Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА ПИКАРД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / CUSTOMS OFFICIALS / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / PICARD PROGRAM / TRAINING / ADAPTATION OF YOUNG PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Дьяков Владимир Иванович, Смирнов Владимир Петрович

Выделены особенности подготовки кадров для таможенных органов. Показана роль Всемирной таможенной организации и деятельность Международной сети таможенных университетов в решении вопросов повышения квалификации и компетентности специалистов таможенной сферы, дана оценка программе ПИКАРД. Сделан обзор российского и зарубежного опыта подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Приведены результаты исследования адаптации молодых специалистов на примере выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Дьяков Владимир Иванович, Смирнов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relevant Aspects of Training for Customs and Adaptation of Young Professionals

The article highlights the characteristic features of training for customs authorities. The authors describe the role which the World Customs Organization and the International Network of Customs Universities play in addressing issues of advanced training and raising competence of customs specialists, as well as give an assessment to the PICARD program and make a review of the Russian and foreign experience in training for the qualification of higher education in Customs. The results of the study of adaptation of young professionals on the example of graduates of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy are given.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 339.9

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.2.77

В. В. ГОРЧАКОВ*, В. И. ДЬЯКОВ*, В. П. СМИРНОВ*

Актуальные аспекты подготовки кадров для сферы таможенного дела и адаптации молодых специалистов

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. gorchakov. vv@vfrta.ru.

GORCHAKOV V. V. - Professor, Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Department of Customs Economics and Management.

ДЬЯКОВ Владимир Иванович -доктор исторических наук, профессор, и.о. проректора-директора. vid@vfrta.ru.

DYAKOV V. I. - Professor, Doctor of Historical Sciences, Director of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy.

СМИРНОВ Владимир Петрович -кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела. smirnov.vladimir@vfrta.ru.

SMIRNOV V. P. - Candidate of Economic Sciences, Leading Research Associate, Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy.

Выделены особенности подготовки кадров для таможенных органов. Показана роль Всемирной таможенной организации и деятельность Международной сети таможенных университетов в решении вопросов повышения квалификации и компетентности специалистов таможенной сферы, дана оценка программе ПИКАРД. Сделан обзор российского и зарубежного опыта подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Приведены результаты исследования адаптации молодых специалистов на примере выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Ключевые слова: сотрудники таможенных органов, Всемирная таможенная организация, программа ПИКАРД, подготовка специалистов, адаптация молодых специалистов.

V. V. GORCHAKOV, V. I. DYAKOV, V. P. SMIRNOV

The Relevant Aspects of Training for Customs

and Adaptation of Young Professionals

The article highlights the characteristic features of training for customs authorities. The authors describe the role which the World Customs Organization and the International Network of Customs Universities play in addressing issues of advanced training and raising competence of customs specialists, as well as give an assessment to the PICARD program and make a review of the Russian and foreign experience in training for the qualification of higher education in Customs. The results of the study of adaptation of young professionals on the example of graduates of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy are given.

Keywords: customs officials, World Customs Organization, PICARD program, training, adaptation of young professionals.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Профессиональное становление сотрудников таможенных органов определяется особыми целями и задачами, стоящими перед ними, спецификой деятельности и социально-психологических условий, в которых они функционируют.

Задачи и функции таможенных органов сложны и разнообразны [6, с. 9]. Таможенное администрирование представляет собой динамично развивающийся процесс [10]. Профессионал таможенного дела нуждается в определенном наборе знаний, навыков и правил поведения, которые могут быть получены только на основе профессионального подхода к образованию, развитию и управлению карьерой.

В целях повышения квалификации и компетентности специалистов Всемирная таможенная организация (World Customs Organization, или WCO, далее - ВТамО) в сотрудничестве с научными кругами консолидировала усилия на разработке международных профессиональных стандартов для таможенных служб, отвечающих требованиям новой таможенно-пограничной среды.

Обмен информацией между участниками и заинтересованными сторонами в глобальной торговле в настоящее время является приоритетной задачей ВтамО, которая, по заявлению Генерального секретаря К. Мику-рии, «вступает в новую эру, опираясь на два основных принципа, охватывающих все области таможенной сферы: более оперативное реагирование на потребности членов ВТамО; расширение сотрудничества с международными партнерами как из государственного, так и из частного секторов. Это оживление ВТамО будет подкрепляться рядом ключевых ценностей: применением общепризнанной практики успешного управления при полной транспарентности и открытости; активным поиском знаний с внедрением научно обоснованных решений; созданием инновационных инструментов и инструментов, учитывающих последние технологические достижения; внедрением этих инструментов посредством наращивания потенциала; энергичным подходом к реализации ощутимых результатов, которые повысят репутацию ВТамО и принесут пользу всем таможенным и торговым участникам процесса» [17].

В тесном контакте с ВТамО действует Международная сеть таможенных университетов (International Network of Customs Universities, или INCU, далее - МСТУ). МСТУ является международной некоммерческой организацией, насчитывающей более 200 членов и филиалов, деятельность которой направлена на повышение академического профиля таможенной профессии путем разработки и продвижения образовательных программ, проведения научных и прикладных исследований и интеллектуального вклада в принятие стратегических решений. МСТУ в качестве главных преследует цели содействия повышению качества образования в сфере таможенного дела, поддержки научных исследований в сфере

таможенного дела, обеспечения ВТамО единым пунктом связи с университетами и научно-исследовательскими институтами, действующими в области таможенных исследований, образования и подготовки кадров, создания глобального ресурса для правительств и частного сектора, а также образовательного источника для студентов, желающих расширить знания в области таможни, международной торговли и логистики.

МСТУ позволяет осуществлять свободный обмен идеями и передовым практическим опытом, что не только поможет странам в проведении реформ, но и будет способствовать установлению более тесных связей между правительством, научными кругами и частным сектором. Кроме того, повышение осведомленности о таможне и международной торговле, которое может быть достигнуто с помощью такой сети, вероятно, привлечет в отрасль более талантливых людей и будет способствовать устойчивости передовой практики в области таможенного права и управления и международной торговли.

На веб-сайте МСТУ содержится справочник по отдельным лицам, университетам и другим учреждениям, занимающимся исследованиями в области таможенного дела, образованием, подготовкой кадров и созданием потенциала, а также ряд ресурсов, включая материалы конференций, доклады и исследовательские документы. Веб-сайт также является механизмом для передачи информации о текущей деятельности, новых и предстоящих событиях и других представляющих интерес вопросах.

Члены МСТУ решили, что желательно разработать определение термина «таможенная профессия», которое относилось бы к представителям как государственного, так и частного секторов международного торгового сообщества. Следует также утвердить требования к необходимым знаниям, навыкам и компетенциям лиц, осуществляющих таможенную деятельность, пересмотреть или разработать новый набор руководящих принципов аккредитации образовательных и учебных программ, отвечающих установленным требованиям.

В настоящее время МСТУ тесно сотрудничает с ВТамО по пересмотру профессиональных стандартов и руководящих принципов, а также по аккредитации университетских таможенных учебных программ. Результатом взаимодействия ВТамО и МСТУ является программа «Партнерство в таможенных научных исследованиях и развитии» (Partnership In Customs Academic Research and Development, или PICARD, далее -ПИКАРД).

Таможенные управления, другие ведомства, действующие на границе, учебные заведения, где преподаются таможенные специальности, получили международные стандарты в качестве критериев для разработки учебных программ, набора и развития карьеры. В настоящее время существует также порядок, в соответствии с которым квалификационные

академические программы и выпускники, обучавшиеся по таким программам, получают право на аккредитацию ВТамО, а академические учреждения могут обращаться в ВТамО за официальным подтверждением соответствия их образовательных программ международным стандартам для таможенной профессии [2]. К настоящему времени аккредитован ряд образовательных программ высших учебных заведений Австралии, Южной Америки, Европы. И этот процесс продолжается. Среди российских вузов первым аккредитацию двух программ - специалитет по специальности «Таможенное дело» и магистерская программа «Внешнеэкономическая деятельность» -получил Санкт-Петербургский институт международного бизнеса и права. В рамках заседания Комитета ВТамО по институциональному развитию в Брюсселе (Бельгия) при участии представителей 182 таможенных администраций стран - членов ВТамО 10 апреля 2019 г. состоялась торжественная церемония, в ходе которой было объявлено о признании соответствию профессиональным стандартам ВТамО ПИКАРД образовательных программ вузов, в их число вошла образовательная программа «Таможенное дело» Российской таможенной академии1.

МСТУ продолжает поощрять академические учреждения и таможенные администрации к расширению сотрудничества в сфере таможенного образования путем пересмотра существующих академических программ в области таможенного и пограничного администрирования и разработки новых, включая совместные программы членов МСТУ и таможенных администраций.

Международное таможенное сотрудничество в направлении подготовки кадров и научных исследований проводится в рамках функционирования региональных учебных центров (The Regional Training Centres, или RTCs) ВТамО, которые выступают одним из ключевых компонентов регионального подхода. Образуя практически независимые и автономные структуры, регионы имеют наилучшие возможности для выявления и удовлетворения потребностей своих членов в профессиональной подготовке. Такой подход обеспечивает более широкий охват, чем предлагаемый отдельным странам, позволяет объединить и оптимизировать ресурсы в рамках одного региона. У региональных центров имеется ряд преимуществ: они позволяют сотрудникам таможенных служб соседних стран налаживать связи друг с другом и облегчают последующую деятельность по осуществлению программ ВТамО в регионе. К настоящему времени создано двадцать шесть региональных учебных центров. Опыт их деятельности становится предметом научного обсуждения [5; 9; 13].

1 http://rta.customs.ru/nrta/index.php?option=com_content&view=article&id=4649:-l-r-&catid=2:ne ws&Itemid=2251 (дата обращения: 05.06.2019).

Примером успешного регионального взаимодействия является состоявшийся в апреле 2016 г. в Киргизии (г. Бишкек) региональный семинар стран Центральной Азии - членов ВТамО по разработке системы единого таможенного образования и подготовки кадров для таможни. На этой встрече представители высших учебных заведений Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, готовящих бакалавров и специалистов по направлению «Таможенное дело», ознакомили присутствующих с системой подготовки, обучения и повышения квалификации сотрудников таможенных служб своих стран. Участники семинара обменялись информацией по подготовке таможенных специалистов (построение учебных программ, порядок согласования и утверждения, аккредитации, обеспеченность профессорско-преподавательским составом, методическими материалами, сотрудничество с таможней и т. д.). Подразделения кадровых ресурсов таможенных служб стран Центральной Азии ознакомили с информацией по институциональному подходу к образованию в таможенной сфере (его месту и роли в общей структуре, системе профессиональных стандартов, набору и расстановке кадров, ротации, карьерному росту, связи с вузами). Делегация Высшего военного таможенного института (ВВТИ) Республики Узбекистан представила презентационные материалы об организации учебного процесса, о системе подготовки кадров в ВВТИ, о правилах поступления, обучения, прохождения практики. Учебные программы ВВТИ были признаны экспертами самыми оптимальными и адаптированными к требованиям международных стандартов по системе ПИКАРД и рекомендованы в качестве образца для других вузов Центральной Азии.

Существуют национальные особенности подготовки персонала таможенных органов. Подготовку кадров для таможен России ведет ряд высших учебных заведений. Лидирующие позиции в этом процессе занимает Российская таможенная академия.

Деятельность Российской таможенной академии осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, с учетом интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Подготовка квалифицированных кадров определяется деятельностью таможенных органов, в том числе связанной с развитием института принятия предварительных решений по классификации товаров, ростом потребности в экспертных услугах для таможенных целей, развитием системы таможенного контроля после выпуска товаров, развитием технических средств таможенного контроля. Образовательная деятельность Российской таможенной академии непрерывно совершенствуется в связи с необходимостью полного удовлетворения потребностей ФТС России, таможенных служб стран СНГ и дальнего зарубежья в высокопрофессиональных кадрах.

Так, в образовательные программы Российской таможенной академии и филиалов в 2018/2019 учебном году входят учебные дисциплины «Таможенный контроль после выпуска товаров», «Таможенные институты защиты прав интеллектуальной собственности», «Информационные таможенные технологии», «Международные стандарты и современные технологии таможенного контроля».

Для координации образовательной деятельности в сфере подготовки таможенных кадров с 1996 по 2016 г. в России функционировало учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области таможенного дела (УМО). Оно было создано на базе Государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»2. Основными задачами УМО в отнесенной к его компетенции области являлись:

- координация действий научно-педагогической общественности образовательных организаций, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и дополнительного профессионального образования;

- участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ;

- разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ в области высшего образования;

- проведение экспертизы рукописей на предмет присвоения грифа УМО;

- проведение экспертизы учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов в сфере таможенного дела3.

УМО функционировало как государственно-общественное объединение в системе высшего образования и включало 87 образовательных организаций Российской Федерации и стран СНГ, осуществлявших подготовку специалистов таможенного дела [11].

С 2016 г. деятельность по совершенствованию системы высшего образования в России координируют Федеральные учебно-методические объединения в сфере высшего образования (Федеральные УМО). Создано

2 Об учебно-методическом объединении по специальности 061900 Таможенное дело (на базе Российской таможенной академии): приказ Минобразования РФ от 07.02.1996 № 243. URL: https://www.lawmix.ru/pprf/111385 (дата обращения: 05.06.2019).

3 Положение об Учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области таможенного дела. URL: http://rta.customs.ru/nrta/ attachments/1650_polozhenie_ob_umo.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

и функционирует в соответствии с утвержденным положением4 Федеральное УМО в сфере высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление. В его состав вошли представители ведущих экономических вузов страны, сотрудники Министерства экономического развития РФ, Центрального банка РФ, представители РСПП. В этом Федеральном УМО образованы шесть секций (экономика; финансы; торговля и таможенное дело; менеджмент; государственное и муниципальное управление, государственный аудит, экономическая безопасность; бизнес-информатика).

В Республике Беларусь четыре университета осуществляют набор студентов и их профессиональную подготовку по специальности «Таможенное дело». Выпускники этих вузов после освоения образовательной программы смогут выполнять трудовые операции, обеспечивающие решение предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза задач и функций таможенных органов.

В Республике Казахстан подготовку по направлению «Таможенное дело» по очной форме обучения ведут 28 вузов. Специальность «Таможенное дело» отнесена к юридическим.

В Армении подготовка будущих таможенников ведется в Армянском государственном экономическом университете на финансовом факультете в бакалавриате по направлению «Таможенное дело» и в магистратуре по направлению «Таможенное администрирование». Обучение организуется в соответствии с международными критериями.

В Киргизской Республике подготовку кадров по специальности 530004 «Таможенное дело» со специализациями «Таможенные платежи и валютный контроль», «Таможенное оформление и таможенный контроль», «Таможенные расследования» осуществляет Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына. Основной целью деятельности факультета таможенного дела является подготовка таможенных кадров для таможенных и правоохранительных органов КР и стран СНГ. Факультет сотрудничает с Государственной таможенной службой при Правительстве Киргизской Республики и Российской таможенной академией, которые оказывают учебно-методическую помощь в обеспечении учебного процесса. В 2003 г. университет включился в работу Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области таможенного дела [8].

4 Об утверждении положений о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования «Науки об обществе»: приказ Минобрнауки России от 19.08.2016 № 1077.

Образование в сфере таможенного дела в странах дальнего зарубежья имеет длительную историю и сложившиеся традиции, но при этом отличается высокой динамичностью.

Так, в Соединенных Штатах Америки подготовка сотрудников для таможни изменяется вместе с реорганизацией системы таможенных органов: существовавшая с 1789 г. Таможенная служба США (U.S. Customs Service) в марте 2003 г. была ликвидирована, на ее базе в рамках созданного Министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security) было сформировано новое агентство — Таможенная и пограничная служба США (U.S. Customs and Border Protection). Миссия Таможенной и пограничной службы США заключается в том, чтобы «охранять американские границы, тем самым защищая общество от опасных лиц и материалов и в то же время содействуя увеличению национальной конкурентоспособности путем развития законных торговли и туризма» [16].

«Требования к образованию и профессиональным навыкам и подготовке сотрудников Министерства внутренней безопасности, в том числе Таможенной и пограничной службы США и Службы иммиграционного и таможенного правопорядка США, довольно широки и охватывают длинный перечень профессий и специализаций. Образование необходимо для сотрудников указанных служб, чьи функции и профессиональные компетенции связаны непосредственно с реализацией таможенного дела, с учетом того, что таможенное дело охватывает широкий круг вопросов как экономического, так и юридического и правоохранительного характера» [7, с. 282].

В 2003 г. в Канаде в результате объединения функций таможенных органов и органов безопасности было создано Министерство общественной безопасности Канады, а в его составе сформировано Канадское агентство пограничной службы, на которое возложена ответственность за реализацию интегрированных функций пограничных служб. Если до 2003 г. в пунктах доступа работали таможенники, сотрудники иммиграционного контроля и сотрудники Канадского агентства по контролю за продовольственной продукцией, то в настоящее время эти функции выполняются одними и теми же сотрудниками агентства.

Подготовка специалистов по таможенному делу в Германии сосредоточена в г. Мюнстер. В Мюнстерском университете юридическим факультетом предлагается программа «Магистр таможенного администрирования в таможенном деле, налогообложении и международном торговом праве» [4]. Этот курс обучения сертифицирован как отвечающий стандартам ВТамО ПИКАРД.

В Великобритании в составе Королевской налоговой и таможенной службы создана таможенная система обработки импорта и экспорта.

При подготовке специалистов для службы вырабатываются следующие умения и навыки:

«- обрабатывать в электронном виде экспорт и импорт;

- проводить идентификацию товаров, требующих документального и физического подтверждения;

- обмениваться электронной информацией между таможенными органами и бизнес-сообществами;

- проверять правильность внесенных данных;

- собирать статистические данные по внешней торговле;

- вести ТН ВЭД;

- осуществлять импортно-экспортный контроль;

- вести, контролировать и учитывать налоги и пошлины, уплачиваемые участниками ВЭД;

- использовать систему управления рисками;

- оперативно принимать решения» [7, с. 298-299].

Японская таможенная служба входит в систему Министерства финансов. В таможенной службе нет прямой иерархической зависимости: головным органом является Таможенно-тарифное бюро, но региональные таможенные управления подчиняются не ему, а руководству Министерства финансов. Основная же задача Таможенно-тарифного бюро - это разработка таможенной политики и решение стратегических вопросов управления службой. В Японии создана специфическая система работы с персоналом таможенных органов, имеющим статус государственных служащих. В конституции страны (ст. 15) указано: «Народ обладает неотъемлемым правом избирать должностных лиц органов публичной власти и отстранять их от должности. Все должностные лица органов публичной власти являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части». Служба в таможне (как и в других государственных учреждениях) основана на принципах пожизненного найма, регулярной ротации, подготовки на рабочем месте, заботы об имидже. Все государственные служащие делятся на 8 рангов, в каждом ранге 15 разрядов. Ранг зависит от должности, разряд - от стажа, образования, служебных достижений. Назначение в таможенные органы (как и на государственную службу в целом) происходит после доступных для всех желающих конкурсных экзаменов, проводимых независимой от руководства таможенной службы государственной структурой. Конкурсные экзамены проводятся раздельно для разных групп претендентов в зависимости от уровня образования. Лица, сдавшие письменный экзамен, проходят собеседования - сначала в Государственном управлении по кадрам, а затем в таможенном органе. Через конкурсные экзамены проходит и повышение в должности. Принцип ротации реализуется путем регулярного перемещения таможенного служащего

по горизонтали и по вертикали. На карьерный рост влияют уровень образования, стаж работы, деловые качества.

Подготовкой кадров для таможенной службы, а также повышением квалификации таможенных служащих в Японии занимается Таможенный учебный институт (Customs Training Institute). Он организован Министерством финансов для проведения обучения сотрудников таможни. Обучение в Таможенном учебном институте направлено на повышение уровня знаний и общей культуры сотрудников таможни. В процессе обучения будущие и действующие сотрудники таможни приобретают необходимые знания и навыки, а также формируют умения применять их, адекватно приспосабливаться к изменяющейся обстановке вокруг таможни, оперативно и надлежащим образом выполнять трудовые функции, улучшая тем самым качество таможенного администрирования.

Все учебные программы Таможенного учебного института делятся на четыре группы (общие курсы, курсы по управлению, технические курсы, специальные (заказные) курсы), а слушатели - на три уровня в зависимости от образования и вида сданного экзамена [14].

С отрывом от работы обучаются лица, впервые поступившие на службу. Они в обязательном порядке прослушивают вводный курс в центральном офисе института: лица с высшим образованием, но без практического опыта работы (первый уровень) в течение 1 месяца изучают принципы работы таможни и политику Министерства финансов страны; слушатели второго уровня и программы для повышаемых в должности обучаются совместно в течение 2,5 месяцев и приобретают знания по управлению таможней, законам и таможенным правилам; слушатели третьего уровня обучаются в течение полугода и получают знания как по таможенным дисциплинам, так и по экономике, международному праву.

Другим видом обучения в Таможенном учебном институте является повышение квалификации сотрудников таможенных органов. Оно проводится на общих и специализированных курсах различной продолжительности (от 2 дней до 3 месяцев): все служащие второго уровня после 4 лет работы и служащие третьего уровня после 8 лет работы проходят месячный курс ознакомления с тенденциями развития таможенного дела; руководители подразделений с опытом работы менее года проходят 2-месячный курс лекционных и практических занятий по всем направлениям таможенного дела [12, с. 29-30].

Опыт таможенных администраций различных стран, международных организаций, зарубежных университетов по подготовке кадров для сферы таможенного дела необходимо активно изучать, оценивать и применять с учетом специфики России. При этом следует учитывать, что изменения в подготовке сотрудников таможенных органов отражают общие для всех

стран аспекты проведения реформ таможенного администрирования, к которым относятся:

- внедрение принципа «единого окна»;

- автоматизация таможенного оформления;

- использование систем управления рисками;

- международное сотрудничество в процессе реформ [4, с. 77].

С целью получения объективных данных о месте и роли носителей высшего профессионального образования - выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии (далее - ВФ РТА) в таможенных органах и в других сферах деятельности Дальневосточного региона для формулирования обоснованных предложений по оптимизации учебно-научной и воспитательной работы, решения других вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров для таможенных органов России, группой специалистов под руководством д.и.н., проф. В. И. Дьякова в 2007-2010 гг. было проведено научное исследование по теме «Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности в Дальневосточном регионе».

К началу исследования (за период с 2000 по 2007 г.) ВФ РТА было аттестовано 1 009 специалистов, из них 301 окончил факультет таможенного дела, 336 - окончили экономический факультет и 372 - юридический факультет.

Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе состоялось пилотное исследование, на втором - сбор и обработка эмпирического материала, третий этап составили теоретическая обработка и интерпретация полученных данных.

Задачи первого этапа вытекали из общей цели и включали [6, с. 9]:

- изучение существующего опыта по анализу адаптации молодых специалистов в различных сферах профессиональной деятельности;

- создание исследовательского коллектива;

- разработку анкеты;

- выбор места анкетирования и проведение пилотных исследований;

- разработку предложений по корректировке и доработке анкеты.

Результаты первого этапа [1, с. 50-51]:

- создана основа теоретической базы;

- разработаны две анкеты - специалиста и эксперта;

- на базе Гродековской таможни проведено пилотное исследование (анкетирование с элементами интервьюирования 15 респондентов, позволившее убедиться в хорошем качестве составленных анкет и наметить необходимую корректировку отдельных вопросов);

- полученные в пилотном исследовании данные обработаны и проанализированы.

На втором этапе решались следующие задачи [2, с. 8-9]:

- дать описание выборочной совокупности выпускников и совокупности экспертов-руководителей;

- изложить мотивы выбора выпускниками будущей профессии, связанной с работой в таможенных органах;

- получить представление о степени удовлетворенности выпускников выбором учебного учреждения и специальности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- охарактеризовать степень информированности выпускников о содержании и условиях работы по избранной специальности;

- представить мнение выпускников о качестве теоретической и практической подготовки, полученной ими в процессе учебы в ВФ РТА;

- изучить высказывания выпускников об их непосредственной работе в таможенных органах;

- охарактеризовать степень удовлетворенности выпускников различными сторонами и условиями своей жизни;

- представить мнение руководителей-экспертов об уровне профессиональной подготовки специалистов-выпускников ВФ РТА;

- представить мнение экспертов о сильных и слабых сторонах профессиональной подготовки выпускников ВФ РТА;

- изложить предложения, замечания, пожелания участников опроса (выпускников и экспертов), которые, на их взгляд, могли бы способствовать скорейшему овладению молодыми специалистами своей специальностью.

Для решения указанных задач в мае-июне 2008 г. был организован социологический опрос, проведенный методом анкетирования. Были получены следующие результаты. Генеральную совокупность составили сотрудники таможенных органов, которые обучались по очной форме в ВФ РТА и завершили обучение в период 2000-2007 гг. Для построения выборочной совокупности была применена районированная выборка. Опрос выпускников и руководителей осуществлялся по месту их работы - в таможнях Дальневосточного региона и в Дальневосточном таможенном управлении. В опросе приняли участие 128 выпускников ВФ РТА (36,8 % выпускников очной формы обучения 2000-2007 гг., работавших на момент опроса в таможенных органах). Свое мнение по предложенным вопросам выразили 83 эксперта-руководителя, в подчинении каждого из которых работали от одного до трех выпускников, участвовавших в опросе [2].

В 2010 г. был проведен третий этап исследования. Его содержанием были теоретическая обработка, интерпретация и анализ эмпирических данных, собранных на основе социологического опроса выпускников ВФ РТА, получивших образование по очной форме в период с 2000 по 2007 г. и на момент опроса работавших в таможенных органах Дальневосточного региона (200 человек, 57,5 %), а также работавших в иных

организациях (22 человека, 10 %), руководителей - экспертов, в чьем непосредственном подчинении они работали (83 человека) [3].

Проведенный анализ показал, что степень адаптированности к требованиям профессии находится в зависимости от стажа работы, полученной в вузе подготовки, времени овладения специальностью (положительные коэффициенты корреляции значимы на уровне 0,01). Большую роль в процессе адаптации сыграла удовлетворенность выбором специальности. С учетом важнейших показателей был рассчитан «индивидуальный индекс степени профессиональной адаптированности». Вся совокупность теоретически возможных значений индексов была сведена в 7 условных групп по степени адаптированности - от очень низкой до очень высокой (табл. 1). Это позволило выявить факторы, оказывающие влияние на степень профессиональной адаптированности выпускников, а также оценить, влияет ли степень адаптированности на планы относительно места дальнейшей работы на оценку социального самочувствия.

Табпица 1

Распределение выборочной совокупности выпускников ВФ РТА, работающих в таможенных органах, по степени их профессиональной

адаптированности

Степень профессиональной адаптированности Кол-во респондентов, чел. Доля от числа ответивших, %

Очень высокая 31 15,7

Высокая 71 35,8

Выше средней 56 28,3

Средняя 34 17,2

Ниже средней 6 3,0

Низкая - -

Очень низкая - -

Всего 198 100,0

Данные табл. 1 показывают высокую степень профессиональной адаптированности выпускников ВФ РТА - 50,5 % респондентов вошли в группы с высокой степенью профессиональной адаптированности, -остальные - в группы со средней степенью профессиональной адапти-рованности. Лиц с низкой и очень низкой степенью адаптированности не оказалось [3, с. 57].

Выявлена зависимость уровня профессиональной адаптированно-сти от специальности респондентов (табл. 2). Преобладающая часть выпускников факультета таможенного дела и юридического факультета

(соответственно 60,4 и 58,1 %) демонстрируют высокий уровень адаптиро-ванности к профессиональной деятельности. Распределение же по уровням адаптированности выпускников экономического факультета, ответивших на вопросы анкеты, более равномерное [3, с. 58].

Таблица 2

Распределение выпускников ВФ РТА по уровню профессиональной адаптированности в зависимости от полученной специальности, %

Уровень профессиональной адаптированности Вся выборочная совокупность Специальность

Таможенное дело Экономика и управление Юриспруденция

Высокий 50,5 60,4 39,8 58,1

Выше среднего 28,3 27,6 33,3 22,6

Средний и ниже среднего 21,2 12,0 26,9 19,3

Всего 100 100 100 100

В план научно-исследовательской работы Российской таможенной академии и ее Владивостокского филиала на 2019 г. включено проведение аналогичного исследования (тема НИР «Профессиональная адаптация выпускников образовательной организации высшего образования: 20002019 гг. (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии). Этап 1») с охватом выпускников филиала уже за более значительный период времени.

Список литературы

1. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности в Дальневосточном регионе: отчет о НИР (промежуточ.) / В. И. Дьяков и др. Владивосток, 2007. 80 с.

2. Адаптация выпускников Владивостокского филиала академии в таможенных органах и в других сферах деятельности: отчет о НИР (заключительный) / В. И. Дьяков и др. Владивосток, 2009. 118 с.

3. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и в других сферах деятельности: отчет о НИР / В. И. Дьяков, И. О. Сагитова, С. Д. Забанова, Ю. Д. Исмагилова. Владивосток, 2010. 92 с.

4. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

5. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур

торговли / М. А. Кадыркулов, С. В. Мозер, Н. Г. Липатова. Люберцы: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.

6. Давыдов Р. В. Отечественная и международная практика оценки деятельности таможенных администраций // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 9-20.

7. Коровяковский Д. Г. и др. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «таможенное дело»: российский и зарубежный опыт: монография. М.: Юстиция, 2016. 342 с.

8. Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына. Институт интеграции международных образовательных программ. URL: http://kutbilim.kg/ kg/2013/06/07/kyirgyizskiy-natsionalnyiy-universitet-im-zh-balasagyina-institut-inte gratsii-mezhdunarodnyih-obrazovatelnyih-programm/ (дата обращения: 05.06.2019).

9. Ляховский В. В., Ярошинская А. Роль региональных учебных центров ВТамО по подготовке специалистов таможенного дела и совершенствованию их профессиональной подготовки // Актуальныя пытанш мытнай справы. Навуковыя працы кафедры мытнай справы факультэтата мiжнародных адносш Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. Мшск: БДУ 2016. Вып. 3. С. 86-93.

10. Таможенное администрирование: идеология, методология и технология: монография / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, С. Ю. Юсупова и др.; под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 188 с.

11. Учебно-методическое объединение. URL: http://nrta.customs.ru/rta/in-dex.php?option=com_content&view=article&id=1632&Itemid=2274 (дата обращения: 05.06.2019).

12. Хисамутдинова Н. В. Японская таможня: традиции и современность // Азия и Африка сегодня. 2013. № 8. С. 26-31.

13. Ярошинская А. Региональные учебные центры ВТамО. URL: http://elib. bsu.by/bitstream/123456789/149247/1/yaroshinskaya_Tamozhnya_i_VED_2015.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

14. Customs Training Institute. URL: http://www.customs.go.jp/cti/top_eng.html (accessed: 05.06.2019).

15. International Network of Customs Universities. URL: https://incu.org/news-events/events/ (accessed: 05.06.2019).

16. Vision and Strategy 2020. U. S. Customs and Border Protection Strategic Plan. CBP Publication Number 0215-0315. Varch., 2015. p. 7.

17. World Customs Organization // Secretary General's Message. URL: http:// www.wcoomd.org/en/about-us.aspx (accessed: 05.06.2019).

© Горчаков В. В., Дьяков В. И., Смирнов В. П., 2019 © Gorchakov V. V., Dyakov V. I., Smirnov V. P., 2019

Для цитирования:

Горчаков В. В., Дьяков В. И., Смирнов В. П. Актуальные аспекты подготовки кадров для сферы таможенного дела и адаптации молодых специалистов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 77-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.