Научная статья на тему 'Основы теории и практическое использование субъективных портретов'

Основы теории и практическое использование субъективных портретов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1977
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ / ПРИЗНАКИ ВНЕШНОСТИ / РОЗЫСК / ГАБИТОСКОПИЯ / КОМПОЗИЦИОННО-ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / РИСОВАННЫЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Гаужаева Виктория Александровна

Настоящая статья посвящена анализу субъективных портретов, как способа наглядного отображения признаков внешности человека в отсутствии объективных данных. В качестве методов были избраны изучение нормативно-правовых актов, технических и программных средств и процессуальных документов, сравнительный анализ, эксперимент. Значимость характерных видов субъективных портретов для целей розыска и идентификации, производства опознания и установления личности, постановки на учет и проведения экспертных исследований, при проверке заявлений и сообщений о преступлениях и установления причастных к их совершению лиц трудно переоценить. При этом, они носят ориентирующий характер, но при использовании надлежащим образом методики составления, могут играть решающую роль в расследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE THEORY AND PRACTICAL USE OF SUBJECTIVE PORTRAITS

This article is devoted to the analysis of subjective portraits as a way of visualizing the signs of a person's appearance in the absence of objective data. As methods, the study of normative and legal acts, technical and software tools and procedural documents, comparative analysis, and experiment was chosen. The importance of the characteristic types of subjective portraits for the purposes of tracing and identification, the production of identification and identification, the registration and conduct of expert studies, verification of applications and reports of crimes and the identification of persons involved in their commission can not be overestimated. At the same time, they are orientational in nature, but when properly used, compilation methods can play a decisive role in the investigation.

Текст научной работы на тему «Основы теории и практическое использование субъективных портретов»

Шхагапсоев З. Л., Гаужаева В. А.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

18. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)

18.1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор, начальник института

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

Гаужаева Виктория Александровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры специально-технической подготовки Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

kristyv_13@mail.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу субъективных портретов, как способа наглядного отображения признаков внешности человека в отсутствии объективных данных.

В качестве методов были избраны изучение нормативно-правовых актов, технических и программных средств и процессуальных документов, сравнительный анализ, эксперимент.

Значимость характерных видов субъективных портретов для целей розыска и идентификации, производства опознания и установления личности, постановки на учет и проведения экспертных исследований, при проверке заявлений и сообщений о преступлениях и установления причастных к их совершению лиц трудно переоценить. При этом, они носят ориентирующий характер, но при использовании надлежащим образом методики составления, могут играть решающую роль в расследовании.

Ключевые слова: словесный портрет, субъективный портрет, признаки внешности, розыск, габитоскопия, композиционно-фотографический портрет, рисованный портрет.

FUNDAMENTALS OF THE THEORY AND PRACTICAL USE OF SUBJECTIVE PORTRAITS

Shkhagapsoyev Zaurbi L., Doctor of Law, professor, the Head of the Institute

Work place: the North-Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Gauzhaeva Victoria A., PhD in law, associate professor of special and technical training department

Work place: the North-Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

kristyv_13@mail.ru

Annotation: this article is devoted to the analysis of subjective portraits as a way of visualizing the signs of a person's appearance in the absence of objective data.

As methods, the study of normative and legal acts, technical and software tools and procedural documents, comparative analysis, and experiment was chosen.

The importance of the characteristic types of subjective portraits for the purposes of tracing and identification, the production of identification and identification, the registration and conduct of expert studies, verification of applications and reports of crimes and the identification of persons involved in their commission can not be overestimated. At the same time, they are orientational in nature, but when properly used, compilation methods can play a decisive role in the investigation.

Keywords: verbal portrait, subjective portrait, signs of appearance, search, gabitoskopiya, composition-photographic portrait, hand-drawn portrait.

Словесный портрет - это метод описания внешних признаков человека для целей розыска и идентификации. Источниками для составления словесного портрета может выступать информация объективного и субъективного характера. К объ-

ективным источникам относятся фотографии, видеозаписи, снимки рентгена и костные останки. Установление личности в таких случаях является прерогативой экспертов. К субъективным источникам информации относятся показания потерпев-

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

шего и очевидцев, оформленные в той или иной форме. Описание внешности преступников, лиц, пропавших без вести обычно содержится в различных документах, сопровождающих правоохранительную деятельность. Чаще всего это объяснения, рапорта, заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, протоколы следственных действий. Составляемые первоначально эпизодически, субъективные портреты стали постепенно одним из надежных средств активизации розыска преступников [1, с. 34-36].

Метод словесного портрета предполагает возможность единообразно, с соблюдением установленных правил описывать идентичные характеристики внешности разыскиваемого лица в целях исключения разночтения признаков, описанных разными людьми, и, в конечном счете, успешного розыска.

Несмотря на несомненную субъективность, описание внешности человека по методу «словесного портрета» является востребованным средством розыска и установления личности, так как, по сути, оно незаменимо. По составленному описанию не всегда представляется возможным воссоздать внешность с достаточной степенью наглядности. Чтобы устранить этот пробел может быть изготовлен субъективный портрет.

«Субъективные портреты - это изображения внешнего облика человека, изготовленные в соответствии с имеющимся в памяти очевидца мысленным образом разыскиваемого» [2, с. 7]. Некоторые авторы указывают не на обобщенный «внешний облик», а на «изображение лица или лица и фигуры человека» [3, с. 4]. Они могут быть воссозданы носителем мысленного образа, если для этого у него есть необходимые знания и навыки или специалистом, что в отсутствие навыков у носителя является предпочтительным. В качестве специалиста может выступать эксперт-криминалист соответствующего профиля. Вместе с тем, нормативно не запрещено составление субъективных портретов иными участниками: самим следователем, дознавателем, оперативным уполномоченным или участковым уполномоченным, которые работают, например, по сбору первичного материала. Несмотря на то, что субъективные портреты не претендуют на абсолютную точность, они позволяют получить общее представление о внешности и, при качественном составлении, могут заменить фотоснимок в его отсутствие, создавая приблизительное представление о внешности. Если очевидец или потерпевший не помнит признак, его характеристику, то он восполняется специалистом как нейтральный, без выраженных особенностей.

Субъективные портреты не могут выступать доказательством и идентифицировать личность. Их следует считать не точной копией определенного лица, как например фотографию, а как изображение сходного по типу разыскиваемого лица. Нормативно взаимодействие в ходе составления субъективных портретов также урегулировано недостаточно полно и в литературе встречается рекомендация о разработке единого, регламентирующего эту сферу деятельности, документа, например «Инструкции по взаимодействию оперативных и экспертно-криминалистических подразделений по использованию технико-криминалистических методов и средств при раскрытии преступлений» [4, с. 112].

Криминалисты выделяют рисованный, композиционно-рисованный и композиционно-фотографический портреты.

Рисованный субъективный портрет очевидно наиболее достоверен, если изготовлен самим потерпевшим или свидетелем, но такими навыками обладают единицы и, в подавляющем большинстве случаев, портрет изготавливается специали-

стом. Кроме того, формирование мысленного образа у очевидцев проходит по-разному с учетом их пола, возраста, индивидуальных особенностей восприятия, физических и психологических качеств личности [5, с. 212-214]. Информация о признаках внешности излагается художнику и воспроизводится им, начиная с набросков, с постоянной корректировкой со стороны носителя образа. По этой причине создание такого портрета очень сложный и длительный процесс. Используются штриховые и полутоновые рисунки.

Композиционно-рисованные портреты составляются из стандартизированных комплектов рисунков, которые заранее выполняются художниками, формируя массив каждого из признаков с учетом вариативности элементов по каждому из описываемых критериев. Изображения из комплекта собираются в единый портрет, образуя лицо разыскиваемого, с необходимым количеством изменений и дополнений образа. Композиционно-рисованные портреты могут быть получены с помощью устройств ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его разновидности - «Портрет» или в рамках ручной сборки.

Композиционно-фотографические субъективные портреты изготавливаются из фрагментов фотоснимков различных лиц путем их монтажа вручную или с помощью специального оборудования.

В качестве специального оборудования может выступать полипроектор. В этом случае фрагменты изготавливаются на прозрачной пленке (диапозитивы) и выводятся на экран.

В настоящее время две последних группы портретов изготавливаются на компьютере с использованием фотоизображений или рисованных фрагментов, формируя базы данных. Наиболее известные программы для составления субъективных портретов это различные версии «Фоторобота», «Faces», «Head» и т.д. Они позволяют менять элементы из приложения относительно быстро и с очевидностью результата. Помимо значительного увеличения скорости подготовки портретов с помощью компьютерной техники можно отметить возможности быстрой распечатки, копирования и сохранения изображения. Это делает данную форму работы по составлению субъективных портретов наиболее предпочтительной. Именно ее используются для подготовки специалистов для органов внутренних дел [6, с. 45-48].

Процесс составления субъективных портретов включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга стадий:

1. Подготовительная стадия, в рамках которой изучается личность очевидца или потерпевшего, объективные и субъективные условия восприятия человека, проводится оценка полноты и достоверности информации, создаются необходимые условия для работы и составляется описание признаков внешности письменно в свободном порядке (произвольно). На этой стадии важно дать оценку условиям восприятия информации о внешнем облике, сделать промежуточные выводы о целесообразности использования имеющихся данных для составления субъективного портрета и их достаточности, а также об умышленном или неумышленном введении в заблуждение органов предварительного расследования очевидцем.

2. Основная стадия, в рамках которой составляется портрет. Эту работу можно построить двумя основными способами: составить портрет после произвольного описания на основании имеющихся сведений и доработать его потом вместе со свидетелем или потерпевшим, с чьих слов он составляется, либо составлять сразу с ним, согласовывая

Шхагапсоев З. Л., Гаужаева В. А.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

элементы по ходу до максимальной степени похожести. Практика составления позволяет сделать вывод, что при совпадении таких элементов внешности как глаза и овал лица, в целом наблюдается некоторая схожесть с оригиналом составленного портрета для очевидца.

3. Заключительная стадия включает в себя документальное оформление процесса составления и получение подписей всех присутствующих лиц на справке соответствующего содержания. Краткая по времени, она не должна превращаться в сугубо формальную процедуру. Важно убедится что в составленном портрете устранены все неточности, на которые указано потерпевшим или свидетелем и он соответствует его представлениям об образе.

Все новые субъективные портреты должны, в соответствии с нормативно-правовыми документами, быть включены в картотеку «субъективных изображений разыскиваемых, личность которых к началу розыскных действий не установлена» [7, с. 21], которая относится к разновидности криминалистических учетов [8, с. 111-114]. Важно при этом, что бы каждое подразделение на этапе работы с субъективными портретами, выполняло все возложенные на него функции. Тогда результат работы по установлению личности разыскиваемых будет удовлетворительным, что неоднократно подтверждалось практикой расследования преступлений.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,16%.

Список литературы:

1. Гришин П.Л., Статкевич В.А., Зинин А.М. Организация изготовления субъективных портретов (фото- роботов) в практике экспертно-криминалистической службы г. Москвы // Эксперт-криминалист. 2016. №2. С.34-36.

2. Изготовление и использование субъективных портретов с целью розыска неустановленных преступников: методические рекомендации / [Снетков В.А. и др.] / Под ред. проф. В.А. Снеткова. - М.: ГУ ЭКЦ МВД России. 2008. С. 7.

3. Зинин А.М. Субъективный портрет (курс лекций). - М.: Щит-М, 2011. С. 4.

4. Гришин П.Л. Нормативно-правовая регламентация изготовления и использования субъективных портретов (состояние и возможности совершенствования) // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 110-112.

5. Гаужаева В.А. Особенности формирования и фиксации мысленного образа лица, совершившего преступление со слов потерпевшего // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 2. С. 212-214.

6. Бураева Л.А. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел в условиях информатизации правоохранительной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-2 (36). С. 45-48.

7. Отаров А.А., Кангезов М.Р., Карданов Р.Р. Практикум по основам криминалистической техники: учебно-методическое пособие. -Нальчик: «Принт Центр», 2016. С. 21

8. Аккаева Х.А., Манукян А.Р. Становление и развитие современных информационно-поисковых систем регистрации граждан в деятельности правоохранительных органов // Черные дыры в Российском законодательстве. 2014. № 5. С. 111-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.