■•¡¡¡р- _ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ_ ■ЛАНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ДИСЦИПЛИНЕ: «ГАБИТОСКОПИЯ И ПОРТРЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
И.В. Киселевич,
кандидат юридических наук, начальник кафедры экспертно-криминалистической
деятельности Московского университета МВД России
E-mail: riss2862@mail.ru;
А.М. Зинин,
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры исследования документов Московского университета МВД России
E-mail: amzinin@mail.ru;
С.А. Пичугин,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВД России, майор полиции Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: pichugin81@mail.ru
Аннотация. Обосновывается разделение дисциплины «Габитоскопия и портретная экспертиза» на две самостоятельные — «Субъективный портрет и основы габитоскопии» и «Судебно-портретная экспертиза».
Ключевые слова: признак внешности, обучение слушателей, направление подготовки; субъективный портрет, габитоскопия, судебно-портретная экспертиза.
NEW CONCEPT OF TRAINING OF LISTENERS OF FACULTY OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS MOSCOW UNIVERSITY OF RUSSIA TO DISCIPLINE: «GABITOSKOPIYA AND PORTRAIT
EXAMINATION»
I.V. Kiselevich,
candidate ofjurisprudence, chief of chair of expert and criminalistic activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;
A.M. Zinin,
Honored lawyer of the Russian Federation, doctor ofjurisprudence, professor, professor of chair of research of documents Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia;
S.A. Pitchugin,
candidate ofjurisprudence, teacher of chair of expert and criminalistic activity Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia police major Annotation. In article justification of division of discipline «Gabitoskopiya and portrait examination» on two independent «A subjective portrait and gabitoskopiya bases» and «Judicial and portrait examination» is considered.
Keywords: appearance sign, training of listeners, preparation direction; subjective portrait, gabitoskopiya, judicial and portrait examination.
Объективные потребности инновационного развития существующих криминалистических средств и методов, с помощью которых возможно устанавливать личность человека по признакам внешности являлись важной предпосылкой для создания новой концепции подготовки специалистов для экспер-тно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, осуществляющих практическую деятельность в данной сфере. Такая концепция предусматривает увеличение творческого потенциала в процессе обучения, в ходе которого слушатель выступает не как пассивный объект получения криминалистической информации о признаках внешности, а как активный субъект развития своих способностей и применения их на практике в данной сфере. Важной задачей новой концепции подготовки выступает задача практической реализации криминалистических знаний в области установления личности по признакам внешности.
В зарождающейся новой концепции закладывается тенденция становления и дальнейшего развития (совершенствования) криминалистических знаний о внешнем облике. Такие знания дифференцируются относительно средств криминалистического исследования - отображений признаков внешности на материальных, востребованных преимущественно при производстве судебно-портретной экспертизы и идеальных носителях, востребованных при изготовлении субъективных портретов (объективного и субъективного характера).
Образовательный процесс в области изготовления субъективных портретов ориентируется, прежде всего, на идеях интеграции применяемых знаний как криминалистического, так и не криминалистического характера и осуществляется в соответствии с научными теориями как в области самой криминалистики, так и смежных с криминалистикой наук: антропологией (этнической, конституциональной), расоведением, психологией восприятия, генетикой, анатомией, судебной медициной в русле криминалистической деятельности. Базовые же положения судебно-портретной экспертизы находятся в русле экспертной деятельности. Как результат такого разделения происходит аккумулирование знаний относительно двух ранее имеющих одно целое дисциплин: «Субъективный портрет и основы габитоскопии» и «Судебно-пор-третная экспертиза»
Однако, имеются ли для такой дифференциации объективные предпосылки? Если да, то какие границы деления содержания дисциплины наиболее оптимальны?
Для ответа на эти вопросы необходимо подвергнуть анализу учебно-методическую деятельность в сфере габитоскопии и портретных исследований.
Расширение временных рамок учебного процесса при подготовке кадров для экспертно-крими-налистических подразделений органов внутренних
дел диктуется повсеместным применением новых цифровых технологий, позволяющих фиксировать признаки внешности более информативно на объективных отображениях. Такое развитие благоприятно сказывается при производстве судебно-портрет-ной экспертизы, уменьшая трудозатраты эксперта.
Кроме того, развитие инновационных технологий также дает возможность специалисту передавать содержание мысленного образа более точно и более наглядно, позволяя формировать криминалистическую субъективную модель внешнего облика разыскиваемого лица.
В этом смысле методическое содержание учебного процесса подталкивает на путь разделения относительно деятельности на криминалистическую (изготовление субъективных портретов) и экспертную (производство судебно-портретной экспертизы). Криминалистическая деятельность подразумевает работу с идеальными отображениями внешнего облика очевидца, основанными на мысленном образе очевидца (словесный и субъективный портрет), а экспертная - с материальными отображениями (фото-, видеокадры).
Огромный массив знаний, аккумулированный в криминалистическое учение о признаках внешности человека из различных иных научных теорий, позволяет говорить о том, что и современный учебный процесс в этой области не может сводиться к передаче известной суммы элементарных знаний об анатомических признаках внешности человека. Он более разветвлен и сложен.
Речь о необходимости разделения дисциплин диктуется не только обстоятельствами укрупнения криминалистических знаний о внешнем облике человека, но и особенностей информационного сопровождения, необходимого в процессе подготовки слушателей.
Информационное сопровождение дисциплины «Габитоскопия и портретная экспертиза» непрерывно насыщается научными источниками, содержащими в себе новые интегрированные знания из различных смежных с криминалистикой наук: антропологии (этнической, конституциональной), расоведения, психологии восприятия, генетики, анатомии, судебной медицины. Особенно рельефно это проявляется при изучении основ изготовления субъективных портретов и художественно-графических изображений внешности человека. Такое насыщение также осуществляется по двум сферам:
• сфера деятельности, связанная с изготовлением субъективных портретов;
• сфера деятельности, связанная с производством судебно-портретных экспертиз и исследований.
Подобные обстоятельства подтверждают необходимость разделения дисциплин по двум направлениям.
Однако, каким образом проводить линию деления разделов и тем?
Справедливо было бы отметить, что теоретические положения криминалистической габитоскопии востребованы как дисциплиной «Судебно-портрет-ная экспертиза», так и «Субъективный портрет и основы габитоскопии»
Существующую систему дисциплины «Габито-скопия и портретная экспертиза» составляют следующие разделы (темы): теоретические основы габитоскопии; субъективный портрет; основы художественно-графического изображения лица; судеб-но-портретная экспертиза.
Исходя из того, что подготовка специалистов осуществляется в различных сферах криминалистической деятельности (производство субъективных экспертиз и исследований; составление словесных и изготовление субъективных портретов; изготовление художественно-графических портретов), на повестку дня ставится вопрос деления разделов (тем) преемственной дисциплины «Габитоскопия и портретная экспертиза» относительно новых обособленных: «Субъективный портрет и основы габито-скопии» и «Судебно-портретная экспертиза».
Сложность деления указанных разделов (тем) также заключается еще и в том, какую из дисциплин считать первоначальной, а какую последующей?
Подготовка слушателей заключается в приобретении первоначальных базовых знаний в области криминалистической габитоскопии, необходимых в деятельности по изготовлению субъективных портретов и их применение в рамках фиксации признаков внешности на материальных носителях, а также приобретение необходимых умений и художественно-графических навыков в этой области.
Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной переподготовки в сфере изготовления субъективных портретов, будет включать: собирание и фиксацию информации о признаках внешности человека для целей установления личности; оценка воздействия объективных и субъективных факторов на достоверное восприятие и воспроизведение признаков внешности человека; составление словесного описания и портретов; изготовление субъективных портретов и художественно-графических изображений лица разыскиваемого; применение методов психологии в работе с очевидцами; использование современных программных и технических средств при изготовлении субъективных портретов; применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения габитоскопических информационно-поисковых систем, используемых в органах внутренних дел; обеспечение высокоэффективного функционирования габитоскопических информационно-поисковых систем, осуществляющих автоматизацию носителей, содержащих признаки внешности разыскиваемых лиц.
В результате изучения слушатель приобретает следующие знания: систему методов и средств из-
готовления субъективных портретов; теоретические основы установления личности человека по признакам внешности; систему элементов и признаков внешности; правовые, методические и организационные основы изготовления субъективных портретов; систему методов и средств изготовления субъективных портретов; методику изготовления субъективных портретов; современные возможности изготовления субъективных портретов; особенности получения сведений о внешнем облике человека в ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по различным категориям преступлений, тактико-психологические основы работы с очевидцами.
В структуру дисциплины «Субъективный портрет и основы габитоскопии», на наш взгляд, будут входить следующие темы.
1. Теоретические основы габитоскопии и изготовления субъективных портретов (краткий очерк истории установления личности человека по признакам внешности; «антропометрическая регистрация» и ее основатели; предмет, объекты, задачи и система криминалистического учения о внешнем облике человека; научные предпосылки идентификации человека по признакам внешности; свойства внешнего облика человека; закономерности запе-чатления внешнего облика человека в субъективных отображениях; закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и предупреждения преступлений; виды и формы отождествления человека по признакам внешности; понятие элементов и признаков внешности человека и их классификация; элементы внешности и определение их характеристик; понятие субъективного портрета, его правовая природа; нормативная регламентация деятельности по изготовлению субъективных портретов; особенности подготовки специалистов по изготовлению субъективных портретов; организация работы по изготовлению субъективных портретов; взаимодействие специалиста с оперативными работниками при изготовлении субъективных портретов).
2. Методы и средства изготовления субъективных портретов (система методов и средств изготовления субъективных портретов, виды субъективных портретов — рисованные, рисовано-композицион-ные, фотокомпозиционные, комплексные).
3. Основы художественно-графического изображения внешности человека (портрет человека как объект графического изображения; особенности воспроизведения лица человека в графическом портрете (основы линейной и воздушной перспективы в рисунке; законы светотени; штрих и тон в рисунке; понятие пропорций в рисунке; соотношение пропорций в изображении головы человека; зависимость изменений пропорций головы человека от ракурса; неизменяемые «опорные точки» в рисунке головы человека); виды графических портре-
тов; штриховой и тоновый графический портрет; возможности внесения изменений во внешность в художественно-графическом портрете (возрастные, мимические, антропологические); средства, используемые при создании графических портретов; основные графические способы, используемые в изобразительном искусстве для выполнения портретного рисунка; возможности специалиста-криминалиста в использовании методик художественно-графического изображения лица человека при изготовлении субъективных портретов; рисование с натуры (академический рисунок) и специальный рисунок (рисованный субъективный портрет, рисовано - композиционный субъективный портрет)).
4. Психологические основы изготовления субъективных портретов (психологические закономерности восприятия человека человеком; мысленный образ - основа субъективного портрета; понятие мысленного образа, его структура; особенности формирования мысленного образа; факторы, воздействующие на формирование мысленного образа; объективные факторы и условия формирования мысленного образа; влияние особенностей личности очевидцев на формирование, сохранение и трансформацию мысленного образа; особенности вступления в контакт специалиста с очевидцем в процессе формирования субъективного портрета; учет возрастных, гендерных особенностей очевидцев, их психического состояния; применение методов визуальной психодиагностики; оценка эмоционального состояния очевидца, элементы психологического исследования внешности и поведения; приемы активизации памяти свидетеля; обращение к образной памяти, использование специалистом элементов наглядности; создание объективных условий, снимающих эмоциональное напряжение, исключающих воздействие на очевидца преступления).
5. Методические и тактические основы изготовления субъективных портретов (общая характеристика методики изготовления субъективных портретов; анализ исходной информации, необходимой для изготовления субъективного портрета; изучение содержания мысленного образа и факторов его формирования; актуализация мысленного образа; изготовление первого варианта субъективного портрета; доработка портрета и оценка его очевидцем; особенности изготовления субъективных портретов лиц, характеризующихся признаками внешности среднего значения; технологии составления субъективного портрета с использованием компьютерных средств; изготовление субъективных портретов с использованием художественно-графических навыков и программных комплексов различных компьютерных систем; общие положения тактики изготовления субъективных портретов; этапы изготовления субъективных портретов; выбор временного периода, наиболее целесообразного для изготовления субъективного портрета; учет роли очевидцев в событии преступления; уста-
новление психологического контакта с очевидцем; обобщенный портрет и его влияние на процесс изготовления субъективного портрета; изготовление субъективного портрета с несколькими очевидцами по одному делу; изготовление субъективного портрета со слов детей; изготовление субъективного портрета в лечебном учреждении; взаимодействие специалиста с другими участниками изготовления субъективного портрета).
Итогом такой подготовки является получение статуса специалиста в области криминалистической габитоскопии и изготовления субъективных портретов и будет являться первоначальной.
Последующая же подготовка акцентирует внимание на углубленном изучении объективных отображений признаков внешнего облика и производства портретных экспертиз и исследований. Судебно-пор-третная экспертиза является дисциплиной, завершающейся получением права самостоятельного производства экспертиз по данному направлению деятельности и поэтому справедливо было бы указать, что она является заключительной (последующей).
Цель изучения дисциплины будет заключаться в формировании криминалистических знаний, необходимых для профессиональной деятельности в области применения научно-разработанных методик и технических средств при производстве судебно-портретных экспертиз.
Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение, включает: собирание и фиксацию информации о признаках внешности человека для целей идентификации личности; оценка воздействия объективных и субъективных факторов на изменение и достоверное отображение внешности человека на фотоснимках и видеоизображениях признаков внешности человека; производство судебно-портретных экспертиз и исследований, направленных на решение идентификационных и диагностических задач с применением традиционных и современных методов сравнения и оценки признаков внешности; использование современных программных и технических средств при производстве судебно-портрет-ных экспертиз; составление и оформление заключения судебно-портретной экспертизы.
В структуру дисциплины «Судебно-портретная экспертиза», на наш взгляд, будут входить следующие темы.
1. Теоретические основы идентификации человека по признакам внешности (научные предпосылки идентификации человека по признакам внешности; свойства внешнего облика человека; закономерности запечатления внешнего облика человека на материальных носителях; закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека при проведении судебно-портрет-ных исследований).
2. Элементы и признаки внешности человека (понятие элемента и признака внешности человека
и их классификация; диагностические и идентификационные признаки внешности).
3. Современные носители информации о внешнем облике человека. Факторы, влияющие на отображение признаков внешности (видео- и фотосъемка: понятие, классификация и порядок их использования в целях установления личности; цифровые фото-, видеорегистрирующие устройства фиксации внешнего облика человека; особенности изучения и исследования цифровых изображений; факторы, влияющие на полноту и достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках и видеоизображениях; влияние различных видов источников освещения, технических средств, носителей информации и их характеристик, а также процессов обработки изображений на отображение элементов внешности).
4. Средства и методы цифровой обработки изображений, используемые при производстве судеб-но-портретных экспертиз и исследований (основы получения и обработки цифровых изображений, основные термины и определения; средства цифровой фотографии, аппаратно-программный комплекс, применяемые в судебно-портретной экспертизе; приемы использования устройств ввода и вывода изображений; использование программных средств (графических редакторов) как инструментов для применения традиционных методов судебно-пор-третной экспертизы; цифровая обработка изображений внешнего облика человека для улучшения факторов, влияющих на зрительное восприятие признаков внешности, обеспечение полноты и достоверности полученных отображений; оформление результатов проведенного исследования; верстка
изображений в графическом редакторе, верстка текста в текстовом редакторе и печать изображений).
5. Методические основы проведения судебно-портретной экспертизы (предмет, объекты и задачи судебно-портретной экспертизы; вопросы, решаемые идентификационной портретной экспертизой; подготовка материалов на экспертизу и требования, предъявляемые к ним; стадии судебно-портретной экспертизы; предварительное исследование материалов, поступивших на судебно-портретную экспертизу; осмотр и изучение объектов, несущих информацию о признаках внешности; предварительное исследование внешности изображенных на фотоснимках, видеоизображениях лиц; раздельное исследование признаков внешности; оценка выявленных признаков внешности; сравнительное исследование, его задачи; традиционные методы сравнения, применяемые в судебно-портретной экспертизе; математические методы сравнения; эмпирический метод оценки выявленных совпадающих признаков внешности; вероятностно-статистический метод оценки совпадающих признаков внешности; заключительная оценка полученных результатов и формирование выводов эксперта; структура заключения эксперта, требования, предъявляемые к изготовлению фототаблиц; возможности диагностических исследований внешнего облика человека).
По окончании обучения специалист получает допуск на право производства судебно-портретных экспертиз и исследований. В этом случает он будет являться экспертом в области производства судеб-но-портретных экспертиз и исследований, обладая углубленными знаниями в области криминалистической габитоскопии.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
А.О. Левин,
преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки ФГКОУ ВПО Московского Университета МВД России Научная специальность 12.00.11- судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность. Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, профессор кафедры управления ОВД в особых условиях Киреев М.П. E- mail: Levin-s70 @ mail.ru
Аннотация. Рассматриваются правовые основы, регулирующие деятельность территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Ключевые слова: Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы МВД РФ.