Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной подготовки следователей на основе оперативно-следственной игры как перспективной формы профессионального обучения'

Совершенствование профессиональной подготовки следователей на основе оперативно-следственной игры как перспективной формы профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной подготовки следователей на основе оперативно-следственной игры как перспективной формы профессионального обучения»

В настоящее время непосредственное руководство единой системой непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки специалистов для органов прокуратуры в Санкт-Петербургском юридическом институте, учебных институтах прокуратуры Московской, Саратовской и Уральской юридических академий осуществляется отделом подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ.

В институте повышения квалификации функционируют ученые советы, активно работает Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. В связи с этим, по нашему мнению, назрел вопрос о преобразовании ныне действующего отдела подготовки и повышения квалификации в самостоятельный отдел науки, подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ, в котором должны работать наиболее подготовленные прокуроры, имеющие, как правило, ученую степень и склонность к научно-исследовательской, преподавательской, методической и управленческой деятельности.

Таким образом, управление системой отбора, целевой подготовки молодых специалистов и непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров должен осуществлять отдел науки, подготовки и повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ, который обеспечит новый качественный скачок на этом важном участке работы с кадрами.

Н.Ф. Гейжан*, Р.А. Аджимуллаева**

Совершенствование профессиональной

подготовки следователей

на основе оперативно-следственной игры

как перспективной формы профессионального обучения

В настоящее время в системе учебных заведений и подразделений МВД России предпринимаются меры по глубокой проработке теоретических и методических проблем совершенствования процесса преподавания юридических дисциплин.

Разработаны модели многоуровневого образования на основе организационного и научнометодического объединения высших, средних специальных учебных заведений и учебных центров в федеральные и региональные центры. Учебными планами подготовки кадров по направлению «юриспруденция» предусматривается использование как традиционных (лекции, семинары, практические занятия по предметам обучения, практика и стажировка), так и новых методов и форм обучения, особенно с активной самостоятельной работой обучаемых: применение моделирования ситуаций, компьютерных информационных систем, игровых (ролевые игры) форм обучения и т.п.

На наш взгляд, для всех моделей многоуровневого образования одним из наиболее действенных средств повышения степени практической обученности личного состава является деловая (ролевая) игра в различных ее формах: групповые упражнения, оперативные тренировки и летучки, оперативнотактические и оперативно-следственные учения, комплексно-тренировочные и ситуационные игры, а также другие формы профессионального обучения или их сочетание. Они инициативно практикуются в органах, подразделениях и учебных заведениях МВД России с конца 60-х - начала 70-х гг. Однако, к сожалению, системный подход в организации игрового обучения до настоящего времени отсутствует. Не разработана и методика деловых игр в межпредметном обучении специалистов юриспруденции, что отражается на качестве прохождения ознакомительной практики и стажировки в должности, практической подготовки выпускников учебных заведений вообще.

Межпредметные дидактические игры позволяют реально выстроить практическое обучение по всем составляющим компонентам будущей деятельности специалиста юриспруденции, обеспечить более тесную связь теории и практики.

В условиях вузовской подготовки и переподготовки кадров на базе учебных центров по следственной специализации ведущей формой профессионального практического обучения, на наш взгляд, может стать оперативно-следственная игра.

* Профессор, доктор педагогических наук.

** Адъюнкт заочного обучения, следователь СУ при УВД Петроградского района.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

Оперативно-следственная игра (ОСИ) - это система практических занятий в форме групповых упражнений, оперативных тренировок, летучек и других форм практического обучения, общим содержанием которых является учебная деятельность и самостоятельная работа обучаемых по раскрытию и расследованию смоделированных видов преступлений в едином режиме сквозной деловой игры.

Классификационные требования профессиональной подготовке в вузе следователей, дознавателей, сотрудников службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности отличаются, как правило, не объемами знаний отраслей права, а соответствующими прикладными знаниями по специализации.

Перечень умений и навыков правоприменительной деятельности во многом совпадает, однако уровень их развития при обучении дифференцируется в зависимости от специализации.

Цели, задачи формирования, обретения личностных качеств специалиста совпадают почти полностью.

Этот социальный заказ предопределяет содержание игры в указанных категорий слушателей: возбуждение уголовного дела, неотложные следственные действия, расследование преступления и оперативное сопровождение предварительного следствия по делу, что составляет основу профессионализма в правоприменительной деятельности. Путем обучения передается не сама деятельность по расследованию преступлений, а ее модель, схема, общие принципы, норм и возникающие в ней отношения, которые должны быть глубоко усвоены работниками взаимодействующих служб.

С позиций психологической науки осуществление неотложных следственных действий со следователями по делу - это интегрирующий процесс индивидуальной психики, преобразующий менее сложные системы знаний и коллективного опыта в более сложные, взаимосвязанные и обусловленные, новые психические образования индивидуального опыта.

Методология и методика деловых (ролевых) игр раскрывают пути эффективного формирования сложных психических образований уже на этапе подготовки специалиста в вузе, что существенно сокращает сроки его профессиональной адаптации и становления на практической работе.

Любая профессия (специальность) - это часть социального опыта. Его важнейшими компонентами (элементами) являются знания, умения, творческий опыт и опыт эмоционального отношения (чувства, психологические качества).

Подготовка специалиста реально начинается и осуществляется в образовании, а становление проходит на практике. В образовании элементы социального опыта преобразуются, трансформируются в образовательно-предметные элементы, подлежащие усвоению будущим специалистом, определяются последовательные цели и задачи преподавания и учения, формы взаимодействия педагога и обучаемых, т.е. осуществляется учебная деятельность по освоению специальности.

Оперативно-следственная игра создает единое образовательное поле из нескольких профилирующих предметов обучения: уголовное и уголовно-процессуальное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, предварительное следствие, расследование преступлений против личности и собственности, расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, криминология и некоторые другие. Преподавателям представляется возможность более системно спланировать цели, задачи обучения и воспитания, решить глубокие проблемы формирования личности обучаемых.

Вооружить системой знаний, профессиональными умениями и навыками, сформировать личностные качества специалиста и его эмоциональное отношение к ценностям права - это глобальные, стратегические цели высшего образования по подготовке специалистов юриспруденции.

Содержательно-познавательный характер (компонент) игры, умелая трансформация государственных целей в педагогические на каждом занятии всецело зависят от способностей преподавателя. Создание полноценной дидактической игры под силу лишь подготовленному, опытному педагогу, владеющему методологией и методикой разработки деловых игр.

Подготовка ОСИ начинается с разработки замысла. В ходе подготовки уточняется название (тема) игры, последовательность ее этапов, определяется тематика занятий, составляющих содержание каждого этапа.

В оперативно-следственной игре общие цели разбиваются на частные, более конкретные, доступные, полностью или частично достигаемые на тематических занятиях.

При умелом использовании дидактических методов воздействия на обучаемых, стимулировании их психики педагог постепенно продвигается к реализации общеобразовательных и профессиональных целей подготовки специалистов.

Основу динамики игры составляют вводные и инсценировки, т.е. логически выстроенные доминанты по обстоятельствам реально разрешенного производством уголовного дела.

Вводная - это информационно-проблемная задача, социально-правовые противоречия которой разрешаются на основе умозаключений, последующего планирования и осуществления определенных

учебных оперативно-следственных действий. Оптимальный объем и баланс противоречий вводной должны охватываться понятием «оперативно-следственная ситуация».

Инсценировка - имитируемые обстоятельства, содержащие признаки деяний, побуждающих обучаемых к принятию адекватных процессуальных решений и осуществлению действий на их основе.

Степень сложности мыслительных задач возрастает в процессе раскрытия преступления и расследования уголовного дела. Его окончание производством - это существенное этапное продвижение слушателей к овладению суммой знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Создаваемая на занятиях учебная оперативная обстановка должна быть максимально приближена к реальным условиям деятельности органов внутренних дел. Успехи учебной деятельности зависят не только от содержательного характера вводных, четко разыгрываемых инсценировок, но и от продуманной системы их подачи, организации: сообщения, доклады, показы и прослушивание аудио-и видеозаписей служебные задания, схемы, процессуальные документы, фотоснимки т.д.

В оперативно-следственной игре ведущим видом учебной деятельности становится проблемное обучение в сочетании с самообразованием.

Дидактическая целесообразность построения каждого занятия ОСИ должна строго аргументироваться принципами и рекомендациями педагогики, психологии, общей и предметной методики обучения, наконец, методологией образования: содержание социального заказа на специалиста (ГОСВО, квалификационные характеристики), структура учебного плана, тематический порядок прохождения предмета обучения, уровень личностного развития обучаемых (объем знаний и опыта, психограмма специалиста и т.д.);

Таким образом, оперативно-следственная игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Литература

1. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугри В.П., Кузов В.В. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров // Персонал. 2000. № 1. С. 24-29.

2. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 52-57.

3. Николаев В.В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

Н.А. Гончарова*

Психологические особенности ценностных компонентов сознания несовершеннолетних правонарушителей

Проблема ценностного содержания сознания личности в силу того, что развитость ценностного сознания является условием благополучия бытия личности и общества в целом, в настоящее время привлекает внимание исследователей в различных областях научных знаний - социологии, философии, педагогике, психологии.

Осмысление ценностного содержания человеческого бытия определило в середине XIX в. начало науки аксиологии, объясняющей и раскрывающей явления, факты и события с точки зрения их внутреннего, духовно-ценностного содержания и рассматривающей ценности в их связи с объективной реальностью.

Вопрос о сущности ценностного сознания, смысле человеческого бытия, движущих силах практической деятельности человека в наиболее значительных аксиологических концепциях зарубежных исследователей располагается между двумя крайними позициями: субъективной и

* Соискатель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.