы и требует проверки знаний для определения уровня познавательных способностей. При персонализированном подходе педагоги организуют образовательную среду, в которой студенты самостоятельно формулируют цели, проводят анализ своих достижений и организуют рефлексию.

С целью определения персонализированных технологий обучения было проведено исследование в формате анкетирования в 2021-2022 уч. гг. Анкетирование проводилось в онлайн-формате на платформе SurveyMonkey. В общей сложности в анкетировании приняло участие 147 педагогов, стаж работы которых составляет более 5 лет. Респондентам были представлены названия трех групп персонализированных технологий: технологии, обеспечивающие самостоятельное определение студентами цели обучения; технологии, обеспечивающие выбор темпа и уровня освоения знаний; технологии, направленные на построение персонализированной траектории обучения. Задача состояла в том, чтобы определить наиболее результативные технологии для каждой группы.

В первую группу технологий, обеспечивающих самостоятельное определение обучающимися цели обучения 82,7% респондентов отнесли технологии форсайт-проектирования и 63,8% технологии контекстно-компетентностного обучения. Форсайт-проектирование представляет собой прогнозирование студентов своей будущей профессиональной деятельности на основе развития навыков самообразования, профессионально-личностного развития. Для контекстно-компетентностного обучения характерно последовательное моделирование будущей профессии. При реализации форсайт-проектирования студенты получают возможность самостоятельно определить значимую цель для будущего. Контекстно-компетентностное обучение направлено на создание условий для осмысления содержания будущей профессии с учетом личностных качеств.

Во вторую группу технологий, обеспечивающих выбор темпа и уровня освоения знаний, 74,1% педагогов отнесли технологию перевернутого класса, предполагающуюосвоение учебного материала студентами в домашних условиях. Аудиторная работа в этом формате работы предназначена для выполнения заданий, проведения практических и лабораторных работ. 64,2% респондентов выделили формат индивидуальных консультаций, позволяющих студентам избежать страха не освоить учебный материал. Данный формат позволяет педагогу анализировать динамику познавательной деятельности отдельно взятого студента. Веб-квест выделили 60,3% опрашиваемых. В процессе использования веб-квеста студенты решают проблемные вопросы с элементами ролевой игры. Преимуществом веб-квеста является возможность реализации обучения на разных уровнях, при этом студент сам выбирает темп обучения.

В группу технологий, направленных на построение персонализированной траектории обучения 82,4% респондентов высказались в пользу технологии тьюторства. Поддержка со стороны тьютора необходима в процессе организации персонализированной траектории обучения, поскольку студенты не всегда могут обладать достаточной информацией в области образовательных ресурсов. Тьютор играет роль консультанта, мотиватора и организатора взаимодействия педагогов и студентов. Благодаря деятельности тьютора создаются комфортные условия для реализации персонализированной траектории обучения.

В рамках анкетирования педагогам было предложены выделить платформы, способствующие реализации персонализированного подхода в обучении. Числовая выборка составила 108 анкет. Результаты анкеты выглядят следующим образом. Платформу Cerego выделило 79,3% респондентов. Педагоги отмечали, что платформа удобна тем, что она позволяет выкладывать материалы, необходимые для усвоения студентами. Система обладает функциями напоминания о том, когда нужно повторить контент для успешного освоения дисциплины. Cerego содержит в себе информацию о пройденном материале студентами. Удобные графики позволяют просматривать динамику познавательной активности студентов. SmartSparrow отметили 60,8% педагогов как платформу, позволяющую создать курс, где педагог самостоятельно настраивает определенную совокупность условий. KnowRe выделили 52,7%. Данная платформа позволяет изучать учебный материал в игровом формате. При решении задач, они разбиваются на блоки, и система может оценить, в каком разделе может быть допущена ошибка. Алгоритм платформы создает персонализированное расписание для студентов, в котором учитываются сильные и слабые стороны. Также были выделены платформы RiiiD, Skyeng.

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что одним из современных трендов совершенствования образовательной системы выступает персонализированный подход в обучении. Развитие персонализации в образовании обусловило ускорением изменений профессиональных технологий, формированием нового социокультурного пространства, интегрирующего реальную и виртуальную реальность.

Благодаря персонализированному подходу обеспечивается цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека, широкое распространение онлайн-образования. Результатом персонализированного подхода в обучении является самореализация студентов в образовательной сфере и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абдалина, Л.В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода / Л.В. Абдалина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 4-7. - EDN NFFUCF.

2. Алешугина, Е.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е.А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 185-187. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0047. - EDN XFMRJY.

3. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 277-280. -DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

4. Горбунова, Н.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода / Н.В. Горбунова, А.С. Фетисов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2(56). -С. 25-30. - DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30. - EDN WGXFEA.

5. Есешкин, К.И. Использование персонализированного подхода в профессиональной подготовке при построении индивидуального образовательного маршрута студента колледжа / К.И. Есешкин // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15. - № 4. - С. 167-175. - DOI 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.18. - EDN VKGXNP.

6. Заславская, О.Ю. Подходы к реализации персонализированных траекторий обучения в условиях цифровой эклономики(на примере подготовки магистрантов) / О.Ю. Заславская // Интерактивное образование. - 2019. - № 1. -С. 13-16. - EDN NMOHMB.

7. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

8. Колдина, М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза / М.И. Колдина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1(5). -С. 256-260. - EDN PVRNET.

9. Кулакова-Манч, Е.А. Мотивация студентов и персонализированный подход в обучении РКИ / Е.А. Кулакова-Манч // Интернаука. - 2021. - № 29(205). - С. 12-14. - EDN IXPGFD.

10. Лапшова, А.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения / А.В. Лапшова, М.И. Колдина, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 44-47. - EDN XRADCH.

11. Просалова, В.С. Модель "5p education" как инновационная составляющая развития современного вуза / В.С. Просалова, А.А. Николаева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 7-2. - С. 282-288. - DOI 10.17513/vaael.2332. - EDN OBWZDP.

12. Педагогический дискурс: качество речи учителя: Материалы II Всероссийской конференции, Москва, 27-29 мая 2020 года / Под редакцией Л.Г. Викуловой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2020. - 264 с. - ISBN 978-5-89191-087-4. - EDN EGRIHB.

13. Табарак, Н.И. Возможности использования персонализированного подхода для развития навыков академического письма учащихся / Н.И. Табарак, Б. Тургумбаева // Sciences of Europe. - 2022. - № 101(101). - С. 30-38. - DOI 10.5281/zenodo.7107034. - EDN TPIDQC.

14. Шатилова, Л.М. Особенности использования интернет-ресурсов в процессе обучения немецкому языку / Л.М. Шатилова, Н.А. Айвазян // Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 34-43. - EDN YQZVUT.

15. Языкова, Н.В. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете / Н.В. Языкова, С.Н. Макеева; Печатается по решению Научно-методического совета ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет». - Москва: Тезаурус, 2015. - 288 с. - ISBN 978-5-98421-296-0. - EDN VRDOLX.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ядров Константин Павлович Московский государственный областной университет (г. Москва); магистрант, преподаватель Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), Нижегородский техникум отраслевых технологий (г. Нижний Новгород)

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современный образовательный процесс должен реализовываться в соответствии с принципами гибкости, открытости, мотивации к саморазвитию. В процессе обучения важным процессом становится учет возможностей студентов и выстраивание персонализированной образовательной траектории. Персонализированная модель обучения является новым механизмом в педагогической деятельности. Персонализированное обучение ориентировано на самостоятельное проектирование студентами собственной образовательной деятельности и технологий познания, индивидуальной траектории обучения и оценки своей работы. Технологии персонализированного обучения направлены на изменение индивидуально-личностных особенностей студентов и развитие личности. Использование персонализированных технологий обучения требует переосмысления традиционной роли педагога и студента, пересмотра целей, планирования занятий, системы оценки и обратной связи. Цифровые технологии выступают одним из востребованных и результативных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.