ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ПО ПРОГРАММЕ «ПОРТРЕТНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ»
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Московского университета МВД России по программе «Портретные экспертизы и изготовление субъективных портретов». Приводятся примеры применения эффективных дидактических технологий в обучении.
Ключевые слова: дидактическая технология, подготовка слушателей, признаки внешности, комплексное исследование.
PROBLEMS OF APPLICATION OF DIDACTIC TECHNOLOGIES WHEN TRAINING LISTENERS OF FACULTY OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS MOSCOW UNIVERSITY OF RUSSIA ACCORDING TO THE PROGRAM PORTRAIT EXAMINATIONS AND PRODUCTION OF SUBJECTIVE PORTRAITS
Annotation. In article problems of training of listeners of faculty of retraining and professional development of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia according to the «Portrait Examinations and Production of Subjective Portraits» program are considered. Examples of application of effective didactic technologies in training are given.
Keywords: didactic technology, training of listeners, appearance signs, complex research.
Дидактические технологии способствуют эф- признаков внешности с помощью современных
фективному обучению специалистов органов вну- инновационных разработок. Такие технологии со-
тренних дел, способных осуществлять сложные держат в себе, в первую очередь, педагогические
комплексные криминалистические исследования приемы и способы, которые носят методический ха-
С.А. Пичугин,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВД России, майор полиции Научная специальность 12.00.12 — Криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
S.A. Pitchugin,
candidate ofjurisprudence, teacher of chair of expert and criminalistic activity Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia police major
рактер действия, раскрывая закономерности усвоения знаний, умений и навыков в области установления личности по признакам внешности.
Применительно к дисциплине: «Портретные экспертизы и изготовление субъективных портретов» современный этап разработки и развития дидактической технологии обусловлен в целом проблемами модернизации программы подготовки специалистов, усилением их роли в процессе собирания, фиксации и исследования информации о признаках внешности, наличием сопоставимого уровня знаний современным требованиям при проведении такого рода исследований. Этому способствует анализ педагогических проблемных ситуаций подготовки таких специалистов на различных методических советах высших учебных заведений в системе МВД России, круглых столах профильных кафедр, семинарах, консультациях с ведущими специалистами в области исследования человека по признакам внешности и позволяющих обсудить и представить научное обоснование использования тех или иных дидактических инноваций в практической деятельности.
В структуре дидактической технологии можно выделить элементы, образующие две взаимосвязанные группы: группы элементов, формулирующих дидактическую задачу и группу элементов, образующих дидактическую технологию, решающую эти задачи.
В группу элементов, формулирующих дидактическую задачу, рассматриваются вопросы, отражающие цели и содержание процесса качественной подготовки специалистов в области комплексного криминалистического исследования признаков внешности человека. В группу элементов, образующих дидактическую технологию, входят комплексы педагогических методов и средств, а также формы их взаимодействия, реализуемые в процессе такой подготовки.
Образование конкретной дидактической технологии обуславливается возникающими проблемными ситуациями в ходе установления личности человека по признакам внешности, гибкой способности их переориентирования с учетом поставленных задач и адаптации под определенные нужды органов внутренних дел, а также применения необходимой материально — технической базы.
Дидактическая технология разрабатывается поэтапно, следуя определенным дидактическим принципам и требованиям. Исходными являются требования к подготовке специалиста, сформулированные в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 031003.65 Судебная экспертиза.
Первый этап заключается в определении промежуточных и конечных целей и задач в рамках подготовки специалистов в области комплексного криминалистического исследования признаков внешности
человека. Разработчиком производится отбор и структурирование содержания педагогической деятельности в этой области знаний, задаются ограничения, связанные с организационными моментами и возможностями материально-технической базы.
На втором этапе проектируется желаемая дидактическая технология: определяется круг актуальных тем (в том числе отражается их содержание), имеющих научное обоснование и практическую направленность, а также необходимый комплекс методов и средств, которые будут применяться при такой подготовке. Продумываются формы комплексиро-вания этих методов и практические аспекты их реализации; подбираются специально подготовленные специалисты, способные реализовывать дидактическую технологию.
На третьем этапе реализуется разработанная дидактическая технология, т.е. запланированный алгоритм действий в процессе обучения; выявляются проблемы, в ходе проводимой подготовки специалистов в области комплексного исследования признаков внешности; формулируется необходимый вывод по применению дидактической технологии в учебном процессе.
Выбор в пользу какой-либо разрабатываемой дидактической технологии определяется условиями достижения требуемого высокого уровня подготовки специалиста при допустимых временных и минимальных стоимостных показателях. В связи с указанным обстоятельством на долю специалиста выпадает трудная задача выбора именно тех технологических инноваций, которые жизненно необходимы с учетом проблем практической деятельности органов внутренних дел, направленной на установление личности человека по признакам внешности и комплексности их применения.
Мы предлагаем в ее качестве такую дидактическую технологию, которая разработана с учетом современных потребностей подготовки специалиста в области криминалистического исследования признаков внешности. Цель ее создания — улучшение качества подготовки, выражающейся в приобретении слушателями достаточных знаний, умений и навыков применения научно-разработанных методик и технических средств при производстве портретных экспертиз и изготовления субъективных портретов.
Задача разрабатываемой дидактической технологии обусловлена возможностью получения теоретических знаний, научных основ идентификации человека по признакам внешности, изучение системы методов и средств криминалистического исследования признаков внешности, закономерностей их отображения на различных носителях информации, сущности субъективных портретов, методических и тактических основ их изготовления с помощью художественных навыков и современных технических средств, а также практическое освоение методики
проведения портретных исследований, изготовления субъективных портретов.
Приступая к изучению дисциплины обучающийся должен знать: правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы (понятие методики экспертных исследований и структуры заключения эксперта); современные возможности криминалистических экспертиз; классификацию и общую характеристику методов и средств, применяемых при проведении экспертных исследований; основные права и обязанности эксперта как участника уголовного судопроизводства; ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
Обучающийся должен уметь: использовать естественно-научные методы и средства для обнаружения, фиксации и изъятия объектов и их предварительного исследования, интерпретировать результаты применения естественнонаучных методов для решения задач судебных экспертиз; использовать компьютерную технику при производстве экспертизы.
Обучающийся должен владеть: навыками применения технических средств и естественнонаучных методов при производстве криминалистических экспертных исследований (навыками исследования объектов с использованием приборов и инструментальной базы); понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта; методиками решения диагностических и идентификационных задач при производстве судебных экспертиз и исследований.
Опираясь на базовые знания в области криминалистики и судебной экспертизы дальнейшая подготовка специалиста осуществляется в рамках следующих тем:
1. Теоретические основы идентификации человека по признакам внешности (краткий очерк истории отождествления человека по признакам внешности; антропометрическая регистрация; предмет, объекты, задачи и система криминалистического учения о внешнем облике человека; научные предпосылки идентификации человека по признакам внешности, свойства внешнего облика человека; закономерности запечатления внешнего облика человека на различных отображениях; закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и предупреждения преступлений; виды и формы отождествления человека по признакам внешности).
2. Элементы и признаки внешности человека (понятие элемента и признака внешности человека и их классификация; диагностические и идентификационные признаки внешности; факторы, изменяющие внешний облик человека: возрастные, патологические, косметические, хирургические, посмертные.
3. Основные технико-криминалистические средства и методы собирания данных о внешнем
облике человека (понятие и классификация методов и средств собирания данных о внешнем облике человека; понятие и классификация видов криминалистических описаний внешности и методика их составления; особенности использования описания при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; вклад А. Бертильона в развитие системы описания внешности по методу «словесного портрета»; видео-и фотосъемка: понятие, классификация и порядок их использования в целях установления личности; цифровые фото-, ви-деорегистрирующие устройства фиксации внешнего облика человека; особенности изучения и исследования цифровых изображений; факторы, влияющие на полноту и достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках и видеоизображениях; влияние различных видов источников освещения, технических средств, носителей информации и их характеристик, а также процессов обработки изображений на отображение элементов внешности; посмертные маски и реконструкции лица по черепу: понятие, порядок изготовления, особенности отображения признаков внешности.
4. Методические основы проведения портретной экспертизы, (предмет, объекты и задачи портретной экспертизы; вопросы, решаемые судебной портретной экспертизой; подготовка материалов на экспертизу и требования, предъявляемые к ним; стадии портретной экспертизы; предварительное исследование материалов, поступивших на экспертизу; осмотр и изучение объектов, несущих информацию о признаках внешности; предварительное исследование внешности изображенных на фотоснимках, видеоизображениях лиц; раздельное исследование признаков внешности; оценка выявленных признаков внешности; сравнительное исследование, его задачи; традиционные методы сравнения, применяемые в портретной экспертизе; математические методы сравнения; эмпирический метод оценки выявленных совпадающих признаков внешности; вероятностно-статистический метод оценки совпадающих признаков внешности; заключительная оценка полученных результатов и формирование выводов эксперта; структура заключения эксперта, требования, предъявляемые к изготовлению фототаблиц; приемы использования устройств ввода и вывода изображений, применяемых при производстве портретных экспертиз, их основные характеристики; использование программных средств (графических редакторов) как инструментов для применения традиционных методов портретной экспертизы; цифровая обработка изображений внешнего облика человека для улучшения факторов, влияющих на зрительное восприятие, обеспечение полноты и достоверности полученных отображений; оформление результатов проведенного исследования; возможности диагностических исследований внешнего облика человека.
5. Правовые и организационные основы изготовления субъективных портретов (понятие субъективного портрета, его правовая природа; нормативная регламентация деятельности по изготовлению субъективных портретов; особенности подготовки специалистов по изготовлению субъективных портретов; организация работы по изготовлению субъективных портретов; взаимодействие специалиста с оперативными работниками при изготовлении субъективных портретов.
6. Методы и средства изготовления субъективных портретов (система методов и средств изготовления субъективных портретов; виды субъективных портретов (рисованные, рисовано-композицион-ные, фотокомпозиционные, комплексные); этапы изготовления субъективных портретов, технологии изготовления субъективных портретов с использованием компьютерных средств.
7. Основы портретного рисунка (лицо человека как объект графического портрета; пропорции лица человека, его геометрия; особенности воспроизведения лица человека в графическом портрете; виды графических портретов; штриховой и тоновый графический портрет; средства, используемые при создании графических портретов; основные графические способы, используемые в изобразительном искусстве для выполнения портретного рисунка; возможности специалиста-криминалиста в использовании методик художественно-графического изображения лица человека при изготовлении субъективных портретов; рисование с натуры (академический рисунок) и спецрисунок (рисованный, рисовано-композиционный субъективный портрет).
8. Методические, тактические и психологические основы изготовления субъективных портретов. (психологические закономерности восприятия человека человеком; мысленный образ — основа субъективного портрета; понятие мысленного образа, его структура; особенности формирования мысленного образа; факторы, воздействующие на формирование мысленного образа; объективные факторы и условия формирования мысленного образа; влияние особенностей личности очевидцев на формирование, сохранение и трансформацию мысленного образа; общая характеристика методики изготовления субъективных портретов (анализ исходной информации, необходимой для изготовления субъективного портрета; изучение содержания мысленного образа и факторов его формирования; актуализация мысленного образа; изготовление первого варианта субъективного портрета; доработка портрета и оценка его очевидцем); особенности изготовления субъективных портретов лиц, характеризующихся признаками внешности среднего значения; общие положения тактики изготовления субъективных портретов; выбор временного периода, наиболее целесообразного для изготовления субъективного портрета; учет роли очевидцев в событии престу-
пления; установление психологического контакта с очевидцем; изготовление субъективного портрета с несколькими очевидцами по одному делу; изготовление субъективного портрета со слов детей; изготовление субъективного портрета в лечебном учреждении; взаимодействие специалиста с другими участниками изготовления субъективного портрета.
Вышеперечисленные темы (в т.ч. и их элементы) сформированы по результатам проведенного с участием автора научного анализа нормативно-правовых, научных, учебных источников в этой сфере, а также обобщения опыта производства портретных экспертиз и изготовления субъективных портретов в системе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Их изучение должно осуществляться под руководством педагогического состава, который имеет колоссальный опыт преподавания указанной дисциплины. Обсуждения проблемных вопросов ведущими учеными в этой области знания, а также возможные пути их решения позволит слушателю не только ознакомиться с ними, но и выработать на основе их анализа собственную позицию.
При организации изучения тем дисциплины предусматриваются: лекционные, семинарские, практические занятия и контрольные работы (контрольные экспертизы), а также консультация преподавателя (индивидуальная, групповая), дискуссии, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и про-блемно-деятельностного обучения.
Важнейшим и неотъемлемым элементом получения прочных знаний является самостоятельная подготовка слушателей по изучаемой дисциплине. Самостоятельная подготовка проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других формах занятий, элементарной самооценки своих знаний, выработки навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний, способов познания, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям. Начиная самостоятельно готовится к лекционному, семинарскому, практическому занятию по новой теме слушателю следует исходить из того, что темы по криминалистической габитоскопии и курсу субъективный портрет составляют органическое единство, что требует определенной системности при изучении учебного материала.
По окончании изучения дисциплины проводится аттестация слушателей с целью определения уровня остаточных теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных обучающимися.