Научная статья на тему 'Формирование объемно-пространственного восприятия у студентов художественно-графического факультета на занятиях скульптурой'

Формирование объемно-пространственного восприятия у студентов художественно-графического факультета на занятиях скульптурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ / ПРОСТРАНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ / ОБЪЕКТ / СКУЛЬПТУРА / ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лемесов Виталий Владимирович

В статье рассматривается влияние занятий скульптурой на развитие профессионального и объемно-пространственного восприятия объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лемесов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование объемно-пространственного восприятия у студентов художественно-графического факультета на занятиях скульптурой»

УДК 159.937.522:[378.016:730]

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ СКУЛЬПТУРОЙ

SHAPING THREE-DEMENTIONAL-SPATIAL PERCEPTION OF STUDENTS OF FACULTY OF ARTS AT SCULPTURE LESSONS

В. В. Лемесов

V. V. Lemesov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается влияние занятий скульптурой на развитие профессионального и объемно-пространственного восприятия объекта.

Abstract. Sculpture, as a work factor of the development of professional and three-dementional spatial perception of the object is considered in the article.

Ключевые слова: объем, пространство, восприятие, объект, скульптура, интеллект.

Keywords: volume, space, perception, object, sculpture, intellect.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки ху-дожника-педагога, который должен быть сформирован как личность развитая, творческая и подготовленная к преподавательской деятельности, обеспечивающей не только обучение школьников, но и их интеллектуальное развитие возможностями искусства.

В этой связи необходимо отметить, что составляющей частью интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности любого вида деятельности, в том числе изобразительной. Одним из важных направлений искусства, участвующих в формировании объемно-пространственного мышления, является скульптура.

Мы живем в трехмерном пространстве. В процессе деятельности человек часто сталкивается с необходимостью представлять внешний вид, структуру объектов окружающего мира. Создание объемных форм зависит от умения мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве видимом и воображаемом. Поэтому обычное восприятие субъекта наполняется информативным содержанием, ограниченным лишь суммарными оценками качеств человека. Таким образом формируется объединенное представление о внешнем и внутреннем мире человека.

При изучении натуры из множества ее альтернативных свойств художнику приходится осмысленно отбирать наиболее важные и творчески переосмысливать их. Поэтому создание скульптурного образа требует сформированности особого восприятия, способного объединять объемное строение и пространственно-композиционное решение. Условиями, обеспечивающими восприятие модели адекватно задачам изображения, являются выбор существенного, характерного, типического и индивидуального, что предполагает развитие объемно-пространственного восприятия объекта на занятиях по изобразительному искусству у студентов художественно-графического факультета.

Материал и методика исследований. В процессе исследования нами был осуществлен анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы, обобщен накопленный опыт работы по преподаванию предмета «скульптура» на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Для этого были использованы следующие методы:

• наблюдение за учебной и самостоятельной деятельностью студентов и профессорско-преподавательского состава;

• анализ продуктов изобразительной деятельности студентов.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ современной научнометодической литературы по обучению скульптуре свидетельствует о недостаточной разработанности основных проблем. Главная из них заключается в слабой теоретической подготовке, которую получают студенты в стенах художественных учебных заведений.

В методике обучения изобразительному искусству есть две области, которые развиваются в процессе изобразительной деятельности: область техники, ремесла искусства и область творческая. Точное разграничение этих областей почти немыслимо, поскольку построение объемно-пространственной формы, перспектива, анатомия, технический и технологический процесс - это вопросы ремесла. Но они же являются и основой творчества.

А. С. Голубкина, обращаясь к учащимся, писала: «Говорят, что художнику надо учиться всю жизнь. Это правда. Но учиться не пропорциям, конструкции и прочим вещам, которые относятся к искусству так же, как грамотность к писательству, а другому, настоящему искусству, где - уже не изучение, а понимание и открытия, большие или малые, воплощенные в образы или нет, и это все равно, но художники их знают и знают им цену. Чтобы перейти к этому настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддается знанию и вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной ...» [4, 109].

Методика обучения искусству ваяния базируется на следующем представлении о последовательности этапов становления скульптурного этюда. Прежде всего скульптору необходимо формировать первоначальный замысел композиции. В него могут быть включены задачи постановки, композиционные варианты, ритмический порядок, пластическое решение и т. д. Импульсом к правильному формированию замысла является словесный анализ модели, сделанный преподавателем.

Конечной целью развития объемно-пространственного восприятия на занятиях по скульптуре является развитие творческих способностей (в широком понимании значения обучения искусству скульптуры), в рамках же собственно художественного восприятия -свободное владение техникой скульптуры, композицией для воплощения замысла в соответствующую материальную форму. Исходя из такого понимания учебной скульптуры и будет строиться наша методическая работа.

Достоверность наших исходных положений подтверждают тезисы Н. Н. Волкова о принципиальной разнице между восприятием предмета и восприятием его изображения [3].

Стремление интенсифицировать изобразительный процесс, придать учебной изобразительной деятельности характер единого научно-творческого комплекса обратило наше внимание на то, что учебно-изобразительная деятельность имеет много общего с практической творческой деятельностью. Однако в учебном процессе методы учебноизобразительной деятельности приобретают свою специфику.

В учебном процессе изобразительная деятельность совершенствуется, так как на каждом новом уровне обучения возобновляется изучение функционирования общих законов изобразительной деятельности. Таким образом, в учебном процессе открывается возможность посредством обучения вскрывать диалектический характер изображения, сложную динамику познавательной и изобразительной деятельности. В ходе исследования нами предусматривалось соблюдение основных форм учебного процесса в высшем учебном заведении, которые включают в себя комплекс занятий, состоящих из теоретического раздела и практических упражнений, консультаций, анализа работ мастеров, копирования, текущих и итоговых просмотров, экзаменов и зачетов.

Наблюдения за процессом работы студентов выявили, что при первом восприятии постановки студент еще не знает особенностей строения ее формы, не чувствует ее существенных характеристик, не представляет наиболее оптимальных средств выражения. Если ему предлагается сразу приступить к лепке, он обычно старается добросовестно скопировать все, что видит, передавая главным образом внешние признаки, не вникая в суть. Невозможно получать полное представление о строении модели па поверхностному наблюдению. Предполагается, что для формирования полноценного представления об изображаемом предмете необходимо длительное, целенаправленное наблюдение предложенной натуры, изучение ее со всех сторон с обязательным выполнением кратковременных зарисовок и объемных эскизов. Когда мысль окончательно сформируется, следует выполнить полноценный скульптурный этюд по представлению, а поток представлений, содержащих определенную осмысленную информацию о модели изображения, в итоге способен сформировать полноценный замысел скульптуры. В этом случае представление будет являться своеобразным эстетическим единством содержания и формы и проявится не как отвлеченная логическая схема, а как представление-образ. Качественная сторона его в значительной мере будет зависеть от восприятия студента. В связи с этим встает вопрос о формировании «расширенного» видения студентов, что достигается, например, при использовании различных сопоставлений в процессе лепки с натуры. В этом случае не только непосредственно отражается действительность, но и постигается ее художественная сущность.

Так, известно, что А. Роден, разрабатывая замысел своей скульптуры «Поцелуй», делал сотни набросков и зарисовок. И это соприкосновение с действительностью и становится исходным материалом для нахождения нужных образов-типажей, разнообразных пластических решений. Отталкиваясь от них, преобразуя их, художник поднимается на новый, более высокий уровень, чтобы иметь дело уже непосредственно с художественным образом.

Процесс восприятия трехмерного предмета происходит на разных уровнях осознания, к примеру, узнавание протекает достаточно быстро и, как правило, подсознательно.

Развернутый длительный анализ объекта наблюдения с целью изображения носит осознанный характер, длительный по времени и тесно связанный с мыслительной деятельностью. Ряд ученых утверждает, что для преобразования действительности на практике вначале необходимо научиться преобразовывать ее мысленно (Б. Микеланджело,

В. Я. Боголюбов, Н. Н. Волков, А. С. Голубкина). На наш взгляд, особенности художественного восприятия необходимо рассматривать через творческую деятельность, в которой они формируются и развиваются.

На занятиях по изобразительному искусству у студентов необходимо развивать и объемно-пространственное восприятие объекта, формированию которого предшествует процесс поступления количественной информации об объекте. Наиболее полное познание закономерностей и связей происходит в процессе логического осмысления, в основе которого лежат теоретические и научные знания о пластической анатомии, перспективе, что позволяет вскрыть глубинные связи воспринимаемого.

Представление о модели, полученное при ее восприятии, оказывается недостаточно полным без фиксации адекватного образа в материале. Это становится вполне очевидным, если проследить за процессом скульптурного изображения, опираясь на выводы Н. Н. Волкова о принципиальной разнице между восприятием натурной постановки и восприятием ее изображения. Она заключается в том, что восприятие есть прямой результат воздействия натуры на органы чувств. Богатство образа натурной постановки определяется богатством ощущений, получаемых от его восприятия, анализа всей системы. Таким образом, восприятие объемной формы должно происходить не само по себе, а в соответствии с законами языка пластического скульптурного изображения.

Начинающий скульптор воссоздает то, что соответствует его привычному представлению о натуре, а не то, что наблюдается в действительности в данный момент времени, при определенных условиях освещенности, на том или ином расстоянии. Задача формирования профессионального восприятия у начинающего художника заключается в том, чтобы с самого начала обучения научиться улавливать изменения объемной формы.

Ученые установили, что субъективным фактором активности восприятия на занятиях по скульптуре является наличие предшествующего изобразительного опыта, что позволяет целенаправленно выявлять наиболее информативные пространственные точки. При восприятии сложных объемных форм полученная информация соотносится с имеющимся изобразительным опытом, и происходит выявление наиболее важных информативных данных о воспринимаемом объекте (Б. Г. Ананьев [1] Р. Арнхейм [2], Н. Н. Волков [3], Е. И. Игнатьев [5]).

Следовательно, студенты с различным уровнем подготовки по-разному воспринимают натурную постановку, так как объемно-пространственное восприятие натуры зависит от умения организовывать активный мыслительный процесс и от полноты впечатления. Если на первом этапе изображения с натуры восприятием руководит эмоциональный образ, то на втором этапе восприятие создаваемого объемного скульптурного изображения оказывает существенное влияние на восприятие натурной постановки с новых позиций, вследствие чего вносятся существенные коррективы в становящееся изображение.

Таким образом, замысел является связующим звеном между восприятием объемной формы и восприятием его пространственного изображения. Он может быть разным в зависимости от установки, индивидуальных суждений, полноты представления о натуре, знания технических и пластических возможностей материала, умений и навыков владения ими.

Как показывает практика, организация восприятия для последующего выражения впечатлений пластическими скульптурными средствами направляет на «схватывание» выразительных сторон. Художник определяет в постановке не привычную схему, а индивидуальные возможности раскрытия образа различными средствами. Степень владения материалом и техникой не только ставит границы восприятию, но и в определенной степени формирует умозрительный пластический скульптурный образ, который исходит из своих возможностей и понимания процесса технического воплощения в конкретном материале. Так как при создании и восприятии скульптуры участвуют не только зрительные органы, но и осязательная энергия, это ставит перед скульптором сложнейшие задачи передачи сразу нескольких состояний.

Здесь необходимо подчеркнуть, что основой скульптуры является ее трехмерность, а из этого вытекает основная специфика создания скульптурного образа. Ее суть заключается в поиске и построении объемно-пространственной формы, обозначающей то содержание, которое заложено художником в произведении. Поэтому изучение предметов с различных точек зрения является необходимым условием развития объемно-пространственного мышления и ведет к дополнительному представлению о нем. Е. И. Игнатьев экспериментально доказал, что, чем больше в процессе восприятия точек предмета в мозге человека будет отражено различных связей, тем полнее и убедительнее будут наши представления о данном предмете [5, 104]. Необходимо развивать умение увидеть закономерности, которые способствуют выявлению сути воспринимаемого и запоминанию воспринятого.

Специфика восприятия изображения состоит в том, что отдельные свойства, качества воспринимаемого объекта действуют или одновременно, или последовательно, но «в любом случае раздражитель выступает в едином комплексе всех своих сторон и качеств и воспринимается как единое целое» [6, 103]. Это главное условие построения целостного изображения, и его необходимо учитывать в педагогической практике. Здесь важно не только поставить выразительную модель, но и акцентировать внимание на наиболее важных ее свойствах. Психологические исследования убедительно доказывают связь восприятия с процессом познания. Например, В. С. Кузин подтверждает: «в процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы невозможен сам процесс познания» [6, 25].

Установлено, что физиологическую основу восприятия составляет взаимодействие отдельных частей одного и того же анализатора или различных анализаторных систем. «Восприятие является совокупностью ощущений и прошлого опыта, который выражается в виде знаний, умений, представлений; оно тесным образом связано с мышлением, так как образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений» [6, 87].

Работа мозга - это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в результате которой различного рода раздражения, поступающие в центральную нервную систему из внешнего мира и внутренней среды самого собственно-художественного восприятия организма, отражаются, разлагаются, расчленяются на основные элементы путем выделения определенных свойств - дифференцирования, их обобщения - генерализации,

оценки значимости - торможения подкрепленных связей. Затем они соединяются, синтезируются в сложные комплексы ответных двигательных актов при посредстве центральных нервных механизмов. В творческой практике эти виды деятельности человеческого сознания находятся во взаимодействии и представляют собой органическую целостность, так как художник одновременно познает (воспринимает, изучает), оценивает (определяет свое отношение к объекту изображения в момент восприятия) и создает свой образ (изображает предмет, передавая прежде всего личное отношение к нему). «Восприятие объемной формы и пространства не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни» [6, 142].

Зрение человека способно лишь фиксировать окружающую действительность, а основной процесс восприятия происходит в сознании человека. Как отмечает А. Д. Логвиненко, «предметный мир, в котором мы живем и действуем, открывается нам в сознании, существующем в пространстве и во времени, и вовсе не следует, что способностью воспринимать его мы обязаны зрению» [7, 87]. Поэтому на занятиях скульптурой студенты должны выполнять работы не только с натуры, но и по представлению или воображению. Тем не менее очень важно формировать последовательность выполнения задания согласно конкретным установкам, формирующим представление о последовательности изобразительной деятельности и законченности скульптурной композиции. В процессе занятий скульптурой необходимо не только демонстрировать технические приемы лепки, этапы создания пластического образа, но и формировать у студентов умозрительный образ предлагаемого конечного изображения. Без аналитического расчленения и последовательного освоения отдельных закономерностей воспринимаемого предмета, а затем логического соединения их в единое целое не может быть продуктивного и последовательного формирования объемного восприятия, пригодного для изображения. Важную роль в аналитико-синтетической деятельности человека выполняет вторая сигнальная система, которая, по определению И. П. Павлова, является «орудием высшей ориентации человека в окружающем мире и в себе самом» [8, 168].

Рассматривая особенности пластического языка скульптуры, необходимо выделить два компонента, формирующих неповторимые, индивидуальные особенности этого вида искусства. Первым компонентом является замысел - представление о предстоящем изображении. Замысел не может не влиять на процесс развития объемнопространственных основ восприятия у студентов в процессе лепки. Второй компонент -материал и техника его воплощения, которые имеют большое значение в создании образа в скульптуре. Умение сформировать объемно-пространственный замысел и реализовать его в соответствующем материале является важным показателем профессионализма скульптора. Известно, что материалы по-разному реагируют на прикосновения рук скульптора, неодинаково подчиняются его фантазии. Материал только тогда дает желаемый результат и эффект, когда в процессе формирования замысла учитываются все его возможности.

Н. Н. Волков подчеркивает тесную взаимосвязь материала и творческого процесса: «Материал - первое опосредование творческого процесса. Он не только техническое ограничение. Художник “видит” будущее произведение в материале, в ходе восприятия (воображения) отбирает нужное по сущности образа и характеру материала ...» [3, 95].

Скульптор выражает себя в пластических образах, но здесь необходимо обратить внимание на проблему, заключающуюся в разнице между замыслом, сформированным в

голове автора, и реальным его воплощением в материале. Первоначальный замысел, материализуясь, претерпевает некоторые изменения, которые вытекают из свойств и качеств материала, выбранного художником как средство воспроизведения. Скульптура, в отличие от других пространственных искусств, имеет наибольшую зависимость от материала в процессе воплощения пластического замысла. Поэтому при создании скульптурного произведения художнику необходимо учитывать возможности материала.

Резюме. Скульптура - это не только воплощение мыслей и идей художника в материале, но и долгий процесс мыслительной работы, требующий от художника работы области мышления, связанной с восприятием объемных предметов. Исследование показало целесообразность формирования объемно-пространственного восприятия в процессе обучения скульптуре, так как это является неотъемлемой частью творческого развития студентов. Уровень объемно-пространственного освоения воспринимаемого определяется степенью эстетического отношения к предметам и является важнейшим компонентом творческого развития будущего учителя изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Восприятие пространства и времени / Б. Г. Ананьев, Э. Ш. Айрапитьянц. - М. : Наука, 1969. - 135 с.

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 392 с.

3. Волков, Н. Н. Мысли об искусстве / Н. Н. Волков. - М. : Советский художник, 1973. - 140 с.

4. Голубкина, А. С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников / А. С. Голубкина. - М. : Советский художник, 1983. - 423 с.

5. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.

6. Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АГАР, 1997. -

304 с.

7. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия / А. Д. Логвиненко. - М. : МГУ, 1987. - 224 с.

8. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 / И. П. Павлов. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.