ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ (опыт и перспективы)
А.М. Зинин,
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры исследования документов Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основные этапы внедрения в практику розыска преступников субъективных портретов, особенности подготовки специалистов для изготовления таких портретов и система знаний и навыков, которыми они должны обладать. Обосновывается необходимость включения в них художественно-графических навыков на опыте работы художников - криминалистов или судебных художников.
Ключевые слова: субъективные портреты, содержание подготовки специалистов; художники -криминалисты или судебные художники.
TRAINING OF SPECIALISTS ON PRODUCTION OF SUBJECTIVE PORTRAITS (experience and prospects)
A.M. Zinin,
Honored lawyer of the Russian Federation, doctor ofjurisprudence, professor, professor of chair of research of documents Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. In article the main stages of introduction in practice of search of criminals of subjective portraits, features of training of specialists for production of such portraits and system of knowledge and skills which they have to possess are considered. Need of inclusion for them art and graphic skills on experience of artists -criminalists or judicial artists locates.
Keywords: subjective portraits, content of training of specialists; artists - criminalists or judicial artists.
Субъективные портреты как средство наглядно и комплексно представить внешний облик разыскиваемого преступника в своем историческом развитии прошли определенные этапы.
На первоначальном этапе субъективные портреты изготавливались художником, который приглашался в помощь очевидцу. Художник в создаваемом портрете актуализировал мысленный образ разыскиваемого, сформировавшийся в памяти очевидца. Однако, привлечение художника было эпизодическим и не могло обеспечивать все возрастающие потребности розыскных органов. Кроме того, художник нередко следовал своему представлению о внешнем облике того или иного типа преступника и отображал это представление в создаваемом портрете.
В связи с этим, следующим этапом можно считать создание технических средств, которые должны были обеспечить изготовление субъективных портретов без непосредственного их изготовления художником. Создание этих средств развивалось по двум направлениям.
Одно из них - это использование фотоснимков лиц, не причастных к криминальному событию, но, признаки внешности которых, похожи на соответствующие признаки разыскиваемых. Наиболее успешно эту идею реализовал английский криминалист Дж. Пенри. Он назвал свой комплект для изготовления фотокомпозиционных портретов Photo — Fit. Изображение волосистой части головы («прически»), овала лица, ушных раковин и подбородка
составляли внешний фрагмент, а изображения глаз, бровей и переносицы, носа и прилегающей к нему области носогубных складок, области рта составляли три внутренних фрагмента. С помощью такого комплекта значительно упрощался и ускорялся процесс составления портрета, поскольку фрагменты были стандартны.
Второе направление - это изготовление комплекта рисунков элементов внешности, из которых изготавливаются субъективные портреты. Идея изготовления субъективных портретов из заранее подготовленных рисунков элементов лица была впервые реализована в системе Ыепй- к. Система включала в себя три составные части: альбом- реестр с рисунками элементов лица анфас (более 500 штриховых черно-белых рисунков); набор дубликатов рисунков на прозрачных ацетатных пленках; демонстрационно-монтажную рамку-планшет. В СССР в 60-е годы 20 века был разработан с учетом антропологической типологии страны подобный комплект рисунков, получивший наименование ИКР - идентификационный комплект рисунков. Этим комплектом были оснащены экспертно-криминалистические подразделения, которые успешно использовали его для изготовления субъективных портретов.
Этим двум направлениям, их основной технологической идее, соответствуют два вида субъективных портретов - фото-композиционные и рисовано-композиционные.
Третьим этапом в развитии средств изготовления субъективных портретов является создание программных средств, которые автоматизировали процесс и значительно ускорили саму процедуру получения субъективного портрета. Широкое распространение получила система БАРС. Система дает возможность автоматически выбирать из базы данных изображения элементов внешности. Отобранные изображения монтируются на экране монитора в автоматическом режиме. Внесение уточнений и изменений в полученную композицию осуществляется в режиме модификатора. Полученный портрет вместе с необходимыми текстовыми документами распечатывается на принтере.
Но при создании баз данных для этих компьютерных программ использовались как уже имевшиеся изображения элементов лиц, так и сам принцип создания этих баз данных, аккумулирующих необходимое количество изображений элементов внешнего облика.
Оценивая эти этапы создания средств изготовления субъективных портретов, следует отметить, что главным их содержанием было максимальное облегчение технологического принципа получения субъективного портрета. В настоящее время непосредственный процесс получения субъективного
портрета доступен практически любому человеку -пользователю компьютерных средств.
Однако, решая эту проблему, не удалось решить проблему обеспечения сходства субъективного портрета с внешним обликом разыскиваемого лица. Ее решение зависит не только от полноты базы данных, соответствия их наиболее распространенному типу внешнего облика той популяции, среди которой и будет составляться портрет, вариантам этого типа. При изготовлении субъективного портрета довольно часто не удается актуализировать содержание мысленного образа. Портрет оказывается не похожим на разыскиваемое лицо.
Изучение более чем сорокалетнего опыта изготовления субъективных портретов в нашей стране показало, что получение адекватного изображения зависит от подготовленности специалиста, которому поручается изготовление субъективного портрета, к сложному процессу актуализации мысленного образа. К содержанию данного процесса следует обратиться, оставив за скобками чисто технологические действия по монтажу портрета.
В содержание процесса актуализации мысленного образа, прежде всего входит понимание сложной психологической основы данного носителя информации о внешнем облике человека. Затем, формирование у специалиста способности «раскрыть» содержание мысленного образа путем его преобразования во «вторичный» мысленный образ, т.е. получить собственное представление о внешнем облике разыскиваемого лица. После этого специалист должен представлять, какие изображения в базе данных наиболее соответствуют содержанию «вторичного» мысленного образа.
Предложение очевидцу самому выбрать из базы данных адекватные изображения приводит, как правило, к неудовлетворительному результату. Получение субъективного портрета, соответствующего «вторичному» мысленному образу дает возможность начать процесс актуализации первичного мысленного образа, имеющегося у очевидца. Этот процесс является ключевым в изготовлении субъективного портрета, поскольку закладывает основу того типа внешнего облика, которому и соответствует разыскиваемое лицо.
Дальнейшая работа специалиста заключается в доработке субъективного портрета под контролем очевидца, внесение в портрет тех элементов, которые приближают его к облику разыскиваемого человека. Этими элементами являются, в какой-то степени, признаки индивидуализации изображений типовых элементов лица. К таким признакам можно отнести возрастные изменения внешнего облика. Такие признаки сложно предусмотреть даже в самой полной базе данных, включающих изобра-
жения элементов внешности. И как показала практика, их внесение требует от специалиста владения определенными знаниями и навыками. К этим знаниям относятся сведения о возрастной изменчивости внешности человека, определяющей характеристики элементов головы и лица. Полезны также сведения об изменениях, которые связаны с работой мимических мышц лица. При этом необходимо различать привычные и временные состояния этих групп мышц. В базах данных не всегда имеются изображения головных уборов и предметов одежды, в связи с этим необходимо уметь представлять их в комплексе с анатомическими элементами головы и верхней части тела. Поясное, а иногда и ростовое изображение человека в определенной одежде значительно облегчает представление о внешнем облике разыскиваемого.
К навыкам специалиста следует отнести владение приемами и методами художественно-графического изображения человека. Этими приемами и методами владеют лица, получившие образование в художественных учебных заведениях. Однако, такие специалисты работают в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел в единичных случаях. В тоже время, практика деятельности по изготовлению субъективных портретов показала, что лица, прошедшие подготовку по специальной программе, ориентированной на обучение специалистов в области изготовления субъективных портретов, могут овладевать необходимыми навыками и успешно их реализовывать в конкретных ситуациях изготовления субъективных портретов.
В конце 80-х годов 20 века МВД Украины разработало программу подготовки специалистов для органов внутренних дел республики, в функции которых входило изготовление субъективных портретов. Подготовка осуществлялась на базе Харьковского художественно-промышленного института. В качестве слушателей на курсы направлялись штатные работники органов внутренних дел, имеющие художественную специальность либо имеющие частичную художественную подготовку или склонность к рисованию. Учеба была рассчитана на три месяца, проводилась по специальной программе и завершалась практикой в различных РОВД г. Харькова, в ходе которой курсанты должны были изготавливать субъективные рисованные портреты по конкретным уголовным делам.
Программа для этих курсов была разработана с учетом специфики работы специалиста над субъективным рисованным портретом, главные особенности которого, по мнению составителей программы, следующие:
• процесс изготовления субъективных портретов - одна из разновидностей межличностных отноше-
ний, поэтому при обучении обращается внимание на изучение некоторых психологических дисциплин;
• главный инструмент специалиста - это рисунок, и именно он занимает основное время обучения. При этом предпочтение отдается рисованию по памяти с постепенным переходом к новому виду -рисованию на основе словесного описания;
• изготовление субъективных портретов осуществляется в рамках технико-криминалистической, оперативно-розыскной и следственной деятельности органов внутренних дел, поэтому данные аспекты также находят отражение в программе подготовки специалистов.
За время пребывания на курсах слушатели проходили обучение по следующим дисциплинам: рисование с натуры (академический рисунок); специальный рисунок (субъективный рисованный потрет); методика и тактика процесса получения информации от очевидца и создания рисованного портрета; пластическая анатомия; психологические основы создания субъективного портрета, в том числе навыки установления психологического контакта с очевидцем; правовые основы деятельности художника-криминалиста и основы теории доказательств; теория развития портрета; специальная фотография; методы и способы изменения внешности; основы логического и нестандартного мышления; основы психологии цветовосприятия; компьютерная техника.
За рубежом лица, выполняющие задания по актуализации субъективных отображений внешнего облика человека и использующие при этом методики, основанные на изобразительных навыках, именуются судебными или полицейскими художниками.
В США действует и успешно функционирует система подготовки судебных художников. Практикуемая подготовка рассчитана на лиц, имеющих даже весьма скромные способности к рисованию. Специальные методики, основанные на знании пропорций человеческого лица, закономерностей распределения света и тени на его изображении, дают возможность быстро и достаточно эффективно учить навыкам изготовления рисованных субъективных портретов со слов очевидцев. Курс подготовки таких специалистов рассчитан на семь этапов.
1-й этап. Обучение навыкам изготовления рисованных портретов и общения с очевидцем с целью получения достоверной информации о внешнем облике разыскиваемого.
2-й этап. Рисование пропавших вещей, ценностей, животных.
3-й этап. Внесение в изображение лица человека дополнений, изменяющих его.
4-й этап. Возрастные и косметические изменения лица человека. На этом этапе преподавателю помогает врач-косметолог.
5-й этап. Графическая реконструкция лица по черепу.
6-й этап. Графический туалет лица трупа. Преподавателю помогает судебный медик.
7-й этап. Возрастные изменения детских лиц. Преподавателю помогает врач-педиатр.
После каждого этапа предусмотрена обязательная практика, основная цель которой - работа на реальном материале. Если практика не дала положительных итогов, то слушатель не допускается к следующему этапу. Такая напряженная и серьезная подготовка позволяет достигать высокого профессионализма выпускаемых специалистов.
Сравнивая два подхода к подготовке специалистов для изготовления субъективных портретов, представляется, что система, разработанная и апробированная в МВД Украины, более соответствует основной задаче - составлению субъективных портретов разыскиваемых преступников специалистами, имеющими художественно-графические навыки.
Необходимо отметить, что опыт обучения специалистов, которым предстоит изготовить субъективный портрет, навыкам использования художественно-графических методов, имеется и в Московском университете МВД России. В рамках обучения сотрудников экспертно-криминалистических подразделений с целью получения допуска на право самостоятельного производства судебно-портрет-ных экспертиз, с 2011 г. ведется преподавание основ художественно-графического изображения внешности человека. При этом слушатели изучают: особенности воспроизведения лица человека в графическом портрете; виды графических портретов - штриховой и тоновый графические портреты; возможности внесения изменений во внешность изображенного человека в художественно-графическом портрете; средства, используемые при создании графических портретов; основные графические способы, используемые в изобразительном искусстве для выполнения портретного рисунка; возможности специалиста-криминалиста в использовании методик художественно-графического изображения лица человека при изготовлении субъективных портретов; рисование с натуры (академический рисунок) и специальный рисунок (рисованный субъективный портрет, рисовано-композиционный субъективный портрет). Акцент делается на практические занятия по специальной программе, которые ведет преподаватель - профессиональный художник.
Компьютерные программы, разработанные для изготовления субъективных портретов, включают
графические редакторы для работы с элементами изображения. Однако, лицо человека не является обычным изображением, доступным любому пользователю программой. Этот объект требует познаний не только в области анатомии, антропологии, но и специальных изобразительных навыков. Необходимо, зная пропорции основных частей лица человека, уметь их изменить, сохраняя основу и не превращая новое изображение в деформированное. Эти познания могут быть получены при подготовке по вышеуказанной программе.
Опыт кафедры экспертно-криминалистической деятельности показал, что подготовка специалистов по изготовлению субъективных портретов должна вестись не в рамках дисциплины «габитоскопия и портретная экспертиза», а в качестве самостоятельной дисциплины, программа которой разработана. Представляется, что ее реализация позволит готовить специалистов, которые смогут существенно повысить качество субъективных портретов, которые изготавливают сотрудники экспертно-криминали-стических подразделений органов внутренних дел.
Необходимо отметить, что обучаемые по новой программе будут получать свидетельство на право изготовления субъективных портретов по аналогии со свидетельством на право производства самостоятельного выполнения определенных ролов и видов экспертиз. Это позволит преодолеть имеющуюся на местах тенденцию поручать изготовление субъективного портрета сотруднику экспертно-крими-налистического подразделения по типу дежурного эксперта. Многолетняя практика реализации такого подхода еще с начала 70-х годов 20 века показала не только ее неэффективность, но дискредитацию субъективного портрета как эффективного средства розыска преступников.
В тоже время сотрудники, прошедшие обучение по такой программе, смогут составить основу самостоятельных групп в ЭКП ОВД, специализирующихся в изготовлении субъективных портретов и ведения картотек субъективных портретов. Имеющийся опыт функционирования таких групп показал их эффективность по сравнению с практикой поручения изготовления субъективного портрета любому сотруднику, имеющему подготовку эксперта-криминалиста. Реализация данной программы будет соответствовать новому федеральному образовательному стандарту, который предусматривает раздельное обучение по направлению технико-криминалистической деятельности и экспертно-крими-налистической деятельности.