Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есешкин Кирилл Игоревич

Статья посвящена поиску путей адаптации профессиональной подготовки к современным контекстам в условиях динамики социокультурной действительности. Исследование посвящено попытке обоснования необходимости дополнить профессиональную подготовку в колледже индивидуальным образовательным маршрутом, ориентированным на персонализированный подход в обучении. Исследование проводилось на основе теоретического анализа данных педагогической науки, обобщения, систематизации, а также подтверждается эмпирическими данными: опросами студентов о вовлеченности в неформальное образование, кейсами по реализации индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход в обучении. Проанализированы сущность и содержание персонализированного подхода, оценены возможности использования неформального образования в рамках построения индивидуального образовательного маршрута. Описаны варианты использования индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход. Осуществлено сравнение использования ИОМ в рамках индивидуального и персонализированного подходов. Данные результаты могут стать основой для внедрения в практику профессиональной подготовки в организациях среднего профессионального образования индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход в обучении, и будут способствовать интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке для ее обогащения, помогая будущему специалисту стать конкурентоспособным при выходе на рынок труда и готовым к дальнейшему профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есешкин Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED APPROACH USE IN PROFESSIONAL TRAINING WHEN BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE FOR A COLLEGE STUDENT

The article is devoted to the search for a solution to the adaptation of vocational training to modern “contexts” in the context of the dynamics of socio-cultural reality. The study attempts to justify the need to complement professional training in college with an individual educational route focused on a personalized approach to learning. The study was carried out on the basis of a theoretical analysis of pedagogical data, generalization, systematization, and is also confirmed by empirical data: student polls about involvement in non-formal education, cases on the implementation of an individual educational route focused on a personalized approach to learning. The essence and content of the personalized approach are analyzed; the possibilities of using non-formal education within the framework of building an individual educational route are assessed. Variants of using an individual educational route focused on a personalized approach are described. Comparison of the use of IER in the framework of individual and personalized approaches is carried out. These results can become the basis for the introduction into the practice of vocational training in organizations of secondary vocational education of an individual educational route focused on a personalized approach to learning and will contribute to the integration of formal and non-formal education in vocational training for its enrichment, helping a future specialist to be competitive when entering the labor market and being ready for further professional growth.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

й01: 10.17238^1998-5320.2021.15.4.18

Научная статья

К. И. Есешкин12

И kirilleseshkin@gmail.com

'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация 2Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Использование персонализированного подхода в профессиональной подготовке при построении индивидуального образовательного маршрута студента колледжа

Аннотация: Статья посвящена поиску путей адаптации профессиональной подготовки к современным контекстам в условиях динамики социокультурной действительности. Исследование посвящено попытке обоснования необходимости дополнить профессиональную подготовку в колледже индивидуальным образовательным маршрутом, ориентированным на персонализированный подход в обучении. Исследование проводилось на основе теоретического анализа данных педагогической науки, обобщения, систематизации, а также подтверждается эмпирическими данными: опросами студентов о вовлеченности в неформальное образование, кейсами по реализации индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход в обучении. Проанализированы сущность и содержание персонализированного подхода, оценены возможности использования неформального образования в рамках построения индивидуального образовательного маршрута. Описаны варианты использования индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход. Осуществлено сравнение использования ИОМ в рамках индивидуального и персонализированного подходов. Данные результаты могут стать основой для внедрения в практику профессиональной подготовки в организациях среднего профессионального образования индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход в обучении, и будут способствовать интеграции формального и неформального образования в профессиональной подготовке для ее обогащения, помогая будущему специалисту стать конкурентоспособным при выходе на рынок труда и готовым к дальнейшему профессиональному росту.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, персонализированное обучение, интеграция формального и неформального образования в профессиональной подготовке, технология интеграции неформального образования, профессиональная подготовка.

Дата поступления статьи: 5 августа 2021 г.

Для цитирования: Есешкин К. И. (2021) Использование персонализированного подхода в профессиональной подготовке при построении индивидуального образовательного маршрута студента колледжа. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 167-175. DOI: l0л72з8/issm998-5320.202lл5.4л8.

УДК 377

Scientific article

K. I. Eseshkin1'2

El kirilleseshkin@gmail.com

x 'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

2Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Personalized approach use in professional training when building an individual educational route for a college student

Abstract: The article is devoted to the search for a solution to the adaptation of vocational training to modern "contexts" in the context of the dynamics of socio-cultural reality. The study attempts to justify the need to complement professional training in college with an individual educational route focused on a personalized approach to learning. The study was carried out on the basis of a theoretical analysis of pedagogical data, generalization, systematization, and is also confirmed

© К. И. Есешкин, 2021

!ssn i2587-943xponhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 4 2021

Педагогические науки

by empirical data: student polls about involvement in non-formal education, cases on the implementation of an individual educational route focused on a personalized approach to learning. The essence and content of the personalized approach are analyzed; the possibilities of using non-formal education within the framework of building an individual educational route are assessed. Variants of using an individual educational route focused on a personalized approach are described. Comparison of the use of IER in the framework of individual and personalized approaches is carried out. These results can become the basis for the introduction into the practice of vocational training in organizations of secondary vocational education of an individual educational route focused on a personalized approach to learning and will contribute to the integration of formal and non-formal education in vocational training for its enrichment, helping a future specialist to be competitive when entering the labor market and being ready for further professional growth.

Keywords: individual educational route, personalized learning, integration of formal and non-formal education in vocational training, technology of integration of non-formal education, vocational training.

Paper submitted: August 5, 2021.

For citation: Eseshkin K. I. (2021) Personalized approach use in professional training when building an individual educational route for a college student. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 167-175. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.18.

Введение

Современное профессиональное образование существует в контекстах: 1) экспоненциального роста информации и уменьшения доли полезной информации; 2) трансформации профессиональной сферы (изменение профессий, исчезновение ряда специальностей, адаптация к новым технологиям, рост конкуренции, увеличение значения сформированности soft skills среди работников и др.); 3) необходимости более тесного взаимодействия с быстро меняющимся рынком труда; 4) развития и внедрения цифровизации во все сферы жизнедеятельности человека (Есешкин, 2021). По мнению американского ученого З. Баумана, «то, что отделяет современность от всех других исторических форм человеческого общежития: навязчивая, непрерывная, непреодолимая, вечно незаконченная модернизация» (Бауман, 2008, с. 34). Можно говорить, что сегодня социокультурная действительность имеет динамический характер, что ставит определенные задачи для системы формального образования, которой необходимо адаптироваться к обновляющимся условиям. Одним из сценариев развития системы СПО до 2035, по данным исследования коллектива ученых из РАНХиГС, является «сценарий постоянно незавершенной модернизации», который предполагает, «что наблюдаемые характеристики процесса перехода к постиндустриальной эпохе — ускоряющаяся динамика изменений, высокая степень неопределенности и постоянный переход от одних незавершенных изменений к другим — являются базовыми, неотъемлемыми характеристиками наступающего постиндустриального мира» (Блинов, Сергеев, Сатдыков, Есенина, 2021, с. 57). При осуществлении данного сценария системе среднего профессионального образования необходимо адаптироваться к постоянной неопределенности, при этом сохранив свой фундаментализм.

Одна из проблем среднего профессионального образования сегодня заключается в том, что оно не успевает адаптироваться к быстро меняющимся контекстам общественной жизни. Так, на основе анализа перехода образовательных организаций на дистанционную форму обучения в 2020 году ученые из ВШЭ (Ф. Ф. Дудырев, А. И. Шабалин, К. В. Васильева) пришли к выводу, что «переход к дистанционным образовательным технологиям еще раз продемонстрировал, что количество технологических решений и продуктов, ориентированных на систему СПО, остается незначительным» (Дудырев, Шабалин, Васильева, 2020). Кроме того, профессиональная подготовка сегодня выходит за рамки формального образования (куда входят образовательные организации профессионального и дополнительного образования). Об этом говорят авторы монографии «Исследование изменений в образовании», подчеркивая, что если «раньше образование отождествлялось с организованным процессом обучения в том или ином образовательном учреждении, самообразованием, т.п., то сегодня оно включает все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков» (Альтергот, 2012, с. 4). В предыдущих наших работах мы доказали, что профессиональная подготовка — это «одновременно процесс профессионального становления индивида и результат этого становления, который посредством форми-

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

рования компетенций, позволяющих использовать непрерывное образование на протяжении всей жизни (трудовой деятельности), будет обновляться с течением времени и соответствовать текущим запросам в обществе и профессии» (Есешкин, 2021, с. 171). Для соответствия профессиональной подготовки текущим требованиям к профессионалу в СПО необходимо формировать компетенции, позволяющие обучающимся в будущем самостоятельно организовывать процесс саморазвития с использованием всех имеющихся ресурсов и видов образования (формальное, неформальное или информальное).

В связи с этим процесс индивидуализации в образовании, ориентированный на обучающегося с увеличением его субъектной позиции, который начал развиваться еще с конца ХХ в., сегодня не теряет своей актуальности. В рамках развития индивидуализации в образовании в практике закрепилось использование индивидуальных образовательных маршрутов, которые предполагают варианты освоения образовательной программы или отдельной дисциплины (модуля). Н. Ю. Шапошникова под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «эффективный порядок индивидуально-дифференцированного освоения образовательной программы или дисциплины (модуля), обеспечивающий реализацию субъектной позиции обучающегося при выборе цели обучения, его содержания и способа организации в специально организованных педагогических, методических и психологических условиях» (Шапошников, 2015, с. 40). Построение подобного рода ИОМ дает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей студента, но не расширяет возможности профессионального развития обучающегося в профессиональной области, выходящие за рамки образовательной программы, например, углубление специализации, которое не предполагает образовательная программа (в пример можно привести овладение горловым пением обучающимся по направлению 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: ФГОС не предполагает овладение данной технологией в рамках подготовки, но оно может являться необходимым навыком для успешной деятельности в профессии). По своей сути индивидуальный образовательный маршрут дает обучающимся выбор определенного пути для освоения образовательной программы, который будет учитывать его индивидуальные (психологические, мотивационные, когнитивные и прочие) особенности. Этот выбор основан на субъективной оценке. Н. В. Бордовская говорит о том, что оцениваются такие характеристики, как «субъективная ценность набора компетенций, предлагаемых программой дисциплины, субъективная оценка их значимости для успешной профессиональной деятельности, субъективный взгляд на затраты при овладении предложенными компетенциями» (Бордовская, 2012, с. 41). Возможность выбора студентом при овладении дисциплинами наиболее «подходящего варианта», вариативность учебного плана, дает дополнительную мотивацию при освоении студентами выбранной профессии в рамках образовательной программы образовательной организации СПО.

Также стоит отметить, что проектирование ИОМ в рамках индивидуализированного образования осуществляют педагоги и методисты, что сокращает возможности осуществления образовательного выбора самим студентом, а вследствие не позволит в должной мере сформировать навыки, необходимые для самостоятельного проектирования образовательной траектории в будущем.

Современная теория и практика образования развивает концепцию персонализированного обучения, которая предполагает усиление субъектной позиции обучающегося в процессе обучения.

Цель нашей работы заключается в теоретическом обосновании создания индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированное обучение и выделение условий, при которых возможно построение данного маршрута.

Методы

В рамках исследования был проведен анализ научной литературы, его систематизация и обобщение. В частности, были изучены труды ученых, связанные с построением индивидуального образовательного маршрута (А. П. Тряпицына, В. В. Лоренц, Н. В. Чекалева, Н. А. Лабунская, Е. И. Казакова, С. В. Воробьева, Н. Ю. Шапошникова и др), работы, посвященные персонализированному подходу в обучении (Н. В. Савина, В. А. Стародубцев, Е. В. Исаева, Н. В Черняева, А. Б. Кондратенко, Б. А. Кондратенко, Е. Ю. Валитов и др.), работы, касающиеся интеграции и взаимодействия

!ssn i2587-943);p(conniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

формального и неформального образования (О. В. Ройтблат, М. Р. Илакавичус, Е. М. Харланова, М. В. Груздев, А. В. Золотарева, Г. М. Нефедова и др.). Теоретические данные подтверждаются результатами эмпирических исследований, проведенных самостоятельно, в частности, опроса о вовлеченности студентов в неформальное образование (2019, 2021 гг.), кейсов по реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках персонализированного подхода.

Результаты

Для того чтобы результаты профессиональной подготовки студента не только отвечали требованиям своего времени, но и позволяли в будущем соответствовать должному профессиональному уровню, необходимо создать механизм, позволяющий увеличить роль самостоятельности студента при создании индивидуального образовательного маршрута. При этом мы считаем, что, помимо ресурса формального образования, необходимо в полной мере использовать неформальное образование, которое быстрее адаптируется к меняющимся требованиям на рынке труда и таким образом позволяет «дополнить» формальное образование «вариативным» компонентом (который актуален в определенных временных рамках). Под неформальным образованием (non-formal education) вслед за рядом российских и зарубежных ученых мы понимаем «образовательный процесс, организованный за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей» (Макареня, 2011, с. 61).

Теория и практика персонализированного обучения активно развивается в общей школе (Ю. А. Лях, Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина, Е. И. Казакова и др.), в последнее время в высшем образовании (включая дополнительное профессиональное образование) ученые также делают акцент на поиске путей применения данного подхода (В. А. Стародубцев, Е. В. Исаева, А. Б. Кондратенко, Б. А. Кондратенко, Е. Ю. Валитова и др.). Мы считаем, что особого внимания требует изучение возможностей внедрения персонализированного обучения в среднее профессиональное образование, поскольку, по данным исследований, спрос на обучение в СПО в России только растет, при этом далеко не каждый выпускник СПО продолжает обучение в высшей школе, т.е. не каждый выбирает для себя вертикальную модель непрерывного образования. В. А. Мальцева, А. И. Шабалин в своей работе «Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России» приводят статистические данные, свидетельствующие о повышающемся спросе на среднее профессиональное образование и приходят к выводу, что «Сектор СПО разрастается и, кажется, получил второе дыхание, но при этом обнаруживает неготовность к развороту спроса» (Мальцева, 2021, с. 37). Неготовность, по мнению авторов, проявляется в том, что «ригидность институционального устройства и практик взаимодействия с рынком труда, умноженная на колоссальные масштабы системы, не позволяет сектору оперативно отреагировать на изменившиеся запросы населения» (Мальцева, 2021, с. 37). Своеобразным «мостиком» между системой СПО и рынком труда может послужить использование потенциала неформального образования, которое имеет с ним более тесную связь, в т.ч. ведущие неформальных образовательных практик (в роли экспертов, спикеров, ведущих мастер-классов и т.п.) могут являться работодателями, представителями-практиками в профессиональной сфере.

В зарубежной теории и практике существует широкий спектр понимания персонализированного обучения. Об этом говорит М. Балгер в своей работе «Персонализированное обучение: обсуждение, которого еще не было»: «Описания практик персонализированного обучения охватывают широкий спектр возможностей — от индивидуальных интерфейсов обучающихся до адаптивных наставников, от классов, ориентированных на обучающихся, до систем управления обучением» (Bulger, 2016, p. 3). Н. В. Черняева в своей работе «Проблема персонализации обучения за рубежом» отмечает, что зарубежные ученые «рассматривают персонализацию как подход в обучении, позволяющий выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, чтобы дать возможность каждому удовлетворить свои образовательные потребности и реализовать свой потенциал» (Черняева, 2020, с. 137). Ю. А. Лях характеризует персонализированное обучение как «общий термин, которым можно обозначить многие практики, каждая из которых предназначена для ускорения обучения путем его адаптации к потребностям и навыкам отдельных лиц в процессе выполнения требований учебной программы» (Лях, 2019, с. 17). В персонализированном обучении важными становятся «свои обра-

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

зовательные потребности», которые могут не отражаться в полной мере в учебном плане образовательной организации, программах дисциплин, в обобщенных и индивидуальных образовательных маршрутах в рамках дисциплин. Поэтому возможность реализовать «образовательные потребности» в профессиональной сфере может предоставляться с использованием индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход к обучению с использованием ресурса неформального образования.

По данным платформы «Вклад в будущее», «в отличие от дифференциации и индивидуализации, где главная роль принадлежит педагогу, персонализация подразумевает ориентацию педагога на внутреннюю активность самого воспитанника, его самостоятельность, инициативность в обучении» (Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы. Вклад в будущее. Благотворительный фонд Сбербанка. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/pdf). По мнению Н. В. Савиной, «принцип персонализации предполагает свободу выбора образовательного пути» (Савина, 2020, с. 83). Согласно американскому «глоссарию реформы образования», персонализация — удовлетворение различных потребностей в обучении, интересов, стремлений или культурных особенностей отдельных учащихся (Савина, 2020). Персонализированный подход является продолжением индивидуализации в обучении, в котором педагог является еще ключевой фигурой в построении образовательного маршрута. Для этого построения ему необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности обучающихся; исходя из этого подбираются методы, технологии, форматы обучения конкретно под определенного студента. В персонализации акцент в организационной функции будет смещаться и в сторону самого студента, который будет играть большую роль в построении образовательного маршрута.

«Центр смешанного обучения» провел сравнение индивидуализации и персонализации обучения, обобщив результаты в таблице (Great Schools Partnership. Personalized Learning Definition. The Glossary of Education Reform, UC. Available at: https://www. edglossary. org/personalized-learning/).

Таблица 1 - Чем отличается индивидуализация от персонализации?

Table 1 - How is individualization different from personalization?

Индивидуализация Персонализация

Одинаковые цели для всех учащихся Разные цели для каждого учащегося

Применение разных дидактических подходов для достижения ключевых компетенций учащихся Применение разных дидактических подходов для развития персонального потенциала учащихся

Учебная программа определяется учителем Учащийся активно участвует в создании своей собственной учебной программы

Фокус на когнитивном аспекте личности учащихся Фокус на всех аспектах личности учащихся, а не только на когнитивном (эмоциональном, социальном, жизненном опыте и т.д.)

Фокус на знаниях и компетенциях, формальном и non-formal Фокус на знаниях, компетенциях, жизненных и трудовых навыках, также informal

Cамонаправляемое обучение — как дополнительный навык Самонаправляемое обучение — как фундаментальный навык

Учитель играет ключевую роль Наставник играет ключевую роль

В этом сравнении стоит выделить, что самонаправляемое обучение становится одним из главных навыков. Цели у обучающихся также разные, что тождественно с запросами на неформальное образование среди студентов (Чем отличается индивидуализация от персонализации? Смешанное обучение в России [Электронный ресурс]. URL: https://blendedlearmng. pro/blended_learning_ models/ii-2/чем-отличается-индивидуализация-от-п/). Педагог здесь выступает уже в роли наставника, благодаря чему взаимодействие будет строиться сугубо на партнерских отношениях.

!ssn i2587-943);p(conniine) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

Мы считаем, что необходимо внедрять персонализированный подход в обучении в среднем профессиональном образовании, поскольку это будет способствовать расширению их возможностей осуществления образовательного выбора, тем самым увеличению роли самостоятельности студентов, что позволит в будущем использовать полученные навыки при построении индивидуального образовательного маршрута для совершенствования своих профессиональных компетенций, овладению новыми навыками, обучению узкой специализации в рамках своей профессии. При этом мы предлагаем без изменения образовательной программы внедрять персонализированный подход при построении индивидуальных образовательных маршрутов, которые необязательно будут ориентированы на учебный план. Для этого необходимо использовать собственный интерес студентов, их мотивацию на реализацию себя в профессии и ресурс неформального образования для достижения результата. По данным нашего опроса о вовлеченности студентов колледжей в неформальное образование, проведенного в 2019 и 2021 гг., мы можем говорить о том, что большая часть студентов (около 70%) использовала или использует неформальное образование для достижения образовательных целей (Чем отличается индивидуализация от пер-сонализации? // Смешанное обучение в России [Электронный ресурс]. URL: https://blendedlearning. pro/blended_learning_models/ll-2/чем-отличается-индивидуализация-от-п/, с. 104). Ответы на открытые вопросы также дали понимание, что студенты осознают ценность использования неформального образования в рамках своей профессиональной подготовки и готовы использовать его в дальнейшем. Для многих неформальное образование — «это возможность дополнить формальное образование» (там же, с. 106). Можно выделить следующие реализации индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированный подход.

1. Углубление в проблематике дисциплины, ее дополнение ресурсом неформального образования. Например, составляется план по тематикам курса, находятся ресурсы под определенные темы для дополнительного изучения студентом с использованием неформального образования (онлайн-ресурсы, репетиторство, мастер-классы, тренинги и др.) или же составляется альтернативная программа с включением тем, которых нет в программе дисциплины, т.е. параллельно составляется индивидуальный план при ключевой роли студента. Это позволит анализировать альтернативные точки зрения, знакомиться с мастер-классами, тренингами, курсами, школами ведущих специалистов в изучаемой области, дополнять новыми темами и актуальными ресурсами.

2. Углубление в специализации — в этом случае при использовании ресурсов неформального образования осваивается узкая специализация в рамках профессии. Например, при обучении по специальности «Сольное и хоровое народное пение» студент овладевает техникой «горловое пение», при этом в колледже может не оказаться специалиста, который бы смог обучить данной технологии. Студент при помощи преподавателя выстраивает индивидуальный маршрут для овладения данной технологией, задействуя ресурсы неформального образования (как онлайн, так и офлайн).

3. Альтернативная специализация. При данном варианте реализации ИОМ студент может овладеть несколько иной специализацией в рамках выбранной профессии. Например, студент обучается по специальности «Музыкальное искусство эстрады (инструментальное искусство: электрогитара)» и при помощи неформального образования овладевает игрой на ударной установке, что не является обязательным требованием для его профиля. Впоследствии студент реализует себя в профессии, используя альтернативную специализацию. Приведенный пример взят из практики реализации технологии интеграции неформального образования в профессиональной подготовке в СПО.

Говоря о результате, полученном по итогам реализации индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на персонализированное обучение, ключевым будет реальный результат, который будет работать «здесь и сейчас», создавая конкурентное преимущество при выходе на рынок труда, расширять спектр вариантов устройства на работу, в определенных случаях даст возможность трудоустройства еще на стадии обучения в колледже (например, гитарист, освоивший игру на ударной установке, смог устроиться в коммерческую музыкальную группу, так как специалистов, играющих на барабанах, в городе значительно меньше, чем гитаристов).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

На данный момент признание результатов, которые будут получены в результате построения ИОМ в рамках персонализированного подхода в обучении с использованием ресурса неформального образования, не имеет нормативной базы. М. Н. Кичерова при анализе зарубежного опыта признания результатов в неформальном образовании и сравнении этих результатов с российской практикой, говорит: «... существующие нормативные положения и законодательные акты — как на уровне корпораций и регионов, так и на национальном уровне — должны быть дополнены нормами, которые будут способствовать внедрению практик признания компетенций, полученных в неформальном образовании» (Кичерова, 2020, с. 152). Данный вопрос не стоит остро, поскольку навыки, полученные в результате реализации ИОМ с использованием ресурса неформального образования, открывают студенту новые возможности в профессиональной области, которые ощутимы с точки зрения конкурентного преимущества.

Для наглядности мы предприняли попытку сравнения построения индивидуального образовательного маршрута в рамках индивидуального и персонализированного подходов.

Таблица 2 - Сравнение построения индивидуального образовательного маршрута в рамках индивидуального и персонализированного подходов

Table 2 - Comparison of the construction of an individual educational route within the framework

of an individual and personalized approaches

Критерий ИОМ при индивидуальном подходе ИОМ при персонализированном подходе

Связь с ОПОП Ориентируется на ОПОП, предлагаемые маршруты существуют в рамках дисциплин, учебного плана Не зависит от ОПОП. Связан с профессиональной программой опосредованно. ИОМ может строиться на основе материала и тем, которые не заложены в ОПОП, но повысят конкурентоспособность студента в будущей профессиональной деятельности

Цели Регламентируются ФГОС, ОПОП Ориентируются на ФГОС, но выстраиваются на основе анализа рынка труда, собственных предпочтений, уровня подготовки, уровня мотивации и иных особенностей студента

Содержание Выстраивается на основе ФГОС, ОПОП В большей мере ориентировано на неформальное образование, так как оно имеет более широкую специализацию (углубление специализации), большой спектр ресурсов (как онлайн, так и офлайн), не имеет жестких рамок

Взаимодействие Среди форм взаимодействия выделяют дискуссии, проблемные семинары, творческие мастерские, вебинары, конференции и др. Преподаватель колледжа может выступать в различных педагогических ролях (наставник, тьютор, ментор и др). Во взаимодействие может включаться педагог неформального образования (коуч, репетитор, наставник, тренер и др.), работодатель. Угасающая поддержка обучающегося. Среди дополнительных форм взаимодействия можно выделить обучение действием, сторителлинг, шедоуинг, секонд-мент, баддинг, электронные способы ^-^т^)

Сроки реализации Не выходят за рамки, регламентированные ФГОС. Соотносятся с учебным планом (36/72 часа) Вариативны, могут выходить за рамки профессиональной подготовки в колледже (при угасающей поддержке), в том случае, если студент может автономно завершить реализацию маршрута

Неформальное образование Используется как дополнительный ресурс Может строиться на основе неформального образования

Подтверждение результатов Регламентировано ФГОС Результаты, которые дают эффект в реальной жизни. Устройство на работу, эффективность на рабочем месте, востребованность

Выводы

1. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут в среднем профессиональном образовании необходимо применять, ориентируясь на персонализированный подход в обучении, что позволит решить ряд проблем, связанных с динамикой социокультурной действительности

!ssn i2587-943xponhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 4 2021

Педагогические науки

и не только позволит профессиональной подготовке отвечать вызовам современной конъюнктуры рынка, но и будет работать на долгосрочную перспективу, позволяя студентам в будущем самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные траектории. Подобного рода ИОМ дополнит процесс подготовки в среднем профессиональном образовании вариативным компонентом, который зависит от изменяющихся во времени контекстов, оказывающих влияние на развитие профессии и профессиональную подготовку специалистов.

2. Индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на персонализированный подход в обучении, будет опираться на неформальное образование, которое имеет широкий спектр образовательных практик, может стать «мостиком» между студентом и работодателем и позволит быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной области.

3. Индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на персонализированный подход в обучении, в отличие от ИОМ при индивидуальном подходе не имеет тесной связи с ФГОС, учебным планом, ОПОП и выстраивается на основе изучения рынка труда, поиска необходимых компетенций для улучшения профессиональной подготовки, а впоследствии — повышения конкурентоспособности в профессиональной среде. Такой маршрут будет выстраиваться в рамках интеграции неформального образования с профессиональной подготовкой, его можно будет использовать как в рамках существующих дисциплин (на новом уровне сложности), так и для создания и прохождения «собственных» курсов.

Источники

Альтергот Е. Г., Дроботенко Ю. Б., Чекалева Н. В. (2012) Исследование изменений в образовании. Монография. Омск, изд-во ОмГПУ, 2012, 164 с.

Бауман З. (2008) Текучая современность. СПб., Питер, 240 с.

Блинов В. И., Сергеев И. С., Сатдыков А. И., Есенина Е. Ю., Куртеева Л. Н. (2021) Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года. М., Изд-во РАНХиГС, 73 с.

Бордовская Н. В. (2012) Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута. Universum: Вестник Герценовского университета, № 1, с. 40-44.

Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И., Васильева К. В. (2020) Система СПО в условиях пандемии: региональные практики [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/spo_facts.

Есешкин К. И. (2019) Вовлеченность студентов колледжей в неформальное образование. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2019, № 4 (25), с. 102-107. DOI 10. 36809/2309-9380-2019-25-102-107

Есешкин К. И. (2021) Изменение профессиональной подготовки обучающихся в организациях среднего профессионального образования в условиях современных вызовов времени. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, № 200, с. 164-173. DOI 10. 33910/1992-6464-2021200-164-173.

Кичерова М. Н., Зюбан Е. В., Муслимова Е. О. (2020) Неформальное образование: международный опыт признания компетенций. Вопросы образования, № 1, с. 126-158. DOI 10. 17323/1814-9545-2020-1-126-158.

Лях Ю. А. (2019) Модель организации персонализированного обучения школьников. Ярославский педагогический вестник, № 3, с. 16-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макареня А. А., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. (2011) Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации. Человек и образование, 2011, № 4, с. 59-63.

Мальцева В. А., Шабалин А. И. (2021) Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России. Вопросы образования, № 2, с. 10-42. DOI 10. 17323/1814-9545-2021-2-10-42.

Савина Н. В. (2020) Методологические основы персонализации образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 4, c. 82-90.

Черняева Н. В. (2020) Проблема персонализации обучения за рубежом. Педагогическое образование в России, № 2, с. 36-40.

Шапошникова Н. Ю. (2015) Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия. Педагогическое образование в России, № 5, с. 39-44.

Bulger M. (2016). Personalized learning: the conversations we're not having. Data and Society Working Paper. Available at: https://www.datasociety.net/pubs/ecl/PersonalizedLearning_primer_2016.pdf.

References

Altergot E. G., Drobotenko Yu. B., Chekaleva N. V. (2012) Issledovaniye izmeneniy v obrazovanii [Research

on changes in education]. Monograph. Publishing house of OmSPU, Omsk, 164 p. (In Russian). Bauman Z. (2006) Liquid modernity. Polity Press, Cambrige, UK, 228 p. [Russ. ed.: Bauman Z. (2008) Tekuchaya sovremennost'. Piter Publ., St. Petersburg, 240 p.]. (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Blinov V. I., Sergeev I. S., Satdykov A. I., Yesenina E. Yu., Kurteeva L. N. (2021) Struktura i parametry stsenariye v razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2035 goda [The structure and parameters of scenarios for the development of secondary vocational education in the Russian Federation until 2035]. Ranepa Publ., Moscow, 2021, 73 p. (In Russian).

Bordovskaya N. V. (2012) Tekhnologii vybora individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta [Technologies for the choice of individual educational margins]. Universum: Bulletin of the Herzen University, № 1, pp. 40-44. (In Russian).

Dudyrev F. F., Shabalin A. I., Vasilieva K. V. (2020) Sistema SPO v usloviyakh pandemii: regional'nyye praktiki [The system of open source software in the context of a pandemic, regional practices]. High School of Economics, Moscow, 18 p. Available at: https://ioe.hse.ru/spo_facts. (In Russian).

Eseshkin K. I. (2019) Vovlechennost' studentov kolledzhey v neformal'noye obrazovaniye [Involvement of college students in non-formal education]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarniye Issledovaniya - Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities Research, № 4 (25), pp. 102-107. DOI: 10. 36809/2309-9380-2019-25-102-107 (In Russian).

Eseshkin K. I. (2021) Izmeneniye professional'noy podgotovki obuchayushchikhsya v organizatsiyakh srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh sovremennykh vyzovov vremeni [Changes in vocational training of students in secondary vocational education organizations in the context of modern challenges of the time]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, № 200, pp. 164-173, DOI: 10.33910/1992-64642021-200-164-173 (In Russian).

Kicherova M. N. (2020) Neformal'noye obrazovaniye: mezhdunarodnyy opyt priznaniya kompetentsiy [Non-formal education, international experience in the recognition of competencies]. Education Studies, 2020, № 1, pp. 126-158. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-126-158. (In Russian).

Lyakh Yu. A. (2019) Model' organizatsii personalizirovannogo obucheniya shkol'nikov [Model of the organization of personalized education for schoolchildren]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, № 3, pp. 16-20. (In Russian).

Makarenya A. A., Roitblat O. V., Surtaeva N. N. (2011) Neformal'noye obrazovaniye kak usloviye sotsial'nogo vzaimodeystviya v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Non-formal education as a condition of social interaction in the process of professional development]. Chelovek i obrazovanie - Man and Education, № 4, pp. 59-63. (In Russian).

Maltseva V. A. (2021) Ne-obkhodnoy manevr, ili Bum sprosa na sredneye professional'noye obrazovaniye v Rossii [Non-roundabout maneuver, or the Boom in demand for secondary vocational education in Russia]. Education Studies, 2021, № 2, pp. 10-42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42. (In Russian).

Savina N. V. (2020) Metodologicheskiye osnovy personalizatsii obrazovaniya [Methodological foundations of personalization of education]. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2020, № 4, pp. 82-90. (In Russian).

Chernyaeva N. V. (2020) Problema personalizatsii obucheniya za rubezhom [The problem of personalization of education abroad]. Pedagogical Education in Russia, № 2, pp. 36-40. (In Russian).

Shaposhnikova N. Yu. (2015) Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya [Individual educational trajectory of a student, analysis of interpretations of the concept]. Pedagogical Education in Russia, № 5, pp. 39-44. (In Russian).

Bulger M. (2016) Personalized learning, the conversations we're not having. Data and Society Working Paper. Available at: https://www.datasociety.net/pubs/ecl/PersonalizedLearning_primer_2016.pdf. (In English).

Информация об авторе

Есешкин Кирилл Игоревич

Аспирант. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). Ассистент кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-8539-9721. E-mail: kirilleseshkin@gmail.com

Authors information

Kirill I. Eseshkin

Postgraduate student. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). Assistant of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8539-9721. E-mail: kirilleseshkin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.