Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.05.02 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.05.02 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ / STATE FINAL CERTIFICATION / COMPETENCE / COMPETENCE ASSESSMENT / ASSESSMENT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вольнов Игорь Николаевич

В статье подчеркивается актуальность совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации выпускников вузов. Приводится опыт аттестации выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии по специальности 38.05.02 Таможенное дело в 2018 г. Предлагаются пути совершенствования процедуры оценки компетенций выпускника, в первую очередь, профессиональных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Procedure of State Final Certification of Graduates of 38.05.02 Customs

The article highlights the rationale of improving the procedure of State Final Certification of graduates and describes the experience in certifying the graduates of 38.05.02 Customs at Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy in 2018. The author puts forward the ways of improving the procedure of assessing a graduate’s competences, in particular professional ones.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.05.02 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

УДК 378.1

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.2.92

И. Н. ВОЛЬНОВ*

Совершенствование процедуры

государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 38.05.02 Таможенное дело

ВОЛЬНОВ Игорь Николаевич -кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета таможенного дела. ig_volnov@mail.ru.

VOLNOV I. N. - Candidate of Physico-mathematical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Customs.

В статье подчеркивается актуальность совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации выпускников вузов. Приводится опыт аттестации выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии по специальности 38.05.02 Таможенное дело в 2018 г. Предлагаются пути совершенствования процедуры оценки компетенций выпускника, в первую очередь, профессиональных.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, компетенции, оценка компетенций, процедура оценки.

I. N. VOLNOV

Improving the Procedure of State Final

Certification of Graduates of 38.05.02 Customs

The article highlights the rationale of improving the procedure of State Final Certification of graduates and describes the experience in certifying the graduates of 38.05.02 Customs at Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy in 2018. The author puts forward the ways of improving the procedure of assessing a graduate's competences, in particular professional ones.

Keywords: State Final Certification, competence, competence assessment, assessment procedure.

Изменения системы образования Российской Федерации отражают вызовы, с которыми столкнулась высшая школа в современную динамичную эпоху. Потребности экономики в целом, ее конкретных отраслей, ожидания работодателей выдвигают новые

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

требования к качеству человеческого потенциала, формируемого современным вузом. Соответственно, возникает потребность адекватно и объективно оценить результаты деятельности профессорско-преподавательских коллективов при реализации образовательных программ. Поэтому вопросы совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации являются актуальными для деятельности вуза [3].

Дискуссия о перспективах российской высшей школы смещается в сторону обсуждения проблематики перехода на образовательные стандарты ФГОС ВО 3++ [4-7]. Исследователей, в первую очередь, беспокоят вопросы несоответствия классических целей и ценностей высшего образования изложенным в профессиональных стандартах требованиям к работникам. Применительно к оценке компетенций выпускников делается акцент на усиление прикладной составляющей государственного экзамена [6].

В 2018 г. произошли значительные изменения процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) в Российской таможенной академии (РТА). Программа государственной аттестации выпускников по всем реализуемым в вузе образовательным программам (ОП) была разделена на два этапа. Первый этап ГИА проходил в форме тестирования и включал оценку сформированности общекультурных компетенций. Испытуемому предлагалось ответить на 50 вопросов. Фактически проводился контроль уровня знаний по заявленному в программе списку дисциплин, входящих в учебный план ОП. Например, по ОП 38.05.02 Таможенное дело список дисциплин, формирующих общекультурные компетенции, содержит 13 позиций (модулей): «Безопасность жизнедеятельности», «Финансы и бухгалтерский учет», «Иностранный язык», «Информатика», «История», «История таможенного дела и таможенной политики России», «Культура речи», «Мировая экономика», «Правоведение», «Физическая культура», «Философия», «Экономическая безопасность», «Экономическая теория». Следовательно, в ходе тестирования выпускник отвечает на 3-4 вопроса по каждой дисциплине. Второй этап государственного экзамена проводился в форме устного экзамена.

Максимальное количество баллов, которые может получить выпускник, проходящий процедуру государственного экзамена, составляет 100. Из них в 20 баллов оцениваются знания по общекультурным компетенциям по итогам тестирования, а 80 баллов государственная экзаменационная комиссия может поставить выпускнику, давшему блестящий ответ на профессиональные задания устного экзамена.

Перейдем к анализу опыта, полученного при проведении ГИА в 2018 г. во Владивостокском филиале РТА. Несомненно, изменения процедуры ГИА создали для выпускников определенный психологический

дискомфорт, особенно для тех, кто претендовал на диплом с отличием -получение менее 10 баллов за тест автоматически исключало такую возможность. По счастью, подобных казусов в ходе государственных испытаний не произошло. Однако при аттестации выпускников специальности 38.05.02 Таможенное дело в очередной раз не все испытуемые (претенденты на «красный» диплом) подтвердили высокий уровень компетенций. Досадные для них сбои случились при ответах на вопросы устного экзамена, ошибки были допущены при выполнении профессиональных заданий. Как правило, причина подобных неудач едина - недостаточная сосредоточенность в процессе экзамена, излишняя самоуверенность в процессе подготовки. Значительная доля выпускников показала низкий уровень общекультурных и общепрофессиональных компетенций на этапе тестирования, практически те же лица демонстрировали и пороговый уровень профессиональных компетенций (см. таблицу).

Результаты государственного экзамена по специальности 38.05.02 Таможенное дело во Владивостокском филиале РТА в 2018 г.

Форма обучения Тестирование Устный экзамен

Средний балл Менее 10 баллов (кол-во, чел./доля, %) Средняя оценка Пороговый уровень (кол-во, чел./доля, %)

Профиль «Организация таможенного контроля»

Очная 12,24 6/21,4 4,0 6/21,4

Профиль «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

Очная 10,22 9/40,9 4,2 3/13,6

Очно-заочная 9,18 3/50,0 3,2 3/50,0

Заочная 8,83 14/73,7 3,2 13/68,4

В целом, двухступенчатая процедура государственного экзамена позволяет объективно оценивать уровень всех компетенций, формируемых в процессе освоения ОП 38.05.02 Таможенное дело [1; 2]. Однако дальнейшие корректировки процедуры ГИА неизбежны, т. к. в настоящее время в Российской Федерации завершается процесс перехода к реализации образовательных стандартов ФГОС ВО 3++. Принципиальное отличие нового поколения образовательных стандартов, помимо их ориентации на профессиональные стандарты применительно к формированию профессиональных компетенций, заключается в унификации требований к результатам обучения: универсальные компетенции едины для уровня образования, а общепрофессиональные являются общими для укрупненных групп специальностей.

Следовательно, можно предположить, что применительно к оцениванию профессиональных компетенций выпускников специальности 38.05.02 Таможенное дело изменения будут связаны с дальнейшей конкретизацией содержания заданий устного экзамена в части отражения требований к уровню знаний, необходимых для осуществления функций должностных лиц таможенных органов. Практические задания, содержащиеся в экзаменационных билетах, должны позволять оценивать уровень приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков, которые условно можно разделить на две группы. Во-первых, ситуационные задачи должны давать возможность выпускнику демонстрировать компетентность в вопросах взаимодействия с другими должностными лицами, участниками ВЭД, иными контролирующими государственными органами. Во-вторых, в связи с тем что исполнение многих функций должностных лиц таможенных органов связано с использованием программных средств, в ближайшей перспективе потребуется решение вопросов, связанных с удобством, наглядностью и эффективностью их применения как экзаменуемыми, так и экзаменаторами.

Усиление профессиональной направленности процедуры государственного экзамена не должно значительно увеличивать длительность экзамена. Следовательно, возникнет потребность в корректировке и содержательной части программы ГИА. На наш взгляд, объем современной программы перегружен за счет содержания дисциплин, имеющих, скорее, теоретическую значимость, в частности таможенный менеджмент. Невозможно в ограниченных ресурсных рамках экзаменационной процедуры решить задачу контроля всех формируемых в процессе обучения профессиональных компетенций. Целесообразно оставить для демонстрации выпускником только наиболее важные из них, позволяющие выносить суждения о его готовности к действиям в профессиональных ситуациях.

Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов всегда пытались учитывать тот факт, что, помимо профессиональной подготовленности выпускника высшей школы, работодатели высказывают пожелания и к его общечеловеческим качествам. Анализ мнений работодателей показал, что они в достаточной степени единодушны в своих ожиданиях относительно поведения нового работника в трудовом коллективе. Поэтому в стандарты были включены общекультурные компетенции, отражающие системность и критичность мышления, способность участвовать в разработке и реализации проектов, умение работать в команде, проявлять качества лидера, навыки коммуникации, готовность к межкультурному взаимодействию, а также отношение к своему здоровью, поддержание безопасной среды своей жизнедеятельности. Отметим, что наличие таких качеств личности чаще выявляется в процессе

деятельности, чем при прохождении тестирования. Тестирование тоже позволяет судить о психофизических характеристиках человека, но тогда применяется специфическая процедура, не имеющая прямого отношения к оценке знаний, приобретенных в процессе изучения отдельных дисциплин учебного плана, участвующих в формировании универсальных компетенций.

Универсальные компетенции имеют непосредственное отношение к приобретению обучающимися «навыков XXI века» - гибких навыков, под которыми принято понимать комплекс надпрофессиональных знаний, обеспечивающих личности успех в карьерном росте. Формированию данных личностных качеств в большей степени, чем теоретическое обучение, способствует социокультурная среда вуза и социальные практики, в частности участие в разнообразных молодежных проектах, например, в волонтерском движении. Суждение о сформированности универсальных компетенций можно делать на основе портфолио студента.

Общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО 3++ отражают требования рынка труда в части владения выпускником базовыми навыками профессиональной деятельности, например, способностью осуществлять сбор, обработку и статистический анализ данных, предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения, использовать при решении профессиональных задач современные информационные технологии и программные средства. Подобные компетенции выпускник обязан проявить в ходе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) и публичной защиты ее результатов.

Подчеркнем, что соблюдение в процессе контактной работы со студентами и прохождения обучаемыми практик требований к обеспечению качества образования, предписываемых ФГОС ВО 3++, должно гарантировать, что выпускник вуза, завершивший теоретическое обучение, обладает, как минимум, пороговым уровнем универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Окончательная оценка уровня общепрофессиональных и профессиональных компетенций происходит на этапе государственной итоговой аттестации, т. е. в процессе защиты ВКР и сдачи государственного экзамена.

Таким образом, в рамках ФГОС ВО 3++ мы имеем дело с тремя различными по своей природе группами компетенций. Выпускник, несомненно, должен подтверждать владение ими, но по-разному:

- универсальные компетенции - через свое портфолио,

- общепрофессиональные - защитой ВКР,

- профессиональные - в процессе государственного экзамена либо, в не столь отделенном будущем, аттестацией профессиональным сообществом.

Список литературы

1. Вольнов И. Н. Оценивание компетенций студентов в процессе обучения // Таможенное дело и образование в период формирования союза России, Белоруссии и Казахстана: сб. науч.-практ. и реферативных работ по таможенному делу, экономике и праву / под общ. ред. В. И. Дьякова; Федеральная таможенная служба, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», Владивостокский филиал. Владивосток, 2010. С.159-163.

2. Вольнов И. Н., Берлова Н. В. Об эксперименте по оцениванию компетенций студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 4. С. 77-84.

3. Вольнов И. Н. Оценка опыта реализации ФГОС ВО на примере образовательной программы 38.05.02 Таможенное дело // Территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации и свободный порт Владивосток: сб. научных трудов X Региональной науч. конф., посвященной 25-летию ФТС России. Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2016. С. 62-65.

4. Мишин И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66-74.

5. Сепашенко В. С. Уровни сопряжения систем высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 38-47.

6. Спиридонова Е. А. О неоднозначных последствиях реформ в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 25-34.

7. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Вознесенская А. О., Бахолдин А. В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 5-11.

© Вольнов И. Н., 2019 © УО1ПОУ I. К., 2019

Для цитирования:

Вольнов И. Н. Совершенствование процедуры государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 38.05.02 Таможенное дело // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.