Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Зубкова Яна Владимировна, Мельников Даниил Дмитриевич

Современные мировые тренды цифровизации внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, адаптируя его к динамично меняющимся условиям и возросшим объемам потока информации. Высшие учебные заведения направляют свою деятельность на поиск инновационных способов кастомизировать содержание обучения и педагогические технологии, академическую поддержку и индивидуальные образовательные потребности студентов. В этом контексте персонализация приобретает весомое значение. Персонализированное обучение представляет собой ориентированную на студентов модель образования, которая позволяет им достигать поставленных целей, исследовать проблемы, осуществлять поиск и создавать новые продукты. Задача педагога заключается в демонстрации студентам желаемого типа взаимодействия, предоставлении обратной связи, стимулировании рефлексии, побуждении к личностному росту.В процессе проведения исследования стоял вопрос определения характерных признаков персонализированного обучения, которые можно использовать в качестве фильтра для подбора результативных форм обучения. Респондентам предстояло также определить наиболее востребованные формы персонализированного обучения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что современные педагоги заинтересованы в использовании персонализированного подхода в процессе обучения. Результаты исследования позволили установить, что важнейшими признаками персонализированного обучения педагоги считают мотивацию, совместное созидание, социальное строительство, самопознание студентов. Востребованными формами персонализированного обучения являются LiberalArts, самообразование, дифференцированное обучение, расширение самостоятельности студентов, адаптивное обучение. Цифровые площадки позволяют представить результаты работы в удобном формате и снижают ощущение зависимости от педагога. Реализация персонализированного подхода предлагает студентам право выбора, систему ориентиров профессионального развития, возможность сэкономить время и ответственно им распорядиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Зубкова Яна Владимировна, Мельников Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED APPROACH IN EDUCATION

Modern global trends of digitalization are being introduced into all spheres of society, adapting it to dynamically changing conditions and increased volumes of information flow. Higher education institutions focus their activities on finding innovative ways to customize the content of education and pedagogical technologies, academic support and individual educational needs of students. In this context, personalization takes on significant importance. Personalized learning is a student-centered education model that allows them to strive to achieve their goals, explore problems, search and create new products. The task of the teacher is to demonstrate to students the desired type of interaction, provide feedback, stimulate reflection, encourage personal growth. In the process of conducting the study, there was a question of determining the characteristic features of personalized learning, which can be used as a filter for selecting effective forms of learning. The respondents also had to identify the most popular forms of personalized learning. The conducted research allowed us to conclude that modern teachers are interested in using a personalized approach in the learning process. The results of the study allowed us to establish that teachers consider motivation, joint creation, social construction, self-knowledge of students to be the most important signs of personalized learning. Popular forms of personalized learning are Liberal Arts, self-education, differentiated learning, expansion of students' independence, adaptive learning. Digital platforms allow you to present the results of work in a convenient format and reduce the feeling of dependence on the teacher. The implementation of a personalized approach offers students the right to choose, a system of guidelines for professional development, the opportunity to save time and manage it responsibly.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна

Московский городской педагогический университет (г. Москва);

магистрант Мельников Даниил Дмитриевич

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Современные мировые тренды цифровизации внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, адаптируя его к динамично меняющимся условиям и возросшим объемам потока информации. Высшие учебные заведения направляют свою деятельность на поиск инновационных способов кастомизировать содержание обучения и педагогические технологии, академическую поддержку и индивидуальные образовательные потребности студентов. В этом контексте персонализация приобретает весомое значение. Персонализированное обучение представляет собой ориентированную на студентов модель образования, которая позволяет им достигать поставленных целей, исследовать проблемы, осуществлять поиск и создавать новые продукты. Задача педагога заключается в демонстрации студентам желаемого типа взаимодействия, предоставлении обратной связи, стимулировании рефлексии, побуждении к личностному росту.В процессе проведения исследования стоял вопрос определения характерных признаков персонализированного обучения, которые можно использовать в качестве фильтра для подбора результативных форм обучения. Респондентам предстояло также определить наиболее востребованные формы персонализированного обучения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что современные педагоги заинтересованы в использовании персонализированного подхода в процессе обучения. Результаты исследования позволили установить, что важнейшими признаками персонализированного обучения педагоги считают мотивацию, совместное созидание, социальное строительство, самопознание студентов. Востребованными формами персонализированного обучения являются LiberalArts, самообразование, дифференцированное обучение, расширение самостоятельности студентов, адаптивное обучение. Цифровые площадки позволяют представить результаты работы в удобном формате и снижают ощущение зависимости от педагога. Реализация персонализированного подхода предлагает студентам право выбора, систему ориентиров профессионального развития, возможность сэкономить время и ответственно им распорядиться.

Ключевые слова: цифровизация, дифференциация, обратная связь, мотивация, высшее образование, межличностные отношения.

Annotation. Modern global trends of digitalization are being introduced into all spheres of society, adapting it to dynamically changing conditions and increased volumes of information flow. Higher education institutions focus their activities on finding innovative ways to customize the content of education and pedagogical technologies, academic support and individual educational needs of students. In this context, personalization takes on significant importance. Personalized learning is a student-centered education model that allows them to strive to achieve their goals, explore problems, search and create new products. The task of the teacher is to demonstrate to students the desired type of interaction, provide feedback, stimulate reflection, encourage personal growth. In the process of conducting the study, there was a question of determining the characteristic features of personalized learning, which can be used as a filter for selecting effective forms of learning. The respondents also had to identify the most popular forms of personalized learning. The conducted research allowed us to conclude that modern teachers are interested in using a personalized approach in the learning process. The results of the study allowed us to establish that teachers consider motivation, joint creation, social construction, self-knowledge of students to be the most important signs of personalized learning. Popular forms of personalized learning are Liberal Arts, self-education, differentiated learning, expansion of students' independence, adaptive learning. Digital platforms allow you to present the results of work in a convenient format and reduce the feeling of dependence on the teacher. The implementation of a personalized approach offers students the right to choose, a system of guidelines for professional development, the opportunity to save time and manage it responsibly.

Key words:digitalization, differentiation, feedback, motivation, higher education, interpersonal relations.

Введение. Современные мировые тренды цифровизации внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, адаптируя его к динамично меняющимся условиям и возросшим объемам потока информации. Наиболее уязвимой социальной сферой стала система образования, где скорость модернизации от внешнего воздействия превосходит скорость внутреннего [2, C. 19]. Высшие учебные заведения направляют свою деятельность на поиск инновационных способов кастомизировать содержание обучения и педагогические технологии, академическую поддержку и индивидуальные образовательные потребности студентов [11, С. 39]. Поколение Z привыкло использовать персонализированные сервисы обучения и уже не готово получать стандартизированные образовательные услуги. В этом контексте персонализация приобретает более широкое значение, чем ранее известный индивидуальный подход к обучению [1, C. 33]. Геймификация, электронное обучение, виртуальная и дополненная реальность становятся новыми объектами для изучения. Они призваны стать частью современного образовательного контента.

В программе развития цифровой экономики в России до 2035 года указано, что ключевыми факторами экономической деятельности становятся электронные технологии, способные повысить эффективность и качество в производстве и потреблении услуг. Конкурентным преимуществом обладают те государства, чья экономика развивается на более продвинутых электронных технологиях. В программе значительное место уделяется области образования, которая является ключевой сферой использования инновационных цифровых инструментов. Возможности цифровой экономики позволяют гражданам повышать квалификацию, непрерывно реализовывать образовательную деятельность, развиваться и участвовать в экономической и социальной жизни [7, C. 430]. Важно содействовать широкому применению цифровых инструментов в образовании на протяжении всей жизни. Реализация цифровой стратегии обучения, предполагающей использование, расширение и внедрение цифровых инструментов позволит достичь высококачественного образования.

В качестве стратегических приоритетов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года основные задачизвучат следующим образом: создание и реализация цифровой образовательной среды, функционирование системы поддержки и развития способностей молодежи, создание условий для их самореализации. В программе Российской Федерации «Развитие образования» отмечается в качестве приоритетной задачи обеспечение реализации цифровой трансформации, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций.

Профессиональный стандарт педагога нацелен на повышение образовательных результатов [6, С. 35]. В документе содержатся требования к педагогу по обучению, развитию и воспитанию современных обучающихся. В стандарте описываются требования к педагогу, деятельность которого направлена на личность каждого обучающегося. Современный педагог должен выполнять трудовые действия по формированию мотивации студентов к обучению, систематически анализировать эффективность используемых в практике подходов, развивать навыки, связанные с цифровыми технологиями. В виде отдельного умения выделено включение в процесс обучения всех студентов, в том числе с особыми потребностями в образовании.

Основная роль педагога состоит в своеобразном делегировании обучающимся позиции субъекта собственного обучения [4, С. 182]. Благодаря персонализации студент становится главным субъектом образования. Проблема современного образовательного процесса состоит в отсутствии единого понимания феномена персонализации. Цель статьи состоит в обобщении понятия персонализированного подхода в образовании и методологическом обосновании внедрения идеи персонализации в образовательную практику.

Для персонализированного обучения характерны следующие принципы:

- поиск индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

- возможность самостоятельно выбирать сложность, оптимальный темп и содержание учебного материала;

- гарантированная и детальная обратная связь;

- использование современных приёмов и моделей обучения;

- обучение навыкам, востребованным в современном мире;

- выстраивание культурной среды, дающей примеры для мотивации на развитие.

Изложение основного материала статьи. Персонализация представляет подход в образовании, в котором обучающийся сам выбирает образовательную программу, скорость и способы обучения. Преподаватели оказывают поддержку студентам и помогают корректировать учебный план в соответствии с целями и желаемыми результатами. Персонализированное образование предполагают большую степень самостоятельности студентов. Им предстоит делать осознанный выбор, работать с опорой только на личные силы. Обучающимся нужна крепкая дисциплина и умение взаимодействовать [10, С. 399]. Данные качества будут иметь преимущество не только при реализации обучения, но и после окончания вуза в профессиональной сфере. Задача педагога заключается в демонстрации студентам желаемого типа взаимодействия, предоставлении обратной связи, стимулировании рефлексии, побуждении к личностному росту [12, С. 66].

Н.В. Савина характеризует персонализацию обучения как современный тренд образовательного процесса. Особенно важным атрибутом персонализации автор называет позицию студента, которая выражается в способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В основе внедрения идей персонализации в практику лежат антропологический, аксиологический, личностно-ориентированный подходы [9, С. 88].

Ю.А. Лях отмечает, что предметное обучение и диспозиционное мышление являются взаимодополняющими целями. В образовательных организациях деятельность педагога должна быть направлена на то, как критически и творчески мыслить и решать проблемы. В процессе творческой деятельности студент участвует в двух привычках разума: принимает ответственный риск и создаёт новый продукт. Роль педагога при персонализированном обучении состоит в моделировании и использовании привычки разума, извлекая лучшее из мышления обучающихся. Роль субъектов обучения состоит в том, чтобы использовать и совершенствовать привычки разума для дальнейшей самостоятельной деятельности [5, С. 18].

В.В. Грачев высказывает точку зрения о том, что целенаправленное и последовательное воплощение идей персонализации в обучении направлено на достижение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного развития студентов. В системе высшего образования определяющим фактором его развития является персонализация направленности, содержания и логики построения образовательных технологий. Персонализация образования способна ответить на такие вызовы современности как утрата основных форм идентичности, дегуманизация нравственных ориентиров, культурное опустошение межличностных отношений [3, С. 12].

Исходя из проанализированных мнений авторов, касающихся феномена «персонализация», можно заключить, что персонализированное обучение представляет собой ориентированную на студентов модель образования, которая позволяет им стремиться к достижению поставленных целей, исследовать проблемы, осуществлять поиск и создавать новые продукты.

В процессе проведения исследования стоял вопрос определения характерных признаков персонализированного обучения, которые можно использовать в качестве фильтра для подбора результативных форм обучения. С этой целью в сентябре-октябре 2022 года был проведен опрос среди педагогических работников высших учебных заведений. Числовая выборка составила 138 респондентов. Результаты исследования позволили установить, что одним из важнейших признаков персонализированного обучения педагоги считают мотивацию (75%). Респонденты отмечали в опросной форме, что студенты становятся ценными участниками образовательного процесса. Персонализированное обучение поощряет обучающихся осознавать не только востребованность своих идей, но и изменение собственных мыслей под воздействием идей других участников обучения. Совместное созидание выделили 64% респондентов. При реализации персонализированного обучения студенты развивают свои идеи, участвуют в поиске новой информации, в том числе с использованием информационных технологий, представляют результаты своей деятельности, измеряют эффективность своей работы. Благодаря непрерывной творческой деятельности студенты приобретают и совершенствуют свои креативные навыки. В качестве немаловажного признака 53% педагогов выделили социальное строительство как определяющий признак персонализированного обучения. Генерация идей студентов происходит благодаря регулярному взаимодействию с остальными участниками процесса. Студенты строят собственную картину мира исходя из обсуждения проблемных вопросов, опираясь на мнение других студентов. В процессе обучения студенты получают больше уверенности, когда чувствуют дух товарищества, ощущение причастности к большому общему процессу. Реализации данного признака способствует использование социальных сетей, онлайн-площадок и других инструментов электронной среды. 42% респондентов отдали своё предпочтение самопознанию студентов. Педагоги помогают студентам стать самостоятельными участниками образовательного процесса, управлять собой в различных ситуациях. В качестве признаков педагоги так же отмечали интеграцию студентов в профессиональную сферу, создание предпосылок для успешной социализации студентов и другие.

В рамках проведения исследования педагогам было предложено определить наиболее востребованные формы персонализированного обучения. Для этого им нужно было оценить существующие формы обучения по шкале от 1 до 10. В качестве оценки форм использовались признаки персонализированного обучения, описанные выше. В результате анализа анкетных данных были отмечены: ЬШега1Аг^ (26,4%), самообразование (53,9%), дифференцированное обучение (58,7%), расширение самостоятельности студентов (62,3%), адаптивное обучение (72,5%).

ЬШега1Аг^ предполагает персонализированный подход в высшем образовании, в рамках которого студенты самостоятельно определяют образовательный маршрут, практикуют междисциплинарное взаимодействие и используют интерактивные технологии обучения для достижения поставленных задач.

Самообразование предполагает самостоятельную организацию студентом своего процесса обучения. Он определяет образовательные задачи и условия, необходимые для их достижения. Высшее учебное заведение в данном случае используется как площадка для получения необходимых материалов. Недостатком данного обучения является низкий уровень взаимодействия студентов и педагога.

При дифференцированном обучении студенты делятся на мини-группы, в зависимости от уровня подготовки, образовательных целей и мотивов. Педагоги отбирают инструменты, условия и сложность курса под конкретную группу. Благодаря данной форме персонализированного обучения существует возможность регулирования сложности обучения. Однако при такой форме отсутствует учет индивидуальных особенностей каждого студента.

Увеличение самостоятельности студентов предполагает проявление ими большей автономности. Появляется возможность проявить себя, свои навыки и умения. Для достижения этой цели педагог разрабатывает задания для самостоятельной подготовки, организует курсы углубленной подготовки по определенным направлениям. Это позволяет расширить навыки отдельного студента, однако не предполагает построение индивидуальной траектории обучения.

Адаптивное обучение характеризуется как образовательная модель, где информационные технологии подстраивают учебную программу под пожелания и способности обучающихся. Для адаптивного обучения предполагается возможность самостоятельно выбирать объем и темп обучения. Содержание курса определяется заранее, изменить его практически нет возможности.

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что современные педагоги заинтересованы в использовании персонализированного подхода в процессе обучения. Результаты исследования позволили установить, что важнейшими признаками персонализированного обучения педагоги считают мотивацию, совместное созидание, социальное строительство, самопознание студентов. Востребованными формами персонализированного обучения являются LiberalArts, самообразование, дифференцированное обучение, расширение самостоятельности студентов, адаптивное обучение.

Всё содержание учебного материала студенты могут освоить через активную деятельность. Вместо предоставления педагогом готовых знаний, участники образовательного процесса проводят исследования, сравнивают источники и находят ответы на поставленные вопросы. Цифровые площадки позволяют представить результаты работы в удобном формате и снижают ощущение зависимости от педагога. Реализация персонализированного подхода в обучении предлагает студентам право выбора, систему ориентиров профессионального развития, возможность сэкономить время и ответственно им распорядиться. Поддержать мотивацию обучающихся помогают разнообразие заданий, прохождение предметных курсов, мотивационные задания с использованием электронных инструментов.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Профессиональная культура личности студента: социальный аспект / М.Н. Булаева, А.В. Лапшова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 6(32). - С. 32-36. - EDN VMDGOK.

2. Гладкова, М.Н. Реализация идей личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании / М.Н. Гладкова, М.А. Карпова, М.П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

3. Грачев, В.В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности / В.В. Грачев // Акмеология. - 2005. - № 2(14). - С. 11-17. - EDN PAQHZL.

4. Лопанова, Е.В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования / Е.В. Лопанова, Н.В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 181-184. - EDN XSDTWR.

5. Лях, Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников / Ю.А. Лях // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3(108). - С. 16-20. - DOI 10.24411/1813-145X-2019-10410. - EDN QLDMEI.

6. Миронова, Н.Г. К проблеме персонализации вузовского образования в России / Н.Г. Миронова // Развитие образования. - 2021. - Т. 4. - № 4. - С. 34-41. - DOI 10.31483/r-100673. - EDN VVWEPK.

7. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде / О.И. Ваганова, Л.И. Кутепова, А.В. Трутанова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-2. -С. 429-431. - EDN YKKYHT.

8. Петров, А.Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, М.Н. Булаева. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. -269 с. - EDN YSHGGD.

9. Савина, Н.В. Методологические основы персонализации образования / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 14. - № 4. - С. 82-90. - DOI 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10. - EDN KRCKPJ.

10. Тарева, Е.Г. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации / Е.Г. Тарева, Л.Г. Викулова, И.В. Макарова // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 4(45). - С. 398-404. - DOI 10.25683/V0LBI.2018.45.405. - EDN YMRUBN.

11. Тарева, Е.Г. Межкультурный подход в парадигмальной системе современного социогуманитарного знания / Е.Г. Тарева // Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности: Коллективная монография. - Москва: НЕОЛИТ, 2017. - С. 17-44. - EDN YAMPZB.

12. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 62-68. - EDN SYUCBT.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования социального партнерства в ДОО. Раскрыты основные понятия. Показана специфика социального взаимодействия ДОО с социумом. Определены задачи и формы социального партнерства в ДОО. Приведены результаты исследования изучения организации социального партнерства в ДОО. Дана характеристика основных направлений социального партнерства в ДОО. Выделены субъекты социального партнерства в ДОО. Определена роль взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.