Научная статья на тему 'Формирование и оценка компетенций студентов-географов ТГПУ'

Формирование и оценка компетенций студентов-географов ТГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРЕДКВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА / ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЙТИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE-ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING / KEY COMPETENCES / PRACTICAL TRAINING / PREQUALIFYING TRAINING / PORTFOLIO-PROCESS / UNIVERSAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / RATING OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачёва Е. Е.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование предполагает формирование у студентов специальных знаний, умений, навыков и универсальных способностей, которые востребованы на современном рынке труда. В процессе прохождения производственной и предквалификационной практик формируются ключевые компетенции, которые раскрываются при составлении портфолио процесса. Для оценки качества проектируемых компетенций выпускников проводился социологический опрос среди студентов-практикантов, руководителей практик и будущих работодателей. На основании полученных результатов был проведен рейтинг компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND ESTIMATION OF THE COMPETENCES OF STUDENTS-GEOGRAPHERS OF THE TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The competence-oriented professional training assumes an orientation to forming of special knowledge, skills and universal abilities of students. Now, they are claimed on a modern labor-market. Key competences are forming in practical and prequalifying trainings. They are revealed at drawing up in a portfolio-process. Sociological opinion poll among students and practice-masters and potential employer for qualitative estimation on projected competences of graduates was carried out. The rating of competences on the basis of the received results is constructed.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценка компетенций студентов-географов ТГПУ»

УДК 378

Е. Е. Пугачёва

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ ТГПУ

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование предполагает формирование у студентов специальных знаний, умений, навыков и универсальных способностей, которые востребованы на современном рынке труда. В процессе прохождения производственной и предквалификационной практик формируются ключевые компетенции, которые раскрываются при составлении портфолио процесса. Для оценки качества проектируемых компетенций выпускников проводился социологический опрос среди студентов-практи-кантов, руководителей практик и будущих работодателей. На основании полученных результатов был проведен рейтинг компетенций.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированное профессиональное образование, ключевые компетенции, производственная практика, предквалификационная практика, портфолио процесса, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, рейтинг компетенций.

Компетентностный формат новых ФГОС ВПО по направлению подготовки «География» предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Компетентност-но-ориентированное профессиональное образование формирует у студентов общепрофессиональные знания, умения, навыки и профильно-специализированные способности, которые востребованы современным рынком труда. Компетенции формируются содержанием осваиваемой студентом основной образовательной программы, образовательной средой вуза, организацией учебного процесса, образовательными технологиями, различными видами практик, самостоятельной работой студента, его участием в научно-исследовательской работе, общественной жизни и т. п.

Осваивание общепрофессиональных и специальных компетенций происходит у студентов-гео-графов на протяжении всего периода обучения через раскрытие предметных, общепредметных и ключевых компетенций. При этом осуществляется реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды будущей профессиональной деятельности: общение, решение предметно-профессиональных проблем, дискуссии, выполнение проектов, составление портфолио. Большое значение придается ключевым компетенциям с характерными признаками: интегративность, многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность и т. д. [1]. Реализация этих компетенций происходит в процессе производственной и предквалификационной практик.

Согласно ГОС ВПО по специальности «география» со специализацией «эколого-географическое образование и краеведение» на прохождение студентами производственной практики отводится 8 нед (4-й курс) и 10 нед - на предквалификацион-ную практику (5-й курс). В этот период обучения

можно соотнести результаты освоения студентом основной образовательной программы с качеством приобретаемых им компетенций.

Выбор места для прохождения практики студентами чаще всего осуществляется самостоятельно на основе представленного кафедрой географии списка учреждений и организаций, занимающихся проблемами охраны окружающей среды и управления природопользования города и области. По мнению авторов, это является первым шагом для проявления способности студента действовать за пределами учебных ситуаций, демонстрации личной заинтересованности и готовности к профессиональной деятельности, возможности проявить себя с выгодной стороны перед потенциальным работодателем.

В качестве отчета студенты должны составить портфолио процесса, которое, с одной стороны, позволяет многопланово раскрыть ключевые компетенции, а с другой стороны, в дальнейшем может послужить и при трудоустройстве на работу. Рекомендуемое содержание портфолио следующее: оглавление; резюме; приказ ТГПУ на прохождение практики; задание на период прохождения практики; описание структуры предприятия и основных функций подразделений; история становления предприятия (подразделения); основные направления деятельности предприятия (подразделения); результаты деятельности предприятия (подразделения) за прошедший год; используемые нормативные инструкции и методические материалы; справочная информация (по направлению работы); тематический словарь, обзор литературы; отчет о прохождении практики: дневник, где указаны даты и все поручения, проделанная работа, выполненные задания, приобретенные практические навыки и умения; вопросы и предложения по содержанию и организации практики.

Информация, представленная в каждом разделе, должна быть систематизирована, иметь соответствующий подзаголовок в оглавлении. Помимо

обязательных официальных сведений уместными можно считать любые материалы, относящиеся к теме работы и выполнению задания вплоть до собственных рисунков, фотографий и размышлений. Студент-практикант может добавить какие-то разделы, связанные с его конкретной деятельностью или профессиональными интересами. Данное портфолио содержит персональную коллекцию работ и результатов обучающегося, демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных видах профессиональной деятельности.

Успешное прохождение всех видов практик и составление портфолио процесса позволяют решить важные педагогические и профессиональные задачи: определяется динамика учебно-познавательной деятельности, стимулируется учебная мотивация, поощряется активность и самостоятельность обучающегося, появляются дополнительные объективные условия для проявления самообразования, развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формируются профессиональные навыки, развивается логика мышления, умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать информацию.

После прохождения практик большинство студентов отмечают повышение мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к профессиональной деятельности, что определяет систему компетенций выпускника.

Для оценки качества проектируемых компетенций выпускников по специальности «география» в 2009, 2010 гг. проводился социологический опрос в виде анкетирования среди 20 студентов-практикантов, 15 руководителей практики и 13 потенциальных работодателей. Респондентам был представлен список универсальных (11 пунктов) и профессиональных (10 пунктов) компетенций с учетом предлагаемых вариантов для оценки профессиональной деятельности выпускников из проектируемого ФГОС ВПО по направлению подготовки «География» [2]. Оценивание проводилось по 5-балльной шкале, а затем результаты обрабатывались с выявлением количества процентов, обеспечивающих наиболее высокую оценку - «отлично» как показатель сформированности компетенции.

Среди универсальных компетенций студенты-практиканты наиболее высоко оценили свою «способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности» и «соблюдение этики поведения в коллективе»: 88.9 % поставили себе отличную оценку в этих двух пунктах; несколько ниже они оценили «способность самостоятельно приобретать новые знания, систематизировать и анализировать новую информацию» - 84.5 %,

«способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень» -83.9 %. Компетенция «способность формулировать новые идеи в профессиональной деятельности» имеет самую низкую оценку, и только 27.2 % респондентов считают, что они могут оценить ее на «отлично».

Наиболее сформированной профессиональной компетенцией 63.4 % студентов посчитали «способность самостоятельно составлять план предстоящей работы», затем «способность понимать, излагать и анализировать получаемую информацию» и «способность пользоваться нормативными документами, определяющими организационную сторону проведения производственных работ» -57.8 %. «Способность использовать специальные профессиональные знания для выполнения обязанностей, в том числе находящихся за пределами непроизводственной сферы деятельности» считают сформированной только 15.5 % практикантов.

По тем же параметрам руководители практик оценивали студентов. Были высоко оценены универсальные компетенции «соблюдение этики поведения в коллективе» и «мотивация к труду», что составило по 88.9 %. Повышенный процент отличных оценок, как и при самооценке студентов, отмечается для компетенций «способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности» и «способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень» - 83.4 %. Самый низкий процент сформированности компетенции согласуется с выявленным самими студентами и составляет 44.4 %.

Профессиональная компетенция «способность понимать, излагать и анализировать получаемую информацию» была оценена как отлично сформированная у 79.8 % студентов, несколько ниже «способность пользоваться нормативными документами, определяющими организационную сторону проведения производственных работ» - 73.9 %. Обе эти компетенции отмечаются и студентами как наиболее успешно ими проявленные в ходе практик. Самый низкий уровень компетенций «способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методы полевых географических исследований» (36.6 %) и «способность получать, обрабатывать и представлять результаты полевых и лабораторных географических исследований» (39.25 %), очевидно, связан с производственными условиями.

В целом и студенты-практиканты, и руководители практик профессиональные компетенции оценили несколько ниже, чем универсальные, что вполне соответствует обучающим функциям производственной и предквалификационной практик.

В рамках каждой компетенции отмечаются вариации в оценивании: от «нет оценки» до «отлично», что, возможно, связано с личностными особенностями респондента и производственной спецификой, в условиях которой не всегда есть возможности для выявления всех предлагаемых компетенций.

Ответы потенциальных работодателей на 19 вопросов анкеты позволили выявить рейтинг значимости компетенций выпускника-географа следующим образом: 1) обучаемость, коммуникабельность (100 %); 2) качество выполняемой работы, организованность, способность работать в команде (92.3 %); 3) профессиональная теоретическая подготовка, профессиональная практическая подготовка, уровень владения русским языком как средством делового общения, способность самостоятельно собирать, анализировать специальную информацию и владение информационными технологиями, способность работать самостоятельно, мотивация к труду (84.6 %); 4) способность применять имеющиеся профессиональные знания при ре-

шении новых проблем (76.9 %); 5) представление о нормах поведения в коллективе (69.2 %); 6) умение вести переговоры, инициативность (61.5 %); 7) юридическая подготовка, лидерство (30.8 %); 8) уровень владения иностранным языком, юридическая подготовка (23.1 %).

Сравнивая ожидаемое работодателями качество профессионального уровня компетенций выпуск-ников-географов ТГПУ, мнение самих студентов-практикантов и их руководителей во время прохождения производственной и предквалификаци-онной практик, можно однозначно отметить, что они коррелируют по многим пунктам и в главном подходе: выпускники понимают значение и способны совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, проявляют способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, а работодатели готовы сотрудничать с обучаемыми и коммуникабельными будущими сотрудниками.

Список литературы

1. Грецов А. Г. и др. Практикум по технологиям обучения современного студента / под научн. ред. И. И. Соколовой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2007, 163 с.

2. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «География» / состав. и общ. ред. Э. П. Романовой. М.: Изд-во МГУ, 2007. 132 с.

Пугачёва Е. Е., кандидат геолого-минералогических наук, доцент, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, б34041.

E-mail: pugacheva_ee @smtp.ru

Материал поступил в редакцию 01.03.2010.

Ye. Ye. Pugachyova

FORMATION AND ESTIMATION OF THE COMPETENCES OF STUDENTS-GEOGRAPHERS OF THE TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The competence-oriented professional training assumes an orientation to forming of special knowledge, skills and universal abilities of students. Now, they are claimed on a modern labor-market. Key competences are forming in practical and prequalifying trainings. They are revealed at drawing up in a portfolio-process. Sociological opinion poll among students and practice-masters and potential employer for qualitative estimation on projected competences of graduates was carried out. The rating of competences on the basis of the received results is constructed.

Key words: competence-oriented professional training, key competences, practical training, prequalifying training, portfolio-process, universal competences, professional competences, rating of competences.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: pugacheva_ee @smtp.ru

— б5 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.