ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
(К 25-ЛЕТИЮ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ) УДК 339.543:378
DOI 10.17238/^Ш 815-0683.2019.4.90
В. И. ДЬЯКОВ*, В. В. ГОРЧАКОВ*, М. В. НИЯЗОВА*, В. В. СТЕЦЮК*, Ю. Д. ИСМАГИЛОВА*
Профессиональная адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии (предварительное сообщение)
ДЬЯКОВ Владимир Иванович -доктор исторических наук, профессор, и.о. проректора-директора. vid@vfrta.ru.
DYAKOV V. I. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Acting Prorector Director of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy.
ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. gorchakov. vv@vfrta.ru.
GORCHAKOV V. V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Department of Economics for Customs and Management.
НИЯЗОВА Марина Валентиновна кандидат экономических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела. marinav.var@gmail.com.
NIYAZOVA M. V. - Candidate of Economic Sciences, Head of the Research and Development Department, Docent.
Представлены результаты специализированного опроса выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии (ВФ РТА) и их руководителей. Сформирован «социальный портрет» выпускника филиала как социальной группы. Проведено сравнение значений показателей, характеризующих состояние профессиональной адаптации выпускников по результатам анкетирования в 2008 и 2019 гг. Обозначены тренды, ключевые маркеры адаптации выпускника ВФ РТА к профессии и ее результаты. Полученные выводы могут представлять интерес для совершенствования учебной и воспитательной работы в вузе, стратегии развития высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России и работы кадровых подразделений таможенных органов.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, удовлетворенность, социальный портрет, анкетирование, выпускник, руководитель, таможенные органы, Дальневосточный федеральный округ.
V. I. DYAKOV, V. V. GORCHAKOV, M. V. NIYAZOVA, V. V. STETSYUK, Yu. D. ISMAGILOVA
Professional Adaptation of the Graduates from the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy (preliminary information)
The article highlights the results of a special survey of graduates from the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy and their chiefs. The authors shape a social profile of a graduate of the branch as a social group, as well as compare and contrast the values of indicators characterizing
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
СТЕЦЮК Виктор Викторович -кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела. stetsyuk1983@mail.ru.
STETSUK V. V. - Candidate of Economic Sciences, Leading Research Associate at the Research and Development Department.
ИСМАГИЛОВА Юлия Дамировна старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела. Isma-86@yandex.ru.
ISMAGILOVA Yu. D. - Senior Research Associate at the Research and Development Department.
the state of professional adaptation of graduates according to the survey results of 2008 and 2019. Trends, graduate's key markers of occupational adaptation and its results are identified. The findings may be of interest for improving both academic and educational work at university, a strategy for development of higher customs education in the Russian Far East and work of personnel departments of customs authorities.
Keywords: professional adaptation, satisfaction, social profile, questionnaire, graduate, chief, customs authorities, Far Eastern Federal District.
Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА) 21 декабря 2019 г. отмечает 25-ю годовщину со дня образования. ВФ РТА - ведущая организация высшего образования на Дальнем Востоке России в области таможенного дела, осуществляющая образовательную и научную деятельность. Только по программам высшего образования подготовлено 3 888 выпускников, около 60 % которых служат, работают (или делали это раньше), прежде всего, в таможенных органах, а также реализуют профессиональные знания и умения в околотаможенной инфраструктуре. Меньшая часть связала свою деятельность с государственными органами и учреждениями, предпринимательством, наукой и образованием. Большинство осталось трудиться в ДФО и таможенных органах ДВТУ а также в СТУ, преимущественно в Южной и Восточной Сибири. Специалисты, получившие дипломы Российской таможенной академии во Владивостоке, служат в центральном аппарате ФТС России, региональных таможенных управлениях и таможнях центрального подчинения. Географически - от Камчатки и Магадана до Калининграда и Сочи. Кто-то из них только начинает службу, но есть те, кто имеет высокие властные полномочия и соответствующую меру ответственности, нося генеральские погоны.
Несмотря на диверсифицированное трудоустройство выпускников, особенно с 2016 г., таможенные органы относятся к числу приоритетов. Каждый четвертый служащий в ДВТУ и подчиненных ему таможнях (таможенных постах, включая ЦЭД) - выпускник ВФ РТА (1 076 из 4 170). На 01.01.2019 это составляло 29,1 % общего количества специалистов, получивших диплом Российской таможенной академии во Владивостоке.
Более 10 лет назад появилась необходимость получить научно обоснованные данные о том, как наши выпускники ощущают себя, отправившись по распределению (в то время успешно работал этот механизм кадрового обеспечения) в тот или иной таможенный орган, оказавшись в погонах таможенного служащего с бременем ответственности за порученный участок работы. Вторая сторона, важная в качестве обратной связи для нашей работы в вузе, - как воспринимала «система» уровень подготовленности вчерашних студентов. Третья сторона - межличностные отношения, неизбежно возникающие в коллективе, состоящем из разных по возрасту и опыту людей, к тому же поставленных нередко в специфические условия сменных дежурств, службы на удаленных таможенных постах и т. д. Иными словами, перед сотрудниками научно-исследовательского отдела ВФ РТА была поставлена перманентная задача изучения адаптации выпускников к работе и службе в таможенных органах.
Изучением адаптации в таможенных органах в тот же период занимались наши коллеги в Ростовском филиале Российской таможенной академии под руководством профессора А. Т. Марченко [5; 8].
В 2012 г. произошли значительные изменения в системе высшего образования Российской Федерации, связанные с принятием ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», оказавшем влияние и на ведомственные вузы уже со следующего года: уровне-вое образование, изменение образовательных стандартов и др. ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ ст. 22 (в ред. от 30.06.2016) ввел конкурсный прием на госслужбу и тем самым отменил распределение. Снижение уровня подготовки, как следствие, снижение мотивации и затруднение трудоустройства (особенно для мужчин) в таможенные органы, по нашим наблюдениям, внесло множественные изменения в сложившуюся ранее систему (понизился образовательный уровень, уменьшилась фактическая практика, нарушилось гендерное равновесие и др.). Это неизбежно должно отразиться на профессиональной адаптации выпускников. Данное предположение было принято как одна из гипотез.
Одновременно шло перманентное реформирование системы таможенных органов, называемое «оптимизация», частью которой было совершенствование 1Т-технологий и внедрение в работу методов искусственного интеллекта. Новый этап - с 2018 г. определен Проектом Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Документом предусматривается высокотехнологичная трансформация таможенного администрирования (создание электронных таможен и центров электронного декларирования) [7], требующая подготовки качественно нового должностного лица таможенных органов. Его квалификация должна предусматривать способность к оперативной адаптации, дополнительному
обучению, переподготовке в условиях изменяющихся процессов таможенного администрирования, приобретению знаний и навыков в сфере применения новейших 1Т-технологий, информационных систем и ресурсов, технических средств контроля и наблюдения, методов анализа больших объемов данных, умения применять системы, использующие технологии искусственного интеллекта. Этот фактор неизбежно повышал требования к уровню и специфике подготовки выпускников и также мог повлиять на адаптацию. Начало процесса: 2018-2019 гг. Примем это в качестве рабочей гипотезы и проверим в ходе 3-5-летнего мониторинга.
Происходящие изменения послужили основанием для нового этапа социологического изучения адаптации выпускников к работе (службе) в таможенных органах. Мы посчитали важным проследить, как процесс переходного периода отразился на кадровой составляющей, формировавшейся из выпускников ВФ РТА, и как новые вызовы в таможенной политике потребуют корректировки в теории и практике вузовского образования таможенников.
Употребив термин «адаптация» [6], из его многозначности выбираем социологические аспекты профессиональной адаптации, как и в первой части наших исследований [1-4]. Профессиональная адаптация - это приспособление человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций, вхождение в новую трудовую среду, в которой служба подчинена строгому разграничению должностных обязанностей [6, с. 304]. Профессиональная адаптация - сложный динамический процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений, навыков. Суть профессиональной адаптации - приспособление к правилам, нормам и условиям жизни в этой среде [5, с. 21]. Профессиональная адаптация делится на первичную (касается лиц, не имеющих опыта работы) и вторичную (адаптация лиц, имеющих опыт работы и нуждающихся в углублении его или осваивающих иной профиль деятельности). Исследование 2008 г. показало, что выпускники ВФ РТА в большинстве случаев (50,5 % респондентов) в течение первого года работы по специальности проходили вторичную адаптацию. Этому способствовали, как мы считаем, три фактора: 1) хорошая база довузовского образования; 2) конкурсный экзаменационный набор с предварительным тестированием; 3) ежегодная практика в таможенных органах. Необходимость работы в таможенных органах не по специальности (вынужденная мера) вовлекает в первичную адаптацию и, как следствие, иногда ведет к разочарованию, стремлению покинуть службу [6, с. 305].
В ходе панельного исследования в 2019 г. было проведено анкетирование 499 чел., результаты которого проанализированы в сопоставлении с результатами анкетирования 332 чел. в 2008 г. Выборку составили выпускники факультета таможенного дела, экономического и юридического факультетов, работающие в таможенной и других сферах деятельности, и их работодатели. Анкета выпускника содержала 32 вопроса, работодателя - 10. Осмысление полученных эмпирических данных о выпускниках позволило выявить особенности (факторы), оценить степень их профессиональной адаптации. Далее остановимся на результатах и анализе. Прежде всего создадим по анкетным данным «социальный портрет» выпускника ВФ РТА, являющийся совокупностью общих и наиболее устойчивых характеристик данной социальной группы.
«Социальный портрет» выпускника. Были отобраны следующие критерии, характеризующие выпускника: факультет обучения, пол, возраст, семейное положение, наличие детей, условия проживания, место работы после окончания вуза, должность, стаж и удовлетворенность работой, планы относительно места работы, а также удовлетворенность условиями жизни (рис. 1).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
—♦—2008 г. --■--2019 г Рис. 1. «Социальный портрет» выпускника ВФ РТА в 2008 и 2019 гг., %
Для «портрета» анкетируемых в 2008 г. характерно следующее: окончил экономический факультет (43 %), равное гендерное соотношение (по 50 %), средний возраст 26,5 лет (53,8 %), проживает в отдельной квартире (44 %), работает в должности старшего государственного таможенного инспектора (39 %) от 2 до 5 лет (54 %), удовлетворен в целом выполняемой работой (73 %) и имеет желание долго работать (47 %). Кроме того,
он холост/не замужем (53 %) и не имеет детей (72 %). При оценке условий, важных для жизни, наибольшее значение получила «материальная обеспеченность» (63 %) и «жизнь в целом» (55 %); остальные критерии расположились компактно по убывающей: «условия для отдыха и досуга» (52 %), «здоровье» (51 %), «уверенность в завтрашнем дне» (50 %), «ощущение свободы» (48 %), «качество питания» (47 %), «ощущение личной безопасности» (45 %).
«Портрет» анкетируемых в 2019 г. выглядит так: выпускник факультета таможенного дела (39 %), преимущественно женского пола (61 %), до 32 лет (59,4 %), проживает в отдельной квартире (55 %), в г. Владивостоке (46 %) и работает во Владивостокской таможне (31 %) в должности главного государственного таможенного инспектора (36 %) от 2 до 5 лет (65 %), женат/замужем (47 %) и не имеет детей (52 %). Удовлетворенность выполняемой работой отмечена у 71 %, но собираются долго работать немногим более половины из них (43 %). На первом месте - «материальная обеспеченность» (64 %), далее - «экологическая безопасность» (57 %), «условия для отдыха и досуга» (56 %), «ощущение свободы» (55 %). В конце списка: «возможность дать образование своим детям» (52 %), «качество питания» (51 %), «жизнь в целом» (51 %), «личная безопасность (46 %).
Сравнительный анализ «социального портрета» анкетируемых свидетельствует, с одной стороны, об относительной стабильности характеристик, а с другой - о наличии динамики по значению их показателей. Данные рис. 1 подтверждают, что увеличивается благосостояние выпускников: каждый второй стал жить в отдельной квартире в г. Владивостоке, сокращается число арендующих жилье и проживающих у родителей. Растет концентрация выпускников, работающих во Владивостокской таможне (на втором месте - Уссурийская таможня), а также происходит рост их карьеры - замещают руководящие должности 237 чел. Отметим увеличение среднего стажа работы выпускников, который в 2008 г. составлял 3 года, а в 2019 г. - 5 лет. Стабилизируется семейный статус: выросло число женатых (замужних) и имеющих детей. Однако наблюдается некоторое снижение удовлетворенности в целом выполняемой работой и желания долго работать. На фоне роста к 2019 г. относительно 2008 г. удовлетворенности условиями жизни по критериям «жилищные условия», «возможность дать образование детям», «ощущение личной безопасности», «качество питания», «экологическая безопасность» выявлено снижение оценки «материальной обеспеченности», «условий для отдыха и досуга», «уверенности в завтрашнем дне», «ощущения свободы» и «жизни в целом».
Удовлетворенность и адаптация. Анализ результатов опроса 2008 г. выявил следующие основные зависимости профессиональной адаптации. С одной стороны, «степень адаптированности к требованиям профессии
находится в зависимости от стажа работы, полученной в вузе подготовки, времени овладения специальностью»; с другой стороны, «от того, в какой мере выпускники смогли приспособиться к требованиям своей профессии, зависит удовлетворенность результатами своей профессиональной деятельности, содержанием и условиями работы, отношениями со своим непосредственным руководителем, творческими возможностями профессии, занимаемой должностью, возможностями для должностного продвижения, условиями для профессионального роста» [4, с. 91].
Выше мы отмечали тенденцию к росту стажа работы респондентов. Среди опрошенных в 2008 г. 64,0 % имеет трудовой стаж не менее 3 лет, и не менее 5 лет - 66,8 % респондентов 2019 г.
Промежуток времени от начала трудовой деятельности выпускника до ощущения себя специалистом свидетельствует о скорости адаптации. Чаще всего выпускникам ВФ РТА для этого требуется не больше года, но наблюдается тенденция увеличения периода адаптации. Значение показателей 2019 г. относительно 2008 г. сместилось в сторону увеличения периода профессиональной адаптации «от полугода до 1 года» (+17 %) и «от 1 года до 2 лет» (+4 %). Доля адаптировавшихся «до полугода» сократилась на 7 %.
В свою очередь, время освоения специальности находится в зависимости от уровня вузовской подготовки. Так, в 2008 г. 69,4 % из числа тех, кто считал, что их уровень подготовки достаточный для выполнения профессиональных обязанностей и даже выше требуемого, освоили специальность за период до 1 года, тогда как из тех, кто считал, что их уровень вузовского образования ниже требуемого, за это время почувствовали себя уверенно на рабочем месте только 52 % респондентов (в 2019 г. 57,1 и 43,1 %). Отметим, что выпускники факультета таможенного дела успешно осваивают профессию за меньший промежуток времени, чем выпускники других факультетов.
Большинство выпускников ВФ РТА считают себя «вполне удовлетворенными» или «удовлетворенными» условиями труда (рис. 2). Наиболее тесная взаимосвязь обнаружена с удовлетворенностью режимом работы, организацией труда, взаимоотношениями с руководителем и оплатой труда.
Так, в 2008 г. у 89 % респондентов наивысшую степень имела удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем. На втором месте - режим работы (73 %). Далее выпускники поставили удовлетворенность оплатой труда (64 %) и организацией труда специалистов на предприятии (56 %). В 2019 г. 3 из 4 перечисленных критериев продемонстрировали положительную динамику: преобладающей осталась удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным
руководителем (90 %), а «режим работы» и «организация труда» высокими оценками отметили 74 и 60 % респондентов, соответственно. Оценка же показателя «оплата труда» заметно снизилась (-26 %) и сместилась в сторону «удовлетворен» или «отчасти удовлетворен».
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
79
76
73 74
68
73
68 ,
53 52
Я к
г г
а 5=
О *
х о
к г* з я 5
3 х и
в * ^
Н й к
а н м
° й- Э
я
о о
Я и
5 и га х
г и о к
£ Й
X
<и о (г
0 д о
в Е с
1 § £
2 б с В-&
С
Я &
а к
Й к
о о
г Я
^ и о
И с
я я
и г
о £ и Н Я и & с 2 я
я я
г г
Я
н я -У Я
О 5 X 5 л га
я
К Й
и „
>я 5 3 2
^ я Й и я
я «
Ё О § &
ч
^ о
□ 2008 г. □ 2019 г.
91
90
90
89
74
64
61
60
60
59
58
56
53
38
Рис. 2. Удовлетворенность выпускников ВФ РТА профессиональной деятельностью
в 2008 и 2019 гг., %
Рассматривая другие критерии условий работы, представленные на рис. 2, отметим, что выпускники в процессе профессиональной деятельности стали более обеспокоены «творческими возможностями профессии» (-8 %), «социальными гарантиями» (-5 %), «условиями труда» (-4 %), «характером и содержанием работы» (-3 %) и «результатами своей профессиональной деятельности» (-2 %). Заметим также, что возросла удовлетворенность «своей должностью» (+5 %) и «условиями профессионального роста» (+2 %).
На адаптированность к профессии влияет и степень соответствия содержания работы выпускника полученной им в вузе специальности. Панельное исследование выявило, что основная совокупность респондентов в процессе трудовой деятельности выполняет работу, которая в основном или частично соответствует их направлению подготовки (специальности): 90-92 %. Наибольшее соответствие специальности в 2008 г. отмечали выпускники факультета таможенного дела (92,5 %), а в 2019 г. - юридического факультета (90,7 %).
Степень скорости адаптации также зависит от количества и качества полученных в вузе знаний, умений и навыков (рис. 3). Наблюдается сохранение уровня оценки респондентами полученной ими подготовки в ВФ РТА (средний балл 7,2 по 10-балльной шкале). Наиболее высоко оценивают общетеоретическую подготовку (8,2-8,3 балла), знания, навыки
организационной, управленческой работы (6,5-6,8 балла) и практическую подготовку по специальности - умение на практике применять теоретические знания (6,7 балла).
91-82-Л-
7 ' 6,7 7 7 6,8 7,3
2
1--8,3 - 7,6 - 6,7 - 7,2 - 7 - 6,5 - 7,4 -
0
Обще- Профес- Практическая Подготовка Подготовка Знания, Общекуль-
теоретическая сиональная подготовка в области по иностран- навыки орга- турное
подготовка подготовка по специаль- информа- ному языку низационной, развитие
ности ционных управленче-
технологий ской работы
1=12008 г. -----2019 г.
Рис. 3. Оценка выпускниками полученных в вузе знаний, умений и навыков
в 2008 и 2019 гг., балл
Следует отметить, что при относительно высокой оценке респондентами полученных в вузе знаний, умений и навыков, оценка их руководителей на рабочем месте в таможне еще выше. Так, на 2008 г. 87,2 % (2019 г. -82,1 %) руководителей оценивают их квалификацию как соответствующую выполняемой работе. Средний уровень подготовки в филиале, по мнению руководителей, - 8,6 балла (2019 г. - 9,0 балла). При этом оценка общетеоретической подготовки составила 8,5 балла (2019 г. - 8,6 балла), умение на практике применять теоретические знания - 8,3 (2019 г. - 8,7), профессиональная подготовка - 8,2 (2019 г. - 8,6), а уровень общей культуры -8,7 балла (2019 г. - 9,2 балла).
Выбор вуза и специальности. Среди вопросов анкеты важное место заняли мотивы поведения респондентов из числа выпускников в выборе вуза и специальности, удовлетворенность сделанным выбором. Профессор В. Э. Шляпентох уточняет, что знание мотивов поведения населения является необходимым условием прогнозирования их поведения [9, с. 225]. Исследование 2008 г. указывает на корреляцию между удачным (по оценке респондентов) выбором учебного заведения (специальности) и последующей быстрой профессиональной адаптацией. Основным мотивом будущей специальности респонденты 2008 г. определили сначала профессиональный (41 %), затем прагматический (30 %). В 2019 г. на первый план вышел престижно-статусный мотив (33 %) и только потом интерес к профессии/вузу (19 %). Прагматический мотив, объясняемый желанием иметь гарантию трудоустройства, оказался на третьей позиции (12 %).
8,2 7,5 73
8,3 —^ 6,7 7 7
7,6 6,7 7,2 7 6,5 7,4
Тем не менее большинство респондентов при поступлении в ВФ РТА имело лишь некоторое, а при окончании - достаточно хорошее представление о содержании и условиях работы по избранной специальности. Основными факторами, оказавшими влияние на степень осведомленности о профессии, респонденты первоначально указали «производственную практику» (79 %), «встречи, беседы с сотрудниками таможенных органов» (40 %) и «изучение специальных дисциплин» (34 %). В 2019 г. наметилась тенденция к сокращению значимости первого (-11 %) и росту второго (+5 %).
Удовлетворенность характером и условиями работы, быстрая адаптация оказались положительными факторами при ответе на вопрос, повторили бы они выбор вуза и специальности? Большинство ответили утвердительно. Однако если в 2008 г. лидировали юристы, отдавая предпочтение специальности (78 %) и чуть меньше вузу (75 %), то в 2019 г. соотношение поменялось: специальность вновь выбрали 54 %, вуз - 59 % респондентов. При этом в указанных процентах у юристов оказалась только третья позиция, лидировали респонденты из числа выпускников факультета таможенного дела и экономического факультета. Среди положительных причин такого выбора (в порядке убывания) «высокий уровень образования», «квалификация преподавателей», «наличие распределения». Причины, отрицательно повлиявшие на выбор, - «узкая специализация», «отмена распределения».
Таким образом, мотивация выпускников ВФ РТА претерпевает изменения, последствия эти значимы для прогнозирования приемных кампаний, совершенствования учебной и воспитательной работы, стратегии развития высшего таможенного образования на Дальнем Востоке России.
В этой публикации не планировался полный анализ рекомендаций респондентов. Коротко отметим, что они содержат предложения, обращения к руководству филиала и напутствия обучающимся. Предложения выпускников, прежде всего, касались необходимости увеличения практических занятий обучающихся и более углубленного изучения нормативно-правовых актов, а также повышения ответственности к учебе. Основная рекомендация опрошенных руководителей касалась введения практики на каждом курсе. Кроме того, они предлагают обратить внимание на качество подготовки по специальным дисциплинам и внести изменения в программы, касающиеся знания законодательства, аналитической работы с базами данных и информационными технологиями, техническими средствами таможенного контроля.
Итак, проведен специализированный опрос социальной группы на основе анкетирования в 2008 и 2019 гг. Панельное исследование позволило
проанализировать эмпирические данные о выпускниках ВФ РТА, сравнить динамику зависимостей профессиональной адаптации, выявленных на первом этапе, и обозначить тренды, ключевые «болевые точки» адаптации выпускника филиала к профессии и ее достижения.
«Социальный портрет» выпускника филиала, ставшего должностным лицом таможенных органов, помимо физических характеристик описывает его благосостояние, особенности карьеры и географического распределения, а также удовлетворенность выполняемой работой и желание долго работать.
Анализ взаимовлияния профессиональной адаптации и удовлетворенности работой в таможенных органах показал, что выпускникам стало требоваться больше времени для адаптации к профессии, сократилась удовлетворенность заработной платой, но при этом трудовая деятельность соответствует направлению подготовки (специальности). С другой стороны, высоко оценивая полученные в вузе знания, умения и навыки, респонденты считают обучение в филиале престижным. Тем не менее они акцентируют внимание на необходимости расширения практических занятий и совершенствования качества подготовки по специальным дисциплинами, связанным, например, с юридической, языковой, информационно-технической подготовкой, в том числе с техническими средствами таможенного контроля.
Результаты исследования могут стать ориентиром для таможенных и других отраслевых вузов при совершенствовании учебно-научной и воспитательной работы. Анализ эмпирических данных 2019 г. и их сравнение с 2008 г. позволяет обозначить ключевые проблемы профессиональной адаптации выпускника филиала.
Список литературы
1. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности в Дальневосточном регионе: отчет о НИР (промежуточ.) / В. И. Дьяков [и др.]. Владивосток, 2007. 80 с.
2. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности: отчет о НИР (промежуточ.) / В. И. Дьяков [и др.]. Владивосток, 2008. 74 с.
3. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности: отчет о НИР (промежуточ.) / В. И. Дьяков [и др.]. Владивосток, 2009. 118 с.
4. Адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в таможенных органах и других сферах деятельности: отчет о НИР / В. И. Дьяков [и др.]. Владивосток, 2010. 92 с.
5. Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов в условиях институциональных изменений: материалы теоретико-прикладного исследования / под общ. ред. проф. Т. А. Марченко. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
6. Дьяков В. И., Березкин А. В., Селиванова Д. А. Теоретические подходы к проблеме профессиональной адаптации // Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2010 году: сб. науч. трудов / под общ. ред. В. И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. С. 293-310.
7. На МТФ-2019 представлена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. URL: http://customs.ru/press/federal/document/211549 (дата обращения: 19.11.2019).
8. Суракатов Н. С., Раджабов М. Р. Проблемы адаптации к службе в таможенных органах // Академический вестник. 2005. № 3. С. 120.
9. Шляпентох В. Э. Социология для всех. М., 1970. 253 с.
© Дьяков В. И., Горчаков В. В., Ниязова М. В., Стецюк В. В., Исмагилова Ю. Д., 2019 © Dyakov V. I., Gorchakov V. V., Niyazova M. V., Stetsyuk V. V., Ismagilova Yu. D., 2019
Для цитирования:
Дьяков В. И., Горчаков В. В., Ниязова М. В., Стецюк В. В., Исмагилова Ю. Д. Профессиональная адаптация выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии (предварительное сообщение) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 90-101.