Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC CUSTOMS / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Антонова Елена Ивановна, Белоусова Татьяна Ивановна

Рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров в Российской таможенной академии для работы в центрах электронного декларирования. Анализируется состояние работы по формированию профессиональных компетенций студентов специальности «Таможенное дело» в условиях функционирования электронных таможен, высказываются предложения по повышению качества подготовки молодых специалистов для таможен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Антонова Елена Ивановна, Белоусова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Review of the Practice on Training Personnel for Electronic Declaration Centers

The article highlights the topical issues of personnel training at the Russian Customs Academy for working in electronic declaration centers. The authors describes the situation regarding work on the formation of professional competencies in students specializing in Customs in the conditions of electronic customs, as well as put forward proposals how to improve the quality of training of young specialists for customs.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 339.9

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.3.102 Е. И. АНТОНОВА*, Т. И. БЕЛОУСОВА*

Анализ практики подготовки кадров для работы в центрах электронного декларирования

АНТОНОВА Елена Ивановна -кандидат технических наук, заведующий кафедрой таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. ant_vladivostok@mail.ru.

ANTONOVA E. I. - Candidate of Engineering Sciences, professor at the Department of Customs Control, Customs Operations and Customs Tools.

БЕЛОУСОВА Татьяна Ивановна -кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. beloycovatat@mail.ru.

BELOUSOVA T. I. - Candidate of Economic Sciences, associate professor at the Department of Customs Control, Customs Operations and Customs Tools.

Рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров в Российской таможенной академии для работы в центрах электронного декларирования. Анализируется состояние работы по формированию профессиональных компетенций студентов специальности «Таможенное дело» в условиях функционирования электронных таможен, высказываются предложения по повышению качества подготовки молодых специалистов для таможен.

Ключевые слова: электронная таможня, центр электронного декларирования, профессиональные компетенции, информационные таможенные технологии.

E. I. ANTONOVA, T. I. BELOUSOVA The Review of the Practice on Training Personnel for Electronic Declaration Centers The article highlights the topical issues of personnel training at the Russian Customs Academy for working in electronic declaration centers. The authors describes the situation regarding work on the formation of professional competencies in students specializing in Customs in the conditions of electronic customs, as well as put forward proposals how to improve the quality of training of young specialists for customs.

Keywords: electronic customs, electronic declaration center, professional competencies, information customs technologies.

В рамках реализации приказа ФТС России, Министерства финансов Российской

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

Федерации от 26.06.2018 № 9881 определены задачи поэтапного создания в Российской Федерации к 2020 г. единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД). Перед ФТС России стоит задача в результате структурных преобразований сформировать такую таможенную систему, которая на основе максимальной автоматизации и цифро-визации таможенных операций позволит снизить административную нагрузку на бизнес, минимизировать коррупционные риски и будет содействовать развитию международной торговли. До конца 2020 г. основной декларационный массив должен быть сконцентрирован в ЦЭД, по своей сути являющимся специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций исключительно в электронной форме2.

В соответствии с одобренными президентом и правительством планами в настоящее время проводятся работы по созданию 9 электронных таможен и 16 ЦЭД:

- восьми региональных,

- двух областных,

- шести специализированных.

Создание единой сети ЦЭД не потребует концептуального изменения принципа работы - их взаимодействие с таможенными постами фактического контроля будет по-прежнему строиться на применении технологии удаленного выпуска3. Вместе с тем, исходя из специфики функционирования единой сети ЦЭД, а также приоритета электронной формы представления документов, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС4, отдельные аспекты их функционирования потребуют доработки, направленной, в первую очередь, на создание и развитие технологий, предусматривающих исключение необходимости личного присутствия декларанта в ходе декларирования товаров.

1 О решении коллегии ФТС России от 29.05.2018 «О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования»: приказ ФТС России, Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2018 № 988. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2 Об утверждении общего положения о таможенном посте (центре электронного декларирования: приказ ФТС России от 31.05.2018 № 834. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования: приказ ФТС от 22.04.2011 № 845. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В рамках работ, проводимых в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и федерального закона «О таможенном регулировании»5, запланировано изменение базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершения таможенных операций в электронной форме, применения технологий удаленного выпуска, автоматической регистрации и автоматического выпуска.

Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни является в настоящее время крупнейшим на Дальнем Востоке по количеству оформляемых деклараций на товары - по итогам 2018 г. он находится на втором месте. Его общий товарооборот в 2018 г. увеличился в 6,4 раза в натуральном и 5,4 раза в стоимостном выражении к 2017 г. Значительный рост товарооборота обусловлен концентрацией декларирования товаров на Владивостокском таможенном посту в соответствии с распоряжениями ФТС России от 23.10.2015 № 324-р «О проведении эксперимента», от 28.04.2017 № 102-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению ФТС России от 23 октября 2015 г. № 324-р». Концентрация декларирования осуществлялась посредством передачи декларационного массива Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Находкинской таможен во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования).

В настоящее время происходит увеличение штатной численности Владивостокского таможенного поста (центра электронного декларирования) до 180 единиц. В 2020 г. в Дальневосточном таможенном управлении будут функционировать десять таможен и одна специализированная, среди них одна электронная таможня (Дальневосточная) и два ЦЭД: Дальневосточный (Дальневосточная электронная таможня) и Владивостокский (Владивостокская таможня). Итоговая штатная численность создаваемой Дальневосточной электронной таможни - 199 единиц, Дальневосточного таможенного поста (центр электронного декларирования) - 64 единицы.

Особая роль при создании электронных таможен и ЦЭД отводится кадровой составляющей. Важность кадровой подготовки подчеркивается в Стратегии развития таможенных органов до 2020 года, п. 9 «Укрепление кадрового потенциала»: «Кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научно обоснованных методах с учетом динамично возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей»6. Необходимо обеспечить укомплектование электронных

5 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

таможен и ЦЭД высококвалифицированными специалистами, а значит, выявление проблем, возникающих при подготовке специалистов в области таможенного дела, особенно в контексте обеспечения перехода таможенного ведомства в цифровую среду, и поиск путей их решения становятся особенно актуальны.

Анализ квалификационных требований (знания, умения, навыки) к должностному лицу ЦЭД позволяет сделать вывод о необходимости подготовки специалистов, корректно решающих сложные задачи в сфере таможенного дела на основе норм таможенного законодательства. Приведем в качестве примера некоторые профессиональные знания и умения, которыми должны обладать должностные лица ЦЭД.

Знать:

- порядок применения системы управления рисками при осуществлении валютного контроля;

- особенности декларирования товаров, в том числе в электронной форме;

- особенности производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями валютного законодательства Российской Федерации;

- основные меры по предотвращению и минимизации рисков;

- особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

- правовые основы организации обеспечения соблюдения запретов и ограничений в отношении ввозимых и (или) вывозимых товаров;

- использование информационных систем и информационного сопровождения;

- порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

- основные методы анализа и управления базами данных;

- основные методы обеспечения информационной безопасности

и др.

Уметь:

- организовывать и проводить мониторинг таможенного декларирования товаров;

- обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений;

- обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых товаров;

- производить исчисление таможенных платежей, применять технологии учета и контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей, работать с программными средствами по исчислению и учету таможенных

платежей, применению обеспечения уплаты таможенных платежей и взысканию задолженности по уплате таможенных платежей, работать с электронными базами данных, подготавливать аналитические отчеты по вопросам применения таможенных платежей, владеть основами факторного анализа, вести реестр таможенных представителей в письменном и электронном виде.

Особенностью практической подготовки к работе в ЦЭД является необходимость приобретения навыков работы с реальными программными средствами современных информационных таможенных технологий. Практические занятия должны проходить с использованием применяемых в таможенной практике специальных программных средств и постановкой реальных таможенных задач в качестве учебных заданий. Однако в области таможенного дела нет приспособленных для учебных целей программ и методик проведения практических занятий, а использование действующих программных комплексов ФТС России зачастую невозможно, да и создает массу проблем с их администрированием и поддержкой. К тому же таможенное законодательство часто меняется, что требует постоянной актуализации программ.

Решить проблему подготовки студентов, слушателей факультетов повышения квалификации к работе на действующих программных комплексах возможно с помощью передовых образовательных технологий - путем использования обучающих тренажеров и стендов. Их применение в учебном процессе таможенных вузов позволяет развить и отработать профессиональные навыки принятия решения в ситуациях, приближенных к реальным.

С 1993 г. в Российской Федерации основным вузом, решающим задачи подготовки специалистов для таможенных органов и проведения научных исследований в области таможенного дела, является Российская таможенная академия. Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии с 2010 г. в учебном процессе успешно используется обучающий стенд «Электронное декларирование», созданный совместно с фирмой «Декларант плюс» [1-4].

Обучающий стенд «Электронное декларирование» представляет собой инструментальную оболочку - набор программных утилит. Он позволяет при решении задачи «таможенное декларирование и выпуск товаров» имитировать действия декларанта и должностного лица таможенного органа с помощью программных средств, применяемых в таможенных органах ФТС России, в режиме реального времени. По сути дела, в рамках стенда отрабатываются сценарии взаимодействий декларанта и таможни. В состав стенда входят: программные средства для подготовки декларации и сопутствующих документов, КАСТО «АИСТ-М», модули

информационного обмена с региональными таможенными управлениями, сервер, документация для проведения учебных занятий.

С октября 2018 г. во Владивостокском филиале Российской таможенной академии началась эксплуатация тренажерного комплекса контур «Центр электронного декларирования» (контур «ЦЭД»), разработанного ФТС России и Российской таможенной академией. Первый опыт его использования был получен при обучении должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, уполномоченным должностным лицом центра электронного декларирования». Комплекс частично повторяет (эмулирует) работу ЕАИС таможенных органов (непосредственно АИС «АИСТ-М») и позволяет на практике организовать сценарии взаимодействия должностных лиц ЦЭД и приграничного таможенного поста, в частности таких операций, как:

- подача, регистрация и выпуск ДТ,

- работа с электронными архивами документов декларанта,

- подача и регистрация уведомления о прибытии товаров.

Тренажерный комплекс установлен в одном классе на 10 компьютерах, из них 7 - рабочие места инспекторов ЦЭД, 3 - рабочие места должностных лиц приграничного таможенного поста.

Занятия проводятся в малых группах со студентами специальностей 38.05.02 Таможенное дело (в рамках дисциплин «Информационные таможенные технологии», «Технологии электронной таможни "Электронное представление сведений таможенным органам"»), направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» в рамках дисциплины «Информационные таможенные технологии», а также с должностными лицами таможенных органов, обучающимися по дополнительным профессиональным программам подготовки.

План проведения практических занятий с использованием контура включает два этапа, продолжительность каждого определяется категорией подготовки и количеством отведенных часов. Первый этап - подготовка: слушателей знакомят с нормативной базой по электронной таможне, работе и структуре ЦЭД, с технологией работы обучающего стенда, отрабатывается пробный вариант работы со стендом в рамках сценариев. Второй этап - решение задачи «таможенное декларирование и выпуск товаров» -предполагает имитацию взаимодействия ЦЭД и внешнего таможенного поста на базе заявленных деклараций. По окончании второго этапа проводится разбор действий игроков.

Использование контура «ЦЭД» в учебном процессе по специальности 38.05.02 Таможенное дело позволяет реализовать ряд функций.

Прежде всего, информационно-технологическую подготовку обучающихся, под которой понимается создание искусственной образовательной среды, которая максимально приближена к практической деятельности и заставляет студентов, используя межпредметные связи, формировать теоретическое мышление и профессиональные знания и умения. К основным элементам информационно-технологической подготовки будущего таможенника, реализуемым в рамках контура, следует отнести: создание проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач, например, отказ в регистрации ДТ; создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения старого материала; изучение студентами субъективно нового знания в области информационных технологий и систем. Особое значение приобретает выявление качества межпредметных связей между профильными дисциплинами, что обусловлено интегративно-междисциплинарным характером будущей профессиональной деятельности.

Применение контура дает возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера, например, контроль запретов и ограничений при ввозе товаров - исследование информации о направлениях контроля запретов и ограничений, определение классификационного кода товара - анализ описательной части 31 графы ДТ и других ситуаций.

Контур «ЦЭД» работает в режиме реального времени, что позволяет студентам, выполняющим функцию инспектора ЦЭД, обмениваться сообщениями со студентами - таможенниками приграничного ТП. Такой режим дает возможность отработать навыки реально существующего электронного декларирования. Студентам разрешается самостоятельно изменять ситуацию. В ходе решения конкретной ситуационной задачи студент вынужден провести самооценку и осмысление имеющихся знаний и результата собственной деятельности.

Использование контура «ЦЭД» дает возможность формировать вспомогательную внутреннюю информацию продуктивно-творческого характера, т. е. не в виде готовых подсказок, а в виде такой информации, которая побуждает студента к размышлению и рефлексии. Как следствие, реализо-вывается организация мотивационной деятельности студентов по формированию и синтезу новых и старых знаний и умений дисциплин профессиональной деятельности.

Таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения таможенных операций, поэтому можно сделать вывод об эффективности использования контура «Центр электронного декларирования» в процессе подготовки должностных лиц ЦЭД.

Вместе с тем существует ряд проблем подготовки высококвалифицированных кадров для таможенных органов, которые требуют эффективного решения.

Первая проблема - недостаточно сформированная междисциплинарная интеграция, позволяющая студенту выработать умение комплексно применять знания различных дисциплин в профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность студентов таможенных вузов нужно начинать формировать уже на первом и втором курсах обучения при помощи контекстного обучения и междисциплинарной интеграции. При контекстном обучении конструируется профессиональное умение студентов выполнять элементы таможенной деятельности, включающей множество аспектов, а междисциплинарная связь, в свою очередь, объединяет их знания и навыки из разных дисциплин, нацеливает на конечный результат - профессиональную компетентность. В связи с этим необходимо усиление практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на развитие профессиональных умений. Это могут быть междисциплинарные практические занятия, которые проводятся в связке с изучением специальных дисциплин. На таких занятиях могут решаться различные типовые профессиональные задачи, требующие знаний по нескольким дисциплинам.

Вторая проблема связана с необходимостью использовать в учебном процессе новые информационные и коммуникационные технологии, которые применяют таможенные органы. Опыт использования контура «Центр электронного декларирования» еще раз подчеркивает актуальность и необходимость разработки и внедрения в учебный процесс обучающих программных сред, имитирующих особенности функционирования реальных автоматизированных рабочих мест, применяемых в таможенном деле. Необходимо совместно с ФТС России добиваться создания таких сред.

Несомненно, важной также является задача подготовки преподавателей, осуществляющих поддержку дисциплин по новым информационным таможенным технологиям, которая может быть решена путем стажировки преподавателей в ЦЭД. При проведении занятий по дисциплинам информационных таможенных технологий целесообразно проводить мастер-классы с приглашением уполномоченных должностных лиц ЦЭД, выездные занятия.

Таким образом, перечисленные условия организации обучения в таможенном вузе и внесенные предложения в целом будут способствовать развитию профессиональной компетентности студентов, позволят им интегрировать полученные знания, развивать профессиональное мировоззрение, осознавать себя и степень своей готовности к будущей деятельности.

Список литературы

1. Антонова Е. И., Белоусова Т. И. Разработка учебного стенда на основе информационных таможенных систем // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. № 2 (19). С. 3-7.

2. Антонова Е. И., Белоусова Т. И. Методические указания к проведению практических занятий с применением стенда «Электронное декларирование» / Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2018. 40 с.

3. Белоусова Т. И., Антонова Е. И. Информационные технологии в подготовке специалистов таможенных вузов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. № 4 (12). С. 34-39

4. Белоусова Т. И., Антонова Е. И. Аспекты формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов для таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (72). С. 62-68.

© Антонова Е. И., Белоусова Т. И., 2019 © ЛпЬпоуа Е. I., БеЬшоуа Т. I., 2019

Для цитирования:

Антонова Е. И., Белоусова Т. И. Анализ практики подготовки кадров для работы в центрах электронного декларирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3(88). С. 102-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.