Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенин Игорь Николаевич, Филина Нина Владимировна

Статья посвящена эффективным методам и приемам организации учебного процесса в высшей школе, позволяющим совершенствовать профессиональную подготовку специалистов в области таможенного дела. Отражены внутренние и внешние факторы, влияющие на образовательную среду. Обозначены роль и значение международного сотрудничества в сфере таможенного дела как перспективное направление в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенин Игорь Николаевич, Филина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF CUSTOMS SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL CUSTOMS

The article is devoted to effective methods and techniques for organizing the educational process in higher education, which allow improving the professional training of specialists in the field of customs. The internal and external factors influencing the educational environment are reflected. The role and importance of international cooperation in the field of customs is outlined as a promising direction in the education system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_1_47 УДК 378:339.543:004

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ

Сенин Игорь Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: senin.ru@mail.ru

Филина Нина Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: nina.filina.01@mail.ru

Статья посвящена эффективным методам и приемам организации учебного процесса в высшей школе, позволяющим совершенствовать профессиональную подготовку специалистов в области таможенного дела. Отражены внутренние и внешние факторы, влияющие на образовательную среду. Обозначены роль и значение международного сотрудничества в сфере таможенного дела как перспективное направление в системе образования.

Ключевые слова: цифровое общество; таможенные органы; образование; профессиональные стандарты;законодательство.

UDC 378:339.543:004

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF CUSTOMS SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT

OF DIGITAL CUSTOMS

Senin Igor Nikolaevich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia, e-mail: senin.ru@mail.ru

Filina Nina Vladimirovna,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia, е-mail: nina. filina.01@mail.ru

The article is devoted to effective methods and techniques for organizing the educational process in higher education, which allow improving the professional training of specialists in the field of customs. The internal and external factors influencing the educational environment are reflected. The role and importance of international cooperation in the field of customs is outlined as a promising direction in the education system.

Keywords: digital society; Customs; education; professional standards; legislation.

Важную роль в обеспечении национальной безопасности, в реализации экономической внутренней и внешней политики играют таможенные органы. В связи с этим таможен -ная служба занимает особое место в институте публичной власти, взаимодействуя с правоохранительными органами, правительством, президентом.

Последние события на международной арене, такие как военная операция на Украине, локдаун из-за подъема заболеваемости коронавирусом, жесткий механизм санкций европейских стран в отношении Российской Федерации, по-новому заставили взглянуть на международные отношения, перестроить экономический вектор в сторону азиатских стран и бывших союзных республик. Таможенным органам предстоит решить сложные задачи в вопросах ввоза и вывоза товаров в условиях ограничений и запретов. Таможенные органы как никакие другие должны работать на опережение, внедряя современные технологии в управление, в правоотношения. Переход на цифровую экономику и цифровую таможню позволит добиться эффективности, оперативности в таможенном деле, нивелировать коррупционную составляющую. Цифровая таможня - это новый уровень управления, это эффективное решение более сложных задач, взаимодействие с иностранными государствами, которое требует подготовки высококвалифицированных кадров, способных работать в современных условиях.

Процесс цифровизации представляет собой внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни, включая таможенную. Инновационный подход в осуществлении таможенной деятельности заключается в планомерном системном развитии технического оснащения и эффективном использовании ресурсов.

В целях создания наиболее благоприятных условий для международной торговли и привлечения инвестиций государство уделяет значительное внимание научным разработкам в области цифровизации и интеллектуально-коммуникативных технологий, активно внедряя их в деятельность таможенных органов, что способствует автоматизированному делопроизводству, составлению и обработке деклараций, проверке груза без вскрытия упаковки, упрощению и ускорению

взаимодействия с участниками торговли, повышению качества таможенных услуг и решений о выпуске товаров.

В настоящее время принципы высокоинтеллектуальных технологий составляют неотъемлемую часть функционирования как таможенных органов, так и прочих участников внешнеэкономической деятельности. Это касается не только автоматизации отдельных таможенных операций, но и таможенного контроля в целом, что призвано на новом уровне создать и обеспечить условия для бесперебойной торговли между различными государствами, переходя к безбумажной, цифровой таможне.

Цифровое реформирование таможенных органов в России началось с создания ЦЭД, электронных таможен и таможенных постов. Стратегия-2030 сформулировала основные направления деятельности ФТС России в этой области до 2030 г. Прежде всего, это относится к авторегистрации таможенных деклараций и автовыпуску при экспорте и импорте товаров [4].

Функционирование таможенных органов регламентируется таможенным законодательством и направлено на регулирование таможенных правоотношений. Это органы исполнительной власти государств ЕАЭС, также отнесенные к правоохранительным, деятельность которых направлена на регулирование перемещения товаров через таможенную границу, осуществление таможенных операций и процедур, таможенный контроль, взыскание таможенных платежей [3].

В этом качестве они защищают экономический суверенитет России и ЕАЭС, права и законные интересы физических и юридических лиц, осуществляют борьбу с правонарушениями в таможенной сфере, включая преступления.

Деятельность таможенных органов основана на принципах: законности; равенства лиц перед законом; уважения и соблюдения их прав и свобод, и прочих, включая принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов.

Правовой основой службы в таможенных органах являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Рос-

сийской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, другие нормативные правовые акты о таможенном деле.

Сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими таможенных органов могут быть граждане России, занимающие должности в таможенных органах, которым присваиваются специальные звания либо классные чины.

Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Поступление на службу является добровольным и осуществляется на условиях контракта, который заключается в письменной форме на один, три, пять и десять лет или до достижения предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе [2].

Подготовка кадров для таможенных органов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [1], ст. 23 ко -торого устанавливает, что профессиональное образование сотрудников таможенных органов, включая дополнительное, производится в образовательных организациях ФТС России либо иных по соответствующим образовательным программам.

Главный специализированный вуз в России, занимающийся подготовкой и переподготовкой специалистов в области таможенного дела, - Российская таможенная академия (РТА), расположенная в Люберцах Московской области и имеющая филиалы в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону. Также в различных регионах страны многие вузы готовят студентов по специальности «таможенное дело», причем не только для службы в госорганах, но и в коммерческих структурах, занимающихся импортом и экспортом товаров.

Получение таможенной специальности возможно при освоении следующих профилей обучения: таможенное дело; таможенная логистика; таможенный менеджмент; товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности; правовое обеспечение таможенной деятельности; информационные и таможенные технологии; таможенные платежи и валютное регулирование; аналитическая деятельность в таможенных органах; международное таможенное сотрудничество; организация таможенного контроля; государственное управление таможенными процессами; внешнеэкономическая деятельность предприятия; организация таможенного процесса во внешней торговле; таможенное администрирование в цифровой экономике и др.

Подготовка специалистов в области таможенного дела осуществляется в высших учебных заведениях. Поэтому на вузы возлагается большая ответственность по профессиональной подготовке специалистов в контексте развития цифровой таможни. Выражение «кадры решают все» актуально и сегодня как никогда. Именно поэтому необходимо обратить внимание на преподавателей вузов, их готовность к внедрению новых современных подходов, приемов, технологий в образовательный процесс, а также обобщению российского и зарубежного опыта подготовки специалистов в формате конференций, круглых столов, информационных площадок, форумов и т. д.

В Российской Федерации подготовка специалистов в области таможенного дела осуществляется в соответствии с ФГОС ВО по специальности 38.05.02 таможенное дело, перечнем профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалиста по специальности 38.05.02 таможенное дело. На основе этих документов составляется учебный план и рабочие программы по дисциплинам. Каждый преподаватель вносит свою лепту в процесс подготовки специалистов. Роль преподавателя в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте развития цифровой таможни превращается в роль организатора учебной деятельности. Только от преподавателя зависит, какой будет деятельность студента во время

лекций, практической работы, пассивной или активной. При активной работе студент погружен в мыслительный процесс, интеллектуально-творческий при написании информации, выстраивает цепочки взаимосвязи, трансформирует знания из одной дисциплины в другую, а в последующем и в практическую реализацию. Активные методы обучения отвечают современным требованиям подготовки специалистов таможенного дела в условиях развития цифровой таможни. Все виды активностей направлены не на изложение и воспроизведение готового материала, а на самостоятельное овладение знаниями через организованную активную познавательную деятельность студентов таможенного дела.

Важно отметить, что в образовательные программы по специальности таможенное дело разрабатываются совместно с работодателем, что позволяет учитывать потребности таможенных органов с учетом их реформирования.

Таким образом, совершенствование подготовки специалистов зависит в первую очередь от готовности кадров внедрять новые, современные технологии, от эффективного выстраивания процесса обучения, от мотивации студентов.

Учитывая требования времени, при подготовке специалиста таможенного дела, особое внимание должно быть уделено циф-ровизации учебного процесса, что в дальнейшем поможет ему успешно справляться со своими профессиональными функциями, используя цифровые технологии.

В связи с этим В. Н. Минина отмечает, что в цифровую эпоху обучение с внедрением цифровых технологий является необходимым для того, чтобы считаться современным вузом, сочетая традиционные формы обучения с цифровыми, включая искусственный интеллект [8, с. 86].

Более того, крайне важной становится интерактивная составляющая обучения. «Если мы говорим об инновационных методах с использованием цифровых технологий, то оптимальным будет обучение, где студенту дается возможность включиться в работу, проявляя активность, взаимодействие. Как показывает статистика, при активном обучении, после того как что-то прочитали, информации запоминается - 10 %; после услышан-

ного - 20 %; после увиденного - 30 %, а если увидели и услышали - 50 %, а если выполни -ли сами, запоминается 90 %. Таким образом, весь процесс обучения должен строиться по принципу максимум интерактивности, обратной связи» [6, с. 99].

Проблемой сегодняшнего дня становится мотивация студентов к получению и использованию знаний. Преподаватель может и должен оказывать содействие студентам в ее формировании, в том числе с использованием цифровых технологий преподавания, основанных на информационных образовательных ресурсах с использованием мультимедийных средств обучения. Как было отме -чено В. С. Москалюк, «обучение конкретным навыкам осуществляется на разных уровнях образования, но цифровые компетенции закладываются и обновляются на протяжении всей жизни» [9, с. 16].

Итак, преподаватель, в том числе и таможенных дисциплин, содействует формированию у студента познавательных, творческих интересов, умения самостоятельно обучаться, пользоваться наряду с традиционными и современными цифровыми технологиями. Студент, взаимодействуя с преподавателем, в свою очередь, стремится усвоить и воспроизвести знания в условиях цифровых технологий. И здесь, применительно к преподаванию таможенных дисциплин, в качестве перспективного направления может быть рассмотрено создание специальных цифровых учебников и учебных пособий, оснащенных дополнительными материалами в виде видео- или онлайн-заданий, предполагающих возможность студента проверить свои знания самостоятельно.

На современном этапе развития цифровых технологий в учебном процессе возможно успешное использование и открытых онлайн-курсов, что может стать основой для образовательной программы любой, в том числе таможенной, дисциплины. Уровень качества цифровых образовательных программ значительно вырос, указывает Л. А. Гриневич. Появилась возможность выделения нужных фрагментов изучаемой дисциплины с постановкой учебных задач и возможностью анализа работы конкретного студента. При этом может быть обеспечена помощь студентам с заданиями, практиче-

скими работами, консультации по технике обучения [5, с. 245].

Л. С. Лабуз и Л. Н. Мазаева обращают внимание на то, что при разработке электронных учебников и пособий необходимо добиваться эффективности использования их преподавателем и обучающимся на занятии и при подготовке к занятию. При этом положительный результат обучения обеспечивается не только наличием, но и доступностью необходимой информации [7, с. 92].

В преподавании студентам таможенных дисциплин полезным может быть подход, связанный с применением в обучении бытовых технических устройств, используемых молодежью, например смартфона, при выполнении заданий по дисциплине. Допустим, студенту предлагается провести анализ одних и тех же понятий из разных источников, также провести опрос в социальных сетях, о понимании терминологии, с последующим обсуждением.

Современному преподавателю таможенных дисциплин желательно использовать цифровые технологии в лекциях, практических занятиях, производственной практике. Результатом становится повышение интереса к предмету с последующей возможностью для студентов не только получать, но и применять в профессиональной деятельности интерактивные знания.

В процессе профессиональной подготовки будущих работников таможенных органов важно не только их профессиональное становление, владение специальными навыками, но и формирование нравственно-волевых качеств, составляющих их профессиональное правосознание. Профессиональное правосознание представляет собой совокупность понятий, представлений, идей, убеждений, традиций, стереотипов, характерных для определенной профессии. Отсутствие морально-ценностной системы и установок в процессе овладения профессией может привести в дальнейшем к формированию профессиональных деформаций.

В процессе подготовки специалистов таможенного дела в вузах активно внедряются элементы дистанционного обучения, где у студентов есть свободный доступ к библиотечным ресурсам, ссылкам на официальные сайты, размещенным видеоматериалам, презентациям. С первого курса для студен-

тов организуются выездные мероприятия совместно со специалистами таможни. Студенты, как правило, выступают в роли понятых, однако уже с первого курса у них есть возможность погружения в профессию, общения со специалистами таможенной службы. Конечно, первый выезд для студентов - это событие, отличная мотивация на обучение и дальнейшую работу.

Регулярные встречи с представителем работодателя в процессе обучения тоже поддерживают мотивацию студентов. Такие встречи не проходят безрезультатно, они сопровождаются согласованием договоров на практику и выстраиванием профессиональной траектории для студентов.

Активное внедрение методики научного исследования в учебный процесс позволяет развивать аналитические способности, математический и статистический анализ. Данная методика применима при курсовом проектировании и при подготовке дипломного проекта. Азами научного исследования может выступать и подготовка к семинарскому занятию, и написание научной статьи на конференцию.

Современные требования к образованию в сфере таможенного дела закреплены и в нормативно-правовых актах, таких как ТК РФ, решение ВЕЭС «Об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕЭС до 2025 года», федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», указ президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года» и др. Перечисленные документы содержат нормы, раскрывающие особенности деятельности таможенного служащего.

На совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте развития цифровой таможни оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, где к внешним факторам необходимо отнести преобразования в системе таможенных органов, требующие в свою очередь и модернизации образовательного процесса в вузе; необходимость согласования модели выпускника таможенного дела с профессиональным таможенным сообществом; изменение образовательной среды, появление и развитие образовательных платформ, которые объединяют участ-

ников образовательного процесса в глобальном масштабе, новые форматы обучения. Среди внутренних факторов необходимость в адаптации и внедрении в образовательный процесс передовых педагогических технологий в вузе, внедрение профессионально-ориентированных методов обучения, современные педагогические подходы, позволяющие определить стратегию обучения и воспитания, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, задачная структура, подчиненность результативности.

Внедрение цифровых технологий в таможенную сферу требует разработки и принятия нормативно-правых актов, которые будут устанавливать правовой режим цифровых взаимодействий и выступать гарантом экономической безопасности государства и его граждан, а с другой стороны, это новые возможности в деятельности таможенной службы - цифровой режим продвижения товара, цифровой режим услуг и другие цифровые технологии.

Российская система образования находится в постоянном движении, она не ограничивается лишь базовыми знаниями студентов, готова решать сверхзадачи в условиях цифровой трансформации. Для реализации сверхзадач по подготовке специалистов в таможенной сфере в образовательную среду внедряют цифровое портфолио студента, где у студента есть возможность загрузить свои достижения в научной и учебной деятельности. Электронное портфолио показывает конкурентоспособность студентов, их научный и творческий потенциал. Для развития системы ценностей и взглядов в вузе ведется воспитательная работа. Студенты участвуют в научных и творческих проектах, раскрывая свой творческий потенциал. Эффективной современной формой работы служат коворкинги, онлайн-площадки, которые позволяют оперативно обсуждать вопросы участия в конкурсах, объединяют неограниченное количество студентов разных курсов и групп.

Учебная деятельность - составная часть образовательной деятельности вуза. Она включает в себя организацию учебных занятий, контроль успеваемости, все виды аттестации студентов. Учебная деятельность, как правило, проводится в традиционном фор-

мате - лекционные и практические занятия, самостоятельная работа.

В дидактике высшей школы можно встретить методы контроля, стимулирования, изложения, познания и др. Каждый метод обучения будет эффективно работать при определенных условиях обучения.

В современных условиях учебный процесс требует постоянного совершенствования, причиной этому служат и техническое развитие, и смена приоритетов и задач в системе образования, изменение социально-экономической ситуации в обществе, обновление законодательной базы. Внедрение цифровой таможни требует изменений в целеполагании и приемах обучения в вузе. От организации познавательной деятельности студентов зависит эффективность усвоения. Роль активных методов обучения в высшей школе выражается в мотивации студентов к активному познанию, включая все психические процессы (воображение, память, речь, внимание, мышление и др.).

Среди передовых и эффективных методов активного обучения выделяются имитационные игровые и неигровые формы. На наш взгляд, проигрывание производственной ситуации позволит студенту сформировать профессиональные знания и умения, которые необходимо решать. Игра моделирует рабочий процесс, а значит, учит взаимодействию, выполнению ролевых функций, тренирует квазипрофессиональные навыки у студентов. Игра всегда требует большой подготовки от преподавателя (моделирование производственной ситуации, отвечающей образовательным целям, описание хода игры и игровых ситуаций, разработка памяток для участников игры и продумывание системы оценивания). Имитационная игра всегда проходит ярко, зрелищно, масштабно и, главное, надолго запоминается студентам, потому что они в течение ограниченного времени вживаются в роль, осуществляют профессиональные функции и видят результат своей деятельности.

Проблемная лекция способствует усвоению теоретического материала, формированию познавательного интереса и профессиональной мотивации у студентов. Из опыта организации проблемной лекции необходимо отметить, что не любая тема лекции под-

ходит под проблемную. Важно, чтобы сформулированная проблема максимально была приближена к жизни. Хорошо, если это пример из профессиональной деятельности, который преподаватель излагает в начале лекции. Однозначно, это вызовет интерес у студентов, потому что они тоже могут в перспективе в своей профессиональной деятельности столкнуться с озвученной проблемой. Обучающие интенсивно начинают искать варианты решения проблемы, высказывают свои варианты. Часто высказанные варианты студентов не позволяют решить проблему. Задача преподавателя - дать ком -ментарий каждому ответу, объяснить, почему эти варианты не решают проблему через причинно-следственные связи. И после того как все варианты у студентов кончились, пре -подаватель начинает объяснение материала в контексте ситуации. Объяснение лектора вызывает интерес у студентов, надолго запоминается.

Визуализация лекции часто применяется в процессе обучения. Это позволяет наглядно через таблицы, схемы, рисунки представить информацию. Во время лекции комментируется каждый элемент. Материал в такой сжатой форме легко запоминается и воспроизводится студентами, сокращает объем лекции. Однако не стоит забывать, что студент получает готовую переработанную преподавателем информацию. Важным для студентов высшей школы является развитие критического мышления.

Приемы критического мышления - это раз -новидности интеллектуальной деятельности студентов, которые требуют понимания, восприятия, оценочного мышления, гибкости, мышлению, готовностью работать над ошибками. К таким приемам относят кластерный метод, составление денотатного графа, ин-серт таблицы, прием фишнбоун, прием диаманта при изучении терминов, понятий, синк-вейн и др.

Описанные приемы и методы - лишь небольшая часть форм организации учебного процесса в высшей школе, которые применяются в современных условиях. Освоение и применение современных методов - это не желание преподавателя, а требование современной действительности, показатель профессионализма и требования работодателя к подготовке специалиста.

Таким образом, к определяющим векторам развития высшего образования в таможенной сфере можно отнести: корреляцию учебного комплекса в вузе с задачами таможенного дела и ее цифровизацией; применение современных профессионально ориентированных методов и приемов организации учебной деятельности на основе проблематики таможенного регулирования; выход за рамки вуза на национальный и международный уровень сотрудничества для обобщения передового научного и академического опыта преподавания; формирование у обучающихся готовности к быстрой адаптации в сложившейся социально-политической ситуации и профессиональному росту. Создание единого образовательного пространства, куда будут входить вузы, таможенные органы, международные союзы и сообщества, позволит сделать образовательный процесс эффективным.

Хорошей площадкой для обмена опытом, проведения исследований в таможенной сфере на международном уровне служит программа PICARD, которая направлена на повышение профессиональных знаний и авторитета таможенных органов; поощрение образовательных учреждений, стремящихся к расширению сотрудничества в области таможенного дела; поддержание инициатив, связанных с международным сотрудничеством.

Другим направлением развития таможенного образования выступает Международная сеть таможенных университетов (INCU), которая объединяет более 200 вузов во всем мире. Стратегическую и консультативную поддержку Руководящему комитету оказывает Консультативный совет INCU, а административную поддержку обеспечивает Секретариат INCU. Президент INCU - профессор Дэвид Виддоусон, главный исполнительный директор Центра таможенных и акцизных исследований Университета Чарльза Стерта. Любая таможенная структура, коммерческая и некоммерческая организация, образовательное учреждение может получить членство в INCU.

Необходимо отметить, что INCU создала платформу взаимодействия ВТамО с учебными и научными центрами, работающими в области таможенных исследований, обучения студентов, переподготовки кадров для таможенных служб.

Членами ^Си стали и российские вузы -Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Самарский государственный технический университет, факультет таможенного дела Южно-Уральского государственного университета.

Основные задачи, стоящие перед NCU, направлены на продвижение академического статуса таможенной профессии; продвижение коллективных интересов своих членов; организацию научных конференции; повышение осведомленности общественности о профессии таможенника; продвижение академического успеха в таможенных делах; поддержание исследований в области таможенного дела; предоставление Всемирной таможенной организации и другим организациям единую точку контакта с университетами и научно-исследовательскими институтами, которые активно занимаются таможенными исследованиями, образованием и обучением; предоставление глобального ресурса для правительств и частного сектора, а также образовательный источник для студентов, желающих расширить свои знания в области таможенного дела, международной торговли и логистики.

^Си обеспечивает механизм для постепенного создания базы знаний по различным важным аспектам таможенного дела и позволяет свободно обмениваться идеями и передовым опытом, что не только поможет странам, проводящим процессы реформ, но также послужит установлению более тесных связей между правительством, академическими кругами и частным сектором.

Таким образом, профессиональное правовое сознание должностных лиц таможенных органов составляет профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в тамо -женной сфере ее представителей.

В современных условиях процесс формирования правосознания и правовой культуры на профессиональном уровне предполагает в том числе и использование в процессе обучения цифровых технологий с необходимой обратной связью между содержанием обучения и обучающимся. И здесь необходимо наличие корпоративного информационного

таможенного пространства, благодаря которому не только студент, но и любое должностное лицо таможенных органов может и должно получать и совершенствовать профессиональное образование в течение всего периода службы.

Знания о праве, профессиональная компетентность в сфере действующего законодательства, чувство справедливости, законности, профессионального долга являют собой основу правосознания студентов таможенной специальности, формирующуюся в процессе их обучения и воспитания. Таможенное образование -первичный источник профессионального правосознания, в дальнейшем развивающийся и совершенствующийся, благодаря опыту профессиональной практической деятельности. Результатом воспитания в духе права, законности выступает правовая активность, правовая культура работников таможенной сферы. От уровня их правосознания зависит их деятельность по исполнению должностных обязанностей. Профессиональная деятельность должностных лиц таможенных органов предъявляет серьезные требования не только к знаниям и умениям, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, связанную с обеспечением экономической безопасности страны.

Полагаем, что использование цифровых технологий в деле формирования высокого уровня профессионального правосознания таможенных работников должно способствовать успеху в данном направлении.

В связи с этим следует проводить следующую работу:

- создавать специальные компьютерные классы с углубленным изучением предмета таможенного дела в средних и высших учебных заведениях;

- издавать на основе цифровых технологий специальные учебники и пособия, способствующие самостоятельному изучению таможенного дела;

- используя информационные технологии, обеспечить изучение обучающимися действующего таможенного законодательства;

- используя цифровые технологии создать, условия для регулярного обучения и самообучения специалистов и руководителей таможенных органов;

- усовершенствовать систему переподготовки кадров таможенных органов, в том числе дистанционным путем;

- обеспечивать обмен опытом таможенных органов и учебных заведений России путем дистанционных лекций, семинаров, научных конференций, студенческих олимпиад и конкурсов в области таможенного дела.

Вместе с тем все эти меры следует рассматривать лишь в качестве эффективного дополнения к деятельности преподавателя, показывающего студентам реальные примеры добросовестного исполнения обязанностей, верности профессиональному долгу, закону, непримиримого отношения к злоупотреблению служебным положением, совершению правонарушений, коррупции, высоконравственного и культурного отношения к гражданам, компетентного решения профессиональных вопросов.

Российским вузам, ведущим подготовку специалистов-таможенников, следует активно интегрироваться в мировой образовательный процесс, сохраняя при этом черты национальной специфики подготовки, что по-

зволит усовершенствовать содержательный и методический аспекты образования, расширить возможности обмена опытом, а следовательно, поднять качество подготовки и повысить имидж профессии внутри страны.

В завершение отметим, что, несмотря на то что образовательным, научным и таможенным мировыми сообществами ведется объемная и кропотливая работа по интеграции различного рода организаций в единое таможенное образовательное пространство, положительные результаты возможны только в том случае, если имеется не столько достаточная ресурсная обеспеченность данного процесса, сколько мотивационная готовность к работе в данном направлении, которая, прежде всего, выражается в наличии консолидированного мнения по основополагающим моментам профессиональной подготовки специалистов таможенного дела. Данный аспект до сих пор является дискуссионным и несколько тормозит активность проводимой на межгосударственном уровне работы.

Список литературы_

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция) // Со -брание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

4. Стратегия развития ФТС России до 2030 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 01.08.2022).

5. Гриневич Л. А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика // Вестник КемГУКИ. 2021. № 57. С. 242-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Киселев А. А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. № 2. С. 97-100.

7. Лабуз Л. С., Мазаева Л. Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. 2016. Т. 37. С. 90-95.

8. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 1. С. 84-101.

9. Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образования // Наука и образование сегодня. 2019. № 10. С. 15-17.

References_

1. Federal Law No. 114-FZ of July 21, 1997 «On service in the Customs Authorities of the Russian Federation» (with amendments and additions). Collection of Legislation of the Russian Federation. 1997. No. 30. St. 3586.

2. Federal Law «On the State Civil Service of the Russian Federation» dated 27.07.2004 No. 79-FZ (last edition dated 30.12.2021). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 31. St. 3215.

3. Federal Law «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 03.08.2018 No. 289-FZ (latest edition). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 32 (Part I). Article 5082.

4. Development strategy of the Federal Customs Service of Russia until 2030. URL: https://customs.gov.ru/activity/ programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (accessed: 01.08.2022).

5. Grinevich L. A. Digitalization of higher education in modern Russia: theory and practice. Bulletin of KemGUKI. 2021. No. 57. pp. 242-248.

6. Kiselev A. A. Distance learning of students: problems and prospects of its development after the coronavirus pandemic. Development of education. 2020. No. 2. pp. 97-100.

7. Labuz L. S., Mazaeva L. N. Information technologies in higher professional education: problems and prospects. Concept. 2016. Vol. 37. pp. 90-95.

8. Minina V. N. Digitalization of higher education and its social results. Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2020. Vol. 13, issue 1. pp. 84-101.

9. Moskalyuk V. S. The concept and essence of digitalization of the education system. Science and education today. 2019. No. 10. pp. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.