ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Е. А. Плакида
Роль скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ
Статья посвящена раскрытию роли скульптуры как учебного предмета в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ. Выявлена взаимосвязь между формированием высокого уровня пространственного мышления и регулярными занятиями скульптурой. Подчеркивается необходимость лепки с натуры и по представлению, а также использования различных пластических материалов для развития навыка объемно-пространственного мышления.
Ключевые слова: пространственное мышление, объем, пространство, скульптура, художественное образование, образ.
Развитое пространственное мышление является непременным условием успешности любого вида деятельности. Именно этот вид мышления позволяет человеку не только мыслить готовыми образами, но и создавать новые, трансформируя и преобразуя исходные пространственные свойства и отношения объектов. Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в гуманитарных науках. И конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках изобразительного искусства и труда.
Пространственное мышление начинает свое развитие вместе с первыми шагами ребенка и продолжается на протяжении всей жизни человека.
По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов [7].
Результатами психологических исследований доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет, когда происходит интенсивное психическое развитие [7, с. 29]. Понимание и усвоение образной информации в этом возрасте осуществляется непринужденно, без специальных усилий, эмоциональных и физических затрат. Механизм восприятия пространства в этом возрасте связан с систематическим обучением детей предметам, тесно связанным с арифметикой, родным языком, а также рисованием и ручным трудом (лепка и все виды моделирования) [1, с. 121].
Пространственное мышление формируется на основе пространственных представлений. А. М. Пышкало считает, что «пространственные представления являются базой для развития пространственного мышления, они отражают соотношения и свойства реальных предметов, т. е.
34
свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства» [6, с. 19].
По мнению Н. Д. Мацько, кандидата педагогических наук, в процессе обучения пространственные представления у детей формируются, в основном, путем:
1. Наблюдения.
2. Восприятия и усвоения информации, полученной в процессе обучения.
3. Практической деятельности (измерение, построение, рисование, моделирование, решение задач и др.).
4. Мысленного оперирования пространственными представлениями [5, с. 21].
Как уже было сказано, пространственное мышление развивается с раннего детства, и способствовать его развитию могут различные виды деятельности. Безусловно, многие школьные занятия играют важную роль в развитии у детей пространственных представлений. Однако, занимаясь изобразительным искусством, которое еще называют пластическим или искусством запечатления образов, дети способны воспроизводить явления жизни не только на плоскости, но и в пространстве, придавая им осязаемость и объемность.
В художественных школах и школах искусств развитое пространственное мышление является необходимым условием для решения учащимися художественно-творческих задач. Его развитию здесь способствуют продуктивные формы деятельности: практические задания по рисунку, композиции и скульптуре. В ходе обучения целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий, планировать ход своей работы и воплощать задуманный образ на плоскости или в трехмерном объеме. Особая роль здесь отводится занятиям скульптурой - именно она обладает большей наглядностью в передаче пространства, чем другие виды изобразительного искусства. Этот вид искусства, с одной стороны, формирует умение воспринимать форму, развивает художественное, пространственное мышление, с другой стороны, развивает творческое воображение, способствует созданию стилизованных форм, декоративных композиций.
Основным средством организации пространства в скульптуре является трехмерный объем. Скульптура, как живопись и графика, тоже отражает реальный мир, только уже не на плоскости, а в пространстве - то, что можно не только видеть, но и осязать.
Все это указывает на то, что занятия скульптурой являются основной базой развития пространственного мышления.
Л и и и и V
Самой важной и самой сложной задачей обучения скульптуре является задача развития пространственного видения натуры. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и либо видоизменить этот объект, либо воспроизвести его, в
35
зависимости от поставленной задачи. Следовательно, уровень выполнения скульптурных композиций зависит от умения объемно-пространственно мыслить.
Развитие умения объемно-пространственно мыслить начинается на уроках лепки с натуры и по представлению. Работа с натурой направлена на изучение, анализ и изображение предмета в пространстве. Анализ формы, конструкции, величины и фактуры предметов формирует понимание особенностей и свойств предметного мира и позволяет судить об их сущности. Именно на уроках лепки с натуры в пространственном мышлении ребенка формируются исходные пространственные свойства и отношения натуры, создаются готовые образы. Осваивая технику лепки объема, последовательность анализа натуры, необходимо понять, что изображение является не механическим копированием натуры, а результатом ее познания и глубокого изучения. Важнейшей задачей при выполнении объемного изображения является перевод внимания от наблюдения внешней формы к внутреннему строению конструкции, пропорциям, которые определяют характер формы любой сложности.
В начале обучения очень важно пролепливание объемных форм, близких по форме к геометрическим фигурам [2, с. 238]. Например, лепка с натуры овощей и фруктов знакомит детей с основными формами, встречающимися в природе, способствует первоначальному развитию умения определять основные пропорции предметов, сравнивать их с натурой.
Важно отметить, что практически каждое занятие по скульптуре сопровождается предварительным эскизом, основная цель которого поиск художественного образа.
Главная роль в развитии пространственного мышления детей средствами скульптуры принадлежит урокам лепки по представлению. Проявляя самостоятельность в решении образа, учащиеся задействуют готовые пространственные представления, умозрительно выстраивая образы, сюжеты и, в конечном итоге, воплощая свои представления в материале.
В процессе постижения пространственного языка скульптуры большое значение принадлежит процессу освоения пластических материалов, используемых при создании скульптурных произведений [3, с. 5]. Именно от выбора материала зависит образное решение, воплощение пластического замысла работы, так как каждый скульптурный материал имеет свои качества, свойства и специальные возможности. Применение различных скульптурных материалов в обучении расширяет круг композиционных решений, дает возможность найти индивидуальные подходы и способы к решению образно-пластических задач и, соответственно, способствует освоению образно-пластического языка скульптуры и развитию у учащихся пространственного мышления.
Занятия скульптурой в художественной школе дают возможность учащимся с помощью освоения начальных навыков владения пластическими материалами, выполнения специфических приемов (раскатывание,
36
сплющивание, вдавливание, оттягивание, сглаживание) и способов (конструктивный, скульптурный и комбинированный) лепки:
- развить мелкую моторику рук, глазомер и наблюдательность;
- выработать сосредоточенность и целеустремленность в работе над произведением;
- создавать объемные и рельефные композиции, наполненные определенным художественно-образным содержанием;
- создавать стилизованные, трансформируемые реалистические формы, декоративные объемно-пространственные композиции;
- самостоятельно решать задуманный художественный образ;
- правильно вести работу, соблюдая последовательность и поэтапность выполнения задания [4, с. 213].
Говоря о роли скульптуры в развитии пространственного мышления учащихся художественных школ, нельзя не сказать о роли восприятия готовых скульптурных произведений. Созерцание скульптур на выставках, в музеях, непосредственное «общение» с произведением искусства не только развивает художественный вкус учащихся, но и способствует развитию чувства объемной пластической формы - главного средства выражения образа.
Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические объемно-пространственные характеристики: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т. п. В своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы.
Скульптура, как и другие виды изобразительного искусства, оперирует образами, но не на плоскости, а в пространстве, пользуясь особыми средствами и способами. Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые и являются основной базой пространственного мышления.
Из вышесказанного следует, что с самого начала и на всем протяжении обучения скульптуре, при выполнении заданий происходит активизация пространственного мышления учащихся, что положительно сказывается на успехах в других видах изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. 303 с.
2. Башкатов И. А. Академический подход в обучении скульптуре на первых этапах художественного образования // Социально-экономические процессы и явления 2011. № 8(30). С. 237-240. иЯЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskiy-podhod-v-obuchenii-skulpture-na-
pervyh-etapah-hudozhestvennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 11.11.2019).
3. Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры : дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 233 с
4. Евтых С. Ш., Сысоева В. А. Развитие образного мышления у учащихся художественных школ выразительными средствами скульптуры // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3(76). С. 212-214. URL: https://cyberlemnka.ш/artide/n/razvШe-obraznogo-mysЫeшya-u-uchascЫhsya-detskih-hudozhestvennyh-shkol-vyrazitelnymi-sredstvami-skulptury/viewer (дата обращения: 11.11.2019).
5. Мацько Н. Д. Формирование пространственных представлений учащихся 1-5 классов в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1975. 36 с.
6. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах : пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Педагогика, 1989. 208 с.
7. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников : монография. М. : Педагогика, 1980. 242 с.