Научная статья на тему 'Организационные и методические вопросы повышения квалификации молодых специалистов для органов прокуратуры'

Организационные и методические вопросы повышения квалификации молодых специалистов для органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрядин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и методические вопросы повышения квалификации молодых специалистов для органов прокуратуры»

Суммируя изложенное, мы можем сделать некоторые выводы.

Компетентность представляет собой определенный уровень интеллектуального, психологического и функционального состояния специалиста, отражающего его полномочия, знания, убеждения, навыки и умения в конкретной сфере профессиональной деятельности, обусловливающие в своем единстве его качественную определенность, на основе которой делаются выводы о его соответствии предъявляемым требованиям с точки зрения занимаемой должности или выполняемой работы.

1 См.: Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972. С. 103.

2 Словарь иностранных слов. М., 1964. С. 315.

3 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 40. С. 215.

4 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 614.

5 Там же.

6 Там же. С. 315.

В.И. Безрядин*

Организационные и методические вопросы повышения квалификации молодых специалистов для органов прокуратуры

При обучении малоопытных специалистов в единой системе непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных работников следует особо заострить внимание на некоторых вопросах подготовки и проведения занятий с начинающими специалистами. Среди них до сих пор, к сожалению, есть сотрудники, не имеющие высшего юридического образования, являющиеся студентами 3-5-го курсов юридических вузов или слушателями, обучающимися на вечернем или заочном отделении вузов для получения второго высшего юридического образования.

Конечно, в органах прокуратуры в этом плане накоплен достаточный опыт воспитания и обучения начинающих специалистов, в основе которого лежит научно обоснованная система повышения квалификации кадров. Она предполагает систематическую, плановую учебу молодых специалистов, требует правильного сочетания и использования с наибольшей отдачей всех форм обучения, коллективных и индивидуальных способов повышения квалификации.

Действенность мероприятий по обучению малоопытных работников в первую очередь зависит от правильного определения тематики обучения. Шаблонный подход в воспитании и обучении кадров крайне вреден.

Работа по обучению молодых специалистов зависит от многих факторов, в частности, от объема общих знаний, от уровня начальной профессиональной подготовки этих специалистов. Поэтому для них необходимо проводить занятия по определенной тематике с практическим уклоном. Например, начинающие следователи, как правило, нуждаются прежде всего в детальных знаниях по вопросам уголовно-процессуального регламентирования производства следственных действий, уголовного права, методики расследования преступлений, тактики производства следственных действий, взаимодействия следователя и органов дознания, организации и планирования следствия, применения криминалистической техники, оформления процессуальных документов и т.д.

Планируя темы практических занятий для молодых специалистов, следует соблюдать известную последовательность и преемственность. Не нужно стремиться охватить как можно больше различных, не связанных друг с другом вопросов. Как правило, надо посвящать практические занятия для начинающих специалистов какой-либо одной теме, например, расследованию убийств. План занятий и список литературы необходимо разослать им заранее с тем, чтобы они могли подготовиться и принять участие в обсуждении.

* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Кадровое обеспечение ОВД

Тематика некоторых практических занятий должна составляться дифференцированно для молодых специалистов - выпускников юридических вузов, начинающих специалистов, имеющих стаж юридической работы в других ведомствах, и специалистов, проработавших в прокуратуре на оперативных должностях более одного года.

Для уяснения вопросов, требующих активного участия самих специалистов, проводятся различные по сложности практические занятия. Так, для достаточно подготовленных молодых специалистов практические занятия могут быть посвящены анализу уголовных и гражданских дел, материалов проверки или отдельных документов, составлению документов, решению специально разработанных задач, изучению и практическому применению средств криминалистической техники и т.п.

Уголовные дела, которые предполагается использовать на занятиях, должны быть показательны с точки зрения уяснения изучаемых вопросов и по своему объему и содержанию позволять провести необходимый анализ в течение отведенного для занятий времени.

На практических занятиях специалистам полезно анализировать материалы прокурорских проверок и отдельные документы следственной и прокурорской практики (протоколы осмотра, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.). Анализ протоколов допросов целесообразно сочетать с прослушиванием видеозаписи допроса.

Как показывает практика, молодые специалисты испытывают определенные трудности и нередко допускают ошибки при оформлении процессуальных документов. Поэтому малоопытные прокуроры и следователи должны учиться правильно составлять процессуальные документы (постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы, организации ревизии, обвинительное заключение, представление об устранении обстоятельств, способствующих преступлениям, кассационный протест и др.).

Начинающие следователи на практических занятиях учатся грамотно составлять планы по расследованию различных категорий уголовных дел.

Занятия по изучению судебной фотографии и средств криминалистической техники проводятся для всех начинающих прокурорско-следственных работников. Занятия организуется, как правило, на базе кабинетов криминалистики и проводятся прокурорами-криминалистами или другими работниками, имеющими соответствующую подготовку. Цель таких занятий состоит в том, чтобы научить молодых специалистов, особенно следователей, пользоваться средствами криминалистической техники, сосредоточенными в следственном портфеле (чемодане), а также средствами звукозаписи и киносъемки.

Практические занятия по тактике проведения отдельных следственных действий - осмотра (места происшествия, трупа, документов), эксперимента, допроса, проверки показаний на месте и другие могут проводиться в помещении и на местности. Для занятий по осмотру места происшествия целесообразно подготовить полигон, на котором можно инсценировать различную обстановку совершения преступлений.

Практические занятия как форма обучения начинающих прокурорских работников могут быть использованы для овладения методикой проведения проверок, в порядке надзора по защите конституционных прав граждан, надзора за законностью административной деятельностью милиции и др.

Думается, что при проведении занятий с начинающими специалистами необходимо учитывать, какие вопросы в конкретное время изучают в вузе, чтобы соответственно обращать внимание на них в процессе обучения в прокуратуре.

При обучении молодых специалистов особое место занимают как сам руководитель (преподаватель), так и умелое использование им различных форм обучения. Важно в ходе учебы их творчески и с интересом проводить деловые игры, разборы конкретных ситуаций и другие активные формы обучения с применением технико-криминалистических средств, кино-видеотехники и т.д.

Руководители, проводящие занятия с таким контингентом, должны стремиться к тому, чтобы сложные вопросы прокурорско-следственной деятельности доводить до обучающихся просто, ясно и доходчиво.

Как уже отмечалось ранее, при участии молодых специалистов в общих занятиях с более опытными и квалифицированными прокурорами и следователями следует уделять им больше внимания, создавать благоприятные условия, поддерживать в общении с ними непринужденность, приглашать высказывать свои соображения, тактично разъяснять возникшие неясности.

Организация работы по обучению молодых специалистов в прокуратуре субъекта Федерации и приравненных и ним прокуратурах

Процесс профессионального становления начинающих прокурорско-следственных работников и их непрерывное обучение начинается в районных, городских прокуратурах. В этом основном звене

прокурорской системы работает подавляющее большинство молодых специалистов, не имеющих достаточных практических навыков и умений. Они нуждаются в обучении практическим вопросам прокурорского надзора и расследования уголовных дел.

Как показывает практика, правильно организованная учеба молодых специалистов на местах дает наиболее эффективные результаты, экономию времени и средств. В сжатые сроки удается в определенной мере заметно улучшить слабую практическую подготовку начинающих специалистов. В дальнейшем наряду с учебой, организуемой прокуратурой субъекта Федерации, и подготовкой в региональных учебных центрах при желании и активном участии самих молодых специалистов в освоении практических знаний, навыков и умений всего за несколько лет они приобретают достаточный уровень профессиональной подготовки прокурора или следователя.

Это удается сделать благодаря умелой организации в районном звене процесса связи теоретического обучения молодых специалистов с прокурорско-следственной практикой при использовании таких успешно применяемых форм обучения, как самообразование, наставничество, прохождение стажировки на рабочем месте, постоянно действующие семинары. Заметное место в деле становления начинающих прокурорско-следственных работников занимают также межведомственные семинары1 с участием работников милиции, налоговых служб и иных правоохранительных органов по вопросам, представляющим общий для них интерес.

Во многих районных и городских прокуратурах сложились определенные навыки и традиции в организации учебы молодых специалистов, что положительно влияет на качество и эффективность их работы.

Руководит учебой начинающих специалистов на месте прокурор района (города), который непосредственно осуществляет контроль за непрерывностью обучение молодых специалистов, проявляя при этом принципиальность, заинтересованность, помощь и тактическое отношение к своим малоопытным коллегам.

Особое место в деле организации учебного процесса молодых специалистов занимают областные прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ возложила на них обязанность по организации работы по повышению квалификации кадров, городских, районных и специализированных прокуратур низового звена, контроль за ее осуществлением и эффективностью2.

Деятельность прокуратур субъектов Федерации по организации учебы начинающих специалистов осуществляется по следующим направлениям:

- планирование работы по учебе молодых специалистов не основе единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров - в целом по прокуратуре области, кабинету криминалистики, другим управлениям и отделам, постоянно действующим семинарам, межрайонным занятиям;

- осуществление контрольных функций по организации учебного процесса молодых специалистов на местах, в подчиненных районных (городских) прокуратурах в форме самообразования, наставничества, стажировки на рабочем месте, проведения постоянно действующих семинаров, межведомственных занятий;

- обеспечение специальной литературой, методическими разработками, информацией по обмену положительным опытом для учебы молодых специалистов, консультирование и оказание непосредственной помощи по вопросам организации и проведения с ними соответствующих форм обучения;

- анализ качества и эффективности подготовки молодых специалистов;

- отбор молодых специалистов и сотрудников, не работавших ранее в органах прокуратуры, и направление их на обучение в региональные учебные центры и институты повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ;

- установление и поддержание творческих связей с региональными учебными центрами, институтами Генеральной прокуратуры РФ, юридическими институтами прокуратуры при юридических академиях для оказания методической помощи при организации учебы молодых специалистов.

Общее руководство и ответственность за организацию работы по повышению квалификации молодых специалистов возлагаются на прокуроров республик, краев, областей, городов и районов.

В этой работе непосредственное участие принимают также начальники соответствиях отделов и управлений.

Координацией всех мероприятий по обучению молодых специалистов и контроль за их выполнением осуществляется кадровыми службами. Сотрудники кадровых подразделений должны оказывать всемерное содействие и помощь в обучении молодых специалистов в основном районном звене, требовать от подчиненных руководителей органов прокуратуры исполнения требований

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Кадровое обеспечение ОВД

приказов и указаний, методических рекомендаций Генеральной прокуратуры РФ в деле обучения молодых специалистов на основе единой системы непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных кадров, внедрять положительный опыт и новые формы и методы повышения квалификации начинающих специалистов.

Сотрудники кадровых служб должны систематически анализировать состояние данной работы, вносить свои предложения по улучшению проведения занятий и конкретных форм обучения, устранению выявленных недостатков. В случае необходимости они ставят вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей органов прокуратуры за ненадлежащую организацию процесса обучения молодых специалистов на местах, а также ходатайствуют о поощрении наиболее отличившихся в этом важном деле прокурорских работников из числа наставников и руководителей занятий.

Планы индивидуальных форм обучения молодых специалистов, проведения стажировок и наставничества с ними поступают из районных (городских) прокуратур в кадровые подразделения прокуратур субъектов Федерации, где должны внимательно изучаться и корректироваться с учетом указаний, современных требований, состояния преступности в регионе и иных обстоятельств.

Нередко молодые специалисты, накопившие на определенном этапе достаточный опыт прокурорско-следственной деятельности, проходят стажировку в подразделениях вышестоящих прокуратур. В управлениях и отделах должны разрабатываться планы стажировок этих специалистов с учетом профиля их работы на местах. Немаловажная роль этим подразделениям отводится при проведении специальных практических занятий по определенной тематике с малоопытными специалистами в процессе постоянно действующих семинаров прокуратур субъектов Федерации.

Важное место в обучении начинающих специалистов принадлежит прокурорам отделов, занимающимся методической работой, и прокурорам-криминалистам. Как уже отмечалось ранее, в изучении молодыми специалистами, особенно следователями, научно-технических средств, а также методики и тактики расследования особую роль играют криминалистические службы (отделы, кабинеты криминалистики). Они являются учебно-методическими центрами повышения квалификации не только начинающих, но и всех других прокурорско-следственных кадров. Для молодых специалистов полезно практиковать проведение занятий прокурорами-криминалистами по особой программе с учетом уровня их теоретической и практической подготовки.

В ряде прокуратур субъектов Федерации созданы и результативно функционируют методические советы. Они оказывают значительную помощь в организации повышения квалификации прокуроров и следователей. Методические советы также можно было бы использовать в деле повышения квалификации молодых специалистов путем консультирования по вопросам организации индивидуальных форм непрерывной учебы, подготовки учебно-методический пособий, разработки тематики, программ, планов, рекомендаций, перечней литературы для самообразования, проведения практических занятий, семинаров и т.п..

Вопросы организации непрерывного процесса обучения молодых специалистов должны постоянно находится в поле зрения кадровых подразделений прокуратур субъектов Федерации.

В связи с этим, чтобы реально влиять на состояние дел учебы молодых специалистов, их профессиональную ориентацию в прокурорско-следственной деятельности, необходимо практиковать систематическое изучение качества и эффективности обучения и работы начинающих специалистов. При этом необходимо на научной основе проводить постоянную работу по определению их дальнейшей профессиональной пригодности для прокурорско-следственной деятельности. В этих целях необходимо тщательное изучение каждого молодого специалиста, его индивидуальных способностей, интересов и склонностей применительно к прокурорско-следственной деятельности. Это позволит своевременно избавиться от «балласта», отобрать среди молодых специалистов наиболее способных, достойных и пригодных в дальнейшем к прокурорско-следственной деятельности, обеспечить правильную расстановку кадров, рационально использовать финансовые средства.

В результате проведенной работы по изучению качества и эффективности молодых специалистов выявляются перспективные работники для использования в работе органов прокуратуры. После этого необходимо заблаговременно определить среди них кандидатуры для направления на учебу в региональные учебные центры, а затем в институты повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ, исходя из полученных уведомлений о сроках и тематике обучения, и ставить об этом в известность заранее как руководителя органа прокуратуры, так и кандидата. В связи с этим кадровые службы органов прокуратуры должны постоянно взаимодействовать с соответствующими региональными учебными центрами и институтами повышения квалификации по вопросам комплектования состава слушателей, тематики занятий, специализации. При направлении работника на учебу необходимо предоставлять полные сведения о нем с указанием, на что особо

следует обратить внимание в его обучении. Вместе с тем на прокуроров областей и приравненных к ним прокуратур возложена обязанность оказывать содействие региональным учебным центрам и институтам повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ для повышения качества учебного процесса, направляя им свои замечания и предложения.

1 См., напр.: Решение Коллегии прокуратуры РФ от 23 июня 1994 г.; приказ Генерального прокурора РФ от 29 июня 1994 г. № 31.

2 См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 28 ноября 1997 г. «О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров».

В.Б. Гольцов*

Место законодательства, регулирующего деятельность подразделений МЧС России

Вопросы, касающиеся законодательства, регулирующего деятельность подразделений МЧС, в российской юридической науке относятся к числу малоизученных и практически не разработанных проблем. Литература, описывающая деятельность подразделений МЧС, посвящена не анализу и комплексному исследованию проблемы, а системе органов названых подразделений, ее структуре, состоящей из различных взаимосвязанных структурных элементов - аппарата управления МЧС, служб, отрядов, частей, инспекций1 . При исследовании законодательства, регулирующего деятельность подразделений МЧС, а также выявлении и изучении связей и отношений, возникающих между структурными элементами, необходимо применять системный подход, который в науке является наиболее продуктивным. Принятие в 2004 г. Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - положение о МЧС)2, ознаменовалось появлением ряда статей, содержащих, в основном, обзорную информацию о содержании новых законодательных актов3.

Этим в основном и исчерпываются юридические аспекты исследования проблем, возникающих в деятельности подразделений МЧС. Между тем изучение правоотношений, возникающих при организации и деятельности МЧС, имеет немаловажное значение. Это дает возможность своевременно и качественно регулировать их с помощью законодательных норм. Без этого право не обеспечивает связи с регулируемыми им общественными отношениями, сочетая абстрактность нормы права с конкретностью данного жизненного отношения. Между тем правовая база деятельности МЧС неуклонно расширяется. Ежегодно на разных уровнях принимается множество нормативных актов различного характера. Но далеко не всегда их растущее количество приводит к новому качественному уровню нормативных решений. Успешное развитие законодательства, регулирующего деятельность подразделений МЧС, требует глубокого изучения его норм и практики их применения, поскольку вне теоретического анализа соответствующего правового материала наука не сможет дать необходимых рекомендаций по совершенствованию законодательства. Одним из наиболее актуальных аспектов такого теоретического анализа является выяснение состава, структуры и особенностей законодательства, распространяющегося на подразделения МЧС, а также его места в системе российского законодательства. Рассматривая законодательство, регулирующее деятельность подразделений МЧС, необходимо отметить, что оно включает в себя нормативные акты (законы, указы, постановления правительства и т.д.), вспомогательные и производные акты правотворчества (акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы МЧС на различном подведомственном уровне, и т.д.), технические нормы - государственные стандарты и строительные нормы и правила, действующие в сфере МЧС, и т.д. Относимость того или иного акта к числу источников

* Начальник кафедры трудового права и права социального обеспечения Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.