Научная статья на тему 'Семинар деловая игра с использованием групповых форм работы курсантов'

Семинар деловая игра с использованием групповых форм работы курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2957
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинар деловая игра с использованием групповых форм работы курсантов»

Преподав вуза

ателю

СЕМИНАР - ДЕЛОВАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук, доцент И. С. Скляренко

Уссурийский филиал Дальневосточного юридического

института МВД России

“. ..для школы труда необходима работа служения товарищам . ..когда школьная работа сделает это своим благородными девизом ...тогда она сможет стать основой для государственно-гражданского воспитания...”

Георг Кершенштеинер Семинар - это такая форма теоретического обучения под руководством преподавателя, при которой происходит обсуждение наиболее сложных тем учебной программы, являющихся производной от лекции, но не повторяющих ее тему и учебные вопросы, а расширяющая и углубляющая их содержание, максимально приближая обучение к реальным условиям деятельности.

Семинарские занятия отличаются от практических, в первую очередь, целевой установкой. На семинарах в большей степени отрабатывается изученный теоретический материал, в то время как на практических занятиях вырабатываются основные умения и навыки по изучаемому предмету. В практике работы образовательных учреждений МВД России существует большое разнообразие семинарских занятий. Назовем некоторые из них: семинар-беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар-диспут, проблемный семинар, семинар с докладом, монографический семинар и др.

Группоеые формы работы (ГФР) - это работа в малых группах, совместное выполнение дидактических заданий малой группой обучаемых, без прямого постоянного контакта с обучающим. Данная форма не используется обособленно от других, ее необходимо планировать обязательно в сочетании с фронтальной и индивидуальной формами деятельности.

Деловая игра - активный метод обучения, работа по имитационному моделированию изученных систем, явлений, процессов и будущей профессиональной деятельности. Предмет ее - сама человеческая деятельность.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя фактор познавательного ин-

тереса, фактор состязательности. Однако наряду с этим он сам выступает эффективным мотивационным механизмом мыслительной активности обучаемых. Методически верно организованная деловая игра содержит в себе стимулы для саморазвития, так как очередной шаг в учебной деятельности является производным от предыдущего и побудительной причиной для последующего. Игра имеет свои внутренний конфликт, драматургию, что побуждает участников к действию.

Моделируя определенную профессиональную или жизненную ситуацию, деловая игра позволяет обучаемым получать ответы на вопросы в совместной деятельности. Она создает учебную среду, в той или иной степени приближенную к реальному процессу. Это облегчает перенос навыков, сформированных во время таких занятий на профессиональную деятельность. Модельная ситуация должна иметь в себе определенный конфликт, отсутствие которого исключает постановку проблемы.

Технология деловой игры - это конкретная “технология” проблемного обучения. При этом игра обладает одним важным свойством: игровая проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры, что, в свою очередь, способствует возникновению новых проблем. Такая технология отражает деятельность участников игры по поиску, обработке и усвоению учебной информации для принятия решения в проблемной ситуации.

При использовании данной методики быстро действует обратная связь: обучающий - обучаемый. Последний сразу же узнает о результатах принятого решения. Причем решение проблем в ходе деловой игры позволяет обучаемым приобретать профессиональный опыт, не неся ответственности за допущенные ошибки. Такой подход является важным психологическим фактором для обучаемого: повышает его уверенность в себе при столкновении с реальными ситуациями.

Формирование профессиональных навыков сотрудников ОВД происходит в ходе учебной практики либо уже в процессе самостоятельной трудовой деятельности. Оба традиционных пути развития мастерства обладают недостатками. Прежде всего они связаны непосредственно с трудовой деятельностью, где главное - выполнение функциональных обязанностей, а не самовоспитание и самообучение, на которое зачастую просто не хватает времени, оно уходит на второй план.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность

деятельности. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад всего лишь к некоторому моменту, переиграть его, принимая другие решения, чтобы определить их преимущества и недостатки по отношению к апробированным. Одна и та же игровая ситуация может обыгрываться несколько раз, ее участники могут предлагать разные стратегические решения, исполнить разные роли. Участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб, здесь создаются оптимальные условия для развития предусмотрительности, прогнозирования ситуации, гибкости мышления и целеустремленности.

С психологической точки зрения в игре происходит сглаживание внутренних противоречий личности, внутреннее уравновешивание, поэтому в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние. Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет провести более глубокий причинно-следственный анализ ситуации. Главным же достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления профессионального и жизненного опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловой игры в довольно короткие сроки.

Практическими органами МВД в рамках проблемы профессионального сотрудничества давно обсуждается вопрос об оперативном взаимодействии различных служб при расследовании преступлений. Опыт показывает, что одной из эффективных форм организации раскрытия преступлений является создание постоянно действующих или сформированных на некоторое время следственно-оперативных групп.

Преимущество метода группового расследования преступлений состоит в том, что он помогает сократить срок следствия и полнее проверить различные версии, постоянно обеспечивает всех сотрудников взаимной информацией, позволяет проводить следственные действия одновременно в разных местах и охватить одновременно несколько эпизодов преступных действий, способствует быстрому установлению лиц, совершивших преступления, и их соучастников. Следственные группы создаются в основном при расследовании сложных уголовных дел. Практикуется и такой вариант, как создание следственных групп на начальной стадии расследования особо опасных преступлений до их раскрытия или до ареста основной группы преступников.

Совместное участие в проведении следственных действий нескольких следователей, оперативных сотрудников, криминалистов, судебно-медицинских экспертов позволяет выявить больше фактов, обстоятельств, являющихся предпосылками преступления, острее, действеннее реагировать на них. Работа в составе следственной группы под руководством опытного руководителя - хорошая школа для молодых специалистов.

Сказанное убеждает в крайней необходимости овладения сотрудниками ОВД навыками группового взаимодействия, группового принятия решений, коллективного сотрудничества.

Одним из параметров эффективного группового взаимодействия является позитивная направленность индивида на взаимодействие, что отражается категорией “восприятие индивидом группы”.

Последнее может быть: 1) индивидуалистическим, когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняется от совместной деятельности и ограничивает контакты в общении; 2) прагматическим, когда индивид оценивает группу только с точки зрения личной полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации, способными лично ему оказать помощь; 3) коллективистическим, когда индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы, стремление внести вклад в общую деятельность группы.

В рамках изучения отношения курсантов к взаимодействию с членами учебной группы (или коллективной направленности курсантов) было проведено исследование. Наибольшее количество курсантов (70%) воспринимают группу с прагматической позиции, 15% их имеют индивидуалистическое восприятие, уклоняются от совместной деятельности, остальные воспринимают коллектив как ценность и стремятся к сотрудничеству и взаимодействию.

Ситуация прагматического восприятия большинством взаимодействия индивидов группы не дает должного настроя на взаимодействие, на успешную совместную деятельность и коллективное сотрудничество. Проблема взаимодействия различных служб и структур ОВД, с одной стороны, и отрицательные результаты при исследовании отношения курсантов к взаимодействию друг с другом - с другой приводят к мысли о назревающей необходимости изменения их восприятия в сторону коллективистического.

Для решения обозначенной проблемы следует планомерно и целенаправленно обучать курсантов образовательных учреждений МВД совместной и эффективной деятельности, умению взаимодействовать и контактировать с сослуживцами на высоком уровне. Все названное напрямую связано с совершенствованием всей профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД. Особенно действенно использование в образовательном процессе новых, нетрадиционных методик и эффективных методологических подходов к обучению, активизирующих познавательную деятельность. К ним как раз относятся ГФР и деловые игры, которые, на наш взгляд, дают хорошую возможность в решении проблемы коммуникативного направления профессиональной подготовки.

Кроме того, между деловой игрой и ГФР существует определенное сходство. Во-первых, как уже говорилось, технология деловой игры немыслима без технологии проблемного обучения. Одним из принципов использования Г ФР является “принцип проблемного”, подразумевающий, что задания для групп должны обязательно носить проблемный характер. Во-вторых, деловая игра призвана решать проблему формирования профессиональных навыков, а групповые формы работы курсантов могут с успехом решать проблему профессионального взаимодействия. В-третьих, и тот и другой подход к обучению - “деловая игра” как метод и “групповые формы деятельности” как форма своей основной дидактической задачей считают активизацию деятельности обучаемых. Таким образом, наблюдаются сразу три точки пересечения. Следовательно, объеди-

нив оба подхода к обучению, мы получим усиление всех целевых установок, а значит и повышение эффективности самого обучения.

Итак, семинар “деловая игра” с использованием ГФР вполне может иметь место в учебном процессе.

Следует отличать проведение семинара в форме деловых игр от игр кафедральных и межкафедральных. Развитие событий (действий) на подобного рода играх осуществляется в динамике, во времени и пространстве. На семинаре же отрабатывается теория, которая, будучи статичной по своему характеру, разыгрывается по ролям (должностям, специализациям), т.е. развитие событий осуществляется в статике.

Семинар “деловая игра” с использованием ГФР отличается от любого другого семинара, на котором используется ГФР, прежде всего наличием имитационной модели.

Основная дидактическая задача такого семинара: отработка вопросов, в которых необходимо взаимодействие специалистов и профессиональных групп при обеспечении охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Его особенность состоит в том, что он позволяет вести занятия путем диалога, как внутригруппового, так и межгруппового. При этом у кур-сайтов развивается творческое мышление, формируются профессионально-деловые качества, такие, как смелость в принятии решений, ответственность, самостоятельность, принципиальность.

Структурными элементами семинара “деловая игра” с использованием ГФР являются: 1) деятельность преподавателя; 2) деятельность курсантов; 3) имитационная модель игры; 4) правила игры (общие - для всех игр и частные - для конкретной игры).

Естественно, что все структурные элементы тесно связаны между собой. Раскроем коротко каждый из элементов.

Деятельность преподавателя включает проектирование и прогнозирование учебно-познавательной деятельности курсантов, подбор учебного и дидактического материала для игровых ситуаций, постановку целей и задач, организацию и руководство занятием.

Деятельность курсантов составляет выполнение всех требований преподавателя, соблюдение общих и частных правил деловой игры.

Имитационная модель игры - это конструктивная основа игровой профессиональной ситуации.

Общие правила игры включают выполнение кодекса ГФР (касается внутригрупповой работы); дисциплинированность - не перебивать членов других групп, предоставлять им возможность высказаться, выслушать и понять их; четко соблюдать регламент при максимуме активности всех членов группы, максимуме артистизма и умения перевоплощаться.

Последнее правило основывается на том, что любая игра - это прежде всего театр. Для театра характерно моделирование “жизни”, человеческого существования. Функция театра заключается в воздействии на психику зрителей, на их сознание, чувства, самосознание, волю, личностные качества. Интегральной характеристикой воздействия является эстетическое и этическое, развивающие в человеке духовное начало. Функция театра достигает своей целевой установки во взаимодействии ак-

тера и зрителя. Деловая игра с использованием ГФР позволяет курсантам выполнять роли и актера, и зрителя. Побывав в роли актера, обучаемому становится намного легче понять другого в этой же роли.

Частные правила игры: функциональные обязанности и профессиональные задачи сотрудников, должности которых исполняют курсанты.

На семинарах “деловая игра” с использованием ГФР курсанты занимают активную позицию, которая укрепляется благодаря коллективной форме организации, свойственной любой игре. Коллективная познавательная деятельность здесь предполагает вместо традиционной формулы обучения: “преподаватель-курсант” более сложную “преподаватель-малая группа-курсант” и возникающую из нее “курсант-курсант” При этом обучение в системе “курсант-курсант”, “малая группа-курсант”, “курсант-малая группа” происходит без принуждения и опасения показать свое незнание. В малой группе сам собою преодолевается стереотип традиционного обучения - боязнь отвечать без гарантии правильности, в связи с усмотрением опасности быть уязвленным в самолюбии, быть осмеянным за случайность ответа. Курсанты обмениваются мнениями, мыслями, спорят, ошибаются, выдвигают идеи и обосновывают свои соображения. В процессе подобного общения курсанты быстрее и лучше начинают разбираться в учебном материале, вместе устраняют затруднения, здесь развиваются как вербальные, так и невербальные средства общения. Это позволяет практически всем двигаться вперед своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям курсантов.

Приведем конкретный пример семинара - деловой игры с использованием ГФР курсантов по курсу “Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД”.

Тема 4. Психология личности преступника

Цели:

- отработка и закрепление материала курсантами по теме семинара “Психология личности преступника”; активное включение курсантов в самостоятельную работу по расширению материала; обеспечение особого контроля над формированием основополагающих понятий темы, таких, как преступное поведение, личность преступника, мотивы преступного поведения, типология преступников;

- развитие словесно-логического мышления, всех видов мыслительных операций путем выбора определенного направления из достаточно большого количества информации и построения на его основе краткого сообщения; развитие умений передавать полученную информацию, способности в ходе перевоплощения играть роль других людей; привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи;

- воспитание у курсантов профессионально-деловых, общегражданских качеств, таких, как ответственность, инициативность, самостоятельность, воспитание коммуникативной культуры корректного и уважительного обращения с товарищами.

Задачи:

- вовлечь курсантов в активную познавательную деятельность, характеризующуюся личной заинтересованностью, элементами творчества и исследования;

- закрепить и расширить теоретические знания курсантов по теме семинарского занятия путем решения проблемной задачи в процессе деловой игры;

- включить курсантов в совместную групповую деятельность, показав ее преимущества при решении проблем.

Имитационная модель игры.

Следствие УВД города Н-ска по одному сложному делу, касающемуся серии убийств, зашло в тупик. В целях повышения эффективности работы было решено создать профессиональные группы самых квалифицированных специалистов разных направлений для решения конкретных задач: следователей, криминалистов, оперативных сотрудников, психологов, педагогов.

После того, как каждая группа самостоятельно нашла решение, усилия их были объединены и собраны воедино. Задача профгрупп - ознакомить коллег с выводами, к которым им удалось прийти в результате углубленного изучения проблем. Конфликтная ситуация может заключаться в существовании разрыва в знаниях по отдельным направлениям, между разными профессиональными группами. Разрешается конфликт в процессе ответов на вопросы коллег друг другу. Обобщение результатов работы специалистов позволило раскрыть преступление.

Правила игры.

1. Идентифицироваться с сотрудником, роль которого играешь (с оперативником, следователем, криминалистом, психологом или педагогом).

2. При выполнении дифференцированного задания использовать четырехфазную схему группового принятия решений: установить факты; высказать мнения по поводу установленных фактов; осуществить поиск решений; принять решение.

3. При выполнении общего задания разрешается передвижение по игровому полю и консультирование со специалистами из других групп.

Методы обучения, применяемые на семинаре:

1. Основной: деловая игра “криминальное расследование”.

2. Обсуждение изучаемого материала: дискуссия в малых группах, межгрупповая дискуссия.

3. Самостоятельная работа в малых группах: самостоятельный поиск.

4. Проблемный метод.

5. Наглядный метод: использование структурно-логической схемы “Типология преступника”.

Количество, комплектование, распределение ролей малых групп.

Группа делится на пять малых групп по 4-5 человек, равных по учебным возможностям. Каждая группа имеет свое название, функции и исполняет свою роль: следователи; криминалисты; оперативные сотрудники; психологи; педагоги.

Теоретические вопросы семинарского занятия.

1. Понятие преступного поведения и психологические подходы к его толкованию.

2. Понятие личности преступника, условия ее формирования.

3. Мотивы совершения преступлений.

4. Типология преступников.

План-сетка семинара

Этап Название этапа Формы деятельности курсантов Время работы (мин.)

1 Вступительная часть семинара ФР 5

2 Изучение общей вводной ФР 5

3 Выполнение дифференцированных заданий ГР 15

4 Обмен мнениями профгрупп (выступление каждой группы) и дискуссия между группами ФР 15

5 Выполнение общего задания ГР 10

для всех групп ФР 15

6 Подведение итога криминального расследования ФР 10

7 Заключительная часть семинара ФР 5

Примечания: ФР - фронтальная работа; ГР - групповая работа; ИР - самостоятельная работа.

Дидактический и раздаточный материал.

1. Листы с общей вводной по расследуемому делу (для каждой группы).

2. Карточки с дифференцированными заданиями для групп.

3. Информационные карты - дополнительный теоретический материал для выполнения заданий (ксерокопии из различных учебников и монографий).

4. Плакат “Типология преступников”.

Содержание этапов занятия.

1 этап. Вступительная часть семинара.

Преподаватель решает организационные вопросы (принимает рапорт командира группы, выявляет отсутствующих, делает соответствующие записи в журнале). Озвучивает тему, цели, задачи и форму проведения семинарского занятия, кратко поясняет имитационную модель игры и правила. Распределяет роли между группами, оговаривает функции каждой.

2 этап. Изучение общей вводной.

Преподаватель зачитывает общую вводную для всех групп, при этом каждая группа имеет в наличии лист с общей вводной.

Общая вводная по расследуемому делу.

За истекшие 2000-2001 гг. в г. Н-ске в весенний, летний и осенний периоды с примерной периодичностью один раз в три месяца было совершено пять убийств молодых девушек в возрасте 16-17 лет. Трупы потерпевших, как правило, находили слегка замаскированными сухим и свежесрубленным кустарником на берегу реки или озера. Смерть четырех из пяти жертв наступила от нанесения удара тупым предметом в область затылка и рубящим орудием в область лица (не менее 5-6ранений). При этом лица жертв были прикрыты завернутым вверх платьем или блузкой. На четырех жертвах присутствовало нижнее белье, и на нем, как правило, имелись несколько пятен характерного желтовато-белого цвета. Экспертиза подтвердила, что эти четверо не были изнасилованы. Интересно и то, что четверо из пяти девушек имели внешние сходства по росту, телосложению, возрасту, цвету волос. В четырех случаях из пяти на месте происшествия (берег реки или озера) в 30-40 метрах от

места обнаружения трупа находились следы от костра и пустые бутылки из-под шампанского или коньяка без отпечатков пальцев.

Третье по хронологии убийство несколько отличается от четырех других. Труп 20-летней девушки был обнаружен в отдаленном жилом массиве города Н-ска возле стены магазина. Одежда на трупе была в беспорядке, отсутствовали трусики. Смерть девушки наступила от асфиксии путем перекрытия дыхательных путей: носа и рта ладонью руки, о чем свидетельствовали в этой области лица следы пальцев рук. Осмотром места происшествия было установлено, что нападение на девушку и ее изнасилование преступник совершил на прилежащей к магазину улице примерно в 70 м от указанного магазина. Здесь были зафиксированы следы борьбы на земле, обнаружены сумочка и трусики потерпевшей. В первые же часы с момента обнаружения преступления было установлено, что это убийство совершено около часа ночи.

3 этап. Выполнение дифференцированных заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом этапе каждая группа получает задание в зависимости от своего профессионального назначения. Причем выступления на следующем этапе осуществляются в той же логической последовательности, в которой группам предлагаются задания.

1. Задание для группы оперативников.

Проанализировать и выбрать информацию из общей вводной, касающуюся фактического материала, выдвинуть версии преступления, предположить общую картину.

2. Задание для группы криминалистов.

Выбрать информацию из общей вводной, касающуюся исследования места происшествия, способа совершения преступления, орудия преступления и характеристики трупов (причина наступления смерти, наличие телесных повреждений, их локализация).

3. Задание для группы следователей.

Проанализировать общую вводную, определить типологию преступника, дать соответствующую его характеристику, выдвинуть версию о мотивах и целях совершенных преступлений. Указать, какой фактический материал на месте происшествия содержит информацию о мотивах преступлений.

4. Задание для группы психологов.

Определить вид психической аномалии у преступника, дать характеристику личности в соответствии с данным видом аномалии, предположить условия, приведшие личность к преступному поведению.

5. Задание для группы педагогов.

Описать детство преступника с учетом особенностей, предопределяющих преступное поведение с детства. Составить портрет личностных качеств преступника.

4 этап. Обмен мнениями профгрупп (выступления от каждой группы) и дискуссия между группами.

Каждой группе дается время на выступление по решению своих проблем. После выступления группы задают вопросы и высказывают собственное мнение по данной проблеме, согласие или несогласие, а также предлагают обоснованные дополнения. С учетом всех высказанных мнений в профгруппах выполняется корректировка своих решений.

5 этап. Выполнение общего задания для всех групп.

Общее задание для всех групп.

1. Составить общую картину совершенных преступлений.

2. Охарактеризовать личность преступника: индивидуальные свойства; личностные качества; автобиографические данные (происхождение, воспитание в семье, образование).

3. Каковы условия, приведшие личность к преступному поведению.

4. Каковы мотивы совершенных преступлений.

Отвечая на вопросы общего задания, курсантам можно предложить заполнить таблицу логического характера, в которой, с одной стороны, отразить “фактический материал по убийству”, с другой - соответствующие “жизненные обстоятельства и портрет преступника”.

6 этап. Подведение итога криминального расследования.

Преподаватель анализирует ответы групп.

По дифференцированным проблемным заданиям групп должны быть отмечены следующие моменты.

1. Ответ по проблеме групп оперативников.

Четыре убийства и одно убийство с изнасилованием совершено двумя разными преступниками.

2. Ответ по проблеме групп криминалистов.

Четыре убийства и одно убийство с изнасилованием

совершено двумя разными преступниками. Это подтверждают следующие факты: место совершения преступлений, способ совершения преступлений, орудия преступления и характеристики трупов (причина наступления смерти, наличие телесных повреждений, их локализация).

3. Ответ по проблеме групп следователей.

Типология убийцы девушек - антисоциальный тип,

насильственная категория, вид - убийца. Типология насильника и убийцы - антисоциальный тип, насильственная категория, вид - убийца, насильник. Мотивации в первом случае - самоутверждение, во втором - корысть (удовлетворение потребностей),

4. Ответ по проблеме групп психологов.

К условиям, приведшим личность к совершению четырех убийств молодых девушек, можно отнести плохие взаимоотношения в семье, слабые контакты с окружающими, отклонение личности в ее потребностях, низкий уровень правосознания, низкую эмоциональную стабильность и слабую волю.

5. Ответ по проблеме групп педагогов.

У преступников, совершивших убийства и убийство с изнасилованием, главной особенностью, предопределяющей преступное поведение, с детского возраста было отвержение ребенка на ранних стадиях развития и авторитарный, жесткий и даже грубый стиль воспитания. Скорее всего, они были нежеланными и нелюбимыми детьми в семье.

По общей вводной (общему заданию).

Очевидно, что третье по хронологии и четыре других убийства были совершены разными преступниками. На это указывают: разные способы совершения преступления; различие в месте совершения преступления; различие в умысле и мотивации совершения преступления и др.

Преступление, совершенное в отношении 20-летней девушки, было сделано гражданином Б., в возрасте 19 лет, проживающим от места убийства на расстоянии

300-400 метров. Он отличается дебильностью и употреблением спиртных напитков. “Бессмысленность” перемещения трупа потерпевшей с одного видного места на другое и способ убийства (путем перекрытия дыхательных путей рукой) свидетельствовали о возможности убийства лицом из круга дебилов или психопатов. За указанное преступление этот человек был осужден к длительному сроку лишения свободы. Некоторые автобиографические данные и психологический портрет: Б. не терпел никаких возражений в отношении своих желаний, так как воспитывался матерью, признававшей только авторитарный стиль руководства над своим ребенком. Отец его был алкоголиком. Ребенок появился на свет в результате изнасилования его матери и был нежеланен для нее.

Преступления в отношении других четырех девушек были совершены одним и тем же лицом, на что указывают следующие признаки: систематичность (убийство более двух лиц через определенный период); единый умысел и сходная мотивация преступных действий; повторяемость основных элементов способа преступления; определенное место совершения преступления, аналогичные орудия убийства. Характеристика мест происшествия (уединенность, безлюдность), способ убийств и локализация повреждений (множественность, основная масса ранений наносится в лицо), маскировка трупов дают основания выдвинуть версию, что преступления совершены лицом до 23 лет. В результате следственной работы было установлено, что убийства совершал 22-летний гражданин 3. Внешне он выглядел рослым, физически развитым, не лишенным привлекательности парнем, страдал половой слабостью. Он являлся студентом одного из престижных вузов, в коллективе характеризовался добросовестным студентом, но замкнутым, с весьма ограниченными контактами среди сверстников. Семья интеллигентная и внешне благополучная. Мать занимает высокую руководящую должность, отец - бухгалтер небольшого предприятия. Воспитанием 3. с детства занималась мать, применяла жесткие, даже жестокие, грубые формы. Отец никакой роли в воспитании сына не играл, жил своей, тихой жизнью. Мать -женщина с хорошей фигурой, белокурыми волосами, но с крупными, крайне непривлекательными чертами лица. В молодости не стремилась иметь детей, целью ее жизни была карьера.

В момент убийства 3. закрывал лицо жертв, таким символическим образом закрывая “страшное, злое” лицо своей матери. Он наносил удары топором по лицу, перед которым испытывал страх всю жизнь, тем самым утверждался как полноценная личность. Именно мать он считает виновной в своем половом недуге, развившемся из-за патологического страха, поэтому в момент агрессии у него происходит повышение потенции.

7этап. Заключительная часть семинара.

Преподаватель кратко характеризует результативность занятия, выставляет оценки группам и отдельным, наиболее активным курсантам, дает задание на следующее занятие.

Задания творческого характера на самоподготовку для закрепления теоретического материала.

1-й вариант.

Смоделируйте историю совершения преступления асоциального типа. Проведите анализ, указав исход-

ные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами преступного деяния.

2-й вариант.

Смоделируйте историю совершения преступления антисоциального типа, корыстной категории. Проведите анализ, указав исходные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами преступного деяния.

3-й вариант.

Смоделируйте историю совершения преступления рассматриваемого типа, с дефектами психической саморегуляции. Проведите анализ, указав исходные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами преступного деяния.

Оценка результатов деятельности курсантов на семинаре.

Работа групп курсантов оценивается достаточно просто: 100-процентное совпадение с ответом - оценка “5”; 75-процентное совпадений - оценка “4”; 50-процентное совпадений - “3”. Дополнительные баллы в групповой оценке можно прибавить за активность каждого члена группы, корректность обращения друг с другом, дисциплинированность и артистизм. Помимо групповых, можно поставить и индивидуальные оценки курсантам, особо отличившимся, либо тем, которые работали не в полную силу своих учебных возможностей.

Методическое обоснование структуры семинара.

На практическом занятии вырабатываются умения и навыки, и сделать это можно путем многократного повторения одних и тех же действий, например, следует решить как можно больше однотипных задач. На семинаре с целью отработки, закрепления и расширения теоретического материала можно решить одну задачу, разобрав ее скрупулезно, с разных сторон, глубоко вдумываясь в теорию вопроса и используя дополнительный (кроме лекционного) материал. Но такая задача должна быть довольно обширной, охватывать весь теоретический материал по теме занятия, включая и дополнительный, кроме того, она должна делиться на ряд подзадач. Подобного типа задачи называются комплексными.

Специфика построения семинара “деловая игра” с использованием ГФР курсантов, когда перед группами ставится единая комплексная задача, состоящая из нескольких частей-минизадач, заключается в следующем.

Решение каждой части поручается отдельным группам, что существенно экономит время в работе над комплексной проблемой. Если по сложности задачи при-

мерно одинаковы (как в представленном примере семинара), то применяется комплектование групп, равных по учебным возможностям. В противном случае используется дифференцированное комплектование.

На первичном этапе, с фронтальной деятельностью, курсантам предлагается полное условие комплексной задачи, которая является также проблемной. Затем она разбивается на ряд частных задач для малых групп. Фронтальная деятельность здесь необходима для того, чтобы все группы вошли в общую проблему единым фронтом и имели представление о работе других групп.

На следующем этапе с групповой работой происходит решение проблемных минизадач внутри малых групп. При этом курсанты имеют возможность говорить все, что думают. Как правило, один из членов группы регистрирует высказанные мнения на листе бумаги. После этого предложения сопоставляются с “диагнозом”, отбрасываются одни, объединяются другие и выносится окончательное решение.

Фронтальная работа, следующая за групповой, призвана выслушать и обсудить принятые группами решения в отношении минизадач. Завязывается дискуссия, на которой курсанты отстаивают свои точки зрения, доказывая и обосновывая их. Проводится работа, подобная работе, которая была на предыдущем этапе внутри малой группы. Здесь же перед группами ставится новая, возникающая из предыдущей, единая задача по обобщению полученных результатов. Следовательно, вновь назревает необходимость в групповой деятельности, чтобы как можно лучше, досконально разобраться в общей проблеме, сведя воедино достижения решений минизадач. Конкретный семинар “деловая игра” допускает межгрупповое взаимодействие на данном этапе, и каждая группа специалистов может предварительно проверить логику своих рассуждений, сравнив ее с логикой рассуждений коллег.

Заключительная, фронтальная работа предусмотрена для вывода по проблеме.

Таким образом, основной характеристикой построения семинара “деловая игра” с использованием ГФР является чередование фронтальной и групповой работы. Фронтальная работа, располагающаяся до групповой, закладывает в себе информационную и направляющую функции обучения. Фронтальная работа, организованная после групповой, несет контролирующую функцию обучения.

Подобная логическая структура семинара позволяет с успехом осуществить намеченные цели и выполнить поставленные задачи.

Методическая разработка представленного семинара включает разработку приложения. В него входят листы с общими вводными для групп; карточки с дифференцированными заданиями для групп; информационные карты, представляющие собой дополнительный теоретический материал в виде ксерокопий из различных учебных пособий, монографий, периодической печати; бланк-схема “Типология преступников”; пример оформления общего задания логической таблицей.

В заключение отметим, что мы не случайно выбрали эпиграфом нашей статьи слова видного немецкого педагога, теоретика гражданского воспитания Георга Кершенштейнера (1854-1932), где речь идет о воспитании молодежи в духе коллективного труда. Под “школой труда” вполне правомочно понимать процесс профес-

сионального образование в целом, который не может существовать без сотрудничества, взаимодействия, коллективизма. Успешно воспитывать и развивать “служение товарищам, сотрудничество с ними” позволит, в том числе, и семинар “деловая игра” с групповой формой деятельности курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина H.A., Скрыпников А.И. Раскрытие серийных преступлений против личности и убийств, совершенных по найму: Учеб.-метод. пос. - М.: ВНИИ МВД России, 1998.

2. Анисимов О.С Развивающие игры и игротехника. -Новгород, 1989.

3. Бенно А. Об организации ГФР и выборе задания для нее // Советская педагогика и школа. - 1972. - № 6.

4. Бордовская H.B., Реан A.A. Педагогика - СПб.: Питер, 2001.

5. Бидонов Л. Г. Криминалистические характеристики убийств и системы типовых версий о лицах, совершивших убийства без очевидцев. - Горький, 1978.

6. Всесоюзная конференция лучших следователей органов прокуратуры: Сб. статей. - М.: Воениздат, 1984.

7. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. - М., 1997.

8. Деловые игры на занятиях по методике преподавания физики. - Л., 1988.

9. Малафеев Р.И., Скляренко И.С. Методика организации групповых форм работы учащихся. - М.-Курган, 1998.

10. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Руденский Н.И. Социальная психология. - М.-Ново-сибирск, 1997.

12. Справочник практического врача / Под ред А.И. Воробьева. - М.: Баян, 1993.

13Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

ПРИНЦИП "ОБУЧАЮЩЕЙ РОЛИ ОШИБКИ"

Канд. пед. наук, доцент Л.М. Борейко

Челябинский юридический институт МВД России

Для современного этапа развития научного знания характерным является возникновение межотраслевых дисциплин, что приводит, в частности, к симбиозу понятийного аппарата. Говоря о терминологической трансформации, мы хотели подчеркнуть эту характерную особенность нашей работы, поскольку предлагаем рассматривать ошибку как принципиальное понятие различных научных дисциплин, а принцип “обучающей роли ошибки” - в качестве одного из ведущих принципов обучения, воспитания и развития человека.

Ошибку можно рассматривать как философскую категорию, имеющую отношение к методологии знания и познания. Существование ошибки детерминировано относительностью и погрешностью “нормы”. Отсюда известная формула “Право на ошибку” означает признание явления ошибки как нормы, ее объективности и закономерности существования. В этой связи “ошибка” рассматривается автором как самостоятельная теоретико-методологическая категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.