Научная статья на тему 'Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов'

Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
880
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА / ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЛЕДОВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF PERSONNEL / CRIMINAL PSYCHOLOGY / TECHNOLOGY OF INCREASE OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL CAPACITY OF INVESTIGATOR / LAW ENFORCEMENT PSYCHOLOGICAL CULTURE SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плаксин Александр Николаевич

Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности правоохранительных органов на основе развития психологической культуры сотрудников. Автор рассматривает наиболее значимые сегодня направления освоения сотрудниками психологических знаний в системе ДПО, включая всестороннее и глубокое изучение субъекта антисоциального (девиантного и делинквентного) поведения, психологических методов и техник расследования преступлений и психологической структуры собственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological competency as a factor to improve the professionalism of law enforcement officers

The article is devoted to enhancing the effectiveness of law enforcement agencies' activity on the basis of psychological culture of employees. The author considers the most important directions of development nowadays of employees in the field of psychological knowledge in the system of law enforcement, including a comprehensive and in-depth study of the subject of antisocial (deviant and delinquent) behavior, psychological methods and techniques of investigation of crimes and the psychological structure of themselves.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов»

Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников..,

УДК 159.9:34

Плаксин Александр Николаевич

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Sstmpsi@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности правоохранительных органов на основе развития психологической культуры сотрудников. Автор рассматривает наиболее значимые сегодня направления освоения сотрудниками психологических знаний в системе ДПО, включая всестороннее и глубокое изучение субъекта антисоциального (девиантного и делинквентного) поведения, психологических методов и техник расследования преступлений и психологической структуры собственной личности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность сотрудника, психология личности преступника, технологии повышения профессионально-психологического потенциала следователя, психологическая культура сотрудника правоохранительной системы.

Неблагоприятные тенденции, наблюдающиеся в современном обществе в последнее время, и прежде всего - изменение характера преступности и отягчающих обстоятельств преступления, не только определяют необходимость разработки новых эффективных мер и средств борьбы с преступностью, требуют совершенствования законодательной базы с учетом практической деятельности правоохранительных органов, но и актуализируют проблему повышения уровня психологической компетентности сотрудников. Эти требования сопровождаются также усилением работы правоохранительной системы в направлении охраны прав граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, и значимой для гражданского общества тенденцией гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в целом. Все это позволяет считать высокий уровень профессиональной компетентности работников правоохранительных органов основным фактором, обеспечивающим, с одной стороны, защиту отдельных лиц и организаций от преступных посягательств а, с другой стороны, - соблюдение всех законных прав и интересов граждан и коллективов.

Становится очевидным, что сегодня повышение эффективности правоохранительной деятельности возможно лишь при условии освоения сотрудниками научных знаний, включая всестороннее и глубокое изучение субъекта антисоциального (девиантного и делинквентного) поведения с позиций психологической науки. На наш взгляд, что особую значимость представляет собой изучение оценочных эталонов личности делинквента и субъектных предикторов, которые выступают одними из детерминант антисоциального поведения. Научные знания в этой области являются необходимыми для осуществления практической психолого-педагогической работы, направленной на устранение либо уменьшение криминогенных проявлений личности, что связано, прежде всего, с организацией результативной работы служб по предупреждению рецидивной преступности.

В исследованиях специалистов представлены социальные характеристики и психологические особенности личности преступников, представляющих различные криминологические типы, проанализирована мотивация преступного поведения, выявлены связи отдельных психологических свойств личности преступников с характером их противозаконного поведения, изучены интегратив-ные свойства личности (направленность, воля, характер и др.) и структуры этих свойств, раскрыто взаимодействие субъективных факторов и внешних условий в механизме антисоциального поведения.

Анализ работ по социальной психологии преступности выявил и научный интерес к личности потерпевшего [1, с. 216]. Психологическое изучение личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма важным, так как способствует решению целого ряда вопросов: правильной квалификации преступлений, исследованию причин и условий их совершения, всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств. Психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления. В связи с этим встает вопрос о развитии у сотрудников правоохранительных органов психологической компетентности в рамках повышения квалификации на базе учреждений дополнительного профессионального образования.

Отметим, что деятельность сотрудников, работающих в правоохранительных органах, относится к профессиям, где необходимы субъект-субъектные отношения. Этот факт свидетельствует о том, что в содержание профессиональной компетентности данных специалистов обязательно необходимо включать социально-психологические знания, умения, навыки. Как отмечает В.Л. Васильев, знание психологических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает

© Плаксин А.Н., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

101

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

труд оперативных сотрудников, помогает им регулировать и строить взаимоотношения, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности. Понять любое поведение, в том числе преступное, невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов главное -работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: проблемы изучения и оценки людей, установления и развития контактов с ними, общения, оказания на них своего влияния и так далее [2]. В связи с этим приобретение психологических знаний в рамках дополнительной профессиональной подготовки или переподготовки становится необходимостью для сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, и в частности в оперативно-розыскной деятельности и расследовании преступлений.

Учет различных психологических закономерностей облегчит разработку мер, устраняющих или существенно снижающих действие отрицательных условий познания, создание таких условий деятельности, которые будут гарантировать от ошибок при восприятии, оценке фактов со стороны оперативных сотрудников. Кроме того, для установления истины необходимо не только знать, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них с тем, чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими. Для осуществления такого воздействия также необходимы психологические знания. Без этого нельзя определить способ воздействия, оценить его результаты, добиться изменения направленности психических процессов, состояния лиц, через которых устанавливается объективная истина, и ход дальнейшего расследования дела.

Психологическое обеспечение расследования преступлений представляет собой управленческо-деятельностную технологию повышения профессионально-психологического потенциала следователя, сотрудников органов дознания, психологов, позволяющую им комплексно и грамотно использовать психологические знания, умения, технологии и техники в проведении следственных, процессуальных, оперативно-розыскных, тактических и профилактических действий в отношении подозреваемых (обвиняемых). При этом можно выделить следующие уровни осуществления психологического обеспечения расследования преступлений, опираясь на докторскую диссертацию Л.Н. Костиной: организационно-психологический, опера-

тивно-розыскной, процессуально-следственный, профилактический, индивидуальный, групповой, ситуационный. Работник полиции обязан овладеть каждым из перечисленных уровней [4, с. 9-15].

Мы убеждены, что деятельность сотрудников правоохранительных органов предъявляет повышенные требования к их личной стрессоустойчи-вости, саморегуляции психического состояния, работоспособности. Значит, владение психологическими знаниями, умениями и навыками может помочь им преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации.

Сама профессиональная компетентность сотрудника в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, а значит системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием «психологическая культура» [4]. По нашему мнению, задача повышения психологической культуры сотрудника правоохранительной системы в настоящее время решается в следующих направлениях:

1. Профессиографическое направление.

Это направление определяет психологическую структуру личности и деятельности следователя, сотрудников уголовного розыска и других подразделений отдела внутренних дел, и на этой основе разрабатывает рекомендации в области профессионального отбора, профессиональной ориентации, профессиональной консультации, профессионального обучения и воспитания, расстановки кадров, психодиагностики, психокоррекции и предупреждения профессиональной деформации. Основной задачей этого направления является определение рациональных соотношений между структурой личности и требованиями, которые предъявляются к этой личности правоохранительной деятельностью. Системно-структурный анализ позволяет определить взаимосвязь между психологическими качествами, навыками и умениями в структуре личности, выделить среди них наиболее значимые для той или иной сферы данной деятельности. В этом же разделе разрабатываются психолого-педагогические аспекты профессионального обучения и воспитания и в частности аспекты внедрения в учебный процесс методов активного обучения (дискуссий, деловых игр и т. п.).

2. Второе направление, условно может быть названо следственно-психологическим.

Это направление представляет собой систему психологических рекомендаций и методов, направленных на наиболее эффективное, всестороннее и полное раскрытие преступлений. В этом направлении исследуются психологические закономерности раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (убийств, сложных многоэпизодных хищений, изнасилований и т.п.), а также осуществляется социально-психологическое обеспечение

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Роль исследовательских задач в развитии исследовательских компетенций будущих бакалавров..,

отдельных следственных действий (допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и др.). На основе выявленных закономерностей разрабатываются психологические рекомендации, направленные на ускорение раскрытия сложных преступлений, а также на повышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий, как допрос, осмотр места происшествия и других.

Таким образом, знания психологических особенностей правонарушителей и причин совершения ими правонарушений имеет большое значение для повышения эффективности борьбы с преступностью. Кроме того, психологическая компетентность сотрудников полиции обеспечит индивидуальный подход к каждому человеку, выбор и применение тактических приемов, наиболее соответствующих ситуации, и, следовательно, будет способствовать решению практических задач борьбы с преступностью с опорой на научную основу

В итоге необходимо подчеркнуть, что возрастающая потребность формирования психологической компетентности у сотрудников правоохранительных органов очевидна, этого требует жизнь. Но при этом важно заметить, что квалифицированное примене-

ние знаний и методов психологии в юриспруденции возможно лишь только в процессе систематической комплексной дополнительной профессиональной подготовки или переподготовки сотрудников правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. - СПб., Юр. центр пресс, 2004. - 364 с.

2. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. - СПб., Нигер, 2002. -640 с.

3. Коряковцева О.А. Реабилитация воспитанников с девиантным поведением и неврологическими заболеваниями в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних: Материалы науч.-практ. семинара 29 марта 2007 года / под ред. Т.Н. Сапожниковой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 97 с.

4. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2010. - С. 9-15.

УДК 51; 004

Смирнова Елена Сафаровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

stakinaes@yandex.ru

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

В данной статье описаны возможности использования исследовательских задач при обучении математике будущих бакалавров. Приведена типология исследовательских задач. Представлена модель обучения элементам фрактальной геометрии, в рамках которой происходит воздействие на каждый компонент исследовательских компетенций с помощью определенной группы исследовательских задач.

Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетенция, исследовательская задача, теория фрактальных множеств.

В последние годы, в условиях происходящих общественно-политических и социально-экономических изменений в жизни страны, работодатели становятся заинтересованы в компетентных специалистах, готовых эффективно работать в перманентно совершенствующейся профессиональной сфере и ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, принимая при этом верные решения. Требования к выпускникам вузов неуклонно растут, помимо набора профессиональных знаний и умений, они должны обладать такими качествами личности и способностями, чтобы, при необходимости, могли изменить направление своей деятельности, посмотреть на сложившиеся проблемы по-новому, найти выход из возникшей ситуации и т.д. Становление таких профессионалов возможно в рамках модели

обучения, способствующей развитию их исследовательских компетенций. По нашему мнению, использование соответствующей методики обучения элементам фрактальной геометрии, нацеленной на выполнение исследовательской деятельности в ходе: решения исследовательских задач, выполнения многоэтапных математико-информационных заданий, а также проведения самостоятельных исследований и экспериментов - будет способствовать становлению исследовательской компетентности бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».

Определим, какую роль играют исследовательские задачи в развитии исследовательских компетенций обучаемых.

Под исследовательскими задачами мы будем понимать, согласно позиции ученых В.А. Далин-

© Смирнова Е.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.