Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY / CUSTOMS EDUCATION / INTERACTION / INTEGRATION / GLOBAL NETWORKS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Владимир Иванович

Рассматриваются вопросы создания глобальных сетей образовательных учреждений, готовящих кадры для таможенной службы. Уделено внимание месту и роли Российской таможенной академии в Международной сети таможенных университетов (INCU), Учебно-методическом объединении вузов РФ по образованию в области таможенного дела (УМО), а также Сетевом университете СНГ, учреждение которого одобрено Правительством РФ в 2019 г. Предложена классификация таможенных образовательных учреждений в рамках взаимодействия INCU и УМО. Рассмотрены стимулы и условия для взаимодействия с внешними партнерами, обозначены проблемы на пути к интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяков Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of Customs Education

The article highlights the issues of creating global networks of educational institutions that train personnel for the customs service. The author considers the place and role that the Russian Customs Academy plays in the International Network of Customs Universities (INCU), the Educational and Methodical Association of the Russian Higher Education Institutions on Customs Education (UMO), as well as in the Network University of the Commonwealth of Independent States (CIS), the establishment of which is approved by the Russian government in 2019. The classification of customs educational institutions within the framework of cooperation with INCU and UMO is proposed, the incentives and conditions for interaction with external partners are considered, problems on the path to integration are identified.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

25 ЛЕТ ВЛАДИВОСТОКСКОМУ ФИЛИАЛУ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ

УДК 378

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.4.5 В. И. ДЬЯКОВ*

Глобализация таможенного образования

Рассматриваются вопросы создания глобальных сетей образовательных учреждений, готовящих кадры для таможенной службы. Уделено внимание месту и роли Российской таможенной академии в Международной сети таможенных университетов (ШСи), Учебно-методическом объединении вузов РФ по образованию в области таможенного дела (УМО), а также Сетевом университете СНГ, учреждение которого одобрено Правительством РФ в 2019 г. Предложена классификация таможенных образовательных учреждений в рамках взаимодействия ШСи и УМО. Рассмотрены стимулы и условия для взаимодействия с внешними партнерами, обозначены проблемы на пути к интеграции.

Ключевые слова: Российская таможенная академия, таможенное образование, взаимодействие, интеграция, глобальные сети образовательньхучреждений.

ДЬЯКОВ Владимир Иванович -доктор исторических наук, профессор, и.о. проректора-директора. vid@vfrta.ru.

DYAKOV V. I. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Acting Prorector Director of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy.

V.I. DYAKOV

Globalization of Customs Education

The article highlights the issues of creating global networks of educational institutions that train personnel for the customs service. The author considers the place and role that the Russian Customs Academy plays in the International Network of Customs Universities (INCU), the Educational and Methodical Association of the Russian Higher Education Institutions on Customs Education (UMO), as well as in the Network University of the Commonwealth of Independent States (CIS), the establishment of which is approved by the Russian government in 2019. The classification of customs educational institutions within the framework of cooperation with INCU and UMO is proposed, the incentives and conditions for interaction with external partners are considered, problems on the path to integration are identified.

Keywords: Russian Customs Academy, customs education, interaction, integration, global networks of educational institutions.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Национальные таможенные органы являются одним из важнейших инструментов, обеспечивающих интересы государства в сфере экономики и защиты от несанкционированного ввоза/вывоза. По определению они слабо ориентированы на взаимодействие с таможенными системами других государств; как правило, ограниченно действуют в рамках международных договоренностей высшего политического руководства страны в рамках делегированных им полномочий. Как система таможенных органов в целом, так и отдельные ее функции подчинены внутренним задачам. Изначально имеющаяся у всех таможенных администраций своя система набора, подготовки или переподготовки кадров исключительно национальна, релевантна существующим целям и ограничениям, заложенным в таможенное дело конкретного государства, не нуждающаяся в заимствовании «чужого» опыта и в развитии долговременных контактов с образовательными центрами (структурами) в других государствах.

Следствием глобализации экономики становится необходимость все более тесного международного взаимодействия таможенных органов. Можно выделить два фактора, влияющих и потенциально способных нарушить традиционную изолированность национальных таможенных систем или их отдельных элементов, что необходимо для создания условий взаимодействия.

1. Создание союзов стран (экономик), заинтересованных в преодолении препятствий движению товарных потоков.

2. Активизация взаимодействия таможенных администраций в рамках Всемирной таможенной организации - WCO (ВТамО), связанная с разработкой и внедрением стандартов, цифровых и автоматизированных систем в таможенные технологии.

Изменения, происходящие в системе, касаются и каждого из ее структурных элементов. Применительно к системам таможенных органов три элемента: управления, оперативного исполнения, инфраструктурного обеспечения зависят от адекватного функционирования четвертого - обучения и (или) переподготовки кадров.

На образовательную деятельность по подготовке кадров для таможенной службы влияют три фактора, способствующие тенденции к интеграции: внутренний и два внешних.

Внутренний связан с необходимостью внедрения стандартов и принципов, основанных на Киотской конвенции (в новой редакции), других новелл, предложенных ВТамО, в практику национального таможенного дела и ментальную среду исполнителей.

Внешние:

- расширение Болонского процесса, адаптация его принципов для модернизации общеобразовательных систем практически на всех континентах;

- международная программа дистанционного обучения по Интернету, организованная ВТамО (E-learning Program)1.

В 2005-2006 гг. состоялись три значимых события для научного и образовательного прогресса в таможенной сфере. ВТамО создает Партнерство в области таможенных академических исследований и развития (PICARD - Partnerships in Customs Academic Research and Development). Несколькими учебными, научными учреждениями и бизнес-организациями при содействии ВТамО и PICARD официально учреждена Международная сеть таможенных университетов (INCU - Internatioanl Network of Customs Universities) и принято решение об издании «Всемирного таможенного журнала» (WCJ - the World Customs Journal), первый номер которого увидел свет на 2-й конференции PICARD в марте 2007 г.2

В состав INCU (по данным на декабрь 2019 г.) входят 25 институциональных членов, среди которых Шанхайская таможенная академия (колледж), Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь; Академия Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики, учебные заведения из Филиппин, Индонезии, Австралии, США, Канады, Мексики, Великобритании, Швейцарии, Чехии, Германии Нидерландов, Белоруссии, Украины, Танзании, Кении, Бразилии, Коста-Рики, ЮАР и Федерация объединений итальянских промышленных участников ВЭД; 3 почетных члена из США, Азербайджана и Швеции; 131 отдельный представитель; 14 членов из состава обучающихся; 3 неаффилированных члена; 150 аффилированных членов, представленных учебными и научными учреждениями, административными и судебными органами, бизнес-структурами3. В эту часть вошли четыре российских образовательных учреждения: Российская таможенная академия; Международный институт бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ставший первым российским участником INCU); Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (кафедра менеджмента таможенного и страхового сервиса); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург).

INCU создала платформу взаимодействия ВТамО с учебными и научными центрами, работающими в области таможенных исследований, обучения студентов, переподготовки кадров для таможенной службы.

1 http://www.wcoomd.org/.

2 PICARD Programme. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/capacity-building/activities-and-programmes/cb_picard_overview.aspx (дата обращения: 18.11.2019); http://www.incu.org/; www.worldcustomsjournal.org.

3 http://www.incu.org/.

Особенность структуры ШСЦ в сравнении с учреждениями образования, работающими непосредственно в сетевых рамках Болонского соглашения, в том, что они относятся к более разнородным типологическим кластерам, имеющим качественные и количественные отличия образовательных функций и по названной ранее причине не очень стремящихся взаимодействовать.

1. Высшие учебные заведения специального таможенного образования, учрежденные государственными органами. Шанхайская таможенная академия ГТУ КНР (ШТА); Российская таможенная академия ФТС России (РТА); Академия таможенной службы Украины (АТСУ). ШТА готовит специалистов по таможенному делу по 5-летней, бакалавров по 4-летней и магистров по 2-летней программам Экономики и Юриспруденции. РТА готовит специалистов - менеджеров таможенного дела по 5-летней программе, а также бакалавров юриспруденции, экономики, менеджмента -по 4-летней программе бакалавриата. АТСУ - бакалавров, специалистов, магистров.

2. Высшее специальное таможенное образование на базе университетов. Мюнстерский университет, юридический факультет, отделение таможни и акцизных сборов - несколько программ бакалавриата; Нот-тингемский университет Великобритании, Школа бизнеса - широкий набор программ для таможенного дела и логистики: подготовка специалистов без степени, бакалавров, магистров, докторантура; Белорусский национальный технический университет, отделение «таможенное дело» -специалист; Белорусский государственный университет, факультет международных отношений, специальность «таможенное дело» - специалист; Лицей Филиппинского университета, специальность «таможенное дело» - бакалавриат; Колледж бизнеса Азиатского института изучения моря в г. Пасай (Филиппины), специальность «управление таможней» -бакалавриат; Университет Совон (Республика Корея), отделение международного бизнеса, высшее образование 1-го уровня без степени по таможенному законодательству; Центр таможенных и акцизных исследований Университета Канберра, Австралия - специалитет, бакалавриат, магистратура; Институт таможни, налоговых сборов и управления границей Камбоджийского университета - магистратура для бакалавров с 3-летним опытом работы; Университет Массэй, центр изучения обороны и безопасности (Новая Зеландия) - специалитет, бакалавриат, магистратура, докторантура; Университет штата Оклахома (США), Центр международной торговли и развития - магистерская специализация по таможенному делу, а также выпускной уровень без степени.

3. Учебные учреждения с неполной программой по таможенному делу на базе научно-исследовательских организаций или таможенных служб государств. Государственный институт повышения квалификации

и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь; Высший военный таможенный институт Узбекистана, Учебно-методический центр Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Корейский институт развития таможни и торговли -Корейская таможенная служба (Республика Корея), Учебный и научно-исследовательский отдел Иранской таможни.

4. Учебные центры с программой обучения от шести до восемнадцати месяцев, учрежденные государственными органами. Таможенный институт Японии; Учебный центр таможенно-пограничного контроля в г. Чхонан (Республика Корея); Центр изучения акцизных сборов и таможни в г. Бангкок (Таиланд); Центр информационной конвенгерции и стратегии Университета Сан-Диего (США); Иракский таможенный учебный центр, Национальная академия таможни, непрямых налогов и противодействия наркотикам Республики Индия.

5. Научно-исследовательские учреждения. Корейское таможенное научно-исследовательское общество (Сеул, Республика Корея).

Несмотря на неполную выборку из списка ШСЦ предложенная классификация передает примерное соотношение контента для каждого вышеприведенного кластера. Очевидно, что образовательные учреждения из первых двух кластеров обеспечивают полный универсальный комплекс высшего образования и специальной подготовки для работы в таможне, а также научно-исследовательское сопровождение учебного процесса. Кластеры 3-5 ориентированы на начальную подготовку, переподготовку, адаптацию к условиям службы, обеспечение условий прогресса таможенных технологий. Перспектива полнопрофильного взаимодействия открыта для учреждений образования из первых двух кластеров. Взаимодействие 1-2 с 3-5 кластерами является полезным, но может иметь спорадический характер.

Сегодня РТА в рамках подписанных меморандумов развивает учебно-научные контакты с образовательными учреждениями из каждого кластера. Так, зарубежными партнерами РТА являются Шанхайская таможенная академия, Белорусский национальный технический университет, Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь, Высший военный таможенный институт Узбекистана, Академия национальной службы Украины, Национальная академия таможни, непрямых налогов и противодействия наркотикам Республики Индия, Таможенная академия Республики Азербайджан, Университет г. Ниш (Сербия), Рижский технический университет (Латвия) - все они члены ШСи.

Таким образом, РТА, сохраняя выбранное направление и формат, имеет понимание и возможность взаимодействия с вузами таможенного профиля и в большой группе университетов, развивающих обучение специальности «таможенное дело».

Помимо участия в ШСЦ РТА по решению ГТК России (1996 г.) является головным вузом и членом внутренней сети вузов России, в которых ведется обучение специалистов для таможни. Эта сеть называется «Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области таможенного дела» (УМО). Она включает 85 вузов: 63 - государственных, 20 - негосударственных4. Три российских университета были названы выше, т. к. вместе с РТА входят в ШСи. В этой сети занимают свое место два иностранных члена: Белорусский национальный технический университет и Кыргызский национальный университет. Основная подготовка ведется по системе высшего образования преимущественно по программам специалитета.

Мировая практика, основанная на Болонском соглашении, нормативные правовые документы в области высшего образования Российской Федерации, локальные нормативные акты Российской таможенной академии и другие документы выделяют важность для современного образования создания условий для сетевого взаимодействия посредством академической мобильности5. Эта, казалось бы, простая формула, раскрывается при практическом осуществлении сложно и неоднозначно. Примеры этого достаточно многочисленны, и чем дальше от Европы, тем больше сложностей в реализации этого принципа6. В числе проблем: финансирование, языковые трудности, несовпадение кредитов, календарей (учебных графиков) и др.

Что должно быть учтено, по нашему мнению, применительно к задачам Российской таможенной академии при организации сетевого взаимодействия и академической мобильности.

Во-первых, требуется доскональное изучение существующих программ обучения (контент, количество кредитов, квалификация преподавателей, распределение, суть и соотношение теории и практики, методы обучения, информационно-техническое обеспечение) и особенностей вузов УМО - потенциальных партнеров для внутрисетевого обмена (наличие или отсутствие с их стороны бенефициарной поддержки, условий проживания; правила пользования информационными ресурсами; особенности режима; существующие ограничения).

4 http://rta.customs.ru.

5 Ст. 15 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Гретченко А. И., Гретченко А. А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2009; Положение по обеспечению академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов и научно-педагогических работников Российской таможенной академии: приложение к приказу РТА от 21.12.2012 № 1349.

6 2-nd APEC Conference on Cooperation in Higher Education in the Asia-Pacific Region «Mobility of Education in the APEC Region»: report and discussing /not published. Vladivostok, FEFU. 29.06.2013.

Во-вторых, правильный (обоснованный, мотивированный поставленной целью) выбор программы, длительности ее полного (или необходимой части) изучения, особенности и формы получения итоговых зачетов.

В-третьих, отсутствие языковых препятствий.

В-четвертых, наличие юридически и фактически точно прописанных договоров.

В-пятых, наличие достаточных средств (командировочных, гранто-вых, из одного или нескольких источников) и возможности их предоставления до начала реализации проекта или по графику.

Сети ШСи и УМО имеют общий сегмент, состоящий из РТА, нескольких вузов из Санкт-Петербурга и университета из Белоруссии, упоминавшихся выше. В этих же сетях находятся три обособленных филиала РТА, расположенных на Северо-Западе, Юге и Дальнем Востоке Российской Федерации. Университеты Украины и Белоруссии, которые входят в сеть ШСЦ могут рассматриваться как внешнее окружение вузов «двухсетевого сегмента» и потенциал для его увеличения.

По количеству благоприятных признаков (за основу можно взять результаты мониторинга пяти вышеназванных пунктов) гипотетически выделим несколько концентрически расположенных сфер, исходя из вектора организации академической мобильности для РТА.

Первая сфера: РТА и филиалы. Эта сфера внутренняя, с большим числом совпадающих позиций, общими источниками финансирования, хорошим знанием кадрового обеспечения и др.

Вторая сфера: РТА + СПб.Ф - университеты СПб., БНТУ Позволяет с минимальными временными и другими затратами провести необходимый мониторинг, предполагает наличие квалифицированных кадров (возможность выбора), отсутствие языковых, логистических, бытовых проблем. Требует минимального финансирования.

Третья сфера: РТА + СПб.Ф + Рост.Ф - университеты из Белоруссии, Украины, Казахстана, входящие в сеть ШСи. Позволяет с высокой эффективностью установить взаимодействие в сети ШСи. Оптимальная логистика, минимальные языковые барьеры; требуется умеренное финансирование. Эффективность таможенного обучения обеспечена единой нормативной базой ТС (для Украины - имеющей сходство) и т. д.

В сентябре 2019 г. распоряжением Правительства Российской Федерации одобрен проект Соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета Содружества Независимых Государств (СНГ). Университет станет сетью образовательных организаций, объединяющихся для достижения общей цели - подготовка кадров по специальностям и (или) направлениям подготовки высшего образования, дополнительным профессиональным программам и реализация совместных научно-технических проектов, которые представляют приоритетный интерес

для экономического и социального развития государств - участников Соглашения. В состав Сетевого университета СНГ войдет РТА как флагман таможенного образования в Российской Федерации.

ВФ РТА в силу своего географического положения продолжает выстраивать отношения в АТР7. Развивает контакты с ШТА, стремится к установлению понимания с другими образовательными учреждениями КНР, входящими в сеть ШСЦ организовывает поддержание отношений с Таможенным институтом Японии, Корейским таможенным научно-исследовательским обществом (Чхонджу), ищет взаимопонимание с лидерами таможенного образования, такими как Центр таможенных и акцизных исследований Университета Канберра (Австралия) и др. Это трудное направление деятельности по всем параметрам. Однако есть первые внушающие оптимизм результаты и понимание необходимости продолжения усилий в этом направлении.

Таким образом, Российская таможенная академия в числе четырех вузов из 80 российских, занимающихся подготовкой специалистов по таможенному делу, является членом Международной сети таможенных университетов. Кроме того, она является координатором общероссийской сети вузов, в которых ведется подготовка по специальности «Таможенное дело». Все вместе дает большие возможности и накладывает определенные обязательства по участию и организации сетевого взаимодействия, развития академической мобильности преподавателей, научных работников студентов - будущих специалистов таможенных органов Таможенного союза. Правильная стратегия позволит сделать это важное направление эффективным инструментом подготовки квалифицированных кадров. Напротив, несистемные решения приведут к необоснованным затратам

и дискредитации идеи.

***

Выражаю признательность специалисту по международной деятельности ВФ РТА А. С. Москалёвой за ценные советы и помощь в подготовке статьи.

© Дьяков В. И., 2019 © Эуакоу V. I., 2019

Для цитирования:

Дьяков В. И. Глобализация таможенного образования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 5-12.

7 Дьяков В. И., Ерошенко С. С. Таможенное образование и наука на востоке России: поиск взаимодействия в АТР (на русском и китайском языках - в двух книгах). VIII Международный форум ректоров университетов Дальнего Востока, Сибири Российской Федерации и СевероВосточных провинций Китая 16-18 сентября 2009 г. Далянь. С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.