Научная статья на тему 'Скульптура и пластическая анатомия в современном образовательном пространстве высшей художественно-педагогической школы'

Скульптура и пластическая анатомия в современном образовательном пространстве высшей художественно-педагогической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / SCULPTURE / PLASTIC ANATOMY / EDUCATIONAL SPACE / ART-PEDAGOGICAL SCHOO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

В статье поднимается проблема определения роли и значения скульптуры и пластической анатомии в современном образовательном процессе подготовки художника-педагога, художника декоративно-прикладного искусства и художника-дизайнера в условиях перехода высшего образования на многоуровневую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY IN MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE HIGHER ART-PEDAGOGICAL SCHOOL

In article the problem of definition of a role and value of sculpture and plastic anatomy in modern educational process of preparation of the artist-teacher, the artist of arts and crafts and the artist-designer in the conditions of transition of higher education to multilevel system is raised.

Текст научной работы на тему «Скульптура и пластическая анатомия в современном образовательном пространстве высшей художественно-педагогической школы»

СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

И. А. БАШКАТОВ

В статье поднимается проблема определения роли и значения скульптуры и пластической анатомии в современном образовательном процессе подготовки художника-педагога, художника декоративно-прикладного искусства и художника-дизайнера в условиях перехода высшего образования на многоуровневую систему.

Ключевые слова скульптура, пластическая анатомия, образовательное пространство, художественно-педагогическая школа.

В настоящее время, в связи с переходом на многоуровневую систему обучения, высшее образование переживает сложный период. Происходит активная замена существующих учебных планов, при разработке которых большая ответственность ложится на высшие учебные заведения, так как большая часть дисциплин отводится на вариативную часть и курсы по выбору. В условиях подобной вариативности остро встает проблема определения места в современном образовательном пространстве дисциплин, являющихся основными в формировании фундаментальной направленно -сти художника-педагога.

Таким стержнем художественно-педагогической школы являются рисунок, скульптура и пластическая анатомия, при помощи которых наиболее полно происходит познание трехмерного мира. Роль и значение этих дисциплин, как показывает история, постоянно меняется, но и в настоящее время они не нашли должного места, при сокращении часов часто выводятся за сетку обязательных дисциплин. Кроме того, «скульптура и пластическая анатомия» в новых учебных планах часто разделяется на отдельные дисциплины, что может привести к разделению их содержательной части, и вследствие, к неэффективному использованию их потенциала.

В связи с этим важно определить приоритеты в содержательной части скульптуры и пластической анатомии, найти их оптимальное соотношение в современном образовательном пространстве высшей художественно-педагогической школы.

Целью обучения дисциплинам скульптура и пластическая анатомия в подготовке учителя изобразительного искусства, художника декоративно-

прикладного искусства и художника-дизайнера на художественно-графических факультетах является изучение законов реалистического искусства скульптуры, формирование образно-пластического способа мышления, приобретение навыков, необходимых для творческой и педагогической работы.

В процессе обучения в высшей художественно-педагогической школе стоят задачи развития у студентов трехмерного восприятия формы путем пластической работы, объемно-пространственного восприятия и конструктивно-пластического мышления, способности выстраивать объемы, сводя их к гармоническому единству. В обязательный минимум содержания дисциплины скульптура и пластическая анатомия входит:

- лепка людей, предметов быта, птиц, животных с натуры, по памяти, представлению и наблюдению;

- лепка рельефа и объемной скульптуры;

- изучение пластической анатомии человека, животных и птиц: строение скелета, черепа, конечностей, мышц головы, характерные пластические движения групп мышц, пропорции фигуры человека;

- лепка черепа, скелета и фигуры человека, живой модели (мужской и женской), скульптурной композиции.

При обучении скульптуре и пластической анатомии необходимо помнить, что основным объектом для изображения в скульптуре является человек. Независимо от количества учебных часов, отведенных на дисциплину, скульптура на художественно-графическом факультете предполагает изображение человека, к чему должны подготавливать студентов все задания.

Скульптура тяготеет к изображению фигуры человека, все должно быть увидено и выражено в ней самой в наивысшей мере выразительно и лаконично, Б. Е. Каплянский отмечал, что при этом «все дело в глубине постижения и силе выражения натуры» [2]. Н. В. Томский также отмечал, что скульптор концентрирует свое внимание на человеке и скульптуру с полным основанием называет «человековедением» [6].

Изучение пластической анатомии человека должно занимать существенное место в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, художника декоративноприкладного искусства и художника-дизайнера. М. Г. Манизер говорил, что «исчерпывающее объяснение смысла видимого может быть дано лишь на основе знания пластической анатомии» [7].

Художники декоративно-прикладного искусства в своей профессиональной работе непременно сталкиваются с изображением человека, а для того, чтобы умело изобразить фигуру человека, необходимы крепкие знания пластической анатомии. Художники-дизайнеры в своей профессиональной деятельности имеют дело с пространственной средой человека, при этом им необходимо все соотносить и соизмерять с человеком. Знание анатомии позволяет правдиво изображать фигуру человека, находить наиболее характерные черты позирующей модели, достигать необходимого портретного сходства, что является обязательными качествами художника-педагога.

Пластическая анатомия или анатомия для художников - раздел науки о строении человеческого тела, представляющий интерес для изобразительного искусства. В буквальном переводе слово «пластическая» происходит от греческого <{р1аъ-акв» и обозначает ваяние. Слово «анатомия» также греческого происхождения. Оно происходит от слова «anatвmno», что обозначает рассекаю. Таким образом, в исходном смысловом значении под пластической анатомией подразумевается совокупность тех знаний, которые может получить художник, пользуясь сведениями, полученными при изучении внутреннего строения человеческого тела, определяющие его внешние формы.

В современной науке широко пользуются различными методами исследования живого человека. К ним относятся антропометрические измерения, фото и кино, использование рентгенографии. Многое, касающееся особенностей строения человека, можно понять и изучить и без применения какой-либо специальной аппаратуры, путем одного внимательного рассмотрения живой модели, дополняемого прощупыванием (пальпа-

цией) ее отдельных образований, главным образом скелета и мышц. Комплексное изучение рентгеновского снимка или изображения на рентгеновском экране в сочетании с непосредственным изучением живой модели путем пальпации позволяет понять и объяснить все то, что оказывает влияние на ее внешнюю форму. В качестве вспомогательных методов первоначального изучения пластической анатомии применяются различные учебные пособия: модели, муляжи, таблицы, схемы. Широкое применение находят также руководства по пластической анатомии и анатомические атласы.

Для художника основным методом познания окружающего его мира является метод зарисовки. При изучении пластической анатомии человеческого тела этот метод всегда имеет огромное значение. «Теоретические знания запоминаются и откладываются в памяти в виде зримых наглядных образов через прорисовывание, а не через запоминание их названий» [5]. Скульптор при этом применяет метод лепки данного анатомического объекта.

Работа над изображением человека в скульптуре, будь то портрет или скульптурная композиция, требует обязательного изучения анатомического строения, именно поэтому объединение скульптуры и пластической анатомии в одну дисциплину является целесообразным.

Изумительное совершенство, с которым великие мастера древнего мира - Поликлет, Пракситель, Мирон, Скопас и другие - изображали человека, ни с чем несравнимое мастерство, отличающее работы гениальных ваятелей эпохи Возрождения - Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, связано в значительной мере с их великолепным знанием анатомии человеческого тела.

Лауреат Ленинской премии народный художник СССР С. Т. Коненков пишет «...я изучал кости, мышцы, связки. Эта «натура» необходима каждому скульптору, как насущный хлеб. Без точного знания человеческого тела и всех сочленений нельзя работать в скульптуре. Тело человека -родная стихия скульптора» [3].

Знание анатомии увеличивает наблюдательность, умение подмечать индивидуальные особенности изучаемой модели. Известно, что наблюдательность является одной из особенностей, присущих художнику. Чарлз Дарвин писал: «. великие мастера живописи и скульптуры - это удивительно тонкие наблюдатели» [1].

Существующее мнение, что слишком тщательная проработка форм сковывает скульптора,

лишает его свежести восприятия, является заблуждением. Студент, работающий над скульптурой, становится свободным, уверенным в себе, способным к настоящему творчеству только в том случае, если в совершенстве знает анатомию человеческого тела.

Работа с натуры над изображением человека требует воображения, чувства композиции. Без чувства тяжести, глубины и пространства, конструкции, контраста и гармонии, составляющих основу композиции скульптуры невозможно выстроить реалистическое изображение. Всему этому должно уделяться внимание на занятиях по скульптуре и пластической анатомии, чтобы помочь студентам научиться выражать внутренний строй натуры.

Занятия скульптурой и пластической анатомией формируют у студентов своеобразное зрение, позволяющее безошибочно определять глубину впадин и высоту выпуклостей. Тренировать глаз точно прощупывать форму, выявляя в ней закономерное чередование углублений и выпуклостей.

В простом академическом этюде, исполняемом в чисто учебных целях, можно ограничиться передачей механически человеческого тела. Но студенты должны помнить, что, как отмечает

Н. В. Томский: «для настоящего произведения скульптуры этого мало. Тело человека в своей постановке, позе, жестах, в своих пропорция, формах должно обязательно передавать то или иное внутреннее - волевое, эмоциональное состояние» [6, с. 85].

Это относится ко всем видам пластики, в том числе и к изображению человеческого тела. В трактовке головы скульптор тоже не ограничивается лишь правильной передачей ее строения, пропорций, форм, а обязательно передает внутреннее состояние человека, его волю, разум, чувства.

Скульптура и пластическая анатомия приучает студентов вести работу от общего к частному, исходя из общего мотива движения, акцентируя задачу постановки фигуры, взаиморасположения основных масс, передачи пропорций, выявления конструктивной основы, ставя своей целью выражение движения и характера натуры.

А. С. Голубкина вспоминает, что когда она училась, профессора говорили: «Выучите анатомию и забудьте ее» [7, с. 133]. Что значило изучить анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, самой же анатомии в работах не должно быть. Из анатомии надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре будет увидена не анатомия, а собственная конструкция натуры.

А. С. Голубкина говорит о необходимости предварительного усвоения нужных анатомических знаний, не задевающих эстетического чувства - это «подойти к анатомии только со стороны механизма и движения» [7, с. 133].

Чтобы понять устройство, мало срисовать и скопировать, надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что нет ничего без специального назначения.

Если так подойти к устройству человеческого тела, то можно увидеть «такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше» [7, с. 133].

Именно для того, чтобы все это увидеть и прочувствовать, надо делать анатомические этюды. Голубкина отмечает, что работа по изучению анатомического строения разбирает человека, а этюд собирает. Работая над этюдом «увидите воочию, будете, так сказать, осязать все это великолепие мудрости, где бугорок на какой-нибудь кости устроен с самым изумительным изящным лаконизмом для того, чтобы от него начался мускул, имеющий свое определенное назначение, а на другой кости имеется специально устроенное место, чтобы принять этот мускул соответственным образом. Все это так красиво, изящно, целесообразно, что вы уже не заучиваете, а удивляетесь и радуетесь» [7, с. 133].

Изучая пластическую анатомию, студенты выполняют анатомические этюды. Для этого практически всегда используется знаменитая анатомическая модель Ж.-А. Гудона «Экорше», представляющая собой человека с обнаженными мускулами, слепки и копии которой нашли широкое применение в художественных школах Европы и Америки на протяжении двух последних столетий.

Достойно внимания то, как создавалась столь популярная в настоящее время анатомическая модель.

Ж.-А. Гудон начал заниматься скульптурой по академической системе, распространенной по всей Европе. Прежде чем отправиться в 1764 г. в Рим пенсионером Академии, он проучился в Академии живописи и ваяния и ее элитарном ответвлении - «Школе для избранных учеников» -восемь лет. В течении этого времени, согласно принятой системе, он работал в качестве ученика-подмастерья в мастерских нескольких своих учителей скульпторов-академиков.

В 1766 г. Гудон, фактически еще бывший учеником, получил заказ, почетный для художника. Андре ле Массон, настоятель картезианской церкви Санта Мария дельи Анжели, выбрал его

для исполнения двух монументальных статуй: «Св. Иоанн Креститель». Выполняя этот заказ, Гудон посвятил много времени лепке анатомической фигуры - эскиза для «Иоанна Крестителя». Работа была высоко оценена художниками и любителями искусства. Последние, объявив ее лучшей когда-либо существовавшей анатомической моделью, убедили скульптора снять с нее гипсовую форму и сделать несколько копий. Это и было рождением «Экорше», который безусловно стал выдающейся и самой любимой анатомической моделью в истории скульптуры.

Директор Академии Шарль Натуар, расхваливая эту фигуру, 11 февраля 1767 г. ходатайствовал о покупке гипсового слепка для Академии в Риме. Анатомическая фигура Гудона настолько хорошо известна в разных странах под ее французским названием «Экорше», что оказалось разумно продолжать им пользоваться.

Таким образом, оказывается, что Гудон не ставил перед собой самоцель создания анатомической модели, его «Экорше» является этапом выполнения скульптурной композиции «Иоанна Крестителя», углубленной натурной штудии. При этом стоит отметить, что «Экорше», созданный на основе длительного изучения буквально каждого мускула анатомированных трупов, вместе с тем имеет обобщенную, характерную идеализированную форму. Именно это делает его столь востребованным в процессе обучения на художественно-графических факультетах.

«Стоит отметить созвучие одного из выводов Лембрука о роли пластического обобщения натуры: «Скульптура есть сущность вещи, сущность природы, сущность вечно человеческого» [4].

Ю. П. Маркин, описывая его скульптурные работы, пишет: «Весь свой академический тренаж, всю сумму знаний о человеческой фигуре он перевел в план безошибочного чутья» [4, с. 24].

Занятия скульптурой, главным приоритетом которых является изображение человека, должны быть неразрывно связанно с изучением пластической анатомии. В процессе подетального изучения анатомического устройства тела не обойтись без запоминания огромного количества названий костей и мышц, для этого необходимо их группи-

ровать, противопоставлять одни группы мышц другим, и запоминать их объемность и пространственное расположение. При этом выполнение анатомических этюдов в скульптурном объеме позволяют увидеть в анатомии цельность, лаконичность, необходимые художнику-педагогу. Без изучения скульптуры и пластической анатомии немыслиа профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства, художника декоративно-прикладного искусства и художника-дизайнера, и этот неоспоримый факт должен учитываться при создании современного образовательного пространства высшей художественнопедагогической школы.

Литература

1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1953. Т. 5. С. 700.

2. Каплянский Б. Е. Записки об искусстве и художниках // Советская скульптура 8. М., 1984. С. 48-67.

3. Коненков С. Т. Слово к молодым. М., 1958. С. 37.

4. Маркин Ю. П., Бугуева Ю. В. Вильгельм Лем-брук: Скульптура. Графика. Живопись. Поэзия. Из переписки. М., 1989. С. 17.

5. Новоселов Ю. В. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для вузов. М., 2009. С. 37.

6. Томский Н. В. Заметки скульптора. М., 1965. С. 16.

7. Школа изобразительного искусства: в 10 вып. 3-е изд., испр. и доп. М., 1988. Вып. 2. С. 134.

* * *

SCULPTURE AND PLASTIC ANATOMY IN MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE HIGHER ART-PEDAGOGICAL SCHOOL

I. A. Bashkatov

In article the problem of definition of a role and value of sculpture and plastic anatomy in modern educational process of preparation of the artist-teacher, the artist of arts and crafts and the artist-designer in the conditions of transition of higher education to multilevel system is raised.

Key words: sculpture, plastic anatomy, educational space, art-pedagogical school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.