Научная статья на тему 'Компетенция специалиста в области проведения судебных портретных экспертиз'

Компетенция специалиста в области проведения судебных портретных экспертиз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1160
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАБИТОСКОПИЯ / КРИМИНАЛИСТИКА / ПОРТРЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / GABITOSKOPIYA / CRIMINALISTICS / FORENSICS / PORTRAIT EXPERTISE / SPECIAL KNOWLEDGE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подволоцкий Игорь Николаевич

Частое применение результатов экспертных исследований в рамках гражданского и административного судопроизводства породило тенденцию к расширению компетенции специалистов, выполняющих портретные экспертизы. Обеспечение необходимой компетенции связано не только с внедрением новых методов исследования, но и с увеличением объема знаний, которыми должны обладать данные специалисты. Система подготовки специалистов в области судебной экспертизы уже давно не ограничивается только рамками обучения технологии производства экспертиз. Важное место в подготовке экспертов занимают естественно-научные и юридические дисциплины. Аналогичный подход необходимо соблюдать и в отношении подготовки иных участников судебного процесса, и прежде всего тех, кто может выступать в качестве субъектов оценки результатов полученных исследований. Взаимный обмен многовекторными знаниями позволит обеспечить экономичность судебного процесса за счет своевременного и правильного выбора экспертного учреждения, а экспертам сформировать свое внутреннее убеждение на основе всестороннего исследования представленных объектов. Решение обозначенной проблемы видится во взаимодействии заинтересованных сторон, дифференциации образовательных программ, развитии комплексного подхода в экспертных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIST COMPETENCE IN THE AREA OF JUDICIAL EXPERTISES PORTRAIT

Frequent use of results of expert studies in civil and administrative proceedings, has generated a tendency to expand the competence of professionals carrying portraits of expertise. Providing the necessary competence associated not only with the introduction of new methods of research, but also with the increase amount of knowledge required of these professionals. The system of training of specialists in the field of forensics is no longer limited only by the scope of training of production technology expertise. An important place in preparation of the experts took the natural sciences and legal disciplines. A similar approach must be followed in the preparation of other participants in the judicial process, especially those who can act as an evaluation of the results obtained by the subjects of research. Synergies of knowledge from various fields of scientific knowledge will ensure efficiency of the trial, due to the timely and correct selection of the appropriate expert body, and experts to form his inner conviction based on a comprehensive study of the objects presented. The decision of the designated problem lies in the interaction of stakeholders, differentiation of educational programs, the development of a comprehensive approach to expert studies.

Текст научной работы на тему «Компетенция специалиста в области проведения судебных портретных экспертиз»

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

ПодволоцкийИ. Н.

Компетенция специалиста в области проведения судебных портретных экспертиз

КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПОРТРЕТНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Частое применение результатов экспертных исследований в рамках гражданского и административного судопроизводства породило тенденцию к расширению компетенции специалистов, выполняющих портретные экспертизы. Обеспечение необходимой компетенции связано не только с внедрением новых методов исследования, но и с увеличением объема знаний, которыми должны обладать данные специалисты.

Система подготовки специалистов в области судебной экспертизы уже давно не ограничивается только рамками обучения технологии производства экспертиз. Важное место в подготовке экспертов занимают естественно-научные и юридические дисциплины. Аналогичный подход необходимо соблюдать и в отношении подготовки иных участников судебного процесса, и прежде всего тех, кто может выступать в качестве субъектов оценки результатов полученных исследований. Взаимный обмен многовекторными знаниями позволит обеспечить экономичность судебного процесса за счет своевременного и правильного выбора экспертного учреждения, а экспертам - сформировать свое внутреннее убеждение на основе всестороннего исследования представленных объектов. Решение обозначенной проблемы видится во взаимодействии заинтересованных сторон, дифференциации образовательных программ, развитии комплексного подхода в экспертных исследованиях.

Ключевые слова: габитоскопия, криминалистика, портретная экспертиза, специальные знания, компетенция.

Игорь

Николаевич ПОДВОЛОЦКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебных экспертиз Института судебных экспертиз Университета имени. О.Е. Кутафина (МГЮА).

nara1708@mail.ru.

125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

PODVOLOTSKIYI. N.,

Candidate of Laws, associate professor of Department o f Forensic Expertise of Moscow State Law University n.a.O.E. Kutafin.

SPECIALIST COMPETENCE IN THE AREA OF JUDICIAL

EXPERTISES PORTRAIT

Frequent use of results of expert studies in civil and administrative proceedings, has generated a tendency to expand the competence of professionals carrying portraits of expertise. Providing the necessary competence associated not only with the introduction of new methods of research, but also with the increase amount of knowledge required of these professionals.

© И. Н. Подволоцкий, 2016

ш m к

т □

"0 Ю

р и д и ч

m п

к

о

науки

B/2Q1B

>

The system of training of specialists in the field of forensics is no longer limited only by the scope of training of production technology expertise. An important place in preparation of the experts took the natural sciences and legal disciplines. A similar approach must be followed in the preparation of other participants in the judicial process, especially those who can act as an evaluation of the results obtained by the subjects of research. Synergies of knowledge from various fields of scientific knowledge will ensure efficiency of the trial, due to the timely and correct selection of the appropriate expert body, and experts — to form his inner conviction based on a comprehensive study of the objects presented. The decision of the designated problem lies in the interaction of stakeholders, differentiation of educational programs, the development of a comprehensive approach to expert studies.

Keywords: gabitoskopiya, criminalistics, forensics, portrait expertise, special knowledge, competence.

ущественная роль в формировании системы доказательств отводится ли-

цам, которым предоставлено право назначать экспертизу, оценивать ее

результаты и использовать их в ходе разбирательства. Однако нельзя забывать и о важности участия в процессе доказывания лиц, профессионально владеющих знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения задач судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание авторов учебника Е. Р. Россинской, Е. И. Галяшиной и А. М. Зинина, что уровень развития научного прогресса не оставляет без внимания и сферу судопроизводства, где бурно интегрируются новые технологии науки, что в значительной степени обуславливает расширение возможностей по собиранию, исследованию, оценке и использованию до-казательств1.

Российским процессуальным законодательством регламентирован статус специалиста, привлекаемого для участия в судопроизводстве, где детально изложены его права, обязанности и ответственность. Поэтому, понимая всю сложность стоящей перед нами задачи, сконцентрируем свое внимание на проблемах участия специалиста в статусе эксперта при производстве портретных экспертиз. Только профессионально подготовленные сотрудники способны оказать эффективное содействие состязающимся сторонам.

Определение объема специальных знаний эксперта не является самоцелью, так как проводимое им экспертное исследование приобретает значение лишь в объединении усилий всех участников процессуальной деятельности. Изменение компетенции эксперта в области портретной экспертизы можно проследить по формулировкам определений тех задач, которые решает специалист. Так, если в 1977 г. авторы терминологического словаря, описывая задачи предварительной стадии, указывали на обязательность выявления наличия приемов мон-

Теория судебной экспертизы : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. М. : Норма : ИНФРА-М,

2011. С. 9.

УНИВЕРСИТЕТА Компетенция специалиста в области проведения судебных

имени O.E. Куп1фина(МГЮА) портретных экспертиз

тажа при изготовлении фотоснимков2, то в 2007 г. такая задача уже не ставится3. Это не значит, что она потеряла свою актуальность, скорее всего, авторы убеждены, что простым визуальным анализом представленных материалов выявить монтаж крайне сложно. При этом не теряют своей актуальности задачи, направленные на установление пола, возраста, расовой принадлежности человека и других характеристик его личности по портретным изображениям.

Как мы видим из сравнительного анализа двух определений, сформулированных с разницей в полвека, наблюдается отрицательная динамика в развитии компетенции эксперта по портретным исследованиям. Подобное различие можно объяснить развитием научных знаний, усложнением процессов изготовления средств фиксации внешнего облика. Но, на наш взгляд, существуют и другие причины, прежде всего связанные с отсутствием научных разработок (методик) производства диагностических экспертиз в области габитоскопии, и весь процесс исследования опускается на уровень бытовых ассоциаций, эмпирического опыта эксперта, по определению свойств внешности, очевидных и доступных даже не для специалиста. И, как следствие, диагностические задачи в области габитоскопии не упоминаются в перечнях родов (видов) судебных экспертиз, проводимых в экспертно-криминалистических подразделениях.

По нашему мнению, локализация диагностических задач только в рамках их классификационного направления по установлению комплексных характеристик человека вряд ли оправданна и влечет сужение компетентности специалиста. Поскольку вопросы, решаемые экспертом, особенно на стадии предварительного исследования, не ограничиваются только установлением вида и подвида объекта исследования. Большую часть предварительной работы эксперт осуществляет по чистому диагностированию носителя портретной информации (виду, состоянию, объему и т.п.) и условиям передачи портретной информации посредством конкретного вида носителя4.

А. М. Зинин, справедливо указывая на важность изучения закономерностей процесса отображения внешнего облика человека на фотографических и видеографических изображениях, отмечает обязательность наличия у эксперта познаний в области фототехники и цифровых технологий5.

Как и в стадии развития основ портретной экспертизы, так и в настоящее время, в круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста по портретным экспертизам, входят проблемы определения демографических характеристик человека, особенности влияния условий съемки на передачу признаков внешности лица, изображенного на фотоснимках. В настоящее время эксперты решают те же вопросы.

Ш

Т

2 Зинин А. М., Снетков В. А. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы. ° М. : ВНИИСЭ МЮ СССР, 1977. С. 13.

3 Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов судебно-портрет-ной экспертизы : справочное пособие. М. : ЭКЦ мВд России, 2007. С. 13.

4 Зинин А. М, Подволоцкий И. Н. Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. С. 120-132. X

т

5 Зинин А. М. К проблеме использования специальных знаний при проведении судебно-портретных экспертиз // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград : ВА МВД России. й 2012. С. 326.

науки

8/2016

>

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Зачастую эксперт не задается вопросом о достоверности анализируемого отображения признаков внешности на представленных изображениях. В эпоху негативных технологий достаточно было изучить состояние поверхности фотопленки, чтобы выявить признаки умышленного изменения элементов внешности. Современные цифровые технологии не позволяют эксперту ограничиваться только визуальным изучением состояния носителя изображения для выявления приемов несанкционированного вмешательства.

Представляется, что в данном случае уместна аналогия с экспертизой почер-коведческих объектов по электрофотографическим копиям, где эксперт ссылается на ограниченность своей компетенции и ходатайствует о предварительном исследовании рукописного документа специалистом в области исследования документов. То есть при поступлении эксперту-портретисту цифрового носителя портретного изображения следует сначала провести фото-, видеотехническое исследование, а только потом портретную экспертизу.

Таким образом, изучение состояния фото-, видеоносителя портретной информации и особенностей передачи внешности запечатленного человека является залогом правильности решения промежуточной задачи, от которой зависит общий результат.

Однако подобная дифференциация компетенции, на наш взгляд, является искусственной и возможна только в сложных случаях. Сама природа портретной экспертизы заставляет эксперта пополнять запас знаний, необходимых для выявления искусственных изменений во внешности изучаемого лица, и не обращаться в каждом случае назначения портретной экспертизы к специалисту в сфере видеотехнической экспертизы.

Отсутствие четкого представления о компетенции того или иного эксперта можно проиллюстрировать на примере исследований, с которыми обращаются в экспертные подразделения. Так, по подозрению в совершении преступления был задержан гражданин, у которого обнаружено несколько личных документов на разные фамилии. Перед экспертом ставится задача в установлении тождества изображенных на портретах лиц. Эксперт успешно справляется со своей задачей, однако анализ данного заключения показывает, что из множества документов, представленных на экспертизу, два документа были исследованы специалистом при отсутствии у него соответствующей компетенции. Уникальность двух обозначенных документов состоит в том, что в них были вклеены фотографии с одним и тем же изображением. То есть уже по внешнему виду на фотоснимке (прическе, одежде, положению в пространстве и т.п.) очевидно, что на них изображен один и тот же человек, а следовательно, применения специальных знаний для установления портретного тождества не требовалось. На наш взгляд, ошибка эксперта состояла в том, что ему требовалось отказаться от установления портретного тождества и посоветовать инициатору назначить фото-, видеотехническую экспертизу, предметом которой является установление единого источника изготовления обсуждаемого портрета.

Еще одним примером несоответствия наименования исследования и поставленных перед экспертом задач является следующая ситуация, когда в качестве объектов исследования выступают произведения рекламного характера с видоизмененным изображением популярного человека. Эксплуатация образа знаменитого человека осуществляется с нарушением личных и авторских прав граж-

УНИВЕРСИТЕТА Компетенция специалиста в области проведения судебных

имени O.E. Куп1фина(МГЮА) портретных экспертиз ^ '

дан, в целях эффективной реализации товаров. Изменения внешнего облика, как правило, не носят существенного характера, а являются лишь художественной обработкой фотографии. Это позволяет ответчикам настаивать на особой манере изображения человека той или иной эпохи. Будто бы портрет является собирательным образом типа внешности человека с характерным зачесом волос и элементами одежды своего времени. Поэтому когда в суде возникает необходимость назначения экспертизы, то выбирается специалист, компетентный в области создания художественных портретов, возможно, и в области художественного дизайна, изготовления печатной продукции. Реже экспертиза назначается специалисту в области портретной идентификации, поскольку судья, получающий юридическое образование, сталкивался с портретной экспертизой только в связи с расследованием преступлений, а при рассмотрении гражданского спора, по его мнению, криминалистические технологии не применяются.

Специалист в области искусствоведения, решая вопрос о тождестве изображенных лиц на рекламной продукции и фотографии лица конкретного человека, в большей степени ориентируется на художественную ценность созданной продукции, на соблюдение технологии создания портрета, и на вопрос о тождестве дает отрицательный ответ. В отличие от искусствоведа, эксперт-портретист устанавливает тождество по совокупности групповых и индивидуальных признаков, отличающих одного человека от другого, с учетом закономерностей изменения человека под действием различных факторов. И, как справедливо отмечает А. М. Зинин, вследствие возникновения потребностей в решении подобного рода задач нужна дополнительная разъяснительная работа, и «... в подобных ситуациях, возникающих при рассмотрении гражданских дел, необходимо назначение комплексных экспертных исследований»6. Таким образом, мы наблюдаем запрос общества на проведение подобных исследований, однако достоверность вывода эксперта зависит от компетенции тех специалистов, которым назначается экспертиза.

Проведенный анализ отличительных характеристик портретной экспертизы показал, что этот вид деятельности сведущих лиц характеризуется широким разнообразием необходимых эксперту специальных знаний в нескольких областях науки и техники. Компетенция эксперта-портретиста должна распространяться на различные сферы практической деятельности, в том числе связанные с проведением процессуальных действий, а также на участие в комплексных и комиссионных экспертизах. Неотъемлемой частью его профессионализма является знание им перспектив использования выводов и результатов экспертизы в ходе формирования доказательственной базы по рассматриваемому делу.

Добиться осуществления единых подходов в получении различными субъектами судопроизводства одинакового объема и качества специальных знаний в области портретной экспертизы возможно в ходе изменения образовательных программ при подготовке юристов-правоведов и судебных экспертов. В равной Р

степени здесь экспертам будут полезны дополнительные знания в области права, а юристам — в области экспертных технологий. Практикующие участники судебного процесса могут пройти переподготовку по соответствующим скорректированным программам.

6 Зинин А. М. Указ. раб. С. 328.

8/2016

I m п

к

науки

>

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Первоначальные шаги в направлении совершенствования структуры специальных знаний должны начинаться с обучения методике производства экспертиз. Добиться этого можно в короткие сроки путем совершенствования учебно-методической базы, как профессиональных экспертных структур, так и образовательных учреждений. Существенную роль в этом процессе может сыграть объединение усилий представителей практических органов и педагогического состава.

Положительный опыт подобной организации повышения эффективности учебного процесса за счет участия в образовании студентов и слушателей по программам подготовки в области «судебной портретной экспертизы» имеет Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. Многие эксперты-практики получают право производства портретных исследований после прохождения дополнительного образования и изучения не только основ теории судебной экспертизы, но и положений российского законодательства. Однако за короткий срок обучения нельзя рассмотреть все многообразие экспертных ситуаций, в которые попадают эксперты-практики, и для того чтобы прочувствовать всю сложность стоящих задач, необходим значительный практический опыт. В связи с этим, по нашему мнению, следует расширять систему дополнительного профессионального образования за счет интерактивных образовательных курсов, где преподаватели и эксперты-практики могли бы участвовать в проведении занятий и решении дискуссионных вопросов.

Актуальной остается проблема, связанная с направлением на обучение слушателей, не имеющих опыта экспертно-криминалистической деятельности и не знающих правовых основ, без наличия которых подготовка по программе изучения методики производства портретной экспертизы не является естественным продолжением их профессионального совершенствования.

Проводимые опросы экспертов-практиков выявили значительный разброс в уровне начальной подготовки слушателей, как в виде базового образования, так и опыта практической деятельности. Из обработанных анкет видно, что единицы слушателей имеют естественно-научное образование. Юридическое образование также не является превалирующим, в основном это специалисты в области гуманитарных наук, а в последние годы — специалисты по направлению «менеджмент». Неудивительно, что в структуре специальных знаний эксперта правовые науки ими указываются в числе последних. Повлиять на обозначенную ситуацию возможно посредством изменения отношения комплектующих органов к сути программ повышения квалификации за счет увеличения часов на юридическую подготовку.

Повысить качество профессиональных знаний и навыков можно за счет дифференциации образовательных программ по уровню знаний, прохождения курсов подготовки и переподготовки экспертного состава, проведения аттестационных экзаменов, дающих право допуска к производству исследований, обеспечения развития интерактивного обучения специалистов и дистанционного доступа к учебной и методической литературе.

Известно, что критерием качества полученных при обучении знаний являются результаты выполнения экспертных исследований, а также фактов назначения дополнительных и повторных экспертиз. Нами был проведен анализ экспертных заключений и выявлен ряд ошибок, связанных как с нарушением процессуального законодательства, так и методических требований. Причины

УНИВЕРСИТЕТА Компетенция специалиста в области проведения судебных

имени O.E. Куп1фина(МГЮА) портретных экспертиз W »Э

появления экспертных ошибок имеют как объективный, так и субъективный характер, по большей части последний.

К основным объективным причинам наличия ошибок в экспертных заключениях можно отнести малый опыт проведения исследований (лишь 9% экспертов специализируются на исследованиях в области портретной экспертизы, как правило, они работают в крупных центрах, остальные анкетируемые выполняют указанные экспертизы эпизодически).

К субъективным причинам относятся низкая компетентность, но встречаются и профессиональные упущения в виде поверхностного отношения к производству исследований. Очевидно, что из-за недостаточной практики производства исследований эксперт утрачивает навыки исследования и в первую очередь так называемый «логический алгоритм исследования», в который входят этапы исследования и их содержание.

В этой связи возникает необходимость в формализации требований к специальным знаниям экспертов-портретистов на уровне необходимого минимума знаний, которыми они должны владеть профессионально. Объем и содержание такого «минимума» определяется, исходя из обобщения практического опыта производства экспертиз применительно к конкретным задачам, стоящим перед расследованием (диагностические исследования, идентификационные исследования, комиссионные исследования и др.).

Естественным подходом в создании подобных систем знаний будет разделение стоящих перед экспертом задач и этапов производства исследования, начиная с ознакомления с материалами, поступившими на исследование, производством предварительной, аналитической и сравнительной стадий исследования, оценкой полученных результатов.

На исследование экспертам поступают, как правило, одни и те же виды носителей портретной информации в виде аналоговых и цифровых фотоизображений. Производители их изготавливают по единым стандартам, которые необходимо использовать в структуре описания объектов в целях максимальной конкретизации анализируемых объектов и содержащейся в них информации. Такой подход позволит определить, насколько адекватно был изучен объект исследования и все ли его характеристики были проанализированы. Недостаточный анализ характеристик объекта в дальнейшем приводит к ошибкам в оценке запечатленных на них признаков.

Наиболее важные аспекты применения правовых норм проявляются при участии эксперта в ходе производства тех или иных следственных действий, следующих за экспертизой (следственный эксперимент, дополнительный осмотр места происшествия, допрос), а также при участии в судебных заседаниях. Здесь важным для эксперта является понимание экспертом сути статей соответствующего кодекса, которые определяют его правовой статус, обязывают выполнять те или иные действия или накладывают запреты, что необходимо для решения соответствующих экспертных задач.

В круг минимальных правовых знаний обязательно должны входить знания относительно правового статуса лиц, с которыми эксперт соприкасается при вы- т

полнении своих профессиональных обязанностей. В первую очередь это касается правового положения инициаторов назначения исследований, с ними эксперт соприкасается чаще всего. науки

8/2016

>

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Особого внимания требует учет правового положения лиц, заинтересованных в результатах исследования. Наибольшую активность, как правило, проявляют защитники обвиняемых и представители сторон гражданского процесса, не в пользу которых могут быть сделаны выводы эксперта. Поэтому иначе как правовыми механизмами оградить эксперта от влияния заинтересованных лиц не представляется возможным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе развития компьютерных технологий предъявляются новые стандарты требований к уровню и объему специальных знаний. Математическое обеспечение экспертного процесса позволяет формализовать заключение эксперта, ввести необходимые разделы, обойти которые или тем более забыть, становится невозможным. Но самое главное, что математические вычисления позволяют объективизировать результаты исследований, исключив, таким образом, субъективную оценку выявленных признаков полученных промежуточных решений и заключительных выводов. И, как следствие, повысить доказательственное значение всего заключения эксперта и его ценность в системе доказательств.

В настоящее время говорить о существенной степени автоматизации экспертного процесса не приходится, чаще всего компьютерные технологии используются на уровне «пишущей машинки», наличие текстовых и графических редакторов не решают данной задачи. Даже наличие программ, проводящих оценку идентификационной значимости выявленных признаков, осуществляется только на вероятностной основе, что, соответственно, влечет и вероятность окончательных суждений7. К тому же бытует мнение, что лучше отказаться от решения вопроса вообще, чем давать вероятные выводы, доказательственное значение которых невелико. Так что работа в этом направлении предстоит огромная.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Богатое, Ф. Г., Подволоцкий, И. Н. Алгоритм работы с автоматизированной системой «Внешность» при применении вероятностно-статистического метода (ВСМ) при проведении портретных экспертиз и исследований / Ф. Г. Бо-гатов, И. Н. Подволоцкий // Габитоскопия и портретная экспертиза: Практикум / под ред. А. М. Зинина. - М. : ЦОКР МВД России, 2010.

2. Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник / В. А. Газизов [и др.] ; под ред. Н. В. Румянцева. — М. : Московский университет МВД России, 2008.

3. Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов су-дебно-портретной экспертизы: Справочное пособие / А. М. Зинин, С. А. Буданов, И. И. Черкашина. — М. : ЭКЦ МВД России, 2007.

Зинин А. М., Кирсанова Л. З. Криминалистическая фотопортретная экспертиза. М. : ВНКЦ МВД СССР, 1991 ; Богатов Ф. Г., Подволоцкий И. Н. Алгоритм работы с автоматизированной системой «Внешность» при применении вероятностно-статистического метода (ВСМ) при проведении портретных экспертиз и исследований // Габитоскопия и портретная экспертиза: Практикум / под ред. А. М. Зинина. М. : ЦОКР МВД России, 2010 ; Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник / Газизов В. А. [и др.] ; под ред. Н. В. Румянцева. М. : Московский университет МВД России, 2008.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПодволоцкийИ. Н.

Компетенция специалиста в области проведения судебных портретных экспертиз

4. Зинин, А. М., Кирсанова, Л. З. Криминалистическая фотопортретная экспертиза / А. М. Зинин, Л. З. Кирсанова. - М. : ВНКЦ МВД СССР, 1991.

5. Зинин, А. М., Подволоцкий, И. Н. Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник / А. М. Зинин, И. Н. Подволоцкий. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2014.

6. Зинин, А. М., Снетков, В. А. Словарь основных терминов судебно-портрет-ной экспертизы / А. М. Зинин, В. А. Снетков. — М. : ВНИИСЭ МЮ СССР, 1977.

7. Зинин А. М. К проблеме использования специальных знаний при проведении судебно-портретных экспертиз / А. М. Зинин // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград : ВА МВД России, 2012.

8. Теория судебной экспертизы : учебник / под ред. Е. Р. Россинской. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011.

ч

□ р

б

"0 и е и ч

л □

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.