Научная статья на тему 'Компетентность сотрудника правоохранительных органов как определяющий фактор высокой эффективности борьбы с терроризмом'

Компетентность сотрудника правоохранительных органов как определяющий фактор высокой эффективности борьбы с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность сотрудника правоохранительных органов как определяющий фактор высокой эффективности борьбы с терроризмом»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Кадровое обеспечение ОВД

В.Ф. Анисимов*, В.И. Безрядин**, И.Н. Кондрат***, О.Г. Михайлова****, М.В. Сальников*****

Компетентность сотрудника правоохранительных органов как определяющий фактор высокой эффективности борьбы с терроризмом

На современном этапе развития нашего общества неудержимыми темпами растет преступность. Фактически нормой жизни стало ежедневное совершение умышленных убийств, бандитских налетов, разбойных нападений, других преступлений с применением различных видов оружия, транспортных средств. Подавляющее большинство тяжких и особо тяжких преступлений совершаются из корыстных побуждений, преступники проявляют в отношении своих жертв необъяснимую и изощренную жестокость.

За последние годы появились новые (для нашей страны) и участились некогда «экзотические» виды преступлений: угоны самолетов, ограбления банков и сберегательных касс, нападения на инкассаторов, похищения с целью выкупа малолетних детей и взрослых людей и другие.

Особую тревогу вызывает появление и развитие терроризма в различных его проявлениях. Террористические акты крайне негативно влияют на все сферы жизни общества.

Отечественные правоохранительные органы по объективным и субъективным причинам не были готовы к борьбе с терроризмом и другими новыми видами преступлений. Одна из основных причин этого - слабая профессиональная подготовка кадров МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов в этой области. А от компетентности специалистов зависит успех в любом деле.

Рассмотрим подробнее вопросы компетентности специалиста в сфере борьбы с преступностью, терроризмом.

Жизнедеятельность общества, а значит, и каждого отдельного человека, может осуществляться в двух относительно самостоятельных формах - теоретической и практической.

* Преподаватель Нижневартовского филиала Северо-Западной академии государственной службы, кандидат юридических

наук.

** Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

*** Кандидат юридических наук.

**** Кандидат юридических наук, доцент (Курский филиал Орловского юридического института МВД России).

***** Профессор кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Практик, практический работник - это лицо, осуществляющее материальнопреобразовательную деятельность с целью производства реального результата и удовлетворения соответствующих потребностей общества. В процессе практики происходит опредмечивание идей, их материализация. Для достижения такого результата практический работник осуществляет особые трудовые операции, используя при этом специальные средства для преобразования предмета труда. Специфика предмета труда, особенности используемых в процессе труда средств, характер трудовой деятельности, ее целей обусловливают своеобразие соответствующего вида практики, к примеру, исполнительной, законодательной, судебной, другой деятельности. Особенно наглядно это проявляется в структуре правоприменительной деятельности, где формируется и функционирует практика, именуемой правовой и юридической. По формам осуществления она довольно многообразна. Среди форм правоохранительной практики особое место занимает практика борьбы с преступностью, которая, в свою очередь, тоже неоднозначна и по субъектам может условно классифицироваться на оперативную, следственную, прокурорскую и др.

Субъектами данной практики является работники различных служб и подразделений органов внутренних дел, следственных подразделений, прокуратуры.

В структуре юридической практики форма и качественная определенность достигаемого результата весьма специфичны, однако они во всех случаях отражают материально-преобразующую активность субъектов данной практики1, т.е. следователя, прокурора или, скажем, оперуполномоченного.

Теоретик занимается обобщением общественно-производственной деятельности с целью создания научных основ для дальнейшего преобразования объективной реальности, совершенствования и увеличения эффективности практической деятельности.

В области борьбы с преступностью сегодня особое место занимают вопросы, связанные с координацией деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом в любых его проявлениях, соответствующей профилактической работой, организацией оперативно-розыскной деятельности по предотвращению террористических действий и раскрытия данной категории преступлений, особенностями расследования этих сложных и трудоемких уголовных дел и т.п. Чтобы оперуполномоченный, участковый, дознаватель, следователь, прокурор, руководитель органа внутренних дел или другие конкретные сотрудники правоохранительных органов могли выполнять возложенные на них обязанности и решать стоящие перед ними задачи по борьбе с преступностью и терроризмом, они должны быть компетентны в сфере своей деятельности. Понятно, что каждый из названных субъектов, помимо компетентности в своей собственной сфере, должен обладать определенной компетентностью и в иной, но родственной сфере деятельности. Без этого невозможно достичь взаимопонимания, должного качества и эффекта в решении общих задач как в области борьбы с преступностью вообще, так и с террористическими проявлениями, в частности.

Решение названных задач в условиях становления правового государства необходимо, но оно возможно лишь на основе взаимодействия, сотрудничества ученых и практиков. Однако такое сотрудничество может быть осуществлено только в том случае, если обе стороны компетентны в соответствующей сфере, например, в области борьбы с преступностью, с террористическими действиями. Так возникает проблема взаимной компетентности соответствующих субъектов, которая может быть сформулирована как «теоретическая компетентность практиков плюс практическая компетентность теоретиков».

Следует отметить, что с точки зрения принципов совместной деятельности понимание компетенции как фундаментальной правовой категории должно быть одинаковым как у практиков, так у теоретиков. Только при однозначном понимании компетентности возможно достижение взаимопонимания между соответствующими субъектами, надлежащая организация их совместной работы в деле борьбы с преступностью.

Для достижения взаимопонимания требуется правильное и адекватное осмысление теорией данного вида практики, а практикой - освоение конкретного вида теории.

Обычно под компетентностью понимается объем специальных знаний соответствующего субъекта. Но это лишь одна сторона данного явления. Она отражает его статическое состояние. Другие же стороны компетентности при такой ее интерпретации не раскрывается, остаются вне поля зрения, что может негативно сказаться в сфере деятельности субъекта.

Рассмотрим некоторые стороны в структуре компетентности специалиста МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов.

1. Компетентность характеризует субъекта правоохранительных органов с точки зрения объема специальных знаний, которыми он должен обладать. И знания эти должны быть вполне определенного качества, поскольку компетентность означает «обладание знаниями, позволяющие судить о чем-либо, высказывать всякое, авторитетное мнение»2. Каждому специалисту «...нужно

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Кадровое обеспечение ОВД

быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование. Вот те условия, которыми мы должны удовлетворять во что бы то ни стало»3. Недвусмысленное указание на качество образования («научное образование») компетентного специалиста акцентирует внимание на способе ее приобретения, ориентирует специалистов ОВД, прокуратуры, других правоохранительных органов на активную позицию в процессе формирования своей компетентности. Вместе с тем акцент на роли именно научного образования означает формирование компетентности в процессе подготовки будущего специалиста для МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов в системе высшей юридической школы, а затем в непрерывном повышении компетентности аттестованного специалиста. Само «научное образование», а значит и формирование компетентности специалиста МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов должно базироваться на современных научных основах. В то же время научное образование субъекта должно представлять собой непрерывный целенаправленный процесс формирования компетентности специалиста от низшего до высшего звена, начиная с обучения специалиста в средних, а затем высших юридических учебных заведениях, овладения навыками и умениями в ходе практической деятельности, которая при этом должна быть тесно связана с учебным процессом. Следовательно, компетентным может считаться лишь тот специалист, который успешно окончил юридический вуз и получил фундаментальное базовое образование на основе специализированной интенсивной подготовки и непрерывной связи учебного процесса с практикой по его будущей профессиональной деятельности, а в дальнейшем своевременно следит за последними достижениями науки, относящимся к сфере его профессиональной деятельности и по возможности использует их в своей практической деятельности. Именно это определяет в конечном счете профессионализм специалиста, а значит, и его компетентность. Следует отметить, что профессионализм является главным показателям социальной активности личности. Для приобретения профессиональных качеств специалист должен постоянно работать над повышением уровня своего образования, быть творческим, активным работником, заботиться о повышении личного профессионализма, а значит, и компетентности. Профессиональная компетентность включает в себя теоретическую компетентность практика и практическую компетентность теоретика. Только во взаимосвязи названные виды компетентности позволяют говорить о подлинном профессионализме специалиста применительно к определенной сфере, к примеру, в области борьбы с преступностью вообще или террористическими актами в частности. Без такой полноты профессиональных качеств невозможна профессиональная активность ни теоретика, ни практика. Практическая ограниченность специалиста, не обладающего теоретической компетентностью, так же ущербна, как и теоретическая ограниченность практика, не компетентного в соответствующих областях теории.

2. Компетентность характеризует то, что вправе и обязан знать и делать субъект, тот объем специальных знаний и умений, которыми он должен обладать. Это сторона компетентности подчеркивается и в латинском слове, от которого произошел термин «компетентность». В дословном ппереводе оно означает «соответствую, подхожу»4. Отмечая особую роль этой стороны компетентности, некоторые авторы характеризуют ее как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями»5.

3. Компетентность характеризует деятельную сторону субъекта, его способность действовать на основе приобретенных, имеющихся у него знаний, умений, навыков. Взаимосвязь перечисленных свойств компетентного субъекта удачно отражается в некоторых интерпретациях данного термина. Так, в Словаре иностранных слов понятие «компетентный» трактуется как «надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиями делать или решать что-либо, судить о чем либо»6.

Как мы видим, разнообразные стороны компетенции всегда обращены к одной и той же личности. В связи с этим оправдано было бы на этой основе выделить своеобразный личностный аспект рассматриваемого явления. Он выражается в осознании специалистом своей качественной определенности, оценки своих профессиональных способностей с точки зрения предъявляемых к данной специальности требований.

Совершать определенные действия или принимать конкретные решения может лишь тот субъект, который обладает определенными знаниями, или наделен соответствующими полномочиями. Следовательно, с нравственной точки зрения некомпетентный специалист не имеет права не только заниматься деятельностью, в которой он не обладает надлежащими знаниями, но и высказывать свое мнение, поскольку оно в профессиональном отношении недоброкачественно, способно ввести других лиц в заблуждение, повлечь негативные последствия.

Суммируя изложенное, мы можем сделать некоторые выводы.

Компетентность представляет собой определенный уровень интеллектуального, психологического и функционального состояния специалиста, отражающего его полномочия, знания, убеждения, навыки и умения в конкретной сфере профессиональной деятельности, обусловливающие в своем единстве его качественную определенность, на основе которой делаются выводы о его соответствии предъявляемым требованиям с точки зрения занимаемой должности или выполняемой работы.

1 См.: Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972. С. 103.

2 Словарь иностранных слов. М., 1964. С. 315.

3 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 40. С. 215.

4 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 614.

5 Там же.

6 Там же. С. 315.

В.И. Безрядин*

Организационные и методические вопросы повышения квалификации молодых специалистов для органов прокуратуры

При обучении малоопытных специалистов в единой системе непрерывного повышения квалификации прокурорско-следственных работников следует особо заострить внимание на некоторых вопросах подготовки и проведения занятий с начинающими специалистами. Среди них до сих пор, к сожалению, есть сотрудники, не имеющие высшего юридического образования, являющиеся студентами 3-5-го курсов юридических вузов или слушателями, обучающимися на вечернем или заочном отделении вузов для получения второго высшего юридического образования.

Конечно, в органах прокуратуры в этом плане накоплен достаточный опыт воспитания и обучения начинающих специалистов, в основе которого лежит научно обоснованная система повышения квалификации кадров. Она предполагает систематическую, плановую учебу молодых специалистов, требует правильного сочетания и использования с наибольшей отдачей всех форм обучения, коллективных и индивидуальных способов повышения квалификации.

Действенность мероприятий по обучению малоопытных работников в первую очередь зависит от правильного определения тематики обучения. Шаблонный подход в воспитании и обучении кадров крайне вреден.

Работа по обучению молодых специалистов зависит от многих факторов, в частности, от объема общих знаний, от уровня начальной профессиональной подготовки этих специалистов. Поэтому для них необходимо проводить занятия по определенной тематике с практическим уклоном. Например, начинающие следователи, как правило, нуждаются прежде всего в детальных знаниях по вопросам уголовно-процессуального регламентирования производства следственных действий, уголовного права, методики расследования преступлений, тактики производства следственных действий, взаимодействия следователя и органов дознания, организации и планирования следствия, применения криминалистической техники, оформления процессуальных документов и т.д.

Планируя темы практических занятий для молодых специалистов, следует соблюдать известную последовательность и преемственность. Не нужно стремиться охватить как можно больше различных, не связанных друг с другом вопросов. Как правило, надо посвящать практические занятия для начинающих специалистов какой-либо одной теме, например, расследованию убийств. План занятий и список литературы необходимо разослать им заранее с тем, чтобы они могли подготовиться и принять участие в обсуждении.

* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.