Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России'

Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Д.Г.

Предметом исследования является профессиональная подготовка специалистов таможенного дела в условиях модернизации высшего образования. Объектом исследования является модернизация современного высшего образования в России. Автор подробно рассматривает актуальные проблемы и тенденции профессиональная подготовка специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России Особое внимание автором уделяется анализу понятия «модернизация высшего образования», приоритетным задачам модернизации, их отражению в системе профессиональной подготовки таможенных специалистов. Методология исследования обеспечена исходными методологическими позициями, детальным многосторонним анализом объекта и предмета исследования, опорой на современные педагогические теоретико-методологические научные положения; использование компетентностного, аксиологического и личностно-социально-деятельностного подходов. В качестве методов исследования выступили теоретический анализ источников по проблеме профессиональной подготовки специалистов-таможенников, систематизация и обобщение полученной информации. Основным выводом проведенного исследования является следующий. Проводящаяся модернизация высшего образования в РФ влияет на изменения в содержании, технологиях и организации образовательной деятельности в таможенном деле, которые направлены, прежде всего, на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, но в тоже время порождает определенные проблемы и влечет формирование тенденций (направлений) развития, которые неразрывно связаны с состоянием развития современной цифровой экономики как в России, так и за рубежом. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение состояния таможенного образования в контексте проводящейся не одно десятилетие модернизации образования вообще и высшего образования в частности, при том, что сам термин «модернизация» не имеет четко устоявшегося понимания на уровне нормативно правовых документов РФ. Новизна исследования заключается в систематизации и обобщении актуальных проблем и тенденций профессиональная подготовка специалистов таможенного дела, раскрытию их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровяковский Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России»

Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России

0

м

01 г

Коровяковский Денис Геннадьевич

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник центра финансового мониторинга Института мировой экономики и финансов,

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, sirah13@mail.ru

Предметом исследования является профессиональная подготовка специалистов таможенного дела в условиях модернизации высшего образования.

Объектом исследования является модернизация современного высшего образования в России.

Автор подробно рассматривает актуальные проблемы и тенденции профессиональная подготовка специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России

Особое внимание автором уделяется анализу понятия «модернизация высшего образования», приоритетным задачам модернизации, их отражению в системе профессиональной подготовки таможенных специалистов.

Методология исследования обеспечена исходными методологическими позициями, детальным многосторонним анализом объекта и предмета исследования, опорой на современные педагогические теоретико-методологические научные положения; использование компетентностного, аксиологического и личностно-социально-деятельностного подходов. В качестве методов исследования выступили теоретический анализ источников по проблеме профессиональной подготовки специалистов-таможенников, систематизация и обобщение полученной информации.

Основным выводом проведенного исследования является следующий. Проводящаяся модернизация высшего образования в РФ влияет на изменения в содержании, технологиях и организации образовательной деятельности в таможенном деле, которые направлены, прежде всего, на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, но в тоже время порождает определенные проблемы и влечет формирование тенденций (направлений) развития, которые неразрывно связаны с состоянием развития современной цифровой экономики как в России, так и за рубежом.

Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение состояния таможенного образования в контексте проводящейся не одно десятилетие модернизации образования вообще и высшего образования в частности, при том, что сам термин «модернизация» не имеет четко устоявшегося понимания на уровне нормативно правовых документов РФ. Новизна исследования заключается в систематизации и обобщении актуальных проблем и тенденций профессиональная подготовка специалистов таможенного дела, раскрытию их содержания.

Ключевые слова. Высшее образование, модернизация высшего образования, профессиональная подготовка специалистов таможенного дела, проблемы профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, тенденции (направления) профессиональной подготовки специалистов таможенного дела.

Прежде всего, следует отметить, что общее состояние российской системы высшего образования, имеющиеся в ней противоречия и проблемы, формирующиеся тенденции развития накладывают отпечаток на профессиональную подготовку специалистов таможенного дела.

Анализ многочисленных публикаций и ряда основополагающих документов в области образования, в которых раскрываются различные аспекты образования в целом и высшего образования в России, в частности, а именно:

- координирующая роль института образования (работы А.Г. Бермуса, Н.В. Наливайко, Б.Ю. Щербакова и др.);

- общие проблемы и тенденции развития образования (работы В.И. Добренькова, В.Я. Нечаева, Ю.Г. Татура и др.);

- прогнозирование, планирование, организация системы высшего образования, качество и доступность высшего образования, кадровое обеспечение высшей школы, проблемы и результаты вхождения России в Болонский процесс (работы В.И. Байденко, В.И. Блинова, В.А. Болотова, И.А. Зимней и др.));

- концептуальные положения в области образования (ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., Государственная Программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 гг.), утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 г. (с изменениями от 22.02.2018 г., 30.03.2018 г., 26.04.2018 г., 11.09.2018 г., 04.10.2018 г.), Дорожная карта Программы Цифровая экономика РФ, ФГОС ВО (03) и др.)

Это позволяет сделать вывод о том, что одним из ключевых направлений совершенствования современного высшего образования в России является поиск новых направлений его модернизации.

Изучение понятия «модернизация» показало, что оно чаще всего используется в социологии для характеристики общественного развития. Однако термин «модернизация» также закрепился в последнее десятилетие во многих областях жизни, в т.ч. и в сфере образования.

Согласно существующей «теории модернизации», как отмечает С.А. Дочкин, «рассматриваемое явление может использоваться в трех значениях:

1) прогрессивные социальные изменения, когда общество движется вперед в соответствии с принятой шкалой улучшений;

2) комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших в определенный период развития общества;

3) усилия отсталых или слабо развитых обществ, направленные на то, чтобы догнать развитие стран, существующих с ними в одном историческом времени в рамках единого глобального общества»1.

Следует подчеркнуть, что в сфере образования модернизация уже порядка трех десятилетий -ведущая идея и центральная задача образовательной политики России. При этом, как отмечает И. А. Килина, «она рассматривается как комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций»2 отечественного образования. Следовательно, это требует пересмотра действующих принципов функционирования системы образования, и принципов управления данной системой, и кардинальные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Отсюда выделяются два основных направления модернизации образования: 1) обновление содержания образования; 2) обновление экономики образования.

В свою очередь ведущими задачами рассматриваются повышение доступности, качества и эффективности всех видов образования.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше направления и задачи были определены в ходе проведения реформы образования в начале 1990-х годов (1990-1992 гг.), которая опережала все другие изменения в различных сферах общественной жизни. Они нашли свое отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 1992 г.

Следует констатировать тот факт, что фундаментальных трудов по модернизации высшего образования на данный момент не существует, при том, что в научных кругах в последнее десятилетие данная тема приобрела популярность. Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по модернизации образования позволил выделить следующие направления ее изучения:

- международное сотрудничество в области высшего образования на государственном и университетском уровнях (В.Ф. Байнев, С.В. Буляр-ский и др.);

1Дочкин С. А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Кемерово, 2010.

2Килина И. А. Современное состояние профессиональной ори-

ентации обучающихся в кемеровской области // Профессиональное образование в России за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С.126-131.

- информационные технологии как основа высшего образования и их воздействие на общество будущего (М.Ю. Алашкевич, В.П. Демкин, Е.С. По-лат, В.А. Трайнев и др.);

- влияние основных положений Болонского процесса на модернизацию высшего образования (М.М. Акулич, П.К. Гречко, Л.С. Гребнев и др.);

- проблема сохранения за высшим образованием как социальным институтом функции воспитания и передачи культурно-исторического наследия (Н.А. Белканов, И.А. Налетова и др.);

- определение влияния рынка и ВТО как определенно пагубного для высшего образования России (Ф. Дж. Альтбах, В.С. Сенашенко и др.) и др-

Изучение содержания работ указанных авторов позволяет констатировать, что по своей сути модернизация - глубинный и многоуровневый процесс трансформации системы высшего образования. В тоже время термин «модернизация образования», несмотря на его активное использование в научной литературе, а также в нормативных документах по вопросам образования, определен недостаточно четко, в связи с чем он рассматривается и как тестирование результатов обучения, и как компьютеризация образовательный среды, и как процесс вхождения России в Болонский процесс и пр.

Характер изменений, происходящих в системе высшего образования, отражается в понятии «новая парадигма образования», которая рассматривается как стратегия «образования будущего». Ее суть сводится к следующему: смещение акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией и данными, формирование навыков самостоятельного типа мышления; дополнение принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность»3.

Отметим, что в педагогике высшей школы и философии образования описаны, глубоко и всесторонне изучены следующие образовательные парадигмы:

- гуманистическая (В.С. Библер, Е.В. Бондарев-ская, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий и др.);

- синергетическая (В.Н. Корчагин, С.П. Курдю-мов, М.Ю. Опенков, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева и др.);

- компетентностная (А.Л. Андреев, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.).

Процессы модернизации российского высшего образования, рассчитанные на длительную перспективу, включают в себя создание такой системы, которая направлена на объединение всех его уровней, а также развитие модели непрерывного

3Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О Dl и А ы о и А X

s m

0

м

01 Z

образования - «образования в течение всей жизни» - с потребностями рынка труда. Происходящие изменения социально-экономической системы государства требуют качественного высшего образования и перехода к принципиально новому уровню социальной мобильности выпускников вузов.

В программе долгосрочного социально-экономического развития России, утвержденной Распоряжением Правительства № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»4 отмечается, что на период до 2020 г. Российская Федерация должна достигнуть экономического и социального уровня, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. Основным фактором экономического прогресса является развитие человеческого потенциала, которое определяется, прежде всего, содержанием и качеством образования. Отсюда приоритетными задачами модернизации российского образования определены:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Отметим, что, с нашей точки зрения, содержание модернизации профессиональной подготовки специалистов таможенного дела следует рассматривать как изменения в содержании, технологиях и организации образовательной деятельности в таможенном деле, которые направлены, прежде всего, на повышение качества профессионального образования.

На данный момент в основу дальнейшей модернизации системы высшего таможенного образования положена компетентностная парадигма.

Проведенный автором анализ состояния системы таможенного образования, подтвержденный рядом исследований (в частности, специалистами и руководителями Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни5), а также собственный опыт подготовки специалистов в области таможенного дела на базе ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ (МИИТ)) показал, что на данный момент в системе профессиональной подготовки имеются как проблемы, характерные для системы высшего образования в целом, так и специфичные, в частности:

- нерегламентированность взаимодействия вузов с подразделениями ФТС России и региональными таможенными управлениями, кото-

рое выражается в отсутствии внутренней нормативной документации по данному вопросу;

- слабая проработка вопроса стажировки профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр в таможенных органах;

- недостаточная разработка новых спецкурсов и слабое совершенствование имеющихся учебных планов и учебно-методических комплексов, необходимых для подготовки специалистов таможенного дела (вывод сделан на основе анализа учебных планов по специальности «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ (МИИТ)), ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» (РТА), АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический институт» (МГЭИ), НОУ ВО «Московский социально-экономический институт» (МСЭИ), ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ТГУ))6;

- слабое нравственное и патриотическое воспитание будущих специалистов таможенного дела в условиях целостной среды вуза.

Одним из способов разрешения имеющих проблем выступает разработка концепции развития профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела и педагогической программы ее реализации.

Основными тенденциями профессиональной подготовки специалистов таможенного дела являются:

1) приближение существующих учебных планов и учебно-методических комплексов к текущим и стратегическим задачам таможенных органов и приведение их в соответствие с развитием цифровой таможни, в том числе через переработку ФГОС ВО;

2) определение специфики организации учебного процесса на основе таможенной проблематики путем использования современных профессионально ориентированных методов обучения;

3) развитие международного сотрудничества в образовательной таможенной сфере путем наращивания международного академического обмена преподавателями и студентами, активизации международного сотрудничества по проведению научно-исследовательских работ, научно-практических конференций и семинаров в области совершенствования системы подготовки таможенных кадров в целях развития системы единого таможенного образования (совместно с PICARD, INCU и др.);

4) разработка направлений повышения эффективности деятельности в области подготовки кадров высшей квалификации, принятие мер к поддержке научных школ, которые задействованы в проведении фундаментальных научных исследований, актуальных для ФТС России и для околотаможенных структур;

4 Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.

5 http://ptu.customs.ru

6 Все данные взяты из открытых источников информации (с официальных сайтов представленных вузов) и находятся в соответствии с Приказом Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и формату представления в нем информации» // http://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-о^29052014-п-785-оЬ

5) формирование у студентов «готовности к профессиональному развитию, наличию четких профессиональных ориентиров; способности к реализации в будущей таможенной деятельности технологии непрерывного профессионального об-разования»7 - «образования в течение всей жизни»; необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности.

Если рассматривать перспективы развития таможенного образования в современном российском обществе, то следует отметить, что система образования призвана развиваться не только синхронно с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего. В числе перспектив, прежде всего, следует обозначить интеграцию российского таможенного образования в мировую систему таможенного образования при условии сохранения и развития достижений и традиций российской высшей школы.

Литература

1. Антоновский, А. В., Филиппова, О. В., Кор-жан, Д. И. К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона) // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 122. - С. 153-161.

2. Дочкин, С. А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Кемерово, 2010.

3. Килина, И. А. Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в кемеровской области // Профессиональное образование в России за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 126-131.

4. Коровяковский, Д. Г., Рудакова, Е. Н., Галушкин, А. А., Дианова, В. Ю. и др. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело» : российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2016. - 343 с.

5. Алябьева Т.К. Морально-нравственный аспект в преподавании правоведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2011. № 1. С. 37-43

6. Егоров В. Проблемы подготовки кадров для государственной службы // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3. С. 34.

Actual problems and tendencies of professional training of customs specialists in the context of modernization of modern higher education in Russia

Korovyakovskiy D.G.

Finance Russian Academy of foreign trade of the Ministry of economic development of the Russian Federation

The subject of the study is the professional training of customs specialists in the conditions of modernization of higher education.

The object of the study is the modernization of modern higher education in Russia.

The author examines in detail the actual problems and trends of professional training of customs specialists in the context of modernisation of modern higher education in Russia

Special attention is paid to the analysis of the concept of «modernization of higher education», the priority tasks of modernization, their reflection in the system of professional training of customs specialists.

The methodology of the research is provided with initial methodological approaches, detailed multilateral analysis of the object and the subject of research, based on modern pedagogical theoretical and methodological scientific provisions; the use of competence, axiological and personal-but-social-activity approaches. Theoretical analysis of sources on the problem of professional training of customs specialists, systematization and generalization of the obtained information were used as research methods.

The main conclusion of the study is the following. The ongoing modernization of higher education in the Russian Federation affects changes in the co-holding, technologies and organization of educational activities in customs, which are aimed primarily at improving the quality of professional training, but at the same time generates certain problems and leads to the formation of trends (directions) of development, which are inextricably linked with the state of development of the modern digital economy both in Russia and abroad.

A special contribution of the author to the study of the topic is the consideration of the state of customs education in the context of the ongoing more than a decade of modernization of education in General and higher education in particular, despite the fact that the term «modernization» does not have a well-established understanding at the level of legal documents of the Russian Federation.

The novelty of the research lies in the systematization and generalization of actual problems and trends of professional training of customs specialists, the disclosure of their content.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords. Higher education, modernization of higher education, professional training of customs specialists, problems of professional training of customs specialists, trends (directions) of professional training of customs specialists.

References

1. Antonovsky, A. V., Filippova, O. V., Korzhan, D. I. On the educational potential in the field of customs training (on the example of the Tver region) // International Science Magazine "Symbol of Science" ". - 2016. - № 12-2. - p. 153-161.

2. Dochkin, S. A. Modernization of additional professional education

in the conditions of formation of the information society. Thesis on the co-search for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. - Kemerovo, 2010.

3. Kilina, I. A. The current state of vocational orientation of students

in the Kemerovo region // Professional education in Russia abroad. - 2015. - № 2 (18). - pp. 126-131.

4. Korovyakovsky, D. G., Rudakova, E. N., Galushkin, A. A., Dianova, V. Yu. And others. Training of specialists with higher education in the specialty "Customs business": Russian and foreign experience . - M .: Justice, 2016. - 343 p.

5. Alyabyeva T.K. Moral and moral aspect in the teaching of law //

Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2011. No 1. S. 37-43

6. Egorov V. Problems of training personnel for public service //

Problems of theory and practice of management. 2002. No. 3. P. 34.

7 Антоновский А. В., Филиппова О. В., Коржан Д. И. К вопросу

об образовательном потенциале в сфере подготовки таможен-

ных кадров (на примере Тверского региона) // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 12-2. - С. 153161.

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.