Научная статья на тему 'Проблемы изготовления художественно-графического изображения лица человека'

Проблемы изготовления художественно-графического изображения лица человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы изготовления художественно-графического изображения лица человека»

данных, портрет приходится дорабатывать и для этого необходимы определенные художественные навыки, умение «дорисовывать» изображение отдельных элементов внешности. Практика показала, что такие навыки обеспечивают получение изображений, передающих не только типовые характеристики внешнего облика, но его особенности. Именно поэтому в США — родоначальнике Identi-kit, не отказались от использования художников, специализирующихся в изготовлении субъективных портретов. Причем, в США существует такая специальность, как полицейский или судебный художник, который изготавливает рисованные субъективные портреты без использования технических средств.

Конечно, такая специализация требует особенного отбора претендентов на подобную работу. Широкая потребность в изготовлении субъективных портретов все же идет по пути сочетания у специалиста умения работать с программными средствами и навыков доработки портретов с использованием графических приемов.

Еще одна проблема, нуждающаяся в ее решении — это преодоление плоскостности изображе-

ния, получаемого с помощью средств изготовления субъективных портретов. И здесь видится перспектива использования 3D технологии, которая позволит создавать портреты, близкие к объемному изображению и, в итоге, улучшить восприятие внешнего облика лица, запечатленного в субъективном портрете.

Традиционно в субъективных портретах представлено лицо человека, его голова. Но, ведь разыскивается человек с характерными особенностями его фигуры, признаками одежды, более того, с запомнившимися очевидцу динамическими признаками разыскиваемого лица, особенностями его походки, свойственных ему движений. Особенности предметов одежды, фигуры пока могут дорисовываться специалистами, имеющими навыки рисования. Однако, это не всегда сочетается с изображением лица. Поэтому представляется перспективным дополнение банков данных определенным количеством изображений одетых типовых фигур. Создание динамического субъективного портрета — более сложная задача; здесь необходимы средства, характеризующиеся принципиально новыми решениями.

ПРОБЛЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

О.А. БАРАНОВА

преподаватель кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВД России E-mail: olgabaranova@ mail.ru

Художественно-графическое изображение зачастую является одним из наиболее быстрых и наиболее удобных средств, способствующих созданию субъективного портрета, так как не требует сложных технологических приспособлений и большого количества времени. При этом вопрос достоверности отображенных элементов внешности во многом зависит от уровня подготовки художника-криминалиста.

К созданию художественно-графического субъективного портрета может привлекаться как эксперт, имеющий начальные художественные навыки, так и профессиональный художник. При этом общим для

№ 2 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

7

одного и для другого является умение видеть и запечатлевать характерные особенности лица.

Одним из необходимых аспектов при изготовлении художественно-графического изображения является хорошо развитое пространственное мышление; знание линейной и воздушной перспективы; понимание объема и пропорций изображаемых объектов; светотеневой моделировки.

Все это, вкупе с владением техническими средствами рисования, становится базой для создания в будущем портретных изображений разыскиваемого лица.

Эксперт-криминалист, владеющий азами рисования, может создавать эскизные варианты субъективного портрета (зарисовки), по которым, позже, можно работать, внося изменения или уточнения с помощью программного обеспечения.

Возможности составления субъективного портрета специалистом, профессионально владеющим

способностями воспроизведения элементов внешности человека также имеют свои особенности. В частности, художник-портретист может не обладать необходимой художнику-криминалисту лаконичностью в изображении, когда подробности и прорисованные детали во внешности могут скрыть под собой характерные детали лица.

Специфика составления субъективного портрета включает в себя множество психологических факторов, про которые не должен забывать художник; это отличает субъективный портрет от портрета с натуры или портрета по памяти. В субъективном портрете, как известно, черты лица, доминирующие во внешности, могут принимать более выразительные, утрированные объемы.

Художественно-графические навыки, так или иначе, способствуют повышению уровня квалификации эксперта-криминалиста, специализирующегося на изготовлении субъективных портретов.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОЧЕВИДЦЕМ

ВНЕШНЕГО ОБЛИКА РАЗЫСКИВАЕМОГО ЛИЦА

И.Н. ПОДВОЛОЦКИЙ

кандидат юридических наук, доцент Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент E-mail: nara1708@mail.ru

Приемы и технические средства по изготовлению субъективных портретов и описаний, основанные на использовании информации о внешнем облике человека, широко употребляются в практике расследования и раскрытия преступлений. В первую очередь речь идет о сведениях, позволяющих сформироваться в памяти очевидца преступления мысленному образу разыскиваемого лица. Как справедливо отмечает А.М. Зинин, для составления фоторобота очевидец использует весь имеющийся у него жизненный опыт по восприятию, сохранению и воспроизведению характеристик, увиденных ранее предметов и явлений.

Работа по составлению описаний внешности и субъективных портретов обязательно включает в себя положения психологии, что во многом опреде-

ляет результативность всего процесса. Психологические методики активно используются на стадии проверки информации о совершенном преступлении, когда в начале опроса очевидца необходимо установить психологический контакт с опрашиваемым, от чего и зависит объем полученной информации о происшедшем событии.

Изучение основ судебной психологии является обязательным этапом в подготовке специалистов-криминалистов, а использование принципов психологии и личного опыта при выполнении своих профессиональных обязанностей повышает эффективность борьбы с преступностью.

Для специалиста-криминалиста, участвующего в составлении субъективного портрета преступника, использование приемов психологии начинается с этапа ознакомления с обстоятельствами дела и показаниями очевидца. Специалисту бывает сложно выявить позицию очевидца, когда очевидец намеревается дать правдивые показания, но считает, что его действия во время происшествия могут быть истолкованы неверно и это негативно отразится на его авторитете. Либо то, что очевидецувидел и запомнил, по его мнению, не является существенным, может показаться не реальным и в этом случае очевидец также не поделится всей полнотой информации.

Обеспечить правдивость показаний трудно в силу целого ряда объективных и субъективных при-

8

Вестник Московского университета МВД России

№ 2/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.