Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образное мышление / пространственно-образное мышление / дополнительное образование / скульптура / лепка / изобразительное искусство / художественный образ / объем / пространство / объект в пространстве / творчество / imaginative thinking / spatial-imaginative thinking / additional education / sculpture / modeling / fine arts / artistic image / volume / space / object in space / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бостанов Казбек Хасанович

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития пространственного мышления у учащихся. Подчеркивается роль занятий скульптурой в учреждениях дополнительного образования в развитии пространственно-образного мышления детей. Анализируются формы и методы работы со школьниками на занятиях скульптурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бостанов Казбек Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of developing spatial thinking in students. The role of sculpture classes in additional education institutions in the development of spatial-figurative thinking of children is emphasized. The forms and methods of working with schoolchildren in sculpture classes are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональные задачи.

Для реализации подобных научных и профессионально-направленных планов в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) осуществляется акселерационные программы [2]. Студенты университета разрабатывают собственные проекты под наставничеством преподавателей, результаты которых впоследствии постепенно внедряются в деятельность государственных и коммерческих организаций.

Одним из направлений акселерационных программ являются работы студентов, направленные на разработку инноваций для сферы образования. Часть экспериментальных разработок студентов уже была внедрена в образовательные проекты учебных заведений Республики Дагестан, в том числе создание нейронной сети для формирования методик обучения подрастающего поколения с особыми образовательными потребностями.

Каждый университет сегодня разрабатывает собственные виды учебно-профессиональной деятельности студента, которые во многом зависят от ресурсных и партнерских возможностей учебного заведения. Практика показывает, что многие университеты не в полном объеме используют профессиональный потенциал в процессе обучения и подготовки студентов. Примером может служить привлечение несколькими университетами идентичных организаций для прохождения студентами стажировки на их базе.

В рассматриваемых университетах применяемую практическую деятельность необходимо расширять за счет местных организаций, образующих инфраструктуру регионов. Таким образом, Республика Дагестан может повысить профессиональный потенциал представителей молодежной среды, которые сформируют конкурентоспособную платформу для создания новых образовательных, социальных, экономических и иных возможностей, присущих инвестиционным и инновационно привлекательным территориям в сфере образования.

В настоящее время обозначенные университеты реализуют такие виды учебно-профессиональной деятельности студентов, которые обеспечивают текущие потребности в готовности обозначенного студента к работе по специальности. Реализуемая практика обладает как преимуществами, так и недостатками.

К преимуществам можно отнести ресурсную возможность учебных заведений Республики Дагестан создавать новые способы профессиональной подготовки студентов. Однако рассматриваемый полезный и стратегически важный процесс на данный период времени не поддерживается профильными структурами, которые взаимодействуют с различными организациями и обладают возможностью вовлекать обозначенные организации в деятельность университетов путем предоставления собственных профессиональных площадок. Тем не менее, рассматриваемый проблемный аспект потенциально является источником для создания возможностей для решения проблемы активного вовлечения организаций, как профессиональных площадок университетом путем постепенного увеличения партнерской базы.

Выводы. Таким образом, современная общественная система способствует реагированию университетами на возникающие запросы профессиональной подготовки студентов. Если накануне студент знакомился с предполагаемой профессиональной деятельностью лишь в рамках производственной практики и практических заданий, то на текущий момент времени становится не менее актуальным способ реализации различного вида практикумов в образовательном процессе. Подобные подходы позволяют студенту внедряться в отдельные направления профессиональной деятельности и взаимодействовать с представителями профильного сообщества. Стремление к приобщению студента к потенциальной профессиональной деятельности одновременно реформирует университет в сторону образования пространства, сочетающего в себе научный и профессиональный потенциал.

Литература:

1. Гитман, Е.К. Мультидисциплинарный кейс в профессиональной подготовке студентов вуза / Е.К. Гитман, Л.Р. Лизунова, Л.А. Гущина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. -2022. -№. 1. - С. 86-96

2. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https:// dgu.ru/?ysclid=lpvwhj68dpl41040010 (дата обращения: 08.12.2023)

3. Землянская, E.H. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза / E.H. Землянская // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - №.2. - С. 142-147

4. Зверкова, А.Ю. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки / А.Ю. Зверкова, Е.А. Омельченко // Концепт. - 2021. - №. 7. - С. 45-61

5. Кучмезов, P.A. Теоретические аспекты использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования / P.A. Кучмезов, Э.Р. Гузуева, A.C. Узарханова // Проблемы современного педагогического образования. -2021.-№71-1.-С. 199-202

6. Королькова, Е.А. Размышления Локка и Руссо об образовании человека / Е.А. Королькова // Научная сессия ГУАП. -2019.-№6-С. 42-44

7. Савоськина, Л.П. Разработка эффективной модели дуального обучения в условиях инновационного развития / Л.П. Савоськина // Среднее профессиональное образование. - 2020. - №. 9. - С. 42-45

8. Северо-Кавказская государственная академия: сайт. - 2023. - URL: https://ncsa.ru/about_the_university/news/44757/ (дата обращения: 08.12.2023)

Педагогика

УДК 374.1

аспирант 2-го курса, старший преподаватель Бостанов Казбек Хасанович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития пространственного мышления у учащихся. Подчеркивается роль занятий скульптурой в учреждениях дополнительного образования в развитии пространственно-образного мышления детей. Анализируются формы и методы работы со школьниками на занятиях скульптурой.

Ключевые слова: образное мышление, пространственно-образное мышление, дополнительное образование, скульптура, лепка, изобразительное искусство, художественный образ, объем, пространство, объект в пространстве, творчество.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing spatial thinking in students. The role of sculpture classes in additional education institutions in the development of spatial-figurative thinking of children is emphasized. The forms and methods of working with schoolchildren in sculpture classes are analyzed.

Key words: imaginative thinking, spatial-imaginative thinking, additional education, sculpture, modeling, fine arts, artistic image, volume, space, object in space, creativity.

Введение. Вопрос развития пространственного мышления у школьников не является новым в педагогической практике. Но в последние годы он приобретает особую актуальность, поскольку повышаются требования государственных стандартов образования, используются новые формы, методы и технологии обучения, в том числе дистанционные.

Но несмотря на очевидную значимость пространственного мышления в успешном выполнение многих видов деятельности, возможности его развития средствами школьных дисциплин явно ограничены. Это проявляется в том, что многие школьники и обучающиеся средних и высших учебных заведений испытывают сложности при решении задач, требующих оперирования разнообразными образами. О невысоком уровне пространственно-образного мышления свидетельствуют трудности в решении геометрических задач в рамках математической подготовки школьников.

Ситуация была значительно усугублена исключением курса черчения из списка обязательных предметов общеобразовательной школы в 2000-х годах, а в 2019 году и вовсе отменой как отдельного предмета. Его элементы были частично включены в дисциплину «Технология».

Очевидная потребность высококвалифицированных специалистов на рынке труда и в то же время их недостаток на предприятиях инженерно-технического направления определяет насущную необходимость в совершенствовании пространственного мышления у обучающихся как важнейшего компонента структуры физико-математических, технических и творческих способностей, что особенно важно для промышленного, а, следовательно, и экономического прогресса нашей страны. Современная общественно-политическая ситуация значительно актуализирует данную проблему.

Таким образом, решение данной проблемы видится в использовании ресурсов учреждений дополнительного образования в сфере искусства.

Дополнительное образование в России представляет собой систему учреждений и программ, предназначенных для наиболее полного развития интересов, способностей и профессиональных навыков учащихся и взрослых. Она представлена детскими школами искусств, техническими кружками, спортивными секциями, языковыми курсами, лагерями и многими другими формами образования.

Учреждения дополнительного образования дают возможность изучать определенные предметы и сферы знаний, не включенные в программу общеобразовательной школы, или же значительно расширить, углубить знания и умения по школьным дисциплинам. Посещая школы искусств, дома детского творчества, спортивные школы, дети развивают творческие способности, приобретают новые и совершенствуют свои умения и навыки, быстрее и точнее определяются с выбором будущей профессии, с пользой проводят свой досуг.

Подростковый возраст играет очень большую, определяющую роль в жизни человека. Именно в это период происходит становление самосознания человека, формирование его как личности, укрепление многих психологических качеств и свойств, появляется стремление к творческому самовыражению в художественной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследователи по-разному трактовали понятие пространственного мышления, но все они отмечают, что оно является своеобразной формой образного.

Анализ работ исследователей, изучающих понятие и специфические особенности пространственно-образного мышления, показал, что оно трактуется как особый вид мышления, необходимый при решении задач, требующий ориентировки в пространстве. Причем, это пространство может быть как реальным, видимым, так и результатом человеческого воображения [4]. Как разновидность образного мышления, пространственное мышление не только создает образы реальных предметов, но и изменяет их, перемещает, трансформирует.

Пространственное мышление - важный аспект когнитивных способностей человека, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, решать задачи, связанные с расположением объектов в пространстве, а также представлять трехмерные объекты.

Развитие трехмерного мышления начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Оно зависит от различных факторов, включая генетические предпосылки, опыт и обучение. Дети начинают развивать образное мышление через игры, конструирование, рисование и другие активности.

Для стимуляции данного вида мышления рекомендуется применять разнообразные игры и задания, направленные на развитие ориентации в пространстве, конструирование и анализ трехмерных объектов. Также важно обеспечить возможность экспериментировать с объектами и различными точками зрения, чтобы разнообразить опыт и улучшить понимание пространственных отношений.

Для развития пространственного мышления также полезно решать головоломки, играть в логические игры, заниматься конструированием и моделированием. Такие деятельности стимулируют умение воспринимать и анализировать пространственные отношения, улучшая способность представлять себе объекты в трехмерном пространстве и ориентироваться в нем.

Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека при развитии пространственного мышления. Некоторым людям удобнее воспринимать информацию через зрительные образы, другим - через ощущения и движения. Поэтому важно использовать разнообразные методики обучения, чтобы каждый мог найти наиболее эффективный способ развития своего пространственного мышления.

Высокий уровень пространственно-образного мышления имеет значительную роль не только для решения повседневных задач, но и для достижения профессионального успеха в научных, инженерных и технических областях, поэтому задача его развития очень важна в образовательном процессе. Именно этот вид мышления позволяет человеку не только мыслить готовыми образами, но и создавать новые, трансформируя и преобразуя исходные пространственные свойства и отношения объектов.

К настоящему времени имеется ряд научных исследований, посвященных изучению образного мышления (Р. Арнхейм, Б.И. Беспалов, Л.А. Венгер, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская). Изучению пространственного мышления, его структуре посвящены труды ученых: Г.Д. Глейзер, Е. Н. Кабановой-Меллер, П.Я. Каплуновича, В.А. Крутецкого, Е.Ф. Рыбалко, B.C. Столетнева.

Исследованиями психологов установлено, что мозг человека легче воспринимает двухмерные объекты, чем объёмные. Например, человеку несложно оценить отрезок на плоскости, сложнее оценить площадь и объём скульптурной композиции. По этой причине, занятия скульптурой способствуют формированию творческих, художественных дарований школьников и благотворно влияют на рост образного мышления.

Говоря о структуре пространственно-образного мышления, следует отметить, что учеными она определяется как сумма нескольких составляющих, в числе которых восприятие, представление и воображение. Эти компоненты отражают этапы мыслительного процесса. На первом этапе происходит отражение характеристик предметов в пространстве, таких как форма предметов, их размер, расположение относительно других объектов. Представление - это процесс актуализации воспринятых ранее образов объектов. И последний компонент отражает процесс переработки имеющихся образов [4, С. 91].

Пространственное мышление формируется на основе пространственных представлений. [3, С. 19].

Формирование пространственных представлений школьников происходит в процессе:

1. Наблюдения.

2. Восприятия и усвоения информации, полученной в процессе обучения.

3. Участия в практической деятельности (измерение, построение, рисование, моделирование, решение задач и др.).

4. Мысленного оперирования пространственными представлениями [2, С. 35].

На занятиях в ДХШ и школах искусств, с одной стороны, создаются прекрасные условия для развития пространственного мышления, с другой стороны, его высокий уровень необходим для выполнения учебных заданий. Развитие пространственно-образного мышления происходит в разных видах учебной активности: практические задания по рисунку, композиции и скульптуре. Учебная деятельность направлена на формирование умения представлять в пространстве результаты своих действий, планировать ход своей работы и воплощать задуманный образ на плоскости или в трехмерном объеме. Особая роль здесь отводится занятиям скульптурой - именно она обладает большей наглядностью в передаче пространства, чем другие виды изобразительного искусства. Этот вид искусства, с одной стороны, формирует умение воспринимать форму, развивает художественное, пространственное мышление, с другой стороны, развивает творческое воображение, способствует созданию стилизованных форм, декоративных композиций.

Основным средством организации пространства в скульптуре является трехмерный объем. Скульптура, как живопись и графика, тоже отражает реальный мир, только уже не на плоскости, а в пространстве - то, что можно не только видеть, но и осязать. Все это указывает на то, что занятия скульптурой являются основной базой развития пространственного мышления.

Занятия скульптурой помогают улучшить способность представлять и воссоздавать трехмерные формы в уме, а также улучшить навыки работы с объемом и пропорциями. Вместе с тем, создание скульптур может поощрять творческое мышление и помочь развить умение преодолевать трудности.

Работа с различными материалами, такими как глина, пластилин, дерево или камень, также развивает тактильные навыки и способствует улучшению моторики рук. Участие в скульптурных занятиях также может помочь улучшить концентрацию и внимание к деталям, важные навыки в повседневной жизни. Занятия скульптурой могут быть отличным способом выразить свои мысли и чувства через творчество, что также важно для развития эмоционального интеллекта. Создание скульптур - это процесс, требующий времени, усилий и постоянной работы над собой. Участвуя в этом виде творчества, человек может научиться преодолевать творческие препятствия и развивать умение находить решения для творческих задач.

Участие в занятиях скульптурой может помочь человеку лучше понимать и оценивать пространственные отношения, формы и текстуры, что в свою очередь может быть полезным не только в творческой деятельности, но и в повседневной жизни.

Как уже было отмечено, обучение скульптуре нацелено на формирование умения видеть, понимать, чувствовать и изображать объёмную форму в реальном трёхмерном пространстве. Начальным этапом является формирование умения объемно-пространственно мыслить, т.е. создавать образ предмета во всех деталях и проявлениях.

Первые занятия скульптурой начинаются с создания предметов с натуры на основе наблюдения. Работа с натурой -основа обучения скульптуре, она направлена на изучение, анализ и изображение предмета в пространстве. Вначале для этого используются простые природные объекты - овощи, фрукты, т.к. они очень разнообразны по форме и интересны по пластике. При лепке натурных постановок важно не просто копировать предметы, но и анализировать их, выявлять пропорциональные соотношения. Основная цель педагога при этом - научить детей передавать специфические характеристики формы и пропорций. В дальнейшем, когда учащиеся овладеют нужными способами работы, им даются более сложные задания. В этом случае дети работают над изготовлением бытовых предметов, похожих по форме на геометрические тела, розеток, предметов с орнаментами, анималистической пластикой и изображением людей. Работы носят характер как круглой скульптуры, так рельефной формы. Наряду с практической работой по изготовлению трехмерных образов выполняются графические изображения. Весь этот период руководитель следит за тем, чтобы дети соблюдали размеры и пропорции изображаемого с натуры объекта.

Работа с натурой сменяется работой по композиции на определенную тему. Важно объяснить детям, что прежде, чем приступать к такому виду работу, необходимо продумать тематику, составить сюжет. Здесь в полной мере используются пространственные представления, накопленные учащимися из жизненного опыта или литературы. Проявляя самостоятельность в моделировании образа, учащиеся задействуют свои представления, умозрительно выстраивая образы, сюжеты и, в конечном итоге, воплощая их в материале.

Занятия скульптурой в художественной школе дают возможность учащимся с помощью освоения начальных навыков владения пластическими материалами, выполнения специфических приемов (раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, сглаживание) и способов (конструктивный, скульптурный и комбинированный) лепки:

- развить мелкую моторику рук, глазомер и наблюдательность;

- выработать сосредоточенность и целеустремленность в работе над произведением;

- создавать объемные и рельефные композиции, наполненные определенным художественно-образным содержанием;

- создавать стилизованные, трансформируемые реалистические формы, декоративные объемно-пространственные композиции;

- самостоятельно решать задуманный художественный образ;

- правильно вести работу, соблюдая последовательность и поэтапность выполнения задания [1, С. 213].

Развитию анализируемого вида мышления способствует не только самостоятельная работа учащихся, но и знакомство с работами лучших мастеров, скульпторов прошлого и настоящего. Наблюдая за шедеврами скульптурного искусства, дети познают, каких высот можно добиться, к чему нужно стремиться, какой выразительности образа можно достичь. Посещение выставок, музеев развивает вкус, художественные пристрастия обучающихся, чувство объемной пластической формы.

Выводы. Пространственное мышление - это вид образного мышления, способность воспринимать, понимать и манипулировать объектами и пространственными отношениями. Это важный аспект когнитивных способностей человека, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, решать задачи, связанные с расположением объектов в пространстве, а также представлять трехмерные объекты.

Развитию данного вида мышления способствуют занятия скульптурой. В отличие от других видов изобразительного искусства скульптура дает полное, трехмерное изображение окружающего мира. Занимаясь созданием скульптурных

произведений, дети учатся видеть красоту окружающего мира, уделять внимание деталям, сосредотачиваться на особенностях формы, размера и пропорций предметов, уметь видеть взаиморасположение объектов в пространстве.

Литература:

1. Евтых, С.Ш. Развитие образного мышления у учащихся художественных школ выразительными средствами скульптуры / С.Ш. Евтых, В.А. Сысоева //Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - № 3(76). -С. 212-214

2. Плакида, Е.А. Роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ / Е.А. Плакида // Педагогическое искусство. - 2020. - №1. - С. 34-38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-skulptury-v-razvitii-prostranstvennogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennyh-shkol (дата обращения: 27.11.2023)

3. Пышкало, A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. / А. М. Пышкало. -М.: Педагогика, 1989. -208 с.

4. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - М., 1980. - 242 с.

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Бубякина Евгения Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИРОВКИ НАЧИНАЮЩИХ МАС-РЕСТЛЕРОВ

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы подготовки спортсменов, начинающих тренировку по мас-рестлингу. В статье отражена краткая история появления мас-рестлинга как вида спорта. Дано определение термина мас-рестлинг («мае тардыЬыы»), Представлена технология тренировки начинающих мас-рестлеров. Перечислены уровни, техника и тактика действий спортсменов во время соревнований по мас-рестлингу. Подчеркнута специфика подготовки спортсменов по мас-рестлигну. Отражена необходимость соблюдения нагрузки тренировок. Представлены некоторые силовые упражнения высокой и максимальной интенсивности для подготовки к соревнованиям. Дана примерная недельная нагрузка тренировок спортсменов. Сделаны краткие выводы по технологии тренировки начинающих спортсменов мас-рестлеров.

Ключевые слова: мас-рестлинг, процесс соревнований по мас-реслингу, техника и тактика мас-рестлинга, силовые упражнения, нагрузка подготовки мас-рестлеров.

Annotation. This article substantiates the relevance of studying the problem of training athletes starting training in mas-wrestling. The article reflects a brief history of the emergence of mas-wrestling as a sport. The definition of the term mas-wrestling ("mas tardyhy") is given. The technology of training novice mas-wrestlers is presented. The levels, techniques and tactics of athletes' actions during mas-wrestling competitions are listed. The specifics of training athletes in mas-wrestling are emphasized. The necessity of observing the training load is reflected. Some strength exercises of high and maximum intensity for preparation for competitions are presented. An approximate weekly load of athletes' training is given. Brief conclusions are made on the training technology of novice mas wrestlers.

Key words: mas-wrestling, the process of mas-wrestling competitions, the technique and tactics of mas-wrestling, strength exercises, the training load of mas-wrestlers.

Введение. Приказом комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 17 июля 2003 года № 546 мас-рестлинг включен во всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). Чемпионаты по мас-рестлингу в России проводятся каждый год, число участвующих спортсменов увеличивается из года в год. В связи с этим растёт потребность в изучении мас-рестлинга как вида спорта.

Важным моментом в развитии мас-рестлинга было географическое положение и климатические условия проживания на Крайнем Севере. Экстремальные климатические условия жизнедеятельности коренных этносов крайнего Севера требовали хорошую физическую подготовку.

Так, на протяжении веков у народа саха было своё специфическое видение физической подготовки подрастающего поколения, которое представляло собой своего рода философию физического и духовного воспитания в единстве с природой. И в этой системе был и «мас-тардыьыы» на современном этапе ставший одним из видов спорта мас-рестлинг.

Изучением традиций физического воспитания народа саха занимались Н.К. Шамаев, И.С. Портнягин, И.И. Портнягин, особенностями мас-рестлинга «мас-тардыьыы» А.А. Захаров, М.И. Борохин, П.И. Кривошапкин и др.

Изложение основного материала статьи. В современном мире быстрый рост мирового спортивного уровня мас-рестлинга и возрастающая динамика, своего рода массовость занимающихся данным видом спорта, требуют большого внимания к совершенствованию всех аспектов подготовки, от которых зависит этот вид спорта. Среди этих факторов, несомненно, технология, используемая для тренировки начинающих мас-рестлеров. Однако в научно-методической литературе технология тренировки начинающих спортсменов мас-рестлинга недостаточно раскрыта.

Мас-рестлинг (по якутски «мае тардьЛыы») - единоборство с силовым характером, требующее всех физических качеств спортсмена. Чтобы добиться высоких результатов и избежать спортивных травм, необходима грамотная и разнообразная система тренировок.

Мас-тардыьыы у народа саха изначально в прошлом воспринималась как «курэх» - забава, развлечение. Для её проведения достаточно было палки, а соперники могли сесть друг против друга уперевшись ступнями. Данная забава была очень популярной во время проведения обрядового праздника «ысыах».

При этом в старину богатые семьи проводили и детские ысыахи, где мас-тардыьыы был одним из самых зрелищных развлечений, где участвовали мальчики.

На великих ысыахах, изредка проводимых по инициативе влиятельных богатых родоночальников, специально подготавливались силачи, которых прятали и про которых зря не рассказывали. Силачей до первой схватки никому не показывали. В место их ночлега имели право входить исключительно приблеженные проверенные люди. Соперников перед схаткой выводили на место курэх спрятав за медвежьей шкурой. Среди них (обычно двух, редко трех силачей) кроме стрельбы из лука, хапса5ай (вольная броьба по исконно традиционным правилам), харыс баттаьыыта (армрестлинг по реестру современных спортивных соревнований) мас-тардыьыы (мас-рестлинг по реестру современных видов спорта) был обязательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.