Научная статья на тему 'Молодые специалисты-выпускники и студенты-практиканты: требования, предъявляемые работодателями'

Молодые специалисты-выпускники и студенты-практиканты: требования, предъявляемые работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE / СПЕЦИАЛИСТЫ-ВЫПУСКНИКИ / СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ / INTERNS / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYERS' REQUIREMENTS / АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ANALYTICAL SKILLS / ИМИДЖ / IMAGE / РЫНОК ТРУДА / JOB MARKET / GRADUATES AS YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Николаевна

Анализируются требования, предъявляемые работодателями к выпускникам таможенных вузов (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии); сформулированы основные задачи по формированию и сохранению позитивного имиджа студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young specialists - graduates and interns: requirements stipulated by employers

Using the example of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author analyzes the requirements for graduates from the customs educational institutions stipulated by employers. The paper defines the main objectives for creating and keeping the positive image of interns and graduates as young specialists.

Текст научной работы на тему «Молодые специалисты-выпускники и студенты-практиканты: требования, предъявляемые работодателями»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 331 ББК 65.291.6-21

О.Н. АНДРЕЕВА

Молодые

специалисты-выпускники и студенты-практиканты: требования, предъявляемые работодателями

Анализируются требования, предъявляемые работодателями к выпускникам таможенных вузов (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии); сформулированы основные задачи по формированию и сохранению позитивного имиджа студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников.

Ключевые слова: анкетный опрос, специалисты-выпускники, студенты-практиканты, требования работодателей, аналитические способности, имидж, рынок труда.

O.N. Andreyeva

Young specialists - graduates and interns: requirements stipulated by employers

Using the example of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy the author analyzes the requirements for graduates from the customs educational institutions stipulated by employers. The paper defines the main objectives for creating and keeping the positive image of interns and graduates as young specialists.

Keywords: questionnaire, graduates as young specialists, interns, employers' requirements, analytical skills, image, job market.

Обеспечение востребованности молодых специалистов-выпускников на рынке труда является приоритетной целью каждого образовательного учреждения высшего профессионального образования. Реализация вузами требований работодателей в процессе подготовки студентов позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и, как результат, обеспечивает формирование позитивного имиджа выпускников, студентов и вуза в целом.

Владивостокским филиалом Российской таможенной академии (ВФ РТА) в 2013-2014 учебном году был проведен анкетный опрос работодателей,

АНДРЕЕВА Ольга Николаевна — кандидат социологических наук, начальник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

79

которые являлись руководителями студенческой практики. В опросе приняли участие 102 человека: 93 человека - из числа руководителей и сотрудников различных подразделений таможенных органов, 6 - из числа работников обществ с ограниченной ответственностью и 3 - из числа работников иных организаций.

Целью анкетного опроса явилось выявление требований, предъявляемых работодателями к студентам-практикантам, молодым специалистам, и оценка имиджа выпускника Российской таможенной академии на рынке труда.

Сбор анкетных данных проводился работниками учебно-методического отдела и деканатов ВФ РТА, а обработка данных осуществлялась в программе SPSS сотрудниками научно-исследовательского отдела филиала, привлечением студентов - членов студенческой научно-исследовательской лаборатории по социологии.

Результаты исследования показали: работодатели, 98 человек, в целом удовлетворены работой как практикантов1 (96,1%), так и молодых специали-стов-выпускников (80,3% из 82 чел.) Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Высокие оценки качества работы («хорошо» и «отлично») получили как практиканты (90,2% из 92 чел.), так и молодые специалисты-выпускники (72,6% из 74 чел.). Неудовлетворительные оценки качества работы были зафиксированы лишь в трех случаях и только в отношении молодых специалистов-выпускников.

Высокие оценки даны работодателями качеству теоретической и практической подготовки студентов и выпускников ВФ РТА. Так, например, 98% (100 чел.) работодателей удовлетворены теоретической подготовкой студентов и выпускников, в том числе 90,2% (92 чел.) оценивают данное качество на «хорошо» и «отлично»; практической подготовкой удовлетворены 92,1% (94 чел.) работодателей, в том числе 72,5% (74 чел.) ставят по данному критерию студентам и выпускникам отметки «хорошо» и «отлично»

Следует отметить, что уровень практической подготовки несколько отстает от подготовки теоретической. Так, оценка «удовлетворительно» ставится руководителями практики за уровень практической подготовки в 2,5 раза чаще, чем за уровень теоретической подготовки, а оценка «отлично» - в 2 раза реже (рисунки 1 и 2).

В процессе анкетирования большое внимание уделялось оценке личных и специальных профессионально-значимых качеств студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников. Так, были оценены следующие личные профессионально-значимые качества студентов и выпускников: проявление инициативы, профессиональный интерес, способность работать в коллективе, способность работать самостоятельно, нацеленность на карьерный

1 Здесь и далее по тексту процентные показатели рассчитываются по отношению к общему числу работодателей, принявших участие в опросе (102 чел.).

80

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

рост и профессиональное развитие, умение представлять себя и результаты своего труда, умение решать нестандартные задачи, эрудированность и общая культура, соблюдение правил делового этикета. Из специальных профессионально-значимых качеств студентов и выпускников особое внимание было обращено на знание информационных технологий и умение работать с ними, а также на знание иностранного языка.

Нет оценки 3 балла

5 баллов 54%

4 балла 36%

Нет оценки 1 балл

3% /1% Тй

^ 2 балла

Рис. 1. Уровень теоретической подготовки студентов и выпускников ВФ РТА

Рис. 2. Уровень практической подготовки студентов и выпускников ВФ РТА

Результаты опроса показали, что личные качества студентов и выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии в подавляющем большинстве соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями. Так, например, по всем перечисленным выше личным качествам число негативных оценок «неудовлетворительно» и «крайне неудовлетворительно» не превышает 9% случаев, также оценка «удовлетворительно» встречается не часто и не превышает значения 23,5% (табл. 1).

Таким образом, наименее развитыми личными профессионально значимыми качествами студентов и выпускников являются «способность работать самостоятельно», «умение представлять себя и результаты своего труда», «проявление инициативы», «умение решать нестандартные задачи»2.

Данные анкетного опроса показали, что наибольшие сложности студенты и выпускники ВФ РТА испытывают со знанием иностранных языков (табл. 2). Так, на уровне «хорошо» и «отлично», по мнению работодателей, иностранным языком владеют 65,7%. При этом следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев работодателя не интересует знание студентами и выпускниками иностранного языка (табл. 3).

2 По данным качествам преобладают оценки «удовлетворительно», а также зафиксировано наименьшее число оценок «отлично».

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

81

Таблица 1

Оценка работодателями личных профессионально значимых качеств студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников ВФ РТА

Личные качества Оценка, %

отлично хорошо удовлетво- рительно неудовлет- ворительно крайне неудовлет- ворительно

Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие 67,6 26,5 2,9 2,0 1,0

Соблюдение правил делового этикета 65,7 23,5 6,9 2,9 1,0

Способность работать в коллективе 64,7 27,5 3,9 3,9 0

Эрудированность и общая культура 64,7 25,5 5,9 2,0 1,0

Профессиональный интерес 55,9 35,3 5,9 1,0 2,0

Способность работать самостоятельно 40,2 38,2 17,6 2,0 2,0

Умение представлять себя и результаты своего труда 38,2 47,1 11,8 1,0 1,0

Проявление инициативы 37,3 48,0 11,8 1,0 2,0

Умение решать нестандартные задачи 26,5 40,2 23,5 6,9 2,0

Таблица 2

Оценка работодателями специальных профессионально значимых качеств студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников ВФ РТА

Специальные качества Оценка, %

отлично хорошо удовлетво- рительно неудовлет- ворительно крайне неудовлет- ворительно

Знание иностранного языка 28,4 37,3 16,7 4,9 5,9

Знание информационных технологий, умение работать с ними 60,8 34,3 2,0 2,9 0

82

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Наименьшие сложности студенты и выпускники испытывают в части знания информационных технологий и умения работать с ними: оценки «хорошо» и «отлично» по данному показателю поставили 95,1% работодателей.

Следует отметить, что 40,5% (41 чел.) работодателей рекомендовали при подготовке студентов более пристальное внимание уделять изучению правовых систем «Консультант+», «Гарант» и специализированных электронных справочников по таможенному законодательству (ВЭД-инфо); возможностей автоматизированных информационных систем «АИСТ-М» и «УКИД-2», а также комплекса программных средств «АСТО-Анализ», и пр. Кроме того, все работодатели также подчеркивали необходимость формирования при обучении в вузе навыков работы с офисной техникой и с офисными пакетами приложений для операционных систем Microsoft Office на уровне «продвинутого пользователя» (табл. 3).

Таблица 3

Востребованность профессиональных навыков студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников ВФ РТА на рынке труда

Профессиональные навыки Для работодателя

важны, % не важны, %

Восприимчивость к изменениям (обучаемость, работа с документами, литературой, первоисточниками и т. п.) 87,3 12,7

Аналитические способности 85,3 14,7

Навыки работы с компьютером, знания специализированных программ 77,5 22,5

Способность быстро переключаться с одного вопроса на другой 68,6 31,4

Глубокие знания по специальности 53,9 46,1

Знание иностранного языка 14,7 85,3

Знание зарубежного опыта в своей профессиональной среде 5,9 93,1

Другое 5,9 94,1

Наиболее ценными навыками практикантов и выпускников оказались, по мнению работодателей, такие качества, как «восприимчивость к изменениям (обучаемость, работа с документами, литературой, первоисточниками, и т. п.)»; «аналитические способности», «навыки работы с компьютером и знания специализированных программ», а также «способность быстро переключаться с одного вопроса на другой». Глубокие знания по специальности интересуют лишь чуть более половины опрошенных (53,9%).

Анализ опросов показал, что при приеме на работу работодатели наибольшее внимание уделяют наличию таких личностных качеств, как ответственность, обучаемость, аналитические способности, коммуникабельность,

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

83

гибкость мышления, стрессоустойчивость. В наименьшей степени работодателя в потенциальных работниках интересуют способность генерировать идеи, креативность, личное обаяние, доброжелательность и умение быть лидером (табл. 4).

Таблица 4

Личностные качества молодого специалиста-выпускника, интересующие работодателя при приеме на работу

Личностные качества Для работодателя

важны, % не важны, %

Ответственность 87,3 11,8

Обучаемость 84,3 14,7

Аналитические способности 72,5 26,5

Коммуникабельность 69,6 29,4

Гибкость мышления 60,8 38,2

Стрессоустойчивость 47,1 52,0

Способность генерировать идеи 35,3 63,7

Личное обаяние, доброжелательность 17,6 81,4

Креативность 7,8 91,2

Умение быть лидером 1,0 98,0

Другое 5,9 93,1

И наконец, результаты опроса свидетельствуют о том, что имидж выпускников ВФ РТА на рынке труда можно в целом оценить как позитивный: уровень подготовки удовлетворяет 97,1% работодателей, при этом 43,1% опрошенных отмечают высокий уровень знаний и подготовку выпускников к практической деятельности, а 45,1% работодателей отмечают хорошую теоретическую базу студентов при наличии некоторых сложностей, связанных с осуществлением практической деятельности.

Таким образом, результаты предпринятого исследования свидетельствуют о том, что наиболее серьезные требования к студентам-практикантам и молодым специалистам-выпускникам работодатели предъявляют в отношении наличия таких качеств и характеристик, как:

- высокий уровень практической подготовки, который проявляется прежде всего в знании офисной техники, информационных технологий и специализированных программ и умении работать с ними на уровне «продвинутого пользователя»;

- сформированность необходимых профессиональных навыков, среди которых первостепенное значение имеют прежде всего «восприимчивость

84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

к изменениям (обучаемость, работа с документами, литературой, первоисточниками, и т. п.)», «аналитические способности», «способность быстро переключаться с одного вопроса на другой»;

- наличие необходимых личностных качеств, наиболее значимые из которых - «ответственность», «обучаемость», «аналитические способности», «коммуникабельность», «гибкость мышления».

С целью формирования и сохранения позитивного имиджа студентов-практикантов и молодых специалистов-выпускников в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе необходимо реализовывать следующие задачи:

1) уделять как можно больше внимания практической подготовке студентов и отработке необходимых работодателю практических умений и навыков;

2) использовать в качестве приоритетных методы и средства обучения, развивающие необходимые работодателю профессиональные навыки (например, деловая игра, метод case-study, и пр.);

3) целенаправленно в процессе учебно-исследовательской, научно-исследовательской, социально-воспитательной, культурно-спортивной деятельности формировать необходимые в профессиональной деятельности личностные качества.

Реализация указанных задач является условием формирования и сохранения позитивного имиджа студента-практиканта и молодого специалиста-выпускника не только Владивостокского филиала Российской таможенной академии, но и каждого образовательного учреждения высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.