Научная статья на тему 'Возможности использования инновационных технологий в процессе преподавания курса "Криминалистика"'

Возможности использования инновационных технологий в процессе преподавания курса "Криминалистика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY STANDARTS IN THE SYSTEM OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION TECHNOLOGIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANMAGEMENT OF THE EDUCATION QUALITY / EXTRA-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космодемьянская Елена Евгеньевна

В материалах научно-методической конференции, состоявшейся 29 октября 2009 г. в Сибирском юридическом институте МВД России, рассмотрены актуальные вопросы внедрения стандартов качества в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Космодемьянская Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING NEW TECHNOLOGIES IN TEACHING THE COURSE OF CRIMINALISTICS

The current issues of implementing quality standarts into the educational process are considered in the materials of the Scientific-methodological Conference which was held on the 29 th October, 2009 at the Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Возможности использования инновационных технологий в процессе преподавания курса "Криминалистика"»

УДК 3 7 8.147

Елена Евгеньевна КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ,

доцент кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «КРИМИНАЛИСТИКА»

POSSIBILITIES OF USING NEW TECHNOLOGIES IN TEACHING THE COURSE OF CRIMINALISTICS

Образование - важнейшая сфера человеческой деятельности, обеспечивающая формирование и наращивание в обществе интеллектуального потенциала. Ядром приоритетных национальных программ «Образование» и «Здравоохранение», введенных Правительством Российской Федерации в 2005 г., являются инновационные технологии1 и инновационные программы обучения2. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных технологий (ИТ) в образование Правительством РФ было заявлено как приоритетное направление российской национальной программы «Образование» на 2006-2008 гг.

Инновационные технологии могут включать активное бл очно-модульное обучение, дидактическую игру, проблемное обучение, диагностику качества результатов обучения, подходы к разработке и созданию средств информационно-предметного обеспечения учебного процесса.

Российская система образования в последние годы претерпевает существенные изменения, обновляется, Интернет становится частью программы развития инновационного образования, сетью обновления содержания учебного процесса.

Образовательные учреждения используют самые современные Интернет-технологии: системы дистанционного обучения, образовательные порталы, информационные сайты, сетевые электронные библиотеки, ^теЬ-курсы, интернет-учебники, видеокон-ференцсвязь и т.д.3

Использование новых методов и технологий к традиционным образовательным стандартам, а также стремительное развитие инновационных методик обучения в образовательных учреждениях сейчас как никогда требуют наличия инструмента для внедрения Интернет-составляющей в учебный процесс. Таким инструментом прежде всего станут сайты, которым необходим качественный и надежный хостинг.4

Профессиональный хостинг открывает для образовательных учреждений множество возможностей для участников учебного процесса в сфере освоения и использования современных информационно -педагогических технологий во всех видах деятельности, а также обеспечивает круглосуточный доступ к образовательным ресурсам баз знаний.

Одним из направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студентов (учащихся) . Студенты нередко отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Главное в дистанционном обучении -организация самостоятельной активной деятельности студентов (учащихся), а также возможность учиться в любое удобное для них время.

Алгоритмы высшей школы

При дистанционном обучении предоставление обучаемым существенной части учебного материала и взаимодействие с преподавателем осуществляются с помощью спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа, обучающих систем и др.

Основной идеей методики дистанционного обучения является создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудио-теки, книги и учебные пособия. Эти информационные ресурсы вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых (ежедневных) консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Телекоммуникационное взаимодействие обучаемых между собой и преподавателями-консультантами позволяет проводить электронные семинары и деловые игры.

Наиболее целесообразна система дистанционного обучения для следующих групп населения:

• учащихся, проживающих в сельской местности, в поселках, маленьких городах;

• менеджеров различного уровня;

• руководителей региональных государственных структур;

• уволенных и сокращенных лиц, зарегистрированных в центрах занятости;

• лиц, желающих получить второе образование или пройти переквалификацию;

• лиц, желающих повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний;

• лиц с ограниченной свободой перемещения: инвалидов и т.п.5

В настоящее время на кафедре криминалистики Сибирского юридического института МВД России имеются в элект-

ронном виде учебно-программная документация, учебная и методическая литература, 18 разработанных учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин по специальностям 03 0501.65 Юриспруденция и 030505.65 Правоохранительная деятельность.

В электронном виде с возможностью использования в СДОТ на кафедре имеются: рабочие учебные программы дисциплин (18); тематические планы (22); методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины для слушателей-заочников (с учебными заданиями и контрольными вопросами) (6); фондовые лекции (240), в том числе преобразованные в системе БЬе11ив - 39 (по 4 дисциплинам); учебно-методические материалы для проведения семинарских, практических занятий (с планами и методическими рекомендациями) (18); практикум по разделу «Криминалистическая техника» (с планами и методическими рекомендациями) (4 для каждой специальности и формы обучения); задания для контрольных работ (с методическими рекомендациями по их выполнению) по 3 дисциплинам для заочной полной и сокращенной форм обучения; тематика дипломных работ (с методическими рекомендациями по их выполнению); материалы для проведения зачета по всем дисциплинам (включая тесты и методические рекомендации по их выполнению), в том числе преобразованные в системе БЬеНив - 70 тестов по 4 дисциплинам; экзаменационные вопросы и практические экзаменационные задания (задачи); фрагменты учебных видеофильмов (31 фильм) ; компьютерная программа «Фоторобот»; демонстрационные презентации лекционных курсов, семинарских и практических занятий. Банк материалов периодически пополняется и обновляется.

Наличие методического обеспечения самостоятельной работы курсантов и слушателей, учебно-методических комплексов дисциплин, ресурсов фото- и видеотеки позволяет обеспечить внедрение прогрессивных форм и методов обучения, контроля знаний обучаемых, включая органи-

зацию обучения и проведения контроля текущей успеваемости в дистанционном режиме.

Вторым направлением внедрения ИКТ в процесс преподавания курса «Криминалистика» является использование мультимедийных средств обучения.

Практически все информационные ресурсы используют средства мультимедиа. Мультимедиа-технологии объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, звук или мелодия, сопровождающие определенную тему, способствуют ассоциативному запоминанию и воспроизведению учебного материала.

Применение цифровой мультимедиа и новых информационных технологий для создания веб-совместимых электронных интерактивных учебных пособий и презентаций является мощным вспомогательным средством обучения, открывает новые возможности организации и представления учебного материала, новый художественно-творческий подход к ведению учебного процесса.

Презентация или фильм могут выполнять любую функцию по желанию - информативную, познавательную, демонстрационную и др. Компьютерные технологии позволяют создавать такие виртуальные модели, которые способны имитировать реальное восприятие, поскольку использование зрительных образов - лучший способ имитировать разнообразные процессы, создавать анимационные модели различных объектов.

Создавая презентацию, преподаватель или проектировщик курса могут предложить визуальный материал различной сложности, к тому же необходимо учитывать многие факторы, которые могут повлиять на конечный продукт: степень интеллектуального развития слушателей, психологическую устойчивость и различные другие личностные факторы.6

На кафедре криминалистики Сибирского юридического института МВД России презентации используются по всему лекционному курсу «Судебная бухгалтерия», частично по лекционным курсам «Криминалистика», «Первая медицинская помощь», «Судебная медицина и психиатрия», а также при проведении семинарских занятий по ряду тем из преподаваемых на кафедре дисциплин.

Помимо указанного, в 2003 г. доцентами кафедры Е.Е.Космодемьянской и Е.А.Дубыниным была разработана программа демонстрации системы исходных ситуаций, тактических задач и средств их решения при расследовании краж чужого имущества и в ее рамках - программа изучения очагов преступлений и их связи с местом жительства преступника как одного из средств установления последнего, которая используется при проведении занятий на факультете повышения квалификации, а также для проведения консультаций и практических занятий по теме «Методика расследования краж» по курсу «Криминалистика».

Одной из инноваций являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших педагогических программных средств, позволяющие проводить не только презентации, доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых различных демонстраций. Так, на кафедре криминалистики интерактивные электронные доски используются при проведении как практических, так и лекционных занятий практически по всем преподаваемым дисциплинам.

Современные технологии позволяют хранить и передавать основной объем изучаемого материала в виде электронных учебников, пособий и справочников. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и усвоение материала.

Современный учебник - это комплекс обучающих средств на базе информационных и компьютерных технологий. При

Алгоритмы высшей школы

этом компьютерные технологии по сравнению с традиционными обучающими средствами имеют безусловные преимущества:

• интерактивность;

• анимационное моделирование и активное восприятие учебного материала;

• возможность структурировать материал и пополнять новыми сведениями;

• контроль за процессом освоения знаний (тесты);

• использование различных методов обучения: метода интерактивности, метода проектов, метода самоконтроля, метода моделирования и др.

Профессором кафедры Л.П.Климович создан электронный пакет по курсу «Судебная бухгалтерия», включающий папки «Нормативные акты», «Учебные издания вузов МВД», «Фондовые лекции», «Авторские учебно-методические разработки» (рабочие учебные программы, учебные пособия, фондовые лекции, тесты, материалы для подготовки к проведению практических занятий, презентации лекций, вопросы и задачи для сдачи зачетов и экзаменов, темы дипломных работ).

Следующим направлением внедрения ИКТ в образовательный процесс являются электронные библиотеки. В Сибирском юридическом институте МВД России фонд электронной библиотеки формируется из электронных аналогов печатных изданий организационно-научного и редакционно-издательского отдела института, электронных изданий, подготовленных кафедрами института в качестве инициативных и служебных документов, полнотекстовых документов , поступивших на договорной основе из других вузов системы МВД России. В настоящее время фонд электронной библиотеки составляет более 900 наименований полнотекстовых изданий. Практически на каждую дисциплину имеется электронный аналог печатных учебных пособий, изданных в вузе либо оцифрованных и введенных в электронную библиотеку источников.7

Интересным направлением внедрения ИКТ в образовательный процесс представляется использование электронных имита-ционно-обучающих программ в процессе

преподавания раздела «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений».

В частности, при отработке практического занятия по теме «Расследование грабежей и разбойных нападений» в качестве средства решения тактической задачи «Розыск подозреваемого» осуществляется использование компьютерной программы «FACES». Порядок проведения занятия выглядит следующим образом: преподаватель предлагает курсантам вводную фабулу: «... с. г. совершено разбойное нападение при ... обстоятельствах. Потерпевший запомнил нападавшее лицо, наблюдал его в течение 3-х минут и сможет его описать». В качестве подозреваемого лица фигурируют курсанты младших курсов. Из группы выбирается один курсант (условно потерпевший), которому индивидуально предъявляется условно подозреваемое лицо, в течение нескольких минут происходит изучение признаков его внешности, после чего наблюдавшему предлагается составить максимально полное описание наблюдаемого лица по методу словесного портрета перед группой. Имитируется стадия свободного рассказа допроса курсанта, после чего в вопросно-ответной стадии группе предоставляется возможность задать уточняющие вопросы по признакам внешности, затем группа переходит к практической части занятия, в рамках которой курсантами в составе микрогрупп (2-3 человека) составляется композиционно-рисованный портрет с использованием компьютерной программы «FACES». Потерпевший периодически оказывает помощь курсантам, составляющим композиционно-рисованный портрет, при выборе элементов внешности подозреваемого лица. После предварительного составления портрета в целом курсантам выдается уточняющая вводная с систематизированным описанием признаков внешности подозреваемого лица по методу словесного портрета для того, чтобы обеспечить приведение составленных композиционно-рисованных портретов в соответствие с представленным описанием при-

знаков. В конце занятия подозреваемое лицо предъявляется в натуре в целях сравнения и оценки степени совпадения составленного композиционно-рисованного портрета с признаками внешности лица.

Кроме того, совместно с кафедрой социально-экономических наук и информатики возможно проведение практических занятий по темам «Методика расследования грабежей и разбойных нападений», «Методика расследования изнасилований», «Методика расследования убийств», «Методика расследования ДТП», «Методика расследования краж», «Методика расследования вымогательства» с использованием соответствующих имитационно-обуча-ющих программ, отражающих процесс принятия решений с учетом следственных ситуаций!.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие факторы говорят в пользу целесообразности использования инновационных технологий в процессе обучения: более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения, полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Безусловно, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс по большинству предметов способствует повыше-

нию интереса студентов к обучению, но в свою очередь требует изменения технологии преподавания, что задает перспективу для самосовершенствования преподавателя, а также материальной оснащенности соответствующей техникой.

1 Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживаюцих этапы реализации нововведения.

2 Инновация - результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей.

3 Главацкий Д., Даниленко Д. Хостинг для образовательных учреждений [Электронный ресурс] . URL: http://linx.mrod.ru/innovation.html.

4 Хостинг - размецение веб-страницы на компьютере провайдера Интернет. Сервер провайдера Интернет (хостинг-провайдера) обеспечивает функционирование нескольких (сотни и тысячи) виртуальных веб-сайтов. Эта услуга называется хостинг виртуальных серверов, или виртуальный хостинг. Физический хостинг - это размецение вашего компьютера (сервера) на территории телекоммуникационного узла (серверной) хостинг-про-вадера, подключение компьютера к сети Интернет и обеспечение технического обслуживания со стороны провайдера.

5 Мирзоахмедов Ф. , Носков Д. Внедрение Технологий Linux и Open Source в образование [Электронный ресурс]. URL: http://linx.narod.ru/ innovation .html.

6 Карбелашвили Н . Применение интерактивной мультимедиа в проектировании лекционного материала. Тбилиси: Тбилисский государственный университет им. Ив.Джавахишвили.

7 Материал о функционировании электронной библиотеки подготовлен заведуюцей библиотекой Сибирского юридического института МВД России В.М. Бариловской.

№ 1 (5) • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.