ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е. А. Курнышева*, Ю. В. Родионова**
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация. В статье продемонстрирован путь развития профессионального образования следователей Следственного комитета Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Дана хронология создания новой формы дополнительного профессионального образования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации — окружной учебной структуры — четвертого факультета (с дислокацией в г. Нижний Новгород) Института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации».
Авторами раскрыты некоторые направления деятельности четвертого факультета повышения квалификации, одно из которых является приоритетным для Следственного комитета Российской Федерации в целом — это организация работы по совершенствованию профессионального становления молодых следователей.
Выделены принципы построения системы качества образования, приведены структурные элементы системы контроля качества образования, реализуемые в четвертом факультете повышения квалификации, в частности, контроль знаний слушателей при зачислении, контроль знаний, умений и навыков слушателей по итогам изучения конкретной дисциплины — уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, итоговая аттестация (защита выпускной работы (реферата), экзамен в форме тестирования). В статье показано взаимодействие практических работников и профессорско-преподавательского состава как форма, повышающая качество учебного процесса. Авторами уделено внимание единству систем обучения и воспитания на примере четвертого факультета повышения квалификации Института повышения квалификации. В данном исследовании отражено развитие патриотического воспитания сотрудников Следственного комитета в рамках их обучения и повышения квалификации по различным программам, влияние такого воспитания на развитие у сотрудников морально-нравственных качеств при осуществлении своей профессиональной деятельности, а именно расследовании преступлений.
Курнышева Е. А., Родионова, Ю. В., 2016
Курнышева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора — декан четвертого факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Нижний Новгород) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации [email protected]
603104, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, д. 5
** Родионова Юлия Викторовна, кандидат политических наук, доцент кафедры уголовного процесса четвертого факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Нижний Новгород) Института повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации [email protected]
603104, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Краснозвездная, д. 5
©
*
Сделан вывод о выполнении задачи по организации повышения квалификации следователей Следственного комитета Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Так, в четвертом факультете повышения квалификации обеспечивается не только бучение слушателей, но формируется прочный научный фундамент, благодаря привлечению слушателей к написанию в период обучения научных работ — рефератов, докладов и участию их в научных форумах, проводимых четвертым факультетом.
Ключевые слова: профессиональное образование, повышение квалификации, следователь, Следственный комитет Российской Федерации, Приволжский федеральный округ, Академия, четвертый факультет, учебный процесс, обеспечение обучения, слушатели, формирование научного фундамента.
001: 10.17803/1729-5920.2016.113.4.138-150
Под профессиональным образованием принято понимать получение и закрепление новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда. Профессиональное образование решает не проблему повышения образовательного уровня сотрудника, а проблему повышения его профессионального уровня, то есть является дополнительным к основному образованию, его еще можно определить как повышение квалификации.
Когда на работу принимаются молодые сотрудники, профессиональное образование становится основным фактором, обеспечивающим развитие умений, навыков и установок, необходимых для их эффективной деятельности. Получить высокие результаты в работе любой организации можно только в том случае, если кадры обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были направлены на выполнение общих целей и задач. Эффективность профессионального образования в значительной степени зависит от системности, а также от того, кто и в каких формах его осуществляет.
Традиционно система повышения квалификации состоит из двух уровней.
Первый — повышение квалификации на местах, то есть в тех организациях, где непосредственно работают сотрудники, которым требуется дополнительное получение знаний по профессии.
Второй уровень — повышение квалификации в профильных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
Аналогичная система предусмотрена и для повышения квалификации следователей.
В данной статье авторы попытались раскрыть становление второго уровня профессионального образования следователей, так как в настоящее время в силу разных причин именно повышение квалификации в профильном образовательном учреждении занимает значительное место в профессиональной подготовке сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Создание Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет) как самостоятельного государственного органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, потребовало глубокого качественного изменения в организации профессионализма сотрудников, в первую очередь следователей.
Это, по нашему мнению, обусловлено тем, что источником пополнения основного кадрового состава Следственного комитета являются молодые специалисты, вчерашние выпускники высших учебных заведений, вузовское представление которых о работе следователя резко отличается от фактического ее выполнения.
Практика показывает, что молодые сотрудники, пришедшие на следственную работу, не всегда способны преодолеть специфические особенности этой профессии, выдержать ее психологические и физические нагрузки. В силу этого важнейшей задачей кадровой политики Следственного комитета стала организация работы по совершенствованию профессионального становления молодых следователей.
Если перефразировать общеизвестное изречение «Кадры решают все» (высказанное более 70 лет назад, но актуальное и в современной
России) применительно к кадровому составу Следственного комитета, то лозунгом в его деятельности, по нашему мнению, можно считать «Следователи решают все». Именно следователи всегда занимали и занимают особое место в борьбе с преступностью, они — передовые части, так как первыми сталкиваются с преступлением, первыми разоблачают преступника и «вступают с ним в бой»1. Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных и составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости, оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит не только исход конкретного уголовного дела, но и выполнение главной задачи Следственного комитета, а в конечном счете — и конституционной обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому понятно, что к работе следователя, его профессионализму и квалификации, нравственному облику и культурному развитию предъявлялись и предъявляются самые высокие требования.
А. И. Бастрыкин, председатель Следственного комитета в своих высказываниях о следователе подчеркивал: «И физически, и психологически работа следователя — одна из самых трудных. Поэтому в процессуальном противостоянии следователь должен иметь моральную прочность, выдержку, быть образцом нравственности. Эти качества — фундамент профессионализма и способны вызвать уважение противоположной стороны. Следователь обязан изобличить лицо, виновное в совершении преступления, но при этом не унижать достоинство личности. Все действия и решения следователя должны быть подчинены главной цели — отысканию истины»2.
Сказанное еще раз подтверждает, что профессия следователя — профессия не только почетная, но и творческая. Она требует непрерывной работы над собой, постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, повышения квалификации и нравственно-культурного развития.
Следователь должен учиться непрерывно: на каждом раскрытом им преступлении, на каждом деле, которое он расследовал, то есть работать он должен учась, а учиться — рабо-
тая; а также должен использовать различные формы повышения своего профессионального образования.
С учетом значимости профессии следователя логика развития Следственного комитета в условиях его становления вынесла на повестку дня вопрос о перестройке организации дополнительного профессионального образования именно этой категории сотрудников.
Первый шаг к этому сделан практически сразу после создания Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации приказом первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 3 октября 2008 г. № 84 «Об институтах (учебных центрах) Следственного комитета при прокуратуре РФ в федеральных округах».
В Следственном комитете получил развитие второй уровень повышения квалификации, который реализовывался шестью отделами профессионального развития (учебными центрами), созданными в федеральных округах.
Следует заметить, что повышение квалификации следователей органов прокуратуры в профильных образовательных учреждениях существовало и ранее, однако оно ограничивалось несколькими учебными заведениями, в основном республиканского значения, так как к моменту создания Следственного комитета большинство региональных центров были упразднены, что, по мнению практиков, нарушило системность подготовки профессиональных кадров прокуратуры3. В связи с этим необходимо было решать проблему получения молодыми следователями специальных умений и навыков следственной работы, которые классическим юридическим образованием не предусматривались.
Повышение квалификации следователей явилось и реализацией концепции непрерывного образования взрослых, принятой в России, предназначение которой сводится к компенсации недостатков, упущений предыдущей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни и профессии.
Создание учебных центров повышения квалификации именно в федеральных округах —
1 Настольная книга следователя / под общ. ред. Г. Н. Сафонова. М., 1949. С. 3.
2 Следственный комитет Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/blog/bastrikin.
3 Ямников В. Профессиональная подготовка следователя // Законность. 2006. № 10. С. 35-37
новая форма дополнительного образования. Ориентирована она не только на приближение следователей (слушателей) к месту работы, хотя в период экономической нестабильности это немаловажно, но и на то, чтобы обучить основам следственной работы более многочисленную армию молодых следователей.
Преимущество этой формы нам видится и в том, что в учебных центрах стали обучаться следователи, объединенные не только территорией работы, но и судебно-следственной практикой, а это позволяло и позволяет решать возникающие применительно к округу проблемы в работе следственного аппарата.
Положительным в данной форме является и значительное расширение привлекаемых к учебному процессу практиков — работников суда, прокуратуры, экспертных учреждений, но самое главное, по нашему мнению, — профессионалов территориальных следственных органов Следственного комитета, входящих в федеральные округа.
В современных условиях, при реформировании в России практически всех сфер деятельности, жизнь заставляет каждого идти в ногу со временем, а значит, и работать по-новому. В связи с этим второй уровень системы повышения квалификации Следственного комитета претерпел изменения в сторону развития и совершенствования.
Отделы профессионального развития (учебные центры) с созданием федерального государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации» (далее — Институт) были реорганизованы в филиалы.
Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2014 № 77-р на базе Института создано федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации» (далее — Академия).
Главной задачей Академии является «подготовка юристов (следователей) — идейных, практически ориентированных, желающих работать и осознающих важность профессии следователя для общества и государства, что
способствует и укреплению, и стабилизации кадрового состава в целом в системе Следственного комитета, повышению уровня профессионализма следователей, обеспечению преемственности кадров»4.
Сегодня Академия имеет два института — юридический и повышения квалификации. В структуре Института повышения квалификации функционируют шесть факультетов с дислокацией в центрах федеральных округов, которые созданы на базе ранее действующих филиалов (отделов профессионального развития (учебных центров)).
Создание в системе профессионального образования Следственного комитета факультетов в федеральных округах еще раз подчеркнуло новизну формы повышения квалификации в этом государственном органе, а также подтвердило необходимость профессиональной подготовки следователей по региональному (окружному) принципу, который положительно зарекомендовал себя с момента действия учебных центров.
Становление профессионального образования следователей в Приволжском федеральном округе, конечно же, неразрывно связано с развитием дополнительного профессионального образования в целом в Следственном комитете.
В начале 2009 г. руководством следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области были открыты курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей ведущих вузов г. Нижний Новгород. В течение четырех месяцев 87 следователей региональных следственных управлений Следственного комитета Приволжского федерального округа прошли обучение по программе «Проблемы раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против личности».
В апреле 2009 года при Следственном управлении Следственного комитета по Нижегородской области создан отдел профессионального развития (учебный центр), задачей которого являлось самостоятельное осуществление повышения квалификации сотрудников следственных управлений Следственного комитета, входящих в Приволжский федеральный округ.
4 Багмет А. М. Организация деятельности Академии Следственного комитета Российской Федерации — нового учреждения высшего образования в системе российского юридического образования // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2014. № 1. С. 22.
Для выполнения поставленной задачи необходимо было укомплектовать штат отдела и решить вопрос с помещениями для его размещения. Штатным расписанием в отделе предусматривались 10 должностей оперативных сотрудников, которые и должны были обеспечивать учебный процесс. От кандидатов на замещение вакантных должностей требовались опыт практической следственной работы, навыки преподавательской деятельности, преимущественно наличие ученой степени или звания. С учетом квалификационных требований к началу учебного года в штате отдела работали 1 профессор, доктор наук, 6 кандидатов наук. Все сотрудники отдела имели стаж следственно-прокурорской работы и преподавательской деятельности.
Для осуществления учебного процесса отдел разместился в благоустроенном офисном здании в арендуемых помещениях площадью 360 кв. м., на которых были оборудованы две учебные аудитории на 20 и 30 посадочных мест, криминалистический полигон, читальный зал, библиотека и музей криминалистики.
1 сентября 2009 года отдел профессионального развития (учебный центр) начал первый учебный год. Повышение квалификации проводилось уже по трем дополнительным профессиональным образовательным программам: «Проблемы раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против личности», «Расследование коррупционных преступлений» и «Организация процессуального контроля». Это позволило расширить категории слушателей: кроме следователей, повышение квалификации было организовано и для сотрудников отделов процессуального контроля региональных следственных управлений.
За 3 года в учебном центре повысили квалификацию 1 400 сотрудников следственных управлений Следственного комитета, расположенных в Приволжском федеральном округе.
С момента создания в отделе профессионального развития (учебном центре) учебная деятельность совмещалась с научно-исследовательской работой. Уже в декабре 2009 года был проведен однодневный научно-методический семинар «Методика расследования преступлений против несовершеннолетних» при участии помощника Председателя Следственного комитета И. Ф. Комиссарова и первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Н. Н. Карпович, с участием представи-
телей правозащитного движения «Сопротивление». Весной 2010 года была организована Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Коррупция в России. Актуальные проблемы теории и практики выявления и пресечения коррупционных нарушений. Проблемы раскрытия и расследования коррупционных преступлений». В ноябре 2010 года был проведен двухдневный научно-практический семинар-тренинг «Следственные действия по выявлению насилия над детьми», с участием прокурора города Тарту Эстонской Республики.
20 марта 2012 г. на базе отдела профессионального развития (учебного центра) создан Нижегородский филиал Института (далее — филиал). Филиал приобрел статус подразделения учебного заведения Следственного комитета, в его структуре образованы кафедры: уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.
С созданием филиала число дополнительных образовательных программ повышения квалификации увеличилось до 10 (в настоящее время их 15), значительно расширился контингент слушателей. Одновременно в филиале повышали квалификацию уже более 50 сотрудников региональных следственных органов Следственного комитета Приволжского федерального округа: следователи, следователи-криминалисты, помощники руководителей и следователей, инспекторы отдела процессуального контроля, заместители руководителей и руководители отделов.
В связи с реорганизацией на основании приказа Председателя Следственного комитета от 17 января 2014 г. № 12-кш на базе Нижегородского филиала организован четвертый факультет повышения квалификации Института повышения квалификации Академии (с дислокацией в г. Нижний Новгород) (далее — четвертый факультет).
С этого времени четвертый факультет вступил в новый этап своей деятельности, это связано еще и с тем, что он переехал в здание с более комфортными условиями для осуществления учебного процесса.
Сегодня четвертый факультет размещается на 1 129 кв. м, в помещениях, переданных Академии в безвозмездное пользование, это позволяет обучать слушателей одновременно на трех потоках. Актовый зал площадью 107 кв. м оборудован самой современной техникой, в частности интерактивной доской, что дает возможность проведения научных форумов более широкого масштаба.
Изложенное выше — это хронология создания одного из подразделений Академии. По мнению авторов, становление профессионального образования следователей в отдельно взятом федеральном округе не может быть продемонстрировано лишь через призму хронологических событий. Замысел статьи — показать развитие профессионального образования сотрудников Следственного комитета в Приволжском федеральном округе через виды деятельности учебной структуры Академии и реализуемые в ней формы учебных занятий, с учетом проблем, влияющих на профессионализм следственных кадров.
Новые исторические условия выдвинули проблемы, важность и острота которых стали очевидны в профессиональной подготовке следователей. Основные проблемы, на наш взгляд, таковы:
1) качество юридического образования в российских высших учебных заведениях не всегда отвечает требованиям, предъявляемым работодателем (в данном случае Следственным комитетом) к выпускникам вузов, поступившим на федеральную государственную службу, особенно в должности следователей;
2) базовое юридическое образование, получаемое в рамках традиционной системы высшего образования, принципиально не может раз и навсегда обеспечить человека, связавшего свою жизнь со следственной работой, знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей;
3) должности следователей замещаются подчас малоопытными сотрудниками. На долю следователей следственных органов Следственного комитета следователей со стажем работы более 3 лет приходится порядка 40 %.
Дополнительное образование следователей — повышение квалификации — нацелено на пополнение базовых знаний в сфере юриспруденции и овладение необходимыми для следователя профессиональными навыками. Кроме того, дополнительное профобразование в системе Следственного комитета — это и профессиональное сознание, которое характеризует многие стороны социального поведения личности следователя — от целей и ценностей до осознания результатов деятельности по критериям реальности и будущего.
Способствование профессиональному росту слушателей на основе актуализации и систематизации их знаний, развитие соответствующих навыков, использование современных технологий обучения находят отражение в реализуемых четвертым факультетом дополнительных образовательных программах повышения квалификации.
Общеизвестно, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Следуя выполнению данной задачи и цели повышения квалификации следователей, профессорско-преподавательский состав четвертого факультета уделяет большое внимание качеству образования, которое понимается как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.
Качество образования раскрывается нами в таких характеризующих его понятиях, как: качество преподавания (учебного процесса); качество профессорско-преподавательского состава; качество дополнительных образовательных программ; качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество слушателей; качество управления образованием; качество научно-исследовательской работы.
На формирование указанных характеристик, конечно же, нужно сознательно влиять, а следовательно, ими необходимо управлять. Система управления качеством образования в четвертом факультете включает мотивацию, организацию, планирование, анализ и исследование качества, контроль качества и построена на принципах:
1) ориентации всей деятельности четвертого факультета на образование (повышение квалификации), отражающее потребности Следственного комитета;
2) непрерывного совершенствования и повышения качества всех процессов образовательной деятельности;
3) обеспечения участия всего профессорско-преподавательского состава четвертого факультета, а также слушателей и региональных следственных управлений Следственного комитета Приволжского федерального округа в решении проблем качества образования;
4) создания системы мотивации повышения качества образования как для преподавателей, так и для слушателей;
5) разработки и использования современных образовательных технологий;
6) создания системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения;
7) установления соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе и задачам Следственного комитета; воспитания профессионала, гражданина, патриота;
8) формирования информационного обеспечения управления качеством образования;
9) исследования и прогнозирования тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве. Известно, что для осуществления управления, помимо системы, необходим и механизм управления.
Примером механизма управления качеством образования является созданная на четвертом факультете система контроля качества обучения, которая включает несколько способов измерения качества полученных слушателями знаний:
1) контроль знаний слушателей при зачислении (входной контроль);
2) контроль знаний, умений и навыков слушателей по итогам изучения конкретной дисциплины — уголовного права, уголовного процесса, криминалистики (текущий вну-тридисциплинарный контроль);
3) итоговая аттестация (защита выпускной работы (реферата), экзамен в форме тестирования (выходной контроль)).
Принятая система оценки знаний, по нашему мнению, позволяет обеспечивать в полной мере контроль освоения программного материала.
С целью повышения эффективности подготовки слушателей осуществляется мониторинг качества полученных ими знаний и анонимное анкетирование. Мониторинг качества знаний организуется ежегодно при непосредственном участии кадровых подразделений региональных следственных управлений Следственного комитета Приволжского федерального округа. Анонимное анкетирование проводится в каждой группе слушателей. Ответы на вопросы анкеты анализируются и при необходимости используются для улучшения качества про-
фессионального образования, в первую очередь — учебного процесса, так как повышению его качества на четвертом факультете отводится главенствующая роль.
Учебный процесс обеспечивает квалифицированные преподаватели, 67 % из которых имеют ученые степени доктора и кандидата наук.
Все преподаватели — в прошлом сотрудники следственных органов и прокуратуры, поэтому, кроме общетеоретических знаний, обладают и практическим опытом.
К учебному процессу наряду со штатными сотрудниками привлекаются профессионалы в области судебной медицины и психиатрии, а именно: эксперт Нижегородского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, кандидат медицинских наук В. Г. Воробьев и профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского доктор психологических наук Е. В. Васкэ, которые сотрудничают с четвертым факультетом уже шесть лет.
Профессорско-преподавательским составом постоянно ведется работа по интенсификации учебного процесса, его компьютеризации, поиску и внедрению прогрессивных технологий обучения. В преподавании все большее распространение получают инновационные формы обучения, направленные на отработку действий слушателя в обстановке, приближенной к реальности.
Наряду с традиционными формами обучения (лекциями, семинарами, практическими занятиями) организуются круглые столы, деловые игры, решение актуальных юридических и правоприменительных задач на основе изучения судебно-следственной практики, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, интеллектуальные игры. В учебном процессе применяются дидактические и методические материалы, основанные на использовании современной компьютерной и видеотехники, лекционные занятия сопровождаются презентациями. Деловые игры и практические занятия проходят на стационарно оборудованных полигонах, которые позволяют слушателям самостоятельно производить технико-криминалистические операции: дактилоскопирование, изготовление слепков следов обуви, изъятие следов пальцев рук, микроскопическое исследование различных объектов, моделировать обстановку места происшествия.
По программе повышения квалификации «Криминалистическое обеспечение предварительного расследования» одним из обязательных занятий является выезд на местность для отработки навыков применения криминалистической техники. В каждой группе слушателей проводятся практические занятия по теме «Компьютерная сферическая фотопанорама как способ фиксации хода и результатов следственных действий». В процессе занятия рассматриваются приемы изготовления компьютерной сферической фотопанорамы на имеющемся в четвертом факультете оборудовании. Совместно с отделом криминалистики Следственного управления Следственного комитета по Нижегородской области и экс-пертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Нижегородской области на базе Гороховецкого учебного центра ЗВО МО РФ в п. Мулино Нижегородской области ежегодно организуются практические занятия «Тактика осмотра места происшествия по преступлениям, совершенным с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств».
По программам повышения квалификации, касающимся расследования преступлений против личности, организации работы следственных подразделений, криминалистического обеспечения предварительного расследования аудиторные занятия проводятся в форме круглых столов, на которых рассматриваются проблемы раскрытия и расследования преступлений. На таких занятиях следователи делятся не только своими профессиональными успехами, но и трудностями, а также опытом их разрешения. Эта форма общения помогает молодым следователям осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение — нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте и с новыми должностными обязанностями, преодоление трудностей — совершенствование в выбранной профессии. Встречи за круглым столом расширяют профессиональный кругозор не только следователей-новичков, но и опытных сотрудников, а также преподавателей.
Четвертым факультетом уделяется повышенное внимание и учебно-методическому обеспечению учебного процесса: профессорско-преподавательский состав разрабатыва-
ет специальные пособия (учебные, учебно-практические, учебно-методические и т.п.) и внедряет их в процесс обучения. Библиотекой четвертого факультета обеспечивается доступ слушателей к информации посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных. Фонд библиотеки укомплектован учебной, методической, научной, справочной, отраслевой литературой, периодическими изданиями и стабильно пополняется.
Для эффективности и результативности учебного процесса четвертым факультетом постоянно ведется работа по организации взаимодействия с образовательными учреждениями, судом, органами прокуратуры и правоохранительными структурами. В рамках договоров о творческом сотрудничестве в учебном процессе принимают участие: судьи Нижегородского областного суда; сотрудники прокуратуры Нижегородской области и Управления Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе; сотрудники Главного управления ФСИН по Нижегородской области, отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, Приволжского регионального центра судебных экспертиз, Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, Приволжского регионального центра МЧС России; преподаватели Нижегородской академии МВД России, Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и др.
Огромную роль в улучшении качества учебного процесса играет взаимодействие четвертого факультета со следственными управлениями Следственного комитета, территориально входящими в Приволжский федеральный округ. Уделяя взаимодействию со следственными органами повышенное внимание, сотрудники четвертого факультета исходят из следующего. В современной России взаимодействие определяется как социальное партнерство, которое является очень значимой областью человеческих отношений. Синонимом слова «взаимодействие» является «сотрудничество», которое в Толковом словаре русского языка
5 Ушакова Д. Н. Толковый словарь русского языка // URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov.
Д. Н. Ушакова определяется как совместная деятельность5. Повышение квалификации в профильном учебном заведении не может быть эффективным, если оно будет замкнуто, отдалено от практической деятельности; только вместе, объединив усилия следственных органов и преподавателей, можно сформировать сотрудников, профессионально подготовленных к выполнению сложной и многогранной следственной деятельности. Следственные органы должны проявлять активность в формулировке требований к количеству и качеству профессиональной подготовки своих сотрудников, а образовательное учреждение — удовлетворять их запросы. Понимая это, региональные следственные управления не могли оставаться только исполнителями предлагаемых планов по повышению квалификации и наблюдателями за процессом обучения. Жизнь требовала их активного включения и в сам процесс повышения квалификации.
Взаимодействие четвертого факультета и следственных управлений Следственного комитета Приволжского федерального округа выстроилось по следующим направлениям:
— обмен информацией по сотрудникам, прибывающим на обучение;
— участие наиболее квалифицированных сотрудников следственных органов в учебном процессе;
— обмен информацией о недостатках и об ошибках предварительного следствия;
— обмен подготовленными специальными изданиями.
По первому направлению формы взаимодействия сводятся к следующему:
1. Представление справок-анкет на сотрудников, планируемых к повышению квалификации, заявок на бронирование им мест в гостинице.
2. Информация следственных органов о замене либо о невозможности прибытия на обучение ранее запланированного сотрудника.
3. Представление в следственные органы перечня тем для подготовки слушателями рефератов по конкретным программам повышения квалификации.
4. Информационные письма о результатах обучения каждого направленного сотрудника, о соблюдении им учебной дисциплины и о поведении.
5. Ежегодный мониторинг слушателями качества знаний, полученных на курсах повышения квалификации.
Взаимодействие по данному направлению позволяет:
— свести к минимуму повышение квалификации по дополнительной образовательной программе сотрудников, ранее по ней обучавшихся;
— выполнить в полном объеме план набора слушателей;
— не допускать фактов нарушений слушателями учебной и поведенческой дисциплины;
— исключить случаи неосвоения слушателями программы обучения;
— активизировать работу следственных органов по отбору кандидатов на повышение квалификации и спросу с них за результат обучения;
— осуществлять подготовку слушателями рефератов на высоком уровне, с возможностью их использования в учебном процессе и опубликования в специальной литературе;
— повысить стремление слушателей к процессу обучения, получению новых знаний и более высокой оценки по результатам повышения квалификации;
— использовать результаты мониторинга для совершенствования учебного процесса. Следующее направление взаимодействия —
участие наиболее квалифицированных сотрудников следственных органов в учебном процессе. Взаимодействие в этом направлении строится по выработанной схеме:
1. В следственные органы, входящие в Приволжский федеральный округ, направляются учебно-тематические планы дополнительных образовательных программ повышения квалификации с предложением выбора тем занятий, которые могут провести наиболее опытные и квалифицированные сотрудники следственного управления.
2. С учетом поступивших предложений с кандидатом согласовывается время и форма проведения занятий (лекция, практическое занятие), полученные данные вносятся в расписание занятий.
3. В адрес руководства следственного органа направляется письмо-вызов на сотрудника для его участия в учебном процессе с указанием времени проведения занятий, формы и темы, по результатам проведенных занятий направляется письмо-благодарность. Активное участие в учебном процессе принимают сотрудники следственных управлений Следственного комитета по Пензенской, Оренбургской, Нижегородской областям, по Удмурт-
ской Республике, по Республике Татарстан, по Республике Мордовия, Приволжского следственного управления на транспорте.
Взаимодействие по данному направлению способствовало:
— внедрению в процесс обучения эффективных методов следственной работы, применяемых в разных регионах Приволжского федерального округа, и их доступность для внедрения во всех следственных органах округа;
— использованию в учебном процессе профессорско-преподавательским составом четвертого факультета опыта работы региональных следственных органов;
— ознакомлению сотрудников следственных органов с деятельностью четвертого факультета, налаживанию контактов по профилирующим дисциплинам и использованию его в дальнейшей совместной деятельности. Наиболее актуальным и эффективным как
для учебного процесса, так и для работы следственных органов, на наш взгляд, является обмен информацией о недостатках и об ошибках предварительного следствия.
Ежеквартально следственные управления Следственного комитета Приволжского федерального округа направляют на четвертый факультет копии постановлений о направлении уголовных дел на дополнительное расследование прокурором, возвращение уголовных дел прокурору судом в порядке ст. 237 УПК РФ, а также оправдательных приговоров. Указанные процессуальные документы анализируются, выявленные ошибки предварительного следствия используются как при подготовке специальной учебной литературы, так и на аудиторных занятиях (лекционных, практических, круглых столах и т.п.), в частности по темам: «Техника составления обвинительного заключения. Ошибки, допускаемые при составлении обвинительного заключения»; «Анализ следственной и судебной практики по решениям реабилитирующего характера»; «Анализ причин возвращения уголовных дел прокурором и судом в порядке ст. 221 и 237 УПК РФ и вынесения судом оправдательных приговоров по уголовным делам». Нередко слушатели узнают свои уголовные дела, в этом случае преподаватель разбирает допущенные ошибки уже с кон-
кретным исполнителем, привлекая к обсуждению других слушателей, что в определенной степени имеет положительный результат.
Одним из направлений взаимодействия является обмен подготовленными специальными изданиями. Ряд следственных органов для использования в деятельности четвертого факультета направляют разработанные ими методические рекомендации, издаваемые бюллетени и другой специальный материал (видеофильмы, электронные издания и т.п.). Четвертый факультет при подготовке специальной литературы (учебных пособий, учебно-практических, учебно-методических пособий) производит ее рассылку во все следственные управления Следственного комитета Приволжского федерального округа. Взаимодействие в данном направлении, например, способствовало развитию деятельности четвертого факультета по воспитанию патриотизма следственных работников.
Сегодня осуществляемая четвертым факультетом образовательная деятельность представляется не только педагогической, но и воспитательной. Образование и воспитание — основа социума, именно они обуславливают эффективность всех элементов и факторов общественного прогресса. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и существует, пока живет общество. Оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности поколений, подготовки производительных сил и развития общества6.
Важнейшей проблемой современного образования является восстановление единства систем обучения и воспитания, которое всегда было особенностью российского образования. Это подчеркнул и Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая в г. Краснодаре 12 сентября 2012 года на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи: «Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
Судьба молодого поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования взаимосвязанных систем образования и воспитания, определяющих нравственные ориентиры, дающие знания и прочную духов-
6 Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования : монография. М., 2005. С. 10.
ную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм.
Не секрет, что сегодня в России отношение к патриотизму неоднозначное, это связано в основном с изменением ценностей современной молодежи. Поэтому особую роль приобретает воспитание истинного патриотизма, определение которому дано Президентом Российской Федерации на вышеуказанной встрече: «это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».
Решение задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания определяется формированием общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю страны, воспитанием культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Служба в Следственном комитете в нашем сознании ассоциируется со словом «честь», так как она связана с такими понятиями, как честь мундира, честь офицера, уважение чести и достоинства личности.
По В. Далю, «честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая со-весть»7. С нашей точки зрения, именно на данных понятиях основываются морально-нравственные нормы следственной деятельности. С учетом этого патриотическое воспитание сотрудников Следственного комитета рассматривается нами и как воспитание морально-нравственных качеств, важных в следственной работе.
Для проведения мероприятий патриотической направленности на четвертом факультете используется весь имеющийся потенциал: государственная символика, аудиторная площадка, музей, видеотека и наглядная агитация.
На факультете реализуются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом и современные формы воспитательной ра-
боты. С целью реализации учебно-теоретических основ патриотического воспитания в учебно-тематический план всех дополнительных образовательных программ повышения квалификации включены занятия по темам: «Нормативная правовая база, регулирующая деятельность следственных органов», «Профилактика коррупционных правонарушений», «Актуальные изменения в уголовном, уголовно-процессуальном и ином законодательстве», «Психологические аспекты деятельности следственной работы. Психология общения. Коммуникативная компетентность», «Методы преодоления противодействия, оказываемого участниками уголовного судопроизводства», «Практика Европейского Суда по правам человека при обеспечении разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебной стадии. Проблемы исчисления сроков предварительного следствия», «Основные правовые, организационные меры по профилактике дорожно-транспортных правонарушений», «Укрепление исполнительской дисциплины», «Основные положения Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета России». Занятие по теме «Профессиональная честь, мастерство, неподкупность, моральная чистота и скромность — традиции сотрудников Следственного комитета России» сопровождается демонстрацией документальных фильмов «Честь мундира» и «Убит следователь».
На наш взгляд, важнейшим фактором, требующим изменения подхода к патриотическому воспитанию, является возникновение условий для непосредственного включения слушателей в жизнь общества через развитие у них патриотических чувств. С этой целью в мае каждого года слушателям предлагается подготовить очерк о ветеранах Великой Отечественной войны и следственных органов. С большим уважением к историческому прошлому и гордостью за своих земляков слушатели рассказали о многих из них.
Самым ярким мероприятием в воспитании патриотизма является традиционная встреча с ветеранами следственных органов. Встреча с профессионалами, верными выбранной в молодости нелегкой профессии следователя, не только показывает живучесть преемственности поколений, но и раскрывает этапы ста-
7 Даль В. И. Толковый словарь // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/375190.
новления российского следствия на примерах конкретных человеческих судеб. Во время таких встреч знакомство с людьми, соприкасавшимися с уже историческими для молодых следователей периодами следственной работы, играет важную роль в формировании следственного идеала.
Разнообразие форм воспитательной ра-боты8, по нашему мнению, формирует позитивное отношение к службе в органах Следственного комитета; способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению методик проведения следственных действий; оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности и саморазвития; способствует привлечению сотрудников к решению общегосударственных и ведомственных задач, умению действовать в соответствии с национальными интересами России, форми-
рованию высокого патриотического сознания, верности Отечеству, выполнению конституционных и служебных обязанностей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задача, поставленная руководством Следственного комитета Российской Федерации по организации повышения квалификации следователей в Приволжском федеральном округе, выполняется.
Новая форма дополнительного профессионального образования следователей, созданная в Следственном комитете, — окружные учебные структуры (факультеты Академии) — не только успешно прошла путь становления, но и интенсивно развивается: растут масштабы деятельности факультетов, совершенствуется качество учебного процесса, а это создает уверенность в эффективном и результативном профессиональном образовании сотрудников Следственного комитета и в будущем.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багмет А. М. Организация деятельности Академии Следственного комитета Российской Федерации — нового учреждения высшего образования в системе российского юридического образования // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2014. — № 1.
2. Настольная книга следователя / под общ. ред. Г. Н. Сафонова. — М. : Юридическая литература, 1949.
3. Ямников В. Профессиональная подготовка следователя // Законность. — 2006. — № 10.
Материал поступил в редакцию 27 августа 2015 г.
FORMATION OF VOCATIONAL EDUCATION FOR INVESTIGATORS OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE VOLGA FEDERAL DISTRICT
KURNYSHOVA Elena Aleksandrovna — PhD in Pedagogics, Deputy Director of the Institute of Continuous Education of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation; Dean of the 4th Faculty of Continuous Education (Nizhniy Novgorod). [email protected]
603104, Russia, Nizhny Novgorod, Krasnozvezdnaya street, 5.
RODIONOVA Yulia Viktorovna — PhD in Political Studies, Associate Professor at the Department of Criminal Procedure of the 4th Faculty of Continuous Education (Nizhniy Novgorod) the Institute of Continuous Education of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. [email protected]
603104, Russia, Nizhny Novgorod, Krasnozvezdnaya street, 5.
Review. The article demonstrates the process of development of vocational training for investigating officers of the Investigative Committee of Russian Federation in the Volga Federal District. The article also outlines the chronology of the creation of a new form of additional vocational training of the staff of the Investigative Committee of the Russian Federation — District educational structure - the fourth faculty (located in Nizhny Novgorod) the Institute of Continuous Education FSCEI HE "The Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation."
8 См. подробно: Курнышева Е. А. Воспитание патриотизма в стенах Академии Следственного комитета Российской Федерации // Вестник Академии Следственного комитета России. 2014. Вып. 1. С. 111—113.
№ 4 (113) апрель 2016
LEX RPSSIICA
УНИВЕРСИТЕТ
имени О.Е. КУТАФИНА
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
The authors have disclosed some activities of the 4th Faculty of Continuous Education, one of which is a priority for the Investigative Committee of Russia as a whole is the organization of work to improve the professional development of young investigating officers.
They highlighted the principles of creation of a system for quality of education, the structural elements of the control system of education quality implemented in the 4th Faculty of Continuous Education, for example, level of knowledge control when enrolling students, control of knowledge and skills students have gained following the learning of a particular subject, e. g. criminal law, criminal procedure, criminology, and final examination (defense of their final paper (essay), examination in the form of a test
The article shows the interaction between practitioners and faculty members as a form which improves the quality of the educational process
The authors pay attention to the unity of the systems of training and education following the example of the 4th Faculty of Continuous Education of the the Institute of Continuous Education. This study reflects the development of patriotic education of the staff of the Investigative Committee in the framework of their education and skills enhancement at various programs, the impact of such education on the development of the employees' moral qualities in exercising of their professional activities, namely investigation of crimes
The authors sum up the results of execution of the task on the organization of skills enhancement training of investigating officers of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Volga Federal District. Thus, the 4th Faculty of Continuous Education not only provides educational programs, but also creates a solid scientific base by means of attracting students to the process of writing of scientific papers - abstracts, reports, and their participation in scientific forums held fourth faculty during their training
Keywords: vocational training, continuous education, the investigating officer, the Investigative Committee of the Russian Federation, Volga Federal District, the Academy, the 4th Faculty, the learning process, providing education, students, formation of a scientific foundation
1. Bagmet A. M. The organization of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation — a new higher education institution in the system of Russian legal education. // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. Moscow. — 2014. — No 1.
2. Investigating officer's reference book. Safonov G.N. (ed.). — Moscow, Law books, 1949.
3. Yamnikov V. Vocational training of an investigating officer. Legality — 2006. — No 10.
BIBLIOGRAHPY