Научная статья на тему 'Значение региональных учебных центров и институтов повышения квалификации при обучении молодых специалистов органов прокуратуры'

Значение региональных учебных центров и институтов повышения квалификации при обучении молодых специалистов органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрядин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение региональных учебных центров и институтов повышения квалификации при обучении молодых специалистов органов прокуратуры»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

воздействия на человека стрессогенных факторов в большинстве случаев не происходит нормализации психофизиологического состояния сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Симптомы боевого стресса более чем в 40-80% случаев трансформируются в ПТСР и могут продолжаться многие годы. Это предполагает совершенствование системы раннего явления лиц с ПТСР и оказания им квалифицированной психологической помощи.

8. Среди свойств личности, обуславливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимают тревожность, низкая фрустрационная толерантность, низкая эмоциональная устойчивость, высокая сензитивность. Тревога, неадекватные ситуации приводят к перенапряжению регуляторных механизмов и нарушению поведенческой интеграции. Неадекватные формы психологической защиты приводят к соматизации тревоги или окончательному срыву адаптации.

В.И. Безрядин*

Значение региональных учебных центров и институтов повышения квалификации при обучении молодых специалистов органов прокуратуры

Как известно, учебные центры занимают особое место в системе повышения квалификации кадров различных ведомств, в т.ч. и в органах прокуратуры. В прокуратуре Российской Федерации создана сеть региональных учебных центров. В настоящее время они организованно и действуют в Белгороде, Екатеринбурге, Иркутске, Твери и Владивостоке. Региональные учебные центры действуют на основе типового положения, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ в 1994 г.

Региональные учебные заведения по своему назначению занимают среднее звено в единой системе непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров. Здесь принципиально важно определить их место и соотношение между уровнем повышения квалификации кадров на местах и институтов повышения квалификации. Образно говоря, данные учебные центры должны занять свое «место под солнцем» и доказать право на существование как самостоятельное звено в единой системе. Это, на наш взгляд, должно исходить из задач, поставленных перед каждой формой обучения, что поможет в определенной степени избежать дублирования и параллелизма в учебном процессе, повысить результативность занятий.

В этих центрах наряду с другими прокурорскими работниками проходят обучение молодые специалисты, имеющие определенные практические навыки и умения. Главная цель этой формы обучения малоопытных работников заключается в том, чтобы мобильно, экономично и в короткие сроки обеспечить углубленное обучение текущего законодательства, нормативных актов, научных и методических рекомендаций, положительного опыта, отдельных вопросов прокурорско-следственной практики, вызывающих затруднения в повседневной работе, определить пути эффективного решения новых задач органов прокуратуры.

В региональных учебных центрах со сроком обучения до трех недель начинающие прокурорско-следственные работники по специальным программам повышают свою квалификацию. Приоритетное место на занятиях отдается активным формам и методам обучения, в частности деловым играм, разбору конкретных ситуаций, «круглым столам» и т.п.

Большая методическая помощь учебным центрам оказывается институтами повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ.

При помощи институтов повышения квалификации в учебных центрах разрабатываются учебные программы и планы по соответствующим профилям прокурорских работников, издаются пособия, учебные уголовные дела и т.п.

Одной из важных задач в деятельности учебных центров является формирование преподавательского состава. К проведению занятий со слушателями, на наш взгляд, должны привлекаться:

* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

- специально подготовленные прокурорско-следственные работники соответствующих управлений и отделов;

- работники исполнительных, законодательных и муниципальных органов, специалисты коммерческих и некоммерческих организаций;

- наиболее подготовленные работники прокуратуры, на базе которой создан региональный учебный центр, и сотрудники обслуживаемых прокуратур;

- специалисты МВД, Минюста РФ, налоговой службы, банковских органов, экспертных учреждений и других ведомств;

- преподаватели высших учебных заведений;

- прокурорско-преподавательский состав учебных заведений Генеральной прокуратуры РФ, в т.ч. и юридических институтов прокуратуры при юридических академиях;

- работники Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ;

- прокурорско-следственные работники центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ;

- подготовленные прокурорские работники из числа слушателей, повышающих квалификацию в институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ, а также в региональных учебных центрах.

Молодым специалистам, закончившим обучение в учебном центре, выдается удостоверение установленного образца.

После прохождения учебы в региональных учебных центрах молодые специалисты через определенное время в установленном Генеральной прокуратурой порядке могут быть направлены на учебу в институты повышения квалификации, которая является высшей формой обучения.

В институтах повышения квалификации обучение осуществляется периодически - через пять лет - и может продолжаться до двух месяцев.

В Институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ повышают квалификацию следователи, а также прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов органами следствия.

В Головном институте повышения квалификации руководящих кадров генеральной прокуратуры РФ проходят обучение руководящие работники прокуратур республик, краевых областей и приравненных к ним прокуратур.

Каждое вышестоящее звено данной системы выполняет по отношению к нижестоящему звену не только контрольную, но и организационно-методическую функцию, оказывая помощь в организации учебного процесса, формировании учебных планов и программ, материально-техническом снабжении, кадровом обеспечении и т.п.

В системе повышения квалификации кадров Прокуратуры Российской Федерации особое место занимают институты прокуратуры.

Головной институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ во взаимодействии с другими учебными заведениями прокуратуры, Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка и региональными учебными центрами осуществляет методическую работу в единой системе непрерывного повышения квалификации работников прокуратуры Российской Федерации. В этих целях в структуре Института создан учебнометодический кабинет, на который возложена разработка методических рекомендаций по обучению во всех звеньях системы повышения квалификации, распространение передового опыта прокурорского надзора, определение критериев эффективности обучения, обеспечение единства основных подходов в освещении прокурорского надзора, преемственность и взаимная увязка программ, предназначенных для различных форм обучения. Аналогичный учебно-методический кабинет необходимо организовать и в Институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ. Можно сослаться на положительный опыт прошлых лет, когда такой кабинет эффективно действовал в институте, а котором прокурорско-преподавательский состав работал на общественных началах.

Учебные институты прокуратуры Российской Федерации и Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ осуществляют разработку программ и методических рекомендаций, пособий по организации учебы во всех звеньях системы повышения квалификации, по актуальным проблемам прокурорской деятельности и следствия, оказывают региональным учебным центрам и прокурорам субъектов Российской Федерации методическую помощь в организации работы.

Вместе с тем Генеральной прокуратурой РФ на базе одного из институтов Генеральной прокуратуры РФ предусмотрена организация постоянно действующего семинара для

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

преподавательских кадров институтов прокуратуры в составе юридических академий, а также учебных заведений, осуществляющих целевую подготовку специалистов для органов прокуратуры, региональных учебных центров в целях обмена опытом, повышения профессионального мастерства, достижения единого подхода в области теории права и прокурорско-следственной практики.

На наш взгляд, с учетом дальнейшего развития и совершенствования единой непрерывной системы повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов прокуратуры необходимо создать Координационно-методический совет при Управлении кадров и учебных заведений Генеральной прокуратуры РФ (далее - Совет). Данный Совет является совещательным органом. Он призван способствовать развитию и надлежащему функционированию единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки специалистов для органов прокуратуры.

Он действует на базе Головного института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (председатель Совета).

В Координационно-методический совет входят заместители прокуроров Москвы, Санкт-Петербурга и областей по кадрам по месту нахождения институтов прокуратуры и учебных центров, руководители институтов и учебных центров прокуратуры, ведущие ученые, практические работники прокуратуры. Состав Совета утверждается Генеральным прокурором РФ.

Для рассмотрения отдельных вопросов распоряжением председателя Совета могут быть образованы секции из числа членов Совета и привлечением специалистов.

Совет осуществляет координацию деятельности единой системы непрерывного повышения квалификации кадров в органах прокуратуры на местах, в учебных центрах и учебных институтах прокуратуры, а также целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры. Он поддерживает связи с учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями страны по вопросам повышения квалификации профессионального мастерства прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры.

Координационно-методический совет оказывает содействие институтам прокуратуры, учебным центрам, авторским коллективам и отдельным авторам в разработке, подготовке и издании учебных программ, планов, заданий, методических рекомендаций, учебных и методических пособий для единой системы повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры, обеспечивает их рецензирование. Он предпринимает меры по оказанию помощи Управлению кадров и учебных заведений Генеральной прокуратуры РФ в организации повышения квалификации работников всех звеньев единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры. Важное место в работе Совета должно уделяться изучению качества и эффективности работы единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры.

Работа Координационно-методического совета, по нашему мнению, должна осуществляться по плану Совета с учетом интересов управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, учебных центров и институтов прокуратуры.

На заседания Совета могут приглашаться руководители органов прокуратуры и их кадровых служб, работники единой системы повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры. Члены Совета вправе изучать качество и эффективность функционирования единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки молодых специалистов для органов прокуратуры, знакомиться с необходимыми для этого материалами в любых звеньях, учебных центрах и институтах прокуратуры.

Совет принимает решения простым большинством голосов. Эти решения носят рекомендательный характер и доводятся до сведения соответствующих органов и учебных заведений прокуратуры. Командировки членов Совета и сотрудников, выполняющих его задания, проводятся по решению председателя Совета и оплачиваются за счет средств органа прокуратуры, учебного центра иди учебного заведения прокуратуры, в котором работает член Совета или привлеченный к выполнению задания работник.

В целях реализации данного вопроса на практике необходимо принять Положение о Координационно-методическом совете при Управлении кадров и учебных заведений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое должно быть утверждено Генеральным прокурором Российской Федерации.

В настоящее время непосредственное руководство единой системой непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров и целевой подготовки специалистов для органов прокуратуры в Санкт-Петербургском юридическом институте, учебных институтах прокуратуры Московской, Саратовской и Уральской юридических академий осуществляется отделом подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ.

В институте повышения квалификации функционируют ученые советы, активно работает Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. В связи с этим, по нашему мнению, назрел вопрос о преобразовании ныне действующего отдела подготовки и повышения квалификации в самостоятельный отдел науки, подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ, в котором должны работать наиболее подготовленные прокуроры, имеющие, как правило, ученую степень и склонность к научно-исследовательской, преподавательской, методической и управленческой деятельности.

Таким образом, управление системой отбора, целевой подготовки молодых специалистов и непрерывного повышения квалификации прокурорских кадров должен осуществлять отдел науки, подготовки и повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ, который обеспечит новый качественный скачок на этом важном участке работы с кадрами.

Н.Ф. Гейжан*, Р.А. Аджимуллаева**

Совершенствование профессиональной

подготовки следователей

на основе оперативно-следственной игры

как перспективной формы профессионального обучения

В настоящее время в системе учебных заведений и подразделений МВД России предпринимаются меры по глубокой проработке теоретических и методических проблем совершенствования процесса преподавания юридических дисциплин.

Разработаны модели многоуровневого образования на основе организационного и научнометодического объединения высших, средних специальных учебных заведений и учебных центров в федеральные и региональные центры. Учебными планами подготовки кадров по направлению «юриспруденция» предусматривается использование как традиционных (лекции, семинары, практические занятия по предметам обучения, практика и стажировка), так и новых методов и форм обучения, особенно с активной самостоятельной работой обучаемых: применение моделирования ситуаций, компьютерных информационных систем, игровых (ролевые игры) форм обучения и т.п.

На наш взгляд, для всех моделей многоуровневого образования одним из наиболее действенных средств повышения степени практической обученности личного состава является деловая (ролевая) игра в различных ее формах: групповые упражнения, оперативные тренировки и летучки, оперативнотактические и оперативно-следственные учения, комплексно-тренировочные и ситуационные игры, а также другие формы профессионального обучения или их сочетание. Они инициативно практикуются в органах, подразделениях и учебных заведениях МВД России с конца 60-х - начала 70-х гг. Однако, к сожалению, системный подход в организации игрового обучения до настоящего времени отсутствует. Не разработана и методика деловых игр в межпредметном обучении специалистов юриспруденции, что отражается на качестве прохождения ознакомительной практики и стажировки в должности, практической подготовки выпускников учебных заведений вообще.

Межпредметные дидактические игры позволяют реально выстроить практическое обучение по всем составляющим компонентам будущей деятельности специалиста юриспруденции, обеспечить более тесную связь теории и практики.

В условиях вузовской подготовки и переподготовки кадров на базе учебных центров по следственной специализации ведущей формой профессионального практического обучения, на наш взгляд, может стать оперативно-следственная игра.

* Профессор, доктор педагогических наук.

** Адъюнкт заочного обучения, следователь СУ при УВД Петроградского района.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.