Научная статья на тему 'Социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии)'

Социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ / ТАМОЖЕННЫЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / SOCIAL PORTRAIT OF STUDENTS / CUSTOMS INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / STUDENTS' SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / STUDENTS' LIFE VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Николаевна

Анализируются результаты социологического анкетного опроса студентов. На примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии составлен социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе. Полученные данные могут быть использованы при корректировке учебных планов, разработке программ социально-воспитательной работы и программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Portrait of Students at Customs Institution of Higher Education (by Example of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy)

The article dwells on the analysis to the results obtained in students’ opinion poll data. By example of students of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author makes a social portrait of students at Customs Institution of Higher Education. The results obtained can be used in adjusting to curricula, developing programs for social and educational work and extended professional education.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии)»

вопросы образования в таможенном деле

УДК 331 ББК 65.291.6-21

о. Н. АНДРЕЕВА

социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии)

Анализируются результаты социологического анкетного опроса студентов. на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии составлен социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе. Полученные данные могут быть использованы при корректировке учебных планов, разработке программ социально-воспитательной работы и программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: социальный портрет студентов, таможенный вуз, социально-психологические характеристики студентов, жизненные ценности студентов.

O. N. Andreyeva

The Social Portrait of Students at Customs Institution of Higher Education

(by Example of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy)

The article dwells on the analysis to the results obtained in students' opinion poll data. By example of students of Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author makes a social portrait of students at Customs Institution of Higher Education. The results obtained can be used in adjusting to curricula, developing programs for social and educational work and extended professional education.

Keywords: social portrait of students, customs institution of higher education, students' social and psychological characteristics, students' life values.

Система российского образования претерпевает в настоящее время значительные изменения. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг вынуждает вузы широко использовать передовые образовательные технологии и методы, формировать особенный имидж, внедрять новые

АндРЕЕВА ольга николаевна — кандидат социологических наук, начальник научно-исследовательского отдела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. стрелковая, 16в. andreeva.olga@vfrta.ru.

© Андреева о. н., 2016

84

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЛДЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(74)/2016

социальные практики в жизнь вуза. В связи с этим немаловажным является проведение исследований социальных и социально-психологических характеристик студентов, результаты которых необходимы при подготовке программ социально-воспитательной работы в вузе, а также при разработке, корректировке и совершенствовании политики, реализуемой вузом.

Знание социального портрета студентов, обучающихся в таможенных вузах, обеспечит возможность реализации основных задач системы таможенного образования, среди которых первостепенное значение имеют: 1) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; 2) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 3) формирование гражданина-патриота, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе воспитания чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе и уважения ее славных традиций, а также развития качества постоянной готовности к защите экономических интересов России, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства.

С целью составления социального портрета студентов Владивостокский филиал Российской таможенной академии в апреле-мае 2015 г. принял участие в социологическом опросе, организатором и инициатором которого явился Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, определивший в качестве основных задач исследования описание социально-психологического портрета студента региона и оценку актуальной ситуации с вовлеченностью студентов в социальную практику. Опрос проводился в форме раздаточного анкетирования. В анкетировании приняли участие 353 студента, обучающихся в шести вузах г. Владивостока, из их числа 25,8 % (91 чел.) - студенты Владивостокского филиала Российской таможенной академии (ВФ РТА), остальные 74,2 % (262 чел.) представляли студенты Дальневосточного федерального государственного университета, Дальневосточного юридического института МВД РФ, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Тихоокеанского государственного медицинского университета и Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского1. Исчерпывающий анализ данных, полученных в ходе опроса, представлен в отчете о научной работе, подготовленном научно-исследовательским отделом Владивостокского филиала Российской таможенной академии2.

1 В том числе: 29,7 % (105 чел.) - Дальневосточный федеральный государственный университет; 14,4 % (51 чел.) - Дальневосточный юридический институт МВД РФ; 11,3 % (40 чел.) -Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; 9,6 % (34 чел.) -Тихоокеанский государственный медицинский университет; 9,1 % (32 чел.) - Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского.

2 Статистический анализ данных анкетного опроса студентов г. Владивостока: отчет о НИР / О. Н. Андреева; Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Владивосток, 2015. 45 с.

Далее представим социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе, подготовленный на основе данных социологического опроса студентов ВФ РТА.

В опросе приняли участие студенты следующих курсов: 1 курс - 12,0 % (11 чел.), 2 курс - 35,3 % (37 чел.), 3 курс - 40,7 % (32 чел.), 4 курс - 12,0 % (11 чел.)3.

Подавляющая часть студентов - 93,4 % (85 чел.) - учится на «хорошо» и «отлично», при этом учеба дается относительно легко 53,9 % (49 чел.). Тяжело (сравнительно тяжело) учиться 45,1 % (41 чел.), не справляются с обучением (имеют академические задолженности) 1,1 % (1 чел.).

Стабильное материальное положение (т. е. оценивают его как «достаток» и «неплохое») имеют 71,4 % (65 чел.), едва сводят концы с концами и живут бедственно 20,9 % (19 чел.).

Преобладающим мотивом выбора ВФ РТА для поступления у 72,5 % (66 чел.) опрошенных стал престиж университета. Возможность получения уникальной профессии («это единственный вуз, где можно получить данную профессию») и отсутствие достойной альтернативы стали значимыми мотивами в выборе вуза для 36,3 % (33 чел.) и 35,2 % (32 чел.) соответственно.

От будущей профессиональной деятельности студенты ожидают возможностей в построении собственной карьеры, интересную, высокооплачиваемую и престижную работу (по 5-балльной шкале указанные ожидания получили оценки от 4,1 до 4,5 баллов). Работа за границей, творческая реализация, гарантированное трудоустройство и соответствие личным возможностям и способностям оказались менее привлекательными в будущей профессиональной деятельности и получили оценки от 2,9 до 3,9 баллов.

Основным факторами успеха профессиональной карьеры студенты считают наличие профессиональных знаний и навыков (4,6 балла при оценке по 5-балльной шкале). Опыт работы, научные знания, владение иностранными языками, знание ПК, при оценке их как фактора успеха профессиональной карьеры, получили оценку от 3,9 до 4,1 балла. Диплом престижного вуза, хорошие манеры и личные связи, а также креативность оказались менее значимыми (от 3,6 до 3,8 балла).

Основными факторами привлекательности социокультурной среды ВФ РТА для его студентов оказались учебные занятия и библиотечная база (оценки 4,0-4,1 балла). Компьютерное оснащение, спортивная база, занятие наукой, дополнительные образовательные, культурные и развлекательные программы привлекают студентов в меньшей степени (оценки от 3,1 до 3,9 балла).

Для успешной профессиональной деятельности, по мнению студентов, необходимо дополнительное экономическое и/или юридическое образование (оценка 4,1 балла), на втором месте по значимости стоит необходимость

3 Здесь и далее за 100 % мы принимаем 91 чел. (студенты Владивостокского филиала Российской таможенной академии, принявшие участие в анкетном опросе).

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЛАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(74)/2016

получения фундаментальной подготовки по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам (3,9 балла).

Вероятность трудоустройства по выбранному направлению подготовки студенты оценивают как достаточно высокую. Уверены в трудоустройстве (варианты ответа: «да» и «скорее да») 49,6 % (45 чел.). Не выражают уверенности в последующем трудоустройстве 20,9 % (19 чел.).

Жизненные ценности студентов можно разделить на три условные группы: 1) наиболее значимые (4,5-4,8 балла): прочная, счастливая семья, высокооплачиваемая работа и материальный достаток; времяпрепровождение в кругу семьи; личностный рост и самосовершенствование; работа, приносящая удовольствие и карьерный рост; здоровье; 2) значимые (4,1-4,4 балла): близкие люди (друзья, коллеги); безопасность и защищенность; активные социальные контакты; активный отдых, спорт; 3) малозначимые (2,6-3,9 балла): чтение литературы, просмотр образовательных передач; интеллектуальное развитие; творчество, создание нового; красота природы и искусство; волон-терство, работа на добровольных началах; религия, медитация, размышления, молитвы; и т. д.

Наибольшее значение для 86,8 % (79 чел.) имеет семейное благополучие. На втором месте по степени значимости студенты определяют отсутствие нужды и семейный достаток - 67,0 % (61 чел.), на третьем месте оказались сохранение сил и здоровья - 49,5 % (45 чел.) - и хорошая престижная работа -41,8 % (38 чел.). Возможность интеллектуальной и творческой самореализации, а также уважение окружающих и общественное признание оказались значимы менее чем для пятой части опрошенных (19,8 % (18 чел.) и 14,3 % (13 чел.) соответственно). В наименьшей степени студенты придают значение возможности сохранения порядка и стабильности в обществе - 8,8 % (8 чел.), возможности пользоваться демократическими правами и свободами и строить более гуманное и терпимое общество - 4,4 % (4 чел.).

Треть опрошенных (30,8 % (28 чел.)) в качестве жизненного лозунга выбирают «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», а пятая часть опрошенных (20,9 % (19 чел.)) - «Спеши делать добро, оставь после себя что-то хорошее!».

Самыми важными проблемами российского общества студенты считают жилищные проблемы и проблемы, связанные с функционированием системы здравоохранения, - 29,7 % (27 чел.). Проблемы реорганизации системы среднего и высшего образования волнуют 14,3 % (13 чел.) опрошенных, восстановление предприятий - 12,1 % (11 чел.).

Проблемы реализации и активизации молодежной политики волнуют лишь 3,3 % (3 чел.) опрошенных. При этом, по мнению половины опрошенных - 57,1 % (52 чел.), государственная молодежная политика должна быть направлена на физическое развитие молодежи и здоровый образ жизни. Создание благоприятных условий для молодых семей считают приоритетным направлением 42,9 % (39 чел.), а формирование активной гражданской позиции молодежи - 36,3 % (33 чел.). Создание условий для реализации молодежи в социально-экономической сфере, развитие предпринимательского

потенциала молодежи и решение жилищных проблем молодежи считают приоритетным направлением государственной молодежной политики 24,2 % (22 чел.). Развитие межкультурных связей, этническая толерантность и самообразование молодежи как направления государственной молодежной политики волнует 22,0 % (20 чел.) и 20,9 % (19 чел.) соответственно. Гражданское воспитание молодежи и развитие молодежного самоуправления является важным направлением государственной политики лишь для 11 % (10 чел.) и 13,2 (12 чел.) соответственно.

В качестве наиболее негативных (оценки от 4,0 до 4,6 балла) социальных явлений студенты отмечают семейное насилие, употребление наркотиков, управление транспортным средством в нетрезвом виде, алкоголизм, коррупцию и загрязнение природы. В качестве негативных (3,2-3,9 балла): самоубийство; трудности с нахождением хорошо оплачиваемой работы; аборты; обман; гомосексуализм; нетерпимость общества, экстремизм; проституция; супружеская измена; сектантство; уклонение от воинской службы; сокрытие доходов. Наименее значимым оказалось безбожие (2,4 балла).

На основе представленного выше анализа данных социологического анкетного опроса можно составить следующий социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе: студенты таможенного вуза ориентированы на получение образования в престижном вузе, предоставляющем уникальные образовательные услуги. Наиболее привлекательными аспектами социокультурной среды вуза считают организацию и осуществление учебных занятий. Наиболее значимой ценностью является прочная, счастливая семья. Учатся в основном на «хорошо» и «отлично». Ожидания от будущего сконцентрированы на построении успешной карьеры. Достаточно уверены в возможности трудоустройства в соответствии с выбранным направлением подготовки. Успех в профессиональной деятельности связывают с получением дополнительного экономического и/или юридического образования. Наибольшим социальным злом считают семейное насилие. Наиболее приоритетными направлениями государственной социальной политики, в том числе молодежной, является поддержка в решении жилищных проблем и улучшение системы здравоохранения.

Исходя из полученных данных и составленного социального портрета можно выделить следующие приоритетные направления деятельности таможенных вузов:

1. Развитие материально-технической базы, необходимой для удовлетворения потребностей личности в занятии: наукой, физкультурой и спортом, дополнительной образовательной и культурной деятельностью.

2. Содействие в получении дополнительного экономического или юридического образования студентами и выпускниками вуза.

3. Содействие в формировании активной гражданской позиции и развитие социально-экономического потенциала студенческой молодежи.

4. Развитие межкультурных связей и стимулирование самообразования студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.