СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Н.П. ХОДАКОВА
Аннотация. Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе заключается в разработке концепции профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, отражающей ориентир на развитие профессионала как основной тенденции модернизации современного профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: педагог, профессионал, дошкольное образование, подготовка, совершенствование, деятельность, информационные технологии.
PERFECTING OF THE PRE-SCHOOLING SPECIALIST'S PROFESSIONAL PREPARATION
N.P. KHODAKOVA
The summary. Perfecting of the pre-schooling specialist's professional preparation lies in the working out of the conception of professional preparation of pre-schooling teachers in higher school, which reflects the idea of developing a professional as the basic tendency towards modernization of contemporary pedagogical professional education.
Key words: teacher, professional, pre-schooling/early education, preparation, perfecting, activity, information technologies.
Современные изменения в российском образовании открывают новые перспективы в педагогической профессии. Наполнение образования новыми содержанием, требованиями к подготовке педагогических кадров повышает роль профессионального образования, требует его качественных изменений. На первый план выдвигается изменение подхода к организации педагогического процесса в рамках образовательного учреждения, учебного предмета, учебного занятия в направлении формирования у обучаемых умения учиться, устанавливать контакты с другими людьми. Приобретает эти умения обучаемый в совместной деятельности с педагогом.
Сегодня ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров в высших образовательных учреждениях. Подготовка специалистов в области дошкольного образования учитывает уникальность периода дошкольного возраста и задачи, стоящие перед дошкольным образованием и всей системой образования России на современном этапе. Требует изменения содержание учебных дисциплин, технологии подготовки педагогов в высших образовательных учреждениях. Ведущими специалистами в области дошкольного образования становятся специалисты с высшим профессиональным педагогическим образованием, что связано с новыми технологиями воспитания и обучения детей и необходимостями овладения специалистами совре-
менными технологиями, в том числе информационными.
Среди обучающихся в высшем образовательном учреждении особая роль отводится студентам — будущим педагогам дошкольного образования (воспитателям, методистам, педагогам дополнительного образования). Необходимость акцентировать внимание на подготовке педагога дошкольного образования связана с тем, что в вузе осуществляют прак-тикоориентированную подготовку специалистов к непосредственной работе с детьми. Эта возрастная группа воспитанников обладает разнообразными общими и складывающимися общекультурными умениями, навыками и интересами. Основы развития личности у дошкольника формируются и всестороннее развиваются благодаря мощи специально подготовленного педагога.
Современному дошкольному образовательному учреждению нужен специалист, владеющий новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами обучения, а также знакомый с современными информационными технологиями, программным обеспечением, предназначенным для обучения и развития детей, начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним. Детское образовательное учреждение использует информационные технологии в делопроизводстве, управлении образовательным учреждением, работе педагогов с детьми
и родителями. В детском образовательном учреждении должен быть информационно подготовленный и компетентный педагог.
Высшие образовательные учреждения уделяют большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки выпускников, повышения их конкурентоспособности и гарантии трудоустройства. В учебном процессе используют современные технологии подготовки специалистов, постоянно расширяется спектр дополнительных специальностей и специализаций. В центр профессиональной подготовки включаются личностно ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный и контекстный подходы к совершенствованию профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.
Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования осуществляется в высшей школе на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Минобразования России (ГОСВПрО). Его анализ показывает, что современное содержание профессионального образования ориентировано на заявленную область — дошкольное образование. Однако недостаточно внимания уделяется информационной подготовке студентов, формированию информационной компетенции в процессе обучения в вузе, что снижает их конкурентоспособность, качество профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности в ДОУ.
Включение новой учебной дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» в ГОСВ-ПрО не изменяет общих подходов в подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Тем самым подтверждена необходимость проведения теоретико-экспериментального исследования и намечена перспектива разработки педагогической структуры и путей решения проблемы.
Подготовка высших кадров осуществляется в соответствии с ГОСВПрО второго и третьего поколений по специальностям 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050711 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050700 «Педагогика (бакалавры)», профилям 540602 «Детская практическая психология», «Педагогика и психология домашнего образования». Анализ ГОСВПрО показывает, что его наполнение и содержание дисциплин не соответствуют задачам профессионального образования и перспективам развития дошкольного образования. Это ярко проявляется в отсутствии целенаправленного подхода к технологиям профессиональной подготовки с использованием информационной составляющей.
Социологический опрос студентов образовательных учреждений и практических работников с целью выявления их знаний и уровня профессиональной
подготовки в области информационных технологий показывает, что студенты не владеют достаточным уровнем информационной компетенции в области информационных технологий из-за отсутствия этой дисциплины в учебных планах или недостаточного количества ее часов. Анкетирование 1200 педагогов дошкольных образовательных учреждений показало, что лишь 8% используют в работе информационные технологии. Современное профессиональное образование не уделяет внимания этим вопросам.
Анализ работы дошкольных образовательных учреждений и содержания подготовки специалистов в высшей школе показывает, что недостаточно разработаны внедрение информационных технологий в образовательный процесс и содержание профессиональной подготовки вуза, хотя имеется потребность в информационной компетентности специалистов дошкольного образования разного уровня для работы в системе дошкольного образования. В современных исследованиях акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и педагогической культуры, но не затрагиваются вопросы информационной грамотности, использования информационных технологий в обучении будущих педагогов и информационных технологий в практике работы образовательных учреждений.
Дошкольное образовательное учреждение требует от специалистов всех уровней владения современными информационными технологиями, персональным компьютером, а также компетентности в вопросах реализации информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, подготовке и организации педагогического процесса. Углубление информационной подготовки может изменяться с помощью инновации содержания общей и профессиональной подготовки, использования разнообразных форм работы со студентами в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской работе студента и преподавателя и находить воплощение в педагогической практике, что будет способствовать информационной компетенции будущего специалиста-педагога. Несколько лет мною проводилась работа, условно разделенная на несколько этапов.
На первом этапе изучался опыт передовой педагогической практики по проблеме отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Он позволил сделать вывод о необходимости поиска путей создания технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе с учетом модернизации высшего образования.
На втором этапе собирался и анализировался эмпирический материал, изучалась практика формиро-
вания информационной компетенции в вузах. Были осуществлены анализ и синтез требований, предъявляемых в высшем образовательном учреждении, а также индивидуализация обучения, воспитания, профессионального и личностного развития.
Выявлялись и обосновывались условия развития и эффективного функционирования системы формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования в вузе Учебно-методическим объединением в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по направлению «Новые информационные технологии в детских учреждениях». Представлены информационные технологии в работе со студентами вузов, информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения. Разрабатывались учебные планы специализации, рабочие программы дисциплин специализации, программы факультативных занятий.
Реализована модель профессиональной подготовки к профессиональной деятельности. В учебный план по специальности 050703 (030900) «Дошкольная педагогика и психология» внедрена специализация «Новые информационные технологии в детских учреж-дениях»1. Разработаны дисциплины специализации «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных учреждениях», «Компьютерная диагностика подготовки детей к школе», «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Детские обучающие программы и компьютерные игры», факультативы «Делопроизводство в дошкольном учреждении». Разработаны учебный план и программа курсов повышения квалификации «Информационное пространство образовательного учреждения».
Полностью подготовлен материал для изучения дисциплин специализации. Материалы внедрены в учебный процесс МГГУ им. М.А. Шолохова. К преподаванию привлечены ведущие преподаватели кафедр информатики и математики, теории и методики дошкольного образования.
Разрабатывались учебные и учебно-методические пособия, монографии, научные статьи по направлению исследования. Осуществлялась экспериментальная проверка технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.
На третьем этапе особое место занимало массовое внедрение организационно-методической документации, связанной с подготовкой квалифицированных кадров дошкольного образования в области информационных технологий. Разрабатывались учебные и учебно-методические пособия, монографии, учебно-методический комплект, проводились конференции вузовского, всероссийского и международного уровней. Проведены разработка и апробация программы курсов повышения квалификации кадров, подготовка автореферата и литературное оформление докторской диссертации к защите.
В результате проведенной работы:
# разработана концепция профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, отражающая ориентир на развитие профессионала как основной тенденции модернизации современного профессионального педагогического образования;
# впервые спроектирована процессуальная структура совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе на основе использования информационных технологий;
структурировано содержание дисциплин предметной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе;
выявлены особенности организации учебного процесса, его содержание и формы в целях формирования информационной компетенции педагогов дошкольного образования в соответствии с особенностями их профессиональной деятельности.
1 Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Калужский гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского, 28—31 мая 2007 г.). Калуга, 2007. Ч. 2.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2007.
2. Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»: сб. материалы в междунар. науч.-практ. конф. (Калужский гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского, 28—31 мая 2007 г.). Калуга, 2007. Ч. 2.