УДК 159.937.522:[378.016:730]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА
В СКУЛЬПТУРЕ
SHAPING OF COMPOSITE-PLASTIC IMAGE IN SCULPTURE
В. В. Лемесов V. V. Lemesov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В данной статье рассматриваются научно-теоретические подходы к формированию пластической композиции на занятиях по скульптуре. Также рассматриваются факторы развития профессионализма будущих учителей изобразительного искусства, в частности методика преподавания скульптуры.
Abstract. Theoretical approaches to shaping plastic composition at sculpture lessons are considered in the article. The factors of development of professionalism of future teachers of graphic arts, in particular methods of teaching sculpture as a subject are considered.
Ключевые слова: композиция, пластика, этюд, эскиз, пропорции, анатомия.
Keywords: composition, plastic arts, etude, outline, proportions, anatomy.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в нашей стране в сфере образования происходит сокращение учебных часов по изобразительному искусству в высших и общеобразовательных учебных заведениях, что, в свою очередь, влияет на профессионализм будущих педагогов изобразительного искусства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо переосмыслить процесс профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.
Как известно, создание пластической композиции в скульптуре требует довольно высокого уровня объемно-пространственного мышления. Поэтому тех знаний и умений, которые необходимы для выполнения скульптурных этюдов технического характера, для реализации пластических образов в материале становится недостаточно в связи с возросшими учебно-творческими требованиями к профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
Нами создана методическая модель подготовки специалистов в сфере учебных заведений искусств. В этой модели за достаточно короткий срок можно достичь больших результатов в развитии образно-творческих способностей студентов.
Материал и методика исследований. Эксперимент, который проводился со студентами заочного обучения 4-го курса (8-й семестр), включал в себя выполнение скульптурной композиции (домашнее задание).
Вспомогательная постановка располагалась на уровне глаз и была освещена боковым светом. Работа выполнялась в размере 20-25 см, время работы - неограниченно, материал - пластилин. Эксперимент проходил в условиях учебного процесса.
Результаты исследований и их обсуждение. Основными критериями при обработке полученных результатов являлись критерии, характеризующие уровень сформиро-ванности объемно-пространственного решения:
1. Композиционно-пространственное решение.
2. Передача цельности, объемности массы фигур.
3. Соблюдение пропорций и анатомического строения.
4. Передача движения фигур в композиции.
5. Оригинальность композиции.
6. Передача выразительности и характера в работе.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Сформированность у студентов объемно-пространственного решения композиционно-пластического образа
Рассмотрим результаты эксперимента, приведенные на рис. 1:
1. Анализ процесса работы студентов и самих работ, а также поискового материала показал, что из 20 студентов верное композиционно-пространственное решение в эскизе представили 80 %, а в этюде - 76 %.
2. Студенты правильно определили объем и массу, при цельном восприятии фигур можно признать удачным 79 % эскизов и 83 % этюдов.
3. Соблюдение пропорций и анатомического строения фигур в эскизах 60 % и этюде 78 %. Полученные результаты указывают на то, что основная задача эскиза в эксперименте -создание цельной, объемной композиции при минимальном затраченном времени.
4. Передача движения фигуры в пространстве отражена в 50 % эскизов и в 55 % учебных этюдов. Процентное соотношение в пользу эскизов обусловлено тем, что они выполняются небольшими размерами и имеется конкретная установка на «упрощение». Это позволяет максимально точно решать поставленные задачи. В этюде решать эти же задачи гораздо сложнее, так как он характеризуется большим размером.
5. Оригинальность композиции при выполнении учебного задания: эскиз - 50 %, этюд - 54 %. Опрос и наблюдения показали, что при проведении эксперимента студенты испытывали трудности в выборе оригинального композиционного решения в этюде из-за недостаточно четкого определения этих параметров в эскизах и неточного переноса найденного решения. Им приходилось изображать задуманное в этюде не сразу, много раз переделывать, вести композиционный поиск.
6. При завершении работы учитывалась выразительность передачи в работе характера персонажей. Эскиз выполнен на 70 %, этюд - на 75 %.
В этом задании перед студентами ставились задачи изображения обобщенного образа, его характерных особенностей, настроения, наблюдения реактивных и функциональных аспектов внешнего облика в натуре и передачи их в скульптурном изображении. В. В. Ермонская считает, что «скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл был бы неясен» [3, 14].
Основной целью в этом задании было выявление организационно-содержательных возможностей формирования объемно-пространственного мышления студентов, а также выявление связей со знаниями, умениями и навыками в зависимости от задуманного решения постановки средствами скульптуры.
На эскизах модели должны были быть разными по возрасту, характеру, сложению в зависимости от фантазии студента. Живые натуры находились в разном положении спе -циально на нейтральном фоне и при боковом освещении, что способствовало сопоставле -нию моделей по плотности формы, по силуэту. Тем самым мы добивались передачи характерной пластики фигур, выразительной внешности и силуэта. Выбор натурной постановки должен отвечать ряду требований:
• модель должна быть освещена так, чтобы активно «читалось» ее анатомическое строение и конструктивная форма. В. Н. Домогацкий отмечал, что необходимым условием восприятия формы является освещение [2, 207];
• модель должна целостно восприниматься по силуэту, объему, характеру, что, в свою очередь, позволяет расширить диапазон творческого поиска и сосредоточить внимание студентов на анализе важных элементов композиции, а от них перейти к ее объемно-пространственному обобщению.
Эксперимент проводился в два этапа:
1. Создание эскизов, в которых необходимо «упростить фигуру» и вести поиски пространственно-объемного решения в работе, а также формальных объемно-композиционных вариантов, и завершение эскизов на основе сделанных набросков.
2. Создание объемно-пространственной скульптуры в материале на основе представленного образа натуры в эскизе.
При работе с эскизами образные особенности модели подчеркивались соответствующей одеждой и объединялись конкретной темой. Для усиления художественного образа использовались специальные атрибуты, помогающие раскрытию характера модели и подходящие по теме.
Выбор персонажей в эскизе определялся особенностью формирования образов и представления. Как мы знаем, высшим уровнем восприятия является сравнение, именно оно служит исходной основой мышления. Предметы, данные одновременно, сравниваются значительно легче, чем появляющиеся в поле зрения последовательно. Это отражается
на формировании образа представления (характерной чертой которого является особенность). Так, если сопоставляются два сходных предмета, то в представлении на первый план выступают различия, если сравниваются разные предметы, то в представлении под -черкиваются их сходства.
Студентам предлагалось вначале выполнить наброски, а потом приступить к работе. При работе над эскизами ставились задачи пространственного решения композиции и передачи характера моделей:
1. Композиционно-пространственное решение.
2. Определение объемности, массы каждого персонажа.
3. Перспективно-ракурсное размещение фигур и соблюдение пропорций.
4. Изображение фигуры человека.
5. Выявление движения тела, рук, общей динамики.
6. Передача настроения.
7. Работа над деталями.
8. Завершенность работы.
Было замечено, что многие студенты не сразу приступили к работе. Длительность латентного периода (в среднем 10 мин) объясняется особенностью постановки при выполнении задания, требующего дополнительного осмысления.
Здесь мы согласны с мнением Н. Н. Волкова [1], который экспериментально доказал, что объемная форма может восприниматься только путем смены нескольких точек зрения и их зоны окончательно определяются только в процессе самого восприятия. Поэтому студенты дополнительно выбирают точку зрения на модель, как бы приглядываясь с разных сторон, обдумывая положение, ракурс, движение головы и фигуры. Затем они намечали три-четыре варианта эскиза, будущего этюда небольших размеров.
В эскизах определялись параметры, которые могут быть разными: композиционное решение, силуэт, расположение больших объемов, контраст, ритм и т. д. Чтобы у студентов сложилось более четкое представление о требуемом конечном результате их труда и стимулировалась их познавательная деятельность, мы демонстрировали иллюстрации этюдов известных скульпторов.
На первом этапе студенты делали зарисовки и наброски по представлению ранее воспринятой модели.
На втором этапе работы над этюдом студенты уже определились в выборе той или иной композиции, ракурса, общей динамики формообразования. В процессе непосредственного воплощения замысла в скульптурную композицию студенты не прекращали работать с постановкой, тем самым совершенствуя свою композицию и устраняя недоче -ты. Н. И. Полякова писала: «Все способы пластического выражения опираются, с одной стороны, на изучение натуры - наблюдение живой жизни тела, а с другой - на опыт само -го искусства» [4, 27]. На этом этапе при лепке скульптурного этюда фигуры человека внимание студентов обращалось на поиски объема, формы фигур постановки в соответствии с задуманной композицией и с учетом сделанных набросков. Здесь мы периодически стимулировали студентов на формирование творческого замысла скульптуры, без чего не разрешали приступать к лепке.
Затем путем различных сопоставлений в процессе наблюдения модели выявлялись наиболее важные объемно-пространственные точки модели, а все возникающие трудности технического порядка включались в последовательную систему решения замысла.
Большое внимание при работе уделялось:
• общему композиционному решению;
• композиции масс и контуров;
• освещению;
• пространственной композиции (связи фигур);
• выделению главного в композиции и обобщению;
• материалу и технике выполнения скульптуры.
Несмотря на то что у студентов было вполне достаточно соблазнов забыть о глав -ной задаче - обобщенном представлении скульптурной композиции, тем не менее при такой постановке вопроса они шли к сознательному отбору и выделению главного, начиная от целенаправленного наблюдения модели, первоначального замысла и заканчивая опре -деленным пластическим решением модели.
При подведении результатов мы исходили из степени соответствия изобразительного действия поставленной задачи. Если студент давал объемно-пространственную характеристику модели, то уровень его мышления можно считать соответствующим данному заданию. Если студент использовал только аналитические знания и технические умения без учета установки на лепку, значит, его познания ограничивались только измерительными функциями.
В заключение можно отметить, что задачи эскиза и учебные задачи этюда дополняют и обогащают друг друга, позволяют достичь поставленной цели.
Полученные нами данные говорят о том, что значительная часть студентов была способна к самостоятельному решению поставленной задачи. Наличие объемно-пространственного решения композиции, удачно выполненных первоначальных зарисовок и скульптурных набросков привели к верному решению задания на окончательном этапе. В конечном итоге большинство студентов справились с передачей объемно-пространственного и композиционного образа благодаря тому, что была установка на решение конкретных задач.
Таким образом, все работы студентов следует признать удачными, обладающими не только явно выраженными объемно-пространственными особенностями и свойствами композиционной напряженности, но и специфическими чертами в передаче характеров персонажей.
Резюме. Формирование композиционно-пластического образа в скульптуре, не протекает без опоры на мышление, что в свою очередь стимулирует познавательную и практическую деятельность студентов, а также способствует дальнейшему совершенствованию уровня подготовки специалистов художественного профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1.Волков, Н. Н. Мысли об искусстве / Н. Н. Волков. - М. : Советский художник, 1973. - 140 с.
2.Домогацкий, В. Н. Теоретические работы, исследования, статьи, письма / В. Н. Домогацкий. - М. : Советский художник, 1984. - 368 с.
3.Ермонская, В. В. Что такое скульптура / В. В. Ермонская. - М. : Изобразительное искусство, 1977.
- 99 с.
4.Полякова, Н. И. Скульптура и пространство / Н. И. Полякова. - М. : Советский художник, 1982. -
200 с.