мир1
искусства!
1УДК 37 ББК 74.58
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ И РИСУНКУ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
И. А. Башкатов
В статье «Проблема формирования художественного образа на занятиях по скульптуре и рисунку на художественно-графических факультетах» поднимается вопрос повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства, раскрываются специфические особенности понимания художественного образа в скульптуре и рисунке. Целенаправленное формирование художественного образа по видам изобразительного искусства существенно повышает качество профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Ключевые слова: художественный образ, скульптура, рисунок, материал.
THE PROBLEM OF ARTISTIC IMAGE FORMATION AT LESSONS OF SCULPTURE AND DRAWING AT THE FACULTIES OF ARTS AND GRAPHICS
I. A. Bashkatov
In the article "The problem of artistic image formation at lessons of sculpture and drawing at the faculties of arts and graphics" the question is discussed about the improvement of quality of training of future fine arts teachers. Specific features of understanding the artistic image in sculpture and drawing are described as well. Purposeful formation of the artistic image by types of fine art significantly improves the quality of training of future fine arts teachers.
Keywords: artistic image, sculpture, drawing, material.
Проблема формирования художественного образа на занятиях по скульптуре и рисунку многогранна и требует к себе особого внимания. От того, как решается эта проблема при обучении, во многом зависит вся профессиональная подготовка студентов художественно-графических факультетов. Формирование художественного образа - это тот вектор, по которому выпускник будет двигаться и в дальнейшей своей профессиональной деятельности.
Воспринимаемый реальный образ предмета не может быть точно передан ни в скульптуре, ни в рисунке, поскольку психологическое восприятие предмета и произведений скульптуры и рисунка различное. При создании рисунка художественная мысль направля-
ется на то, чтобы пространственную форму воспринимаемого предмета перевести в плоскостное изображение на бумаге, затем уже на основе знаний в области перспективы, анатомии переводить эти плоскостные изображения в объемные, не теряя целостности образа изображаемого предмета. В скульптуре мы имеем дело с реальным объемом, художественная мысль направляется на обобщение, на то, чтобы выразить свои впечатления от натуры специфическими средствами выражения скульптуры.
Для воплощения мысленного образа в материальную форму в скульптуре и рисунке недостаточно творческого воображения и яркости представлений, также необходимы знания, умения, навыки владения материалами, спо-
собность работать с ними, знания их специфических выразительных особенностей.
Именно во взаимодействии с анализом художественных материалов и выбором композиционных форм реализации образа на формате происходит становление зрительного образа, пригодного для изображения. Этот процесс представляет собой постепенное приближение к познанию образной сущности изображаемой модели.
По утверждению Е. И. Игнатьева, каждый художник, особенно педагог, «должен в совершенстве владеть полноценным, как бы подвижным образом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте» [1, с. 69].
«Идеальным для художника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением изображать его по представлению совершенно свободно. Художник, - пишет Е. И. Игнатьев, - должен уметь не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде, но и, в случае надобности, изменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному осветить его и т. д.» [1, с. 69].
Е. И. Игнатьев рассматривает сложный образ, пригодный для полноценного рисования по представлению, как гарантию художественного, творческого успеха.
«В изобразительной деятельности одно дело мысленно представить себе образ воспринимаемого, другое дело - преодолеть "сопротивление" материала. Поэтому одну часть процесса формирования графического художественного образа составляет развитие образного мышления, другую - обучение самому процессу изображения, увиденного в природе и осмысленного. Обе части взаимосвязаны и взаимообусловлены в едином процессе формирования художественного образа» [2, с. 32].
В какой бы степени ни был условен образ, он должен быть адекватен реальной действительности. Б. Ф. Ломов об этом пишет так: «Сознательное и вместе с тем точное формирование образа возможно лишь в том случае, если студент овладел знаниями об основных способах изображения, об основных элементах ри-
сунка, навыками рисования этих элементов и навыками работы с материалом...» [3, с. 63].
Формирование образа в восприятии возможно лишь в том случае, если студент уже овладел практическими знаниями и навыками рисования, возможными способами изображения. Формирование образа начинается с установки на определенную последовательность и выборочность восприятия.
Воспринимая предмет для изображения, необходимо всегда соотносить его с изобразительными возможностями рисунка и скульптуры.
Студентов необходимо учить правильному наблюдению и анализу модели. Л. Г. Медведев также отмечает, что «.никакой художественный образ не может формироваться в отрыве от овладения элементарной техникой рисунка и лепки, композицией, от эстетического воспитания. Это единый процесс» [2, с. 9].
«Сама работа с графическим материалом, поиски оптимальных средств выражения вносят весьма существенные коррективы в мысленно сформированный художественный образ. На этой стадии художник непосредственно сталкивается с трудностями, теряет какие-то связи, конструирует новые, отбрасывает один замысел, формирует другой» [2, с. 33].
В. К. Лебедко отмечает: «Даже не будучи специалистом в области психологии чувственного познания, можно почти наглядно представить отличие изобразительных образов, сформировавшихся в процессе рисунка или лепки. Ясно, что в одном случае образ более выражен-но несет одни пространственные характеристики - цвет, в другом другие - объем, силуэт и т. д.» [4, с. 6].
История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Профессиональное и грамотное применение этих средств помогает добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов.
При обучении рисунку необходимо рассматривать его через два основных понятия - грамотность и выразительность. На практике трудно разделить изобразительные и неизобразительные средства, художественную образность и научную «грамотную» основу изображения,
поэтому это разделение рисунка на составляющие условно.
Грамотность рисунка - взаимосвязь общих для всех видов создания изображений знаний, умений, навыков, необходимых для всех видов и жанров изобразительного искусства.
Выразительные средства рисунка: декоративность, композиция, усиление ритма линий, силуэта, пространства, контрастность, метафоричность, ассоциативность, эмоциональная субъективная интерпретация. Художественный эффект рисунка состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.
Грамотность рисунка - точная передача формы - половина решения задачи изображения. Выразительность рисунка - посильное эстетическое раскрытие предметов и явлений действительности с некоторых характерных сторон, которое проявляется в отборе черт и структуре средств изображения, опирающихся на личное отношение и оценку; проявляется только через отдельный и неповторимый рисунок: опосредована изображаемым предметом, выражением объективной логики и содержания действительности.
Процесс построения рисунка должен затрагивать всю личность рисующего в ее свободном художественном, образном постижении мира. А. Бакушинский писал, что в искусстве недостаточно только «знать», необходимо еще «художественно видеть». Знания помогают убедительному воплощению художественного восприятия окружающего в рисунке. По этому поводу В. К. Лебедко пишет: «Одним сходством здесь не обойдешься. Надо знать и уметь пользоваться таким качеством художественного образа, как выразительность. Необходимо подчинять многие структуры образа этому качеству, чтобы в каждом конкретном рисунке "работало" главное, цельный образ, созданный чувствами, эмоциями и желанием художника» [4, с. 17].
Художественная и творчески-эмоциональная сторона образного мышления охватывает все виды изобразительного искусства. Поэтому в практике освоения академического рисунка участвуют два типа мышления - логическое (дискурсивное) и интуитивное (художественное, эмоциональное).
В. К. Лебедко отмечает: «Логика соединяет определенные, отдельные представления, творческие ассоциации в определенную картину, не дает им рассыпаться». И далее: «Роль интуитивных идей на всех уровнях процесса художественного творчества и процесса художественного восприятия не только более значительна, чем в науке, но и имеет ряд специфических особенностей... Логическое, оставаясь существенным элементом искусства, претерпевает воздействия интуитивного элемента, и оба начала творческой деятельности человека предстают в художественном произведении в нерасторжимом единстве. о сознательном прослеживании всех элементов этого процесса не может быть и речи»[4, с. 21].
Обучение скульптуре также принесет положительные результаты в дальнейшей профессиональной деятельности, если строится с учетом характерных особенностей, по которым выстраивается художественный образ в скульптуре.
Скульптурное художественное произведение, прежде чем оформиться в конкретный образ в представлении автора, зарождается в его сознании. При этом большое значение имеет полнота соответствия ощущений, задумки и воплощения самой работы, поскольку художественный образ представляет собой целостное образование.
А. Матвеев говорил своим ученикам, что «готовых статуй в природе нет», что «натура не дает готовых образов», что «без воображения нет художника» (выступление А. Т. Матвеева на торжественном собрании в Академии художеств, посвященном его шестидесятилетию) [цит. по: 5, с. 71]. Он извлекал из самых обыденных и непритязательных мотивов пластическое содержание, будучи, как и Майоль, убежденным, что оно не присуще натуре в готовом виде и скульптору необходимы воображение и идея.
В скульптуре должно доминировать организующее, дисциплинирующее и конструирующее форму начало, что требует прояснения языка пластики, уподобления ее законов законам архитектуры, концентрации формы, строгой ее отчеканенности в пространстве, утверждения ее самостоятельной ценности в окружающей среде, а также соединения и равновесия духовного и физического.
В заключение необходимо отметить, что проблема формирования художественного образа на занятиях по скульптуре и рисунку не может решаться в отрыве от становления общей эстетической и художественной культуры студента. Эта культура не может повышаться при кратковременном общении с произведениями искусства. «Только в результате многократного повторения эмоциональная реакция, полученная при восприятии эстетически ценных предметов изобразительного искусства, закрепляется, превращается в устойчивое переживание, которое становится личностным эмоциональным содержанием при восприятии предметов для изображения» [2, с. 41].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игнатьев, Е. И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению [Текст] / Е. И. Игнатьев // Психология рисунка и живописи. -М., 1954.
2. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку [Текст] / Л. Г. Медведев. - М.: Просвещение, 1986.
3. Ломов, Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М., 1959.
4. Лебедко, В. К. Представление о пространстве и искусство [Текст] / В. К. Лебедко. -М.: Прометей, 1993.
5. Мурина, Е. Б. Александр Терентьевич Матвеев [Текст] / Е. Б. Мурина. - М.: Искусство, 1964. - С. 71.
REFERENCES
1. Ignatyev E. I. Formirovanie slozhnogo obraza, prigodnogo dlya polnotsennogo risovaniya po predstavleniyu (Formation of a complex image suitable for high-grade paint on ideas/ Psik-hologiya risunka i zhivopisi (Psychology of drawing and painting). Moscow, 1954.
2. Medvedev L. G. Formirovanie graficheskogo khudozhestvennogo obraza na zanyatiyakh po risunku (Formation of graphic artistic image at lessons of drawing). Moscow: Prosveshchenie, 1986.
3. Lomov B. F. Formirovanie graficheskikh znaniy i navykov uchashchikhsya (Formation of graphical knowledge and skills of pupils). Moscow, 1959.
4. Lebedko V. K. Predstavlenie o prostranstve i iskusstvo (Notions of space and art). Moscow: Prometey, 1993.
5. Murina E. B. Aleksandr Terentyevich Matveev (Alexander Tetentyevich Matveyev). Moscow: Iskusstvo, 1964, p. 71.
Башкатов Иван Александрович, член Союза художников России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета, докторант кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Bashkatov Ivan A., Member of the Union of Russian Artists, PhD in Education, Associate Professor, Department of Fine Arts, Lipetsk State Pedagogical University; Post-Doctoral Student, Department of Drawing, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]