Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИРОВКИ НАЧИНАЮЩИХ МАС-РЕСТЛЕРОВ'

АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИРОВКИ НАЧИНАЮЩИХ МАС-РЕСТЛЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мас-рестлинг / процесс соревнований по мас-реслингу / техника и тактика мас-рестлинга / силовые упражнения / нагрузка подготовки мас-рестлеров / mas-wrestling / the process of mas-wrestling competitions / the technique and tactics of mas-wrestling / strength exercises / the training load of mas-wrestlers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубякина Евгения Валентиновна

В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы подготовки спортсменов, начинающих тренировку по мас-рестлингу. В статье отражена краткая история появления мас-рестлинга как вида спорта. Дано определение термина мас-рестлинг («мае тардыйыы»). Представлена технология тренировки начинающих мас-рестлеров. Перечислены уровни, техника и тактика действий спортсменов во время соревнований по мас-рестлингу. Подчеркнута специфика подготовки спортсменов по мас-рестлигну. Отражена необходимость соблюдения нагрузки тренировок. Представлены некоторые силовые упражнения высокой и максимальной интенсивности для подготовки к соревнованиям. Дана примерная недельная нагрузка тренировок спортсменов. Сделаны краткие выводы по технологии тренировки начинающих спортсменов мас-рестлеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article substantiates the relevance of studying the problem of training athletes starting training in maswrestling. The article reflects a brief history of the emergence of mas-wrestling as a sport. The definition of the term mas-wrestling ("mas tardyhy") is given. The technology of training novice mas-wrestlers is presented. The levels, techniques and tactics of athletes' actions during mas-wrestling competitions are listed. The specifics of training athletes in mas-wrestling are emphasized. The necessity of observing the training load is reflected. Some strength exercises of high and maximum intensity for preparation for competitions are presented. An approximate weekly load of athletes' training is given. Brief conclusions are made on the training technology of novice mas wrestlers.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИРОВКИ НАЧИНАЮЩИХ МАС-РЕСТЛЕРОВ»

произведений, дети учатся видеть красоту окружающего мира, уделять внимание деталям, сосредотачиваться на особенностях формы, размера и пропорций предметов, уметь видеть взаиморасположение объектов в пространстве.

Литература:

1. Евтых, С.Ш. Развитие образного мышления у учащихся художественных школ выразительными средствами скульптуры / С.Ш. Евтых, В.А. Сысоева //Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - № 3(76). -С. 212-214

2. Плакида, Е.А. Роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ / Е.А. Плакида // Педагогическое искусство. - 2020. - №1. - С. 34-38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-skulptury-v-razvitii-prostranstvennogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennyh-shkol (дата обращения: 27.11.2023)

3. Пышкало, A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. / А. М. Пышкало. -М.: Педагогика, 1989. -208 с.

4. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - М., 1980. - 242 с.

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Бубякииа Евгения Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНИРОВКИ НАЧИНАЮЩИХ МАС-РЕСТЛЕРОВ

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы подготовки спортсменов, начинающих тренировку по мас-рестлингу. В статье отражена краткая история появления мас-рестлинга как вида спорта. Дано определение термина мас-рестлинг («мае тардыЬыы»), Представлена технология тренировки начинающих мас-рестлеров. Перечислены уровни, техника и тактика действий спортсменов во время соревнований по мас-рестлингу. Подчеркнута специфика подготовки спортсменов по мас-рестлигну. Отражена необходимость соблюдения нагрузки тренировок. Представлены некоторые силовые упражнения высокой и максимальной интенсивности для подготовки к соревнованиям. Дана примерная недельная нагрузка тренировок спортсменов. Сделаны краткие выводы по технологии тренировки начинающих спортсменов мас-рестлеров.

Ключевые слова: мас-рестлинг, процесс соревнований по мас-реслингу, техника и тактика мас-рестлинга, силовые упражнения, нагрузка подготовки мас-рестлеров.

Annotation. This article substantiates the relevance of studying the problem of training athletes starting training in mas-wrestling. The article reflects a brief history of the emergence of mas-wrestling as a sport. The definition of the term mas-wrestling ("mas tardyhy") is given. The technology of training novice mas-wrestlers is presented. The levels, techniques and tactics of athletes' actions during mas-wrestling competitions are listed. The specifics of training athletes in mas-wrestling are emphasized. The necessity of observing the training load is reflected. Some strength exercises of high and maximum intensity for preparation for competitions are presented. An approximate weekly load of athletes' training is given. Brief conclusions are made on the training technology of novice mas wrestlers.

Key words: mas-wrestling, the process of mas-wrestling competitions, the technique and tactics of mas-wrestling, strength exercises, the training load of mas-wrestlers.

Введение. Приказом комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 17 июля 2003 года № 546 мас-рестлинг включен во всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). Чемпионаты по мас-рестлингу в России проводятся каждый год, число участвующих спортсменов увеличивается из года в год. В связи с этим растёт потребность в изучении мас-рестлинга как вида спорта.

Важным моментом в развитии мас-рестлинга было географическое положение и климатические условия проживания на Крайнем Севере. Экстремальные климатические условия жизнедеятельности коренных этносов крайнего Севера требовали хорошую физическую подготовку.

Так, на протяжении веков у народа саха было своё специфическое видение физической подготовки подрастающего поколения, которое представляло собой своего рода философию физического и духовного воспитания в единстве с природой. И в этой системе был и «мас-тардыьыы» на современном этапе ставший одним из видов спорта мас-рестлинг.

Изучением традиций физического воспитания народа саха занимались Н.К. Шамаев, И.С. Портнягин, И.И. Портнягин, особенностями мас-рестлинга «мас-тардыьыы» А.А. Захаров, М.И. Борохин, П.И. Кривошапкин и др.

Изложение основного материала статьи. В современном мире быстрый рост мирового спортивного уровня мас-рестлинга и возрастающая динамика, своего рода массовость занимающихся данным видом спорта, требуют большого внимания к совершенствованию всех аспектов подготовки, от которых зависит этот вид спорта. Среди этих факторов, несомненно, технология, используемая для тренировки начинающих мас-рестлеров. Однако в научно-методической литературе технология тренировки начинающих спортсменов мас-рестлинга недостаточно раскрыта.

Мас-рестлинг (по якутски «мае тардьЛыы») - единоборство с силовым характером, требующее всех физических качеств спортсмена. Чтобы добиться высоких результатов и избежать спортивных травм, необходима грамотная и разнообразная система тренировок.

Мас-тардыьыы у народа саха изначально в прошлом воспринималась как «курэх» - забава, развлечение. Для её проведения достаточно было палки, а соперники могли сесть друг против друга уперевшись ступнями. Данная забава была очень популярной во время проведения обрядового праздника «ысыах».

При этом в старину богатые семьи проводили и детские ысыахи, где мас-тардыьыы был одним из самых зрелищных развлечений, где участвовали мальчики.

На великих ысыахах, изредка проводимых по инициативе влиятельных богатых родоночальников, специально подготавливались силачи, которых прятали и про которых зря не рассказывали. Силачей до первой схватки никому не показывали. В место их ночлега имели право входить исключительно приблеженные проверенные люди. Соперников перед схаткой выводили на место курэх спрятав за медвежьей шкурой. Среди них (обычно двух, редко трех силачей) кроме стрельбы из лука, хапса5ай (вольная броьба по исконно традиционным правилам), харыс баттаьыыта (армрестлинг по реестру современных спортивных соревнований) мас-тардыьыы (мас-рестлинг по реестру современных видов спорта) был обязательным.

Участники были настолько сильны, что запросто могли сломать несколько специально подготовленные палки. Данные палки готовили заранее: зимой или весной в прорубь отпускали на определенный срок специальные жерди из твердой древесины. Это давало хорошую закалку и по легенде даже лошадь повиснув на длинных таких палках на весу не могла ее проломить. Приогравший силач обрекал на позор самого родоначальника и весь свой улус.

Мас-тардыьыы популярное и массовое значение в аспекте соревнований во время праздника встречи лета «ысыах» приобрел в послевоенное время. В 2000-х приобрел статус национальных видов спорта.

П.Н. Бочкарев и A.A. Захаров утверждают, что мас-рестлинг тренирует преимущественно силовые навыки. Поскольку считается, что чем больше силы у спортсмена, тем больше у него шансов победить противника [1].

Специфика подготовки спортсменов по мас-рестлигну требует рациональной тренировки - это спортивная тренировка, построенная по определенным закономерностям.

Выигрыш во время схватки по мас-рестлингу требует от спортсменов владения техникой и тактикой овладения палки, что обосновывает тщательность тренировки в виде силовых упражнений с нагрузкой. При этом такие упражнения должны иметь преимущественно максимальную нагрузку на определённую мышцу или группы мышц.

Перетягивание палки связано с сильным сопротивлением и движением с очень быстрой скоростью. Сила сопротивления прямо пропорциональна величине силы, приложенной в данной точке траектории [3].

Мас-рестлеры так же как и спортсмены-тяжоловесы и представители других видов спорта могут применять на тренировках силовые упражнения, когда скелетные мышцы не меняют или увеличивают свою длину, что может быть эффективнее, чем преодоление.

Для более эффективного развития силовых качеств рекомендуется использовать упражнения для увеличения длины мышц с интенсивностью 80-100% в течение 6 секунд.

Как показывает практика упражнения когда скелетные мышцы работают не меняя своей длины и при увеличении длины должны быть полностью исключены из занятий минимум за две недели до соревнований.

Поскольку мас-рестлинг предполагает задействование мышц ног, спины и брюшного пресса, каждая тренировка должна включать в себя упражнения, развивающие силу этих частей тела.

На первых этапах участия на соревнованиях начинающих мас-рестлеров не стоит их заставлять показывать свои лучшие результаты, пределы физической подготовленности. Это может привести к перегрузке спины, поясничного отдела позвоночника, мышц рук и т.д. [4].

В технике мас-рестлинга выделяют такие компоненты как: хват палки, исходное положение до старта, старт, технические приёмы и действия соперников во время схватки. Действия спортсменов во время схватки подразделяются на технику атаки и технику защиты.

Приёмы атаки можно классифицировать следующим образом: против хвата соперника, передвижения на доске, перетягивания соперника с свою сторону. А приёмы защиты состоят из таких как: защита от приёмов против хвата, защита от передвижений и защита от приёмов перетягивания [2, С. 33-34].

Так, процесс борьбы во время соревнования по мас-рестлингу предполагает:

• Исходное положение.

• Хват палки.

• Старт.

• Атака.

• Защита.

• Контратака.

При этом, техника подготовки начинающих мас-рестлеров включает такие аспекты как:

• Работа по захвату в сторону руки.

• Выжидание с палкой на уровне доски на своей «территории».

• Стартовая атака.

• Срыв атаки соперника при хвате палки наружным хватом по Ушинцкому».

• Обработка бокового клина с раскачиванием в разные стороны с упором ног в доску с тягой в спину.

• Защита от перебежки соперника.

• Контратака с наблюдением за действиями ног и положения соперника.

• Резкое перевертывание руки, которая снизу к сопернику и сверху к себе.

Важно предупреждать ошибки, которые наиболее часто встречаются при обучении технике передвижений, обучении приёма «тяга в стойке» и др. Например, при обучении технике передвижений это: узкая постановка ног; упор ногами в доску снизу; туловище мешает передвинуть ногу; во время движения спортсмен теряет силу тяги; спортсмен заканчивает движение, не доходя до конца доски; слишком широкая постановка стоп [2, С. 95].

Недельная нагрузка начинающего мас-рестлера направлена на развитие силы тяги, укрепление мышц спины, брюшного пресса, рук, ног, хвата рук, скорости движений при правильном сочетании интенсивной и умеренной тренировки, активного и полного отдыха.

При подготовке спортсменов к соревнованиям недельная нагрузка составляется с учётом таких задач как:

• Воспитание силы тяги, укрепление мышц.

• Подготовка силы и скорости.

• Отработка техники.

• Тренировка хвата.

• Отработка техники мас-рестлинга.

• Активный отдых.

• Полный отдых.

В зависимости от физической подготовленности, климатических условий жизнедеятельности, опыта участия на соревнованиях разного уровня, характера, личностных качеств спортсмена тренировки преимущественно должны иметь индивидуальный характер.

Примерное распределение недельной нагрузки, рассчитанный на юношей со средним физическим показателем выглядит следующим образом (см. табл. 1):

Распределение недельной нагрузки

Таблица 1

Понедельник. Цель: Воспитание силы тяги, укрепление мышц спины № Четверг. Цель: тренировка ног, развитие крепкого хвата. №

1 Растягивание, легкий бег, разминка; 1 Растягивание, легкий бег, разминка

2 Блок тяга: первая разминка 15 раз, вторая разминка 12 раз, рабочая нагрузка 8-10 раз 3-4 подхода (вес индивидуальный); 2 Жим ногами: первая разминка 15 раз, вторая разминка 12 раз, рабочая нагрузка 8-10 раз 3-4 подхода (вес индивидуальный)

3 Гиперестезия спины 15-20 раз 4-5 подходов 3 Упражнения на икры 2030 раз (вес индивидуальный)

4 Махи гирей, держа двумя руками 1015 раз 3-4 подхода 4 Вис на деревянной перекладине 3-4 подхода

5 Легкий бег, растягивание 5 Накручивание палки с грузом

6 Легкий бег, растягивание.

Вторник. Цель: скоростно-силовая подготовка, отработка техники мас-рестлинга 1 Растягивание, легкий бег, разминка; Пятница. О.Ф.П., отработка техники мас-рестлинга. 1 Растягивание, легкий бег, разминка

2 Челночный бег ЮмхЗ 3^4 подхода или ускорения на 30м 3-4 подхода (можно с различных положений) 2 Подтягивание 5 раз, 6-8 подходов

3 Прыжки через барьеры или прыжки «куобах» 3 Упражнения на бицепс

4 Подъем штанги на грудь 5-6 раз 3-4 подхода (вес индивидуальный) 4 Упражнения на пресс

5 Отработка техники в спарринге 5 Отжимание от пола

6 Легкий бег, растягивание. 6 Отработка техники в спарринге

7 Легкий бег, растягивание

Среда. Цель: скоростно-силовая подготовка, отработка техники мас-рестлинга

Активный отдых (футбол, баскетбол, плавание и.т.д.)

Суббота и воскресенье полный отдых.

Выводы. Мас-рестлинг требует комплексной физической подготовки спортсмена. Во время схватки спортсмен должен продемонстрировать все физические качества (силу, скорость, выносливость, ловкость, гибкость), а также участие всех групп мышц. При этом, немаловажное значение имеет рациональное питание, режим дня и эмоциональный настрой начинающего спортсмена. Данные аспекты в большинстве случаев могут зависеть и от близкого окружения спортсмена.

Специфика подготовки спортсменов по мас-рестлигну требует рациональной тренировки:

• соблюдение строгого режима дня;

• правильное питание;

• культура одежды;

• применение упражнений в низком режиме и с высокой и максимальной интенсивностью;

• овладение тактикой овладения палки;

• овладение техникой схватки;

• индивидуальный подход при распределении недельной нагрузки тренировки спортсмена;

• моральная поддержка со стороны близких;

• учёт климатических условий жизнедеятельности спортсмена.

Литература:

1. Бочкарев, П.Н. Взаимосвязь между уровнем развития специальной силы и эффективностью соревновательной деятельности в мас-рестлинге / П.Н. Бочкарев, A.A. Захаров // Современная система спортивной подготовки в национальных видах спорта и использование народных игр в физическом воспитании: материалы университетской науч,-практ.конф.студентов. - Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013. - С. 62-66

2. Захаров, A.A. Мас-рестлинг / A.A. Захаров. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. - 160 с.

3. Захаров, A.A. Рекомендации для дальнейшего развития «Мас-тардьЛыы» / A.A. Захаров // Национальные виды спорта народные игры в современной системе физического воспитания и образования: тезисы докладов науч.-практ.конф. министерства по молодёжной политике физической культуры и спорта PC (Я). - Якутск, 2002. - С. 112-113

4. Кривошапкин, П.Н. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики: монография [электронное издание] / П.Н. Кривошапкин; 2-е изд., перераб. и доп. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 154 с.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бугаева Ая Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Давыдова Анна Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье освещены результаты по изучению и развитию исследовательских умений у младших школьников с помощью квест-технологий на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость применения метода квест-технологии для развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить квест-технологии для формирования исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: квест-технология, исследовательские умения, младший школьник, окружающий мир, региональный компонент.

Annotation. The article highlights the results of the study and development of research skills in primary schoolchildren using quest technologies in lessons about the world around them. Based on a theoretical analysis of open sources of information, the need to use the quest technology method for the development of research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study quest technologies for developing the research skills of junior schoolchildren in lessons about the world around them and to suggest ways for its further development. During the research, the following methods were used: study and analysis of sources of information and teaching experience; observation, conversation, and survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren were determined in order to select tools and forms of work. To the extent that the content of the subject of the surrounding world integrates primary scientific knowledge of several fields of science, children are interested in conducting research and developing educational projects. We have selected and described the tasks we carried out to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills. Assignments were also compiled using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the primary school educational program. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary school age in lessons about the surrounding world.

Key words: quest technology, research skills,junior schoolchildren, the world around us, regional component.

Введение. В современном образовании активное использование информационных технологий играет ключевую роль в развитии и формировании навыков учащихся. В связи с этим, важно создавать эффективные методы работы на уроках окружающего мира, которые помогут развивать исследовательские умения у младших школьников. Один из таких методов - квест-технологии.

Квест-технологии представляют собой структурированную активную форму работы на уроках, основанную на преодолении определенных заданий и решении задач с использованием информационных технологий. С помощью квест-технологии учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и с учебным материалом, а также развивают навыки взаимодействия с информационными ресурсами. Одним из способов применения квест-технологий на уроках окружающего мира является формирование команд учащихся для совместного выполнения проекта и исследования определенной темы. Каждая команда получает свою задачу, которую необходимо решить, используя имеющиеся ресурсы. Это может быть, например, исследование различных экосистем, изучение природных явлений или изучение географических объектов [5].

Таким образом, применение квест-технологий на занятиях по предмету «Окружающий мир» способствует развитию исследовательских навыков у учащихся младших школьников. Они помогают активно вовлекать учащихся в учебный процесс, развивать умения работы с информацией и коммуникации, а также формировать навыки самостоятельной и организованной работы. В результате, образовательный процесс, который акцентирует внимание на развитии самостоятельности и коммуникативных навыков, помогает учащимся раскрыть свой потенциал и стать активными участниками собственного образования. Они учатся выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать точки зрения других, сотрудничать и решать проблемы вместе - все это способствует их росту как личностей и подготавливает их к успешной адаптации в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.