одного и для другого является умение видеть и запечатлевать характерные особенности лица.
Одним из необходимых аспектов при изготовлении художественно-графического изображения является хорошо развитое пространственное мышление; знание линейной и воздушной перспективы; понимание объема и пропорций изображаемых объектов; светотеневой моделировки.
Все это, вкупе с владением техническими средствами рисования, становится базой для создания в будущем портретных изображений разыскиваемого лица.
Эксперт-криминалист, владеющий азами рисования, может создавать эскизные варианты субъективного портрета (зарисовки), по которым, позже, можно работать, внося изменения или уточнения с помощью программного обеспечения.
Возможности составления субъективного портрета специалистом, профессионально владеющим
способностями воспроизведения элементов внешности человека также имеют свои особенности. В частности, художник-портретист может не обладать необходимой художнику-криминалисту лаконичностью в изображении, когда подробности и прорисованные детали во внешности могут скрыть под собой характерные детали лица.
Специфика составления субъективного портрета включает в себя множество психологических факторов, про которые не должен забывать художник; это отличает субъективный портрет от портрета с натуры или портрета по памяти. В субъективном портрете, как известно, черты лица, доминирующие во внешности, могут принимать более выразительные, утрированные объемы.
Художественно-графические навыки, так или иначе, способствуют повышению уровня квалификации эксперта-криминалиста, специализирующегося на изготовлении субъективных портретов.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОЧЕВИДЦЕМ
ВНЕШНЕГО ОБЛИКА РАЗЫСКИВАЕМОГО ЛИЦА
И.Н. ПОДВОЛОЦКИЙ
кандидат юридических наук, доцент Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент E-mail: [email protected]
Приемы и технические средства по изготовлению субъективных портретов и описаний, основанные на использовании информации о внешнем облике человека, широко употребляются в практике расследования и раскрытия преступлений. В первую очередь речь идет о сведениях, позволяющих сформироваться в памяти очевидца преступления мысленному образу разыскиваемого лица. Как справедливо отмечает А.М. Зинин, для составления фоторобота очевидец использует весь имеющийся у него жизненный опыт по восприятию, сохранению и воспроизведению характеристик, увиденных ранее предметов и явлений.
Работа по составлению описаний внешности и субъективных портретов обязательно включает в себя положения психологии, что во многом опреде-
ляет результативность всего процесса. Психологические методики активно используются на стадии проверки информации о совершенном преступлении, когда в начале опроса очевидца необходимо установить психологический контакт с опрашиваемым, от чего и зависит объем полученной информации о происшедшем событии.
Изучение основ судебной психологии является обязательным этапом в подготовке специалистов-криминалистов, а использование принципов психологии и личного опыта при выполнении своих профессиональных обязанностей повышает эффективность борьбы с преступностью.
Для специалиста-криминалиста, участвующего в составлении субъективного портрета преступника, использование приемов психологии начинается с этапа ознакомления с обстоятельствами дела и показаниями очевидца. Специалисту бывает сложно выявить позицию очевидца, когда очевидец намеревается дать правдивые показания, но считает, что его действия во время происшествия могут быть истолкованы неверно и это негативно отразится на его авторитете. Либо то, что очевидецувидел и запомнил, по его мнению, не является существенным, может показаться не реальным и в этом случае очевидец также не поделится всей полнотой информации.
Обеспечить правдивость показаний трудно в силу целого ряда объективных и субъективных при-
8
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2014
чин, но специалисту необходимо это делать, поскольку, после того как он распечатает изображение предполагаемого подозреваемого в совершении преступления, это изображение будет восприниматься оперативными и следственными работниками почти как реальное «фотографическое» изображение. И хотя специалист даст к нему свое пояснение о том, что это лишь несколько похожее изображение, само это пояснение уже не будет иметь значения, так как все внимание будет обращено на изображение.
Современные компьютерные программы способны воспроизвести внешность разыскиваемого лица с точностью аналоговой фотографии. Однако, следует учитывать, что вследствие воздействия на очевидца целого ряда внешних и внутренних факторов, субъективный портрет может значительно отличаться от реального внешнего облика разыскиваемого.
К числу факторов, существенно влияющих на процесс формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа в памяти очевидца для целей розыска, относятся следующие:
1) свойства личности субъекта восприятия:
— демографические — пол, возраст, антропологический тип и национальная принадлежность;
— психологические — состояние памяти, волевые характеристики, особенности мышления;
— социальные — профессия, род занятий, социальный статус;
— иные — навыки, привычки и т.п.;
2) обстоятельства, относящиеся к личности очевидца:
— роль и состояние человека в процессе восприятия;
— способность формировать и воспроизводить сохранившийся мысленный образ разыскиваемого лица;
— отношение к личности запоминаемого лица;
— нацеленность на восприятие и запоминание признаков внешности;
3) обстоятельства, касающиеся внешней обстановки восприятия:
— особенности внешности запоминаемого лица;
— условия восприятия;
— период времени, в течении которого происходило восприятие;
— период времени, прошедший с момента восприятия;
— влияние последующих событий на процесс сохранения мысленного образа;
4) обстоятельства, связанные с процедурой изготовления субъективно портрета:
— квалификация специалиста по изготовлению субъективного портрета;
— особенности избранного вида композиционного портрета;
— следственная (розыскная) ситуация, складывающаяся к моменту изготовления субъективного портрета;
— результат оценки очевидцем составленного портрета;
— оценка специалистом хода и результатов составления портрета.
Приведенные факторы свидетельствуют о том, что специалист-криминалист, составляющий субъективный портрет не должен механически переносить на экран монитора информацию, полученную от очевидца, его роль на каждом этапе работы значительна и наполнена активными действиями по определению системы внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на очевидца в момент восприятия, сохранения и воспроизведения мысленного образа разыскиваемого лица.
Криминалистика. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник.
Учебник рассчитан на углубленное изучение курса криминалистики в объеме, соответствующем требованиям учебных программ для вузов юридического профиля. В нем раскрываются основные вопросы общей теории криминалистики (идентификация, диагностика, прогнозирование, криминалистическое изучение личности), криминалистической техники (фото- и видеозапись, трасология, криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств, документов, веществ и др.) и криминалистической тактики (следственные ситуации, криминалистические версии, тактика следственного осмотра, допроса, обыска и выемки документов, задержания подозреваемого, назначение судебных экспертиз и т.д.).
Для студентов и преподавателей юридических специальностей, а также специалистов-практиков.
№ 2 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
9