Научная статья на тему 'Об опыте применения модульно-рейтинговой технологии обучения в Сибирском государственном технологическом университете'

Об опыте применения модульно-рейтинговой технологии обучения в Сибирском государственном технологическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНДАРТ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY STANDARTS IN THE SYSTEM OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION TECHNOLOGIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANMAGEMENT OF THE EDUCATION QUALITY / EXTRA-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климович Лариса Петровна

В материалах научно-методической конференции, состоявшейся 29 октября 2009 г. в Сибирском юридическом институте МВД России, рассмотрены актуальные вопросы внедрения стандартов качества в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF MODULE-RATING TECHNOLOGY OF TEACHING IN SIBERIAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The current issues of implementing quality standarts into the educational process are considered in the materials of the Scientific-methodological Conference which was held on the 29 th October, 2009 at the Siberian Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Об опыте применения модульно-рейтинговой технологии обучения в Сибирском государственном технологическом университете»

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

УДК 3 7 8.147

Лариса Петровна КЛИМОВИЧ,

профессор кафедры криминалистики Сибирского юридичекого института МВД России (г. Красноярск), доктор юридических наук, доцент

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

THE EXPERIENCE OF MODULE-RATING TECHNOLOGY OF TEACHING IN SIBERIAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Одно из семи ключевых положении Болонской декларации предполагает внедрение внутривузовских систем контроля качества образования. При этом должен разрабатываться целостный механизм управления качеством, в котором прежде всего будут созданы условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а студент высшего образовательного учреждения хорошо учился. «Весь процесс, при всем его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичнос-ти обучения, в идеале должен приобретать вид технологической цепочки с постоянным мониторингом промежуточных результатов; конечный результат срабатывания такой цепочки обеспечивает приобретение обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков»1.

Хорошим примером создания системы управления и контроля качества образования в российском вузе является внедрение рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Базовые положения такой системы нормативно закреплены приказом Министерства образования РФ от 11 июля 2 002 г. N№2 654 (ред. от 05.12.2003 г.) «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов»2 .

В Красноярске одним из первых вузов, где была разработана и внедрена в

практику система рейтинговой оценки знаний студентов, стал Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ).

В сентябре 2004 г. коллектив преподавателей и студентов СибГТУ приступил к внедрению в учебный процесс модуль-но-рейтинговой технологии обучения (МРТО) , разработанной доцентами кафедры высшей математики и информатики Т.Н.Ло-гиновской и С.В.Лукичевой. Суть модульного построения учебного процесса по этой технологии заключается в следующем.

1. Единицей и основой планирования изучения каждой учебной дисциплины является модуль - логически завершенный, информационно и методически обеспеченный блок учебной программы.

2. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям.

3. Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом. Это позволяет при подсчете рейтинговой оценки студента учесть трудоемкость и важность той или иной темы, раздела дисциплины.

Так, при изучении студентами второго курса экономического факультета учебной дисциплины «Теория бухгалтерского уче-та»3 весь объем изучаемого материала распределен преподавателем на три модуля (рис. 1), при этом наибольший весо-

Алгоритмы высшей школы

Утверждено

Зав. кафедрой_

« »

Рис. 1. Образец- [Рейтинг-плана изучения дисциплины

Дисциплина Теории бухгалтерского учета Ф.И.О. преподавателя_

Кафедра Бухгалтерского учета н финансов Группа 82-3 Специальность 080109 Семестр

Модули. Коэффици- Виды учебной работы Контроль

Календарный график изучения ент m. текущий рейтинг 0< Ai< lOO.O^Cii 100 промежуточный рейтинг 0< Mi < 100,0< Ti<100

1. МОДУЛЬ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНЯ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА m [ = 0,3 APC: Посещение всех видов занятий,активность на лекционных и практических заняти- А С i = 100 баллов 1 = 100 баллов Mi = 100 баллов Ti = 100 баллов

2. МОДУЛЬ 2 СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ m2= 0,4 ях СРС: Качество подготовки к практическим занятиям, вы- R ™ = (0,2*А| + 0,8*С])**т, Rnpoi = (M, + 0,2* Т,)*т,

3. МОДУЛЬ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА полнение индивидуальных

m,, = 0,3 практических задании М: Оценка результатов тестирования Т: Творческий подход к изучению курса(рефераты, кроссворды, презентации, учебные слайды и др) Рейтинг ни модулю Rm = Ri 0,3 + Riipo„*Û,7

Кмига = 0,3*£Rrat + 0,7*£Rnpoii

* Рейтинг-план научения дисциплины (курсовой работы) разрабатывает лектор потока, утверждает его у заведующего кафедрой и дово- с по любо-

му ±зущу ьишриля ь акадехчи/хчеСКуЮ оценку осуществляется по единой методике на

лит до сведения студентов.

JVi

i^j/n^'itaxict iij_;t:iijiinjjici±,ctt;,i' учег рсиличныл аспектов учебной деятельности студента :

4 Количество часов 50 ч.

эных заня-^ • ритмич-

ой работы œjx знаний энию учеб-оляет сту-!идуальную исходя из ей и пред-

ципы фор-принятые

4тинговых

то резуль-и в целом семестре,

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

Утверждено

Зав. кафедрой

« »

Оценка составляющих накопительного рейтинга*

Дисциплина Теория бухгалтерского учета

Ф.И.О. преподавателя_

Кафедра Бухгалтерского учета и финансов Группа 82-3 Специальность 080109 Семестр 4 Количество часов ч.

МОДУЛЬ Активность И,) СРС (С;> Качество усвоения модуля (М!\ Творческий блок модули (Г„ не выше 100 6.)

Модуль 1 1. Посещение занятии (8л, 3 пр.) — 33 б. 1. Качество выполнения индивидуальных задании (2 практических задания) - 100 6. 1. Письменное тестирование (5 тестов) - 100 6. 1. Реферативная работа, презентации учебного материала -606,

2. Ритмичность выполнения индивидуальных заданий- 40 6. 3. Активность на занятиях 27 6. 2. Кроссворды - 40 6.

Модуль 2 1. Посещение занятий (5л, 3 пр.) -40 6. 1. Качество выполнения индивидуальных задании (6 практических заданий) - 100 б. 1. Письменное тестирование (2 теста) - 50 б. 2. Бухгалтерский диктант (2)-50 6. ]. Реферативная работа, презентации учебного материала -60 6,

2. Ритмичность выполнения индивидуальных заданий - 40 6. 3. Активность на занятиях - 20 6. 2. Кроссворды - 40 6.

Модуль 3 1. Посещение занятии (4 л, 2 пр.) -40 б. 1. Качество выполнения индивидуальных задании (2 практических задания) - 1006. 1. Письменное тестирование (4 теста) - 100 6. 1, Реферативная работа, презентации учебного материала -60 6.

2. Ритмичность выполнения индивидуальных заданий - 40 б. 3. Активность Е1л занятиях - 20 6. 2. Кроссворды -40 б.

* Информация о текущей успеваемости студентов, выраженная в баллах, вводится в электронную базу данных, где производится подсчет индивидуального рейтинга.

Рис. 2. Образец оценки составляющих накопительного рейтинга

основе специально разработанной интервальной шкалы перевода;

3) итоговая академическая оценка студента по дисциплине за семестр определяется общей рейтинговой оценкой. Общая рейтинговая оценка студента по учебной дисциплине за семестр складывается из накопительного рейтинга, который формируется в процессе учебной деятельности студента в семестре, и экзаменационного рейтинга (экзаменационная оценка в баллах). В свою очередь формирование накопительного рейтинга также осуществляется по двум составляющим: текущий рейтинг (активность аудиторной и ритмичность самостоятельной работы), промежуточный рейтинг (объем и качество усвоения учебного материала модуля, оценка работы над заданиями творческой

компоненты). Значимость составляющих общей рейтинговой оценки определяется вузом в зависимости от профиля подготовки, особенностей специализации и системы ценностных ориентиров формирования рейтинга студентов;

4) индивидуальный итоговый рейтинг студента в группе, на курсе определяется на основе его общих рейтинговых оценок по всем дисциплинам с учетом принадлежности каждой дисциплины к циклу дисциплин учебного плана (ГОС ВПО) и значимости этого цикла в формировании профессиональной компетенции будущего инженера;

5) за особые творческие успехи студентам начисляются поощрительные баллы (Пб). По результатам успешной и ритмичной учебной деятельности в течение семестра студентам может быть выставлена

Алгоритмы высшей школы

оценка по дисциплине без сдачи зачета или экзамена;

6 формирование рейтинга студента по любой дисциплине осуществляется по единой для всего вуза методике. Вместе с тем критерии оценивания различных видов учебной деятельности студентов по дисциплине разрабатываются кафедрой.

В настоящее время модульно-рейтин-говая технология обучения внедрена на первом, втором и третьем курсах всех факультетов СибГТУ. В системе МРТО работают более 5000 студентов, около 800 преподавателей 52 кафедр университета, 9 деканатов. Модульно-рейтинговая система в университете реализуется с применением автоматизированной системы подсчета рейтинга и управления учебной деятельностью студентов. Программное обеспечение разработано вычислительным центром СибГТУ.

Апробированный пятилетний опыт использования модульно-рейтинговой технологии обучения и контроля знаний дока-

зал свои преимущества. Полагаем, внедрение такой системы в образовательный процесс учебного заведения МВД России способствовало бы, во-первых, повышению мотивации курсантов (слушателей) к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, во-вторых, качественному совершенствованию уровня организации образовательного процесса в вузе.

1 Болонский процесс. URL: http:// www.bologna.spbu.ru (дата обращения: 28.10.2009).

2 О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов : приказ Министерства образования РФ от 11.07.2002 N№ 2654 (ред. 05.12.2003) // СПС «КонсультантПлюс».

3 В соответствии с ГОС ВПО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дисциплина «Теория бухгалтерского учета» отнесена к блоку общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф.12).

4 Сибирский государственный технологический университет: образование: Модульно-рейтин-говая технология обучения: URL: http:// www.sibstu.kts.ru (дата обращения: 27.10.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.