образования, в котором цели математической подготовки должны быть подчинены интересам специальности.
1. Кассирер Э. Эссе о человеке // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М. : Канон + : РООИ «Реабилитация», 2011. 468 с.
2. Блехман И. И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. С примерами из механики. М. : КомКнига, 2005. 376 с.
3. Федосеев В. М. Лабораторные работы по математике с развитием темы // Математика в школе. 2010. № 6. С. 62-69.
4. Федосеев В. М. Абстрактное и конкретное на уроке математики: лабораторная форма работы // Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : тезисы научной конференции (1 5-16 марта 2011 г.). Н. Новгород, 2011. С. 158-160.
5. Федосеев В. М. Планирование математических занятий прикладного профиля с ориентацией на использование натурных моделей // Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика : тезисы Всерос. науч.-метод. конф. (26-28 марта 2013 г.). Н. Новгород, 2013. С. 121-122.
6. Федосеев В. М. Объективность математики как педагогическая задача. Saarbrücken : Lap Lambert Academic Publishing, 2013. 112 p.
УДК/UDC 378:343.98 В. И. Сухаревский, Е. В. Левченко
V. Sukharevskiy, E. Levchenko
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮРИСТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ
REVISITING TEACHING QUALIFIED LAWYERS AND SPECIALISTS FOR DRAWING SUBJECTIVE PORTRAITS
В статье исследуются проблемы юридического образования и подготовки специалистов по изготовлению субъективных портретов, предлагается ряд решений по повышению качества юридического образования и специального обучения по проблематике «Субъективный портрет».
The paper studies problems of legal education and problems of teaching specialists for drawing subjective portraits, proposes solutions to the quality improvement of legal education and special teaching about topic «subjective portraits».
Ключевые слова: юридическое образование, подготовка кадров органов внутренних дел и специалистов по изготовлению субъективного портрета.
Keywords: professionalism, quality of legal education, problems of teaching specialists, subjective portraits.
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации и в условиях роста преступности и ее «профессионализации» большое значение имеют вопросы подготовки кадров органов внутренних дел в системе образовательных учреждений МВД России, а также иных учебных заведений юридического профиля.
При этом некоторые вопросы, несмотря на их высокую востребованность на практике,
нередко остаются без внимания и практически не затрагиваются при организации образовательного процесса. К одной из таких проблем относятся теоретические аспекты и методики идентификации человека по признакам внешности, а также подготовка специалистов по изготовлению субъективных портретов, что в конечном итоге приводит к отсутствию квалифицированных специалистов в области создания субъективных портретов, а также к проблемам расследования преступлений и организации розыскной работы с использованием признаков внешности человека, препятствует обеспечению повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и увеличения преступлений.
Отдельные аспекты проблем совершенствования подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений, в том числе по проведению оперативно-розыскных мероприятий с использованием признаков внешности человека, исследовали отечественные ученые Б. В. Бойцов, Т. С. Волчецкая, Ю. П. Дубягин, А. М. Зинин, Е. А. Зубков, В. М. Кузин, П. С. Кузнецов, М. Н. Овсянникова, В. А. Снетков, В. Ф. Стат-кус, Б. А. Федосюткин, И. И. Черкашина и др.
Как справедливо отметил Н.П.Яблоков, «... сейчас на рубеже веков [ХХ-ХХ1 вв. — Авт.]
достаточно четко проявилась тенденция необходимости подготовки и формирования юристов нового типа — специалистов с глобальным творческим мышлением в сфере различных отраслей права, с развитыми познавательными и творческими способностями» [7, с. 5].
Однако, по утверждению Т. С. Волчецкой, «... проблемам юридического образования учеными-юристами должного внимания не уделяется из-за укоренившегося мнения о том, что все, касающееся непосредственно самого процесса обучения, следует автоматически относить к предмету педагогики. Представляется, что проблемы юридического образования никоим образом не могут быть решены исключительно педагогикой, поскольку содержание обучения всегда существенно влияет на его процесс. В ходе обучения педагогом решаются задачи: передачи и усвоения знаний, выработки умений и навыков. Содержание юридического обучения составляет не что иное, как содержание конкретной юридической науки, а формы и методы обучения относятся к предмету педагогики» [2, с. 23].
Вместе с тем Т. С. Волчецкая отмечает, что «... к сожалению, современное юридическое образование в России дает достаточно серьезную теоретическую базу, но слабо формирует необходимые навыки и умения, позволяющие выпускнику по окончании вуза сразу самостоятельно полностью включиться в сложную профессиональную деятельность. Причина этого видится в том, что в настоящее время в юридической педагогической практике довольно распространен так называемый метод натаскивания, суть которого сводится к усвоению студентами традиционных методов решения стандартного набора типовых казусных задач; при этом почти не уделяется внимания обучению поиску новых методов их решения» [2, с. 24]. Автором предлагается ввести в процесс обучения ситуационный подход, в ходе которого у студентов вырабатываются приемы самостоятельного исследования и решения сложных задач, возникающих при расследовании.
Между тем данные утверждения представляются спорными. Во-первых, анализ учебной литературы по криминалистике показывает, что некоторым проблемам, в частности вопросам идентификации человека по признакам внешности, уделяется крайне мало внимания, что, безусловно, не может не сказаться на качестве освоения и эффективного применения методов по идентификации человека в дальнейшем на практике. При этом в учебниках
по криминалистике, как правило, ни слова не говорится о специалистах, занимающихся изготовлением субъективных портретов. Какими профессиональными качествами они должны обладать, как осуществляется подготовка данных специалистов, а также оперативных сотрудников, осуществляющих розыск по субъективным портретам и т. д.
Еще меньше внимания в учебной литературе уделяется вопросам практического освоения теоретического материала на семинар-скихзанятиях. Во многих учебно-методических комплексах по дисциплине «криминалистика» на изучение тем, связанных с идентификацией человека по признакам внешности, отводятся лишь лекционные часы, и не предусматривается проведение практических или семинарских занятий. В списке рекомендуемой литературы часто не предлагается ни одного источника для изучения этой темы самостоятельно.
В сложившихся условиях применение ситуационного моделирования как более эффективного (то есть обучение посредством моделирования конкретной реальной ситуации, как предлагает Т. С. Волчецкая) не представляется возможным.
Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, подкрепленному преподавательской практикой, квалифицированных специалистов, в том числе в области криминалистики, возможно подготовить лишь в условиях, когда наряду с преподавателями с академическим образованием занятия проводят и работники, в том числе и бывшие, имеющие богатый практический опыт и профессиональные навыки, которые они передают студентам. К сожалению, на практике это обеспечивается не всегда, что также не лучшим образом способствует качеству юридического образования.
В-третьих, педагогическая концепция, основанная на активных формах и методах обучения, в большей степени соответствует тому, чтобы практические занятия проходили в специально оборудованных кабинетах (например, криминалистических лабораториях, залах судебного заседания и т. п.) или полигонах, где могут быть инсценированы какие-либо происшествия и созданы ситуации. В настоящее время приходится констатировать, что данные кабинеты и полигоны оборудованы далеко не во всех учебных заведениях, ведущих подготовку юристов, что лишает студентов возможности обрести даже минимальные практические навыки и опыт в рамках образовательного процесса. Безусловно, образовательные уч-
реждения должны стремиться к преодолению данной проблемы.
В целях приобретения и закрепления знаний по криминалистике в ряде учебных заведений проводятся криминалистические викторины. Так, разработанные и предложенные Ф. Г Аминевым, Ю. Л. Бойко, О. П. Грибуновым, А. Б. Дудаевым и Э. Д. Нугаевой сценарии проведения криминалистических викторин должны «. создать принципиально новую модель специалиста-юриста как творческой личности, способной успешно решать возникающие практические задачи. Следует отметить, что участники викторины в ходе решения ситуационных задач способны выдать ценные идеи, новые предложения и рекомендации. Кроме того, лучшему усвоению навыков и умений способствует то, что на криминалистической викторине учебная информация подается в необычном виде — на высоком эмоциональном уровне, в развлекательной игровой форме с элементами психотренинга и соревнования» [1, с. 4]. Однако мы не согласны с таким утверждением, так как студенты, не имея практического опыта, вряд ли смогут дать ценные рекомендации, да и учебная информация должна подаваться в деловой форме и высокого качества или, в крайнем случае, под строгим контролем преподавателя. В ином случае есть серьезный риск искажения данной информации и в конечном итоге — риск формирования неверных знаний и серьезных ошибок при их применении. У автора имеется достаточно оснований для такой оценки, так как непосредственно он сам находился в составе жюри при проведении подобной викторины, где задания теоретического и практического характера содержали некоторую некорректность в вопросах, часть проблем была не актуальна современности, при этом чувствовался серьезный разрыв между тем, что происходило на турнире, и действительной практикой.
Вышеуказанные проблемы организации юридического образования не могут не сказаться на его качестве. Сегодня мы с горечью отмечаем, что «несмотря на происходящее (с 1993 г) реформирование системы высшего образования, изменение государственной политики в отношении вузов (признание образования в качестве приоритетной сферы развития науки), из их стен нередко выходят специалисты, представляющие собой деформированные личности, которым чужды принципы гуманизма, у которых не сформирована потребность в научном, культурном и нравственном развитии, отсутствует гражданская
позиция, искажены понятия жизненных ценностей и идеалов. Кроме того, компьютеризация и внедрение современных информационных технологий создают такую модель образовательного процесса, где главным становится принцип опосредованного общения студента и преподавателя. Такая система еще более. сокращает объем прямого общения преподавателя и студента. Автономизация студента в образовательной среде приводит к снижению роли преподавателя и лишает его возможности не только передать молодежи свои знания и опыт, но и повлиять на деформирование идеалов и жизненных ценностей молодого поколения» [4, с. 27-28].
Говоря о проблемах подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений, мы полностью поддерживаем позицию В. Ф. Статкуса, который подчеркивает, что «. сегодня на первое место нужно поставить проблему профессионализма, так как, например, деньги, потраченные на приобретение самых совершенных средств обнаружения и фиксации доказательств, будут потрачены впустую, если эти средства окажутся в руках профессионально не подготовленного человека.
В учебных заведениях органов внутренних дел пространные теоретические рассуждения должны уступить место овладению профессиональными навыками раскрытия преступлений. Следовало бы рассмотреть вопрос о внесении изменений в преподавание таких дисциплин, как оперативно-розыскная деятельность и криминалистика. Акцентировать обучение слушателей приемам и навыкам раскрытия конкретных видов преступлений и их расследования.
Эти приемы и навыки должны основываться на глубоком анализе современной практики раскрытия и расследования преступлений, а не представлять собой набор цитат, где один ученый критикует другого» [5, с. 37- 38].
Приходится констатировать наличие соответствующих проблем и в системе послевузовского образования. Так, И. И. Черка-шина утверждает: «Как показало изучение проблемы подготовки специалистов по изготовлению субъективных портретов, она ведется по нескольким направлениям. Во-первых, на базе факультетов подготовки экспертов-криминалистов высших учебных заведений МВД России. Во-вторых, на базе факультетов повышения квалификации (ФПК), существующих при вузах МВД России. В-третьих, в ЭКЦ МВД России и базовых экспертно-криминали-
стических центрах МВД России субъектов Российской Федерации» [6]. Анализируя учебную нагрузку по каждому из направлений, автор констатирует, что «существующий объем часов по указанной дисциплине недостаточен, за это время можно лишь ознакомиться с общими вопросами данной темы, но получить знания и устойчивые навыки работы по изготовлению субъективных портретов нереально. Таким образом, существующий уровень подготовки специалистов по изготовлению субъективных портретов явно низок и не способствует активизации этой работы в органах внутренних дел» [6].
Более того, как справедливо отмечается в литературе, «в настоящее время приезжающие на повышение квалификации следователи отличаются инфантильностью, меньшей степенью компетентности, более низким уровнем вузовской подготовки. Они не знают тактических приемов ведения допроса, не умеют формулировать идентификационные и диагностические вопросы экспертам, недостаточно владеют навыками планирования и взаимодействия с оперативными работниками и другими подразделениями и службами. На вопрос о том, почему они мало читают и интересуются криминалистической и другой юридической литературой, практически все заявляют о том, что у них для этого практически не остается времени. Бумажная волокита: различные справки, карточки, отчеты, — оперативные совещания буквально съедают все рабочее время» [3, с. 9].
Таким образом, отставание очевидно и в сфере образования, в том числе послевузовского и в качестве правоприменительной деятельности, что взаимосвязано.
Необходимы качественная переработка учебной литературы и учебных программ подготовки юристов с учетом современных достижений науки и практики, коренное изменение подхода к образовательному процессу, решение целого ряда организационных, методических проблем, в том числе связанных и с материальным обеспечением процесса обучения.
В настоящее время очевидна необходимость изучения отдельной дисциплины «субъективный портрет». В связи с этим необходима разработка нового учебно-методического комплекса по вводимой дисциплине, составными частями которой должны быть соответствующие учебно-методические пособия,
практикумы, задания для контрольных работ, а также частная методика преподавания.
Кроме того, давно обсуждается практиками проблема предоставления права на изготовление субъективного портрета, аналогичного допуску на право самостоятельного выполнения того или иного рода, вида экспертиз. Так, в экспертных подразделениях ГУВД по Кемеровской области составлением субъективных портретов занимаются эксперты с допусками для производства традиционных видов экспертиз. Специалисты для составления рисованных портретов отсутствуют. Как показывают результаты научно-практических конференций по проблемам изучения внешнего облика человека, подавляющее большинство специалистов в области изготовления субъективных портретов поддерживает идею о том, что должен быть отдельный допуск по данному направлению работы.
Представляется, что решение обозначенных проблем и внедрение вышеуказанных предложений существенно повысит качество юридического образования и в итоге будет в значительной степени способствовать повышению эффективности правоприменительной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
1. Сценарии проведения криминалистических викторин : учеб.-метод. пособие / Ф. Г. Аминев, Ю. Л. Бойко, О. П. Грибунов и др. М. : ЦОКР МВД России, 2009. 72 с.
2. Волчецкая Т. С. Ситуационный подход в обучении криминалистике // Вестник криминалистики. 2000. Вып. 1. С. 23-28.
3. Дегтярев С. В. О роли, месте и значении криминалистики и проблемы, тенденции и перспективы ее развития в постбелкинский период // Российский следователь. 2014. № 5. С. 8-10.
4. Жданова Г. А. Роль российской высшей школы в подготовке компетентного специалиста // Проблемы молодежи постсоветского пространства : материалы Всерос. науч. шк. (22-26 августа 2011 г.) / под общ. ред. В. П. Юстратова ; ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности». Кемерово, 2011. С. 26-33.
5. Статкус В. Ф. Некоторые проблемы подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений // Вестник криминалистики. 2000. Вып. 1. С. 35-39.
6. Черкашина И. И. Проблемы подготовки специалистов в области изготовления субъективных изображений // Судебная экспертиза. 2008. № 2. С. 87-94.
7. Яблоков Н. П. О преподавании криминалистики в юридических вузах России в современных условиях // Актуальные проблемы преподавания криминалистики в юридических высших учебных заведениях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Н. П. Яблокова. М., 1999.