Научная статья на тему 'Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, республика Беларусь, республика Казахстан, республика Азербайджан, литва'

Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, республика Беларусь, республика Казахстан, республика Азербайджан, литва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЕВРАЗЭС / ЕС / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / EDUCATION / EURASEC / BOLOGNA PROCESS / INCU / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / UNIVERSITY / CUSTOMS AFFAIRS / EDUCATIONAL LAW / EU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

В статье рассматриваются аспекты подготовки специалистов в области таможенного дела в странах постсоветского пространства. Автор рассматривает подготовку подобного рода специалистов в России, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Азербайджан и Литве. Автор предпринимает попытку выявить общие черты в национальных моделях подготовки специалистов по специальности «Таможенное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF EMPLOYEES IN THE SPECIALTY «CUSTOMS AFFAIRS» ON POST-SOVIET SPACE: RUSSIAN FEDERATION, REPUBLIC OF BELARUS, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, REPUBLIC AZERBAIJAN, LITHUANIA

In article it’s about some aspects of training of specialists in the field of customs affairs in the post-Soviet countries. The author considers the preparing of such specialist in Russia, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Republic Azerbaijan and Lithuania. The author makes an attempt to identify common features in national models of training of specialists in “Customs affairs”.

Текст научной работы на тему «Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, республика Беларусь, республика Казахстан, республика Азербайджан, литва»

ПОДГОТОВКА СЛУЖАЩИХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ

ДЕЛО» НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН, ЛИТВА

Коровяковский Денис Геннадьевич канд. юрид. наук, доцент заведующий кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), РФ, г. Москва

E-mail: [email protected]

PREPARATION OF EMPLOYEES IN THE SPECIALTY «CUSTOMS AFFAIRS» OO POST-SOOIEE SPACE: RUSSIAN FEDEiRTION, REPUBLIC OF BELARUS, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, REPUBLIC

AZERBAIJAN, LITHUANIA

Denis Korovyakovsky

PhD, Associate Professor, head of the «Customs Law organization and customs»,

Moscow State Institute of Law University of Railway Engineering (MIIT), Russia,

Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются аспекты подготовки специалистов в области таможенного дела в странах постсоветского пространства. Автор рассматривает подготовку подобного рода специалистов в России, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Азербайджан и Литве. Автор предпринимает попытку выявить общие черты в национальных моделях подготовки специалистов по специальности «Таможенное дело».

ABSTRACT

In article it's about some aspects of training of specialists in the field of customs affairs in the post-Soviet countries. The author considers the preparing of such specialist in Russia, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Republic Azerbaijan and Lithuania. The author makes an attempt to identify common features in national models of training of specialists in "Customs affairs".

Ключевые слова: Таможенное дело; Единое образовательное пространство; образовательное право; ЕврАзЭС; ЕС; Болонский процесс; ШСи, Всемирная таможенная организация; университет; образование.

Keywords: Customs affairs; Uniform educational space; educational law; EurAsEC; EU; Bologna Process; INCU; World Customs Organization; university; education.

Образование в области таможенного дела с момента его появления как «самостоятельного вида образования» всегда было специфическим и делится на две составляющие: экономическую и правовую.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский процесс, который предполагает создание единого образовательного пространства, мобильность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций. Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбонская декларация — Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента. Болонская декларация определяет интеграцию не только систем образования европейских государств, но и иных общественных институтов. В любом случае современное правовое регулирование образовательной системы требует обеспечения стабильности и преемственности законодательства об образовании. Обозначенные причины весьма наглядно показывают потребность систематизации и модернизации образовательного законодательства исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и долгосрочной социально-экономической политики государства, в особенности для образования в области таможенного дела.

В 2005 году Всемирная Таможенная Организация приступила к систематизации многочисленных индивидуальных интересов и процессов в этой области с целью создания системы общих, мировых стандартов для профессионального развития таможенных менеджеров. Первоначальное

предложение по данному вопросу было разработано при поддержке Университетской сети в 2006 при запуске программы Всемирная Таможенная Организация PICARD (Партнерство в области таможенных академических исследований и развития) и получило последующее развитие на второй конференции PICARD, которая состоялась 27—28 марта 2007. Параллельно с этим, при содействии программы PICARD, учебные заведения создали Международную сеть таможенных университетов (INCU) и богатый источник научной информации по таможенной отрасли, генерируемый с помощью Международного Таможенного Журнала. В настоящее время, в сотрудничестве с INCU, Всемирная Таможенная Организация завершила работу по группам стандартов, предназначенных для стратегических и оперативных таможенных менеджеров. В настоящее время учебные заведения могут вносить в свои учебные планы согласованные международными организациями стандарты, одновременно удовлетворяя национальным критериям аккредитации. Действительно, в мире существует несколько учебных заведений, которые уже инициировали пилотные программы, базирующиеся на этих новых стандартах.

В числе учебных заведений, с которыми подписаны договоры Всемирной Таможенной Организации, например, следующие:

• Рижский технический университет, Латвия;

• Университет Мюнстер, Германия;

• Центр таможенного и акцизного обучения, Университет Канберры, Австралия;

• Зайед Университет, Объединенные Арабские Эмираты;

• Факультет экономики, Университет Кирила и Мефодия, Скопье, бывшая Югославская республика Македония;

• Университет Гавр, Франция;

• Лидс Метрополитен Университет, Великобритания.

Активное участие в развитии специальных стандартов для подготовки специалистов по таможенному делу принимают государства на постсоветском пространстве, входящие в ЕврАзЭС и СНГ.

Россия. Национальная система таможенного образования в России требует необходимой корректировки в части политики интеграции таможенного образования в европейское образовательное пространство. Автор полагает, что Россия может стать участниками Болонского процесса без ломки сложившейся системы образования и, что принципиально важно, без снижения достигнутого уровня образовательных стандартов. В частности, на двухуровневую систему таможенного образования можно было бы перейти, не отказываясь от оправдавшей себя модели специалитета, а, напротив, взяв ее за основу - в качестве первого (и, что очень важно, полноценного, признаваемого всеми работодателями) уровня таможенного образования. Вторым же уровнем станет в этом случае магистратура, как это и предусмотрено Болонскими стандартами. В России в области образования по таможенному делу есть в настоящее время только специалитет, как и во многих постсоветских государствах.

В России около 30 ВУЗов готовят служащих по специальности «Таможенное дело». Ведущую роль среди них занимает Российская Таможенная Академия ФТС РФ. В России ведется одноуровневая система подготовки специалистов по таможенному делу. Важнейшим условием совершенствования кадрового потенциала является эффективно действующая система подготовки кадров. Цель подготовки специалистов — это удовлетворение потребностей таможенных органов, поэтому следует поддерживать тесную связь системы подготовки кадров с таможенными органами. Такое взаимодействие необходимо в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения потребностей таможенной системы в компетентных специалистов и позволяет формировать содержание образовательных программ в соответствии с текущими и перспективными требованиями таможенных органов. В свою очередь, подготовка кадров по таким программам будет способствовать формированию профессионально подготовленного и динамично развивающегося кадрового потенциала таможенной службы.

Таможенные органы Российской Федерации играют важнейшую роль в обеспечении экономической безопасности страны. Впервые специальность «Таможенное дело» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686 [4]. Для качественной подготовки специалистов в области таможенного дела, и в последствие кадрового наполнения таможенных органов Российской Федерации высококвалифицированными специалистами были внесены изменения в систему подготовки специалистов таможенного дела. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 1117 утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Таможенное дело», квалификация специалист [5]. Данный стандарт прошел согласование с Федеральной Таможенной Службой РФ.

Республика Беларусь. Весьма полезен и важен опыт государств постсоветского периода, например Казахстана и Беларуси. Специальность «Таможенное дело» в последнее время в Республике Беларусь стала очень популярной. Высокий конкурс отчасти обусловлен тем, что эта специальность представлена не так широко, как хотелось бы. Выпускники данной специальности осуществляют профессиональную деятельность в соответствии с нормативными документами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь: работают специалистами различного уровня в системе таможенного контроля и управления, а также специалистами по таможенному оформлению для субъектов хозяйствования.

Обучение проводится в следующих учебных заведениях:

• Белорусский государственный университет транспорта;

• Белорусский национальный технический университет;

• Белорусский государственный университет.

Республика Казахстан. В Республике Казахстан специальность «Таможенное дело» изучают более чем в 20 ВУЗах, в их числе:

• Казахский национальный университет им. аль-Фараби;

• Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова;

• Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова;

• Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова;

• Казахский гуманитарно-юридический университет и другие.

В Республике Казахстан специальность «Таможенное дело» также относится к юридическим специальностям. Студенты и слушатели применяют профессиональные знания в практической деятельности по публично-правовым дисциплинам, включая административное, таможенное, налоговое, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, страховое право и другие отрасли, а также по частно-правовым дисциплинам, включая гражданское, международное частное, предпринимательское, гражданско-процессуальное и другие отрасли права.

Республика Азербайджан. Азербайджанская Республика является весьма активным государством на постсоветском пространстве по подготовке специалистов по специальности «Таможенное дело». После восстановления независимости Азербайджанской Республики, Указом Президента, в январе 1992 года создан Государственный Таможенный Комитет Азербайджанской Республики. 24.01.2012 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение об учреждении Академии Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики, в котором указано: «Руководствуясь пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики [2], в целях обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики, повышения квалификации сотрудников и проведения научных исследований в области таможенного дела постановляю:» «Учредить на базе Учебного центра Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики высшее учебное заведение специального назначения — Академию Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики» [6].

Иностранными стратегическими партнерами ГТК Азербайджана и в том числе Академии являются: Всемирная Таможенная Организация, Всемирная

торговая организация (ВТО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЦЫЕСЕ), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ESCAP ЦЫ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Азиатский Банк развития (АБР).

Азербайджанская Таможенная Служба планирует укрепление сотрудничества в таможенной сфере, модернизацию, а также ряд мероприятий, направленных на повышение уровня профессионализма государственных служащих.

Литва. В статье 9 Закона «О таможне» Литвы отмечено, «Таможни выполняют исследовательскую работу с целью совершенствования таможенной деятельности» [1], что свидетельствует о широкой точке зрения на таможенную деятельность.

Автор полагает, проблема Литвы, как, впрочем, и у многих других государств постсоветского пространства — это формирование кадров в области таможенного дела. Закон ограничивается требованием, чтобы на таможенную службу принимались лица старше 20 лет, владеющие государственным языком и пригодные для службы. Государство приняло на себя обязательство обеспечить таможенников формой, гарантировать, чтобы «их неприкосновенность, честь и достоинство защищали законы». Юридическая основа создания таможенной службы была заложена, однако вопросы администрирования человеческих ресурсов оставались открытыми. Понятие квалификации таможенника очень объемно. К должностному лицу таможни предъявляются общие и специальные квалификационные требования, а для соответствия им необходимы специалисты в области химии, юриспруденции, экономики, бухгалтерии, налогов и др., технические работники. Следовательно, надо было незамедлительно решать вопросы, связанные с подготовкой кадров [3].

С 1992 г. должностные лица таможни проходят обучение и повышают квалификацию в учрежденной в том же году Школе таможенного обучения (с 2001 г. — Центр таможенного обучения). Требования к профессии

таможенника постоянно повышаются. Опыт западных стран с учетом служебных потребностей должностных лиц, основывается на традиционно сформировавшейся сложной системе обучения. Прежде всего, в государствах постсовесткого пространства сталкиваются с требованиями принципа постоянного самосовершенствования в области таможенного дела. Это требование предъявляется к каждому должностному лицу в целях его постоянного стремления к квалифицированным профессиональным знаниям и навыкам, активного участия в воплощении стратегии таможенной службы Литвы, ее положений. По мнению автора Литва должна особенно много внимания уделять реформе администрирования таможни путем совершенствования институциональных и административных способностей с использованием человеческих ресурсов.

В западноевропейских странах традиционного сформировалось обучение должностных лиц путем воплощения принципа постоянного совершенствования. Страны создали своеобразные системы обобщения опыта, образования должностных лиц, повышения квалификации. Одна из проблем -условия таможенной деятельности имеют свою специфику по сравнению со странами-старожилами Европейского союза. Поэтому с целью повышения профессионализма таможенной деятельности в течение короткого периода и интеграции во Всемирную и Европейскую таможенную систему была необходима поддержка университетов.

С первых дней студенты по учебной программе «Право и таможенная деятельность» обучаются на дневном и заочном отделениях. На учебу принимаются лица со средним образованием. На заочное отделение, прежде всего, приглашаются работники таможенной службы. Во время поступления им предоставляется преимущество. Продолжительность обучения - четыре года. Успешно окончившим учебу студентам присваивается степень бакалавра в области права, свидетельствующая о получении высшего юридического университетского образования и о профессиональной квалификации

избранного направления обучения (или таможенная деятельность, или налоговая деятельность, или международная торговля и логистика).

Обучение можно продолжить в магистратуре по программе «Международная торговля», «Право и деятельность таможенных и налоговых органов», которое проходит на дневном и заочном отделениях [3].

Стратегические задачи, ориентирующие на модернизацию и совершенствование таможенной деятельности, направлены на процесс поднятия на более высокую ступень деятельности учреждений и их должностных лиц. Потребность в таможеннике с высшим профессиональным образованием — продиктована интеграционными процессами в таможенное сообщество стран Европейского союза и всего мира.

Обучение в области таможенного дела должно быть:

1. Гибким. Курс структурирован так, что не мешает выполнению профессиональных обязанностей. Сочетание ежемесячных семинаров и самостоятельной работы позволяет детально изучить содержание курса, избегая длительных периодов отсутствия на рабочем месте.

2. Практическим. Преподаватели для программы должны приглашаться из университетов, таможенных органов, частного сектора и международных организаций, тем самым предлагая разнообразие точек зрения. Во время осуществления прикладного проекта, студенты применяют знания, полученные во время семинаров и самообучения на рабочем месте на благо своих организаций — работодателей.

3. Компактным. Подготовка должна делиться на ежемесячные семинары, самостоятельную подготовку.

4. Выгодным. Работодатели будут непосредственно получать выгоду от специалистов по таможенному делу. Выпускникам по этой специальности придется использовать знания и навыки для принятия компетентных стратегических решений, которые принесут пользу их организации в долгосрочном периоде.

Особого внимания заслуживает международное таможенное сотрудничество, проводимое в рамках существования региональных учебных центров Всемирная Таможенная Организация. Привлекательность такого сотрудничество заключается в том, что оно направлено на конкретные группы стран, регионы, где важен процесс регионального интегрирования.

В современном мире таможне предстоит решение сложных задач, поставленных глобализацией и инициативами в области содействия торговле, что потребует обновления профессиональных подходов к проблемам управления и функционирования таможенных служб.

Образование в области таможенного дела — понятие сложное, объемное, конкретно-историческое. Таможенник — носитель и хранитель национальной правовой культуры того или иного государства. Поэтому необходимо четкое понимание того, в каком направлении совершенствовать, реформировать образование в области таможенного дела. Ориентиром является в этом плане осознание того безусловного факта, что данное образование - важнейшая национальная ценность и конституционная цель современного демократического правового государства.

Список литературы:

1. Закон Литвы «О таможне» № 1Х-2183 от 27.04.2004 года /Ведомости Литовской Республики, 2004, № 73-2517.

2. Конституция Азербайджанской Республики от 12.11.1995 года (в ред. от 24.12.2008 года)/Сборник законодательства Азербайджанской Республики 31 июля 1997 года, № 1.

3. Лауринавичюс А. Подготовка таможенных специалистов в Литве: опыт и пути совершенствования. Беларусь в современном мире: материалы VIII Международной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2009 г. / редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. Минск: Тесей, 2009. — 362 с.

4. Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 № 686 (ред. от 08.11.2000) «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»/ Официальные документы в образовании, № 7, 2000.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1117 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело (квалификация (степень) «специалист»)». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.12.2010 № 19139)/Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 7, 14.02.2011 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится). Федеральный государственный образовательный стандарт публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mon.gov.ru. (дата обращения 25.08.2014).

6. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об учреждении Академии Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики» от 24.01.2012 года. Распоряжение опубликовано на официальном сайте Президента Азербайджанской Республики/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.president.az/articles/4151 (дата обращения 25.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.