Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе'

Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходакова Н. П.

Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе заключается в разработке концепции профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, отражающей ориентир на развитие профессионала, как основной тенденции модернизации современного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfecting of the pre-schooling specialist's professional preparation lies in the working out of the conception of professional preparation of pre-schooling teachers in higher school, which reflects the idea of developing a professional as the basic tendency towards modernization of contemporary pedagogical professional education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

ХОДАКОВА Н.П.

Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе заключается в разработке концепции профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе, отражающей ориентир на развитие профессионала, как основной тенденции модернизации современного профессионального педагогического образования.

Perfecting of the pre-schooling specialist’s professional preparation lies in the working out of the conception of professional preparation of pre-schooling teachers in higher school, which reflects the idea of developing a professional as the basic tendency towards modernization of contemporary pedagogical professional education.

Развитие современного образования заключается в переходе к реализации новой образовательной парадигмы, которая предполагает модернизацию образования, внедрение новых инновационных технологий в учебный процесс. Наполнение образования новым содержанием, новые требования к подготовке педагогических кадров повышают роль профессионального образования, требует его качественных изменений. Актуальным становится изменение подхода к организации педагогического процесса в рамках образовательного учреждения, учебной дисциплины. В силу этого сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении эффективности подготовки педагогических кадров всех уровней образования, в изменении содержания учебных дисциплин и технологий подготовки педагогов в высших учебных заведениях (институты, университеты). Повышается потребность в специалистах в области дошкольного образования с высшим профессиональным педагогическим образованием. Это связано с новыми формами организации образовательного процесса, современными технологиями, в том числе информационными, в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Качественное обновление содержания дошкольного образования, повышение требований со стороны общества и родителей к системе дошкольного образования актуализируют проблему подготовки специалистов, способных решать вопросы использования современных информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

В высших учебных заведениях, ведущих подготовку педагогических кадров, имеются условия для внедрения современных технологий обучения, которые отвечают потребностям образования. Необходимость акцентировать внимание на подготовке педагога дошкольного образования связана с тем, что в вузе осуществляют практико-ориентированную подготовку специалистов высшей квалификации к непосредственной работе с детьми дошкольного возраста, которая качественно отличается от подготовки кадров в среднем профессиональном звене.

Дошкольный возраст - эта сензитивный период становления личности, гармоничного развития всех ее сторон. Дошкольный период дает возможность активно познавать окружающий мир, овладевать знаниями и умениями в разных областях жизнедеятельности. В жизнь детей постоянно входят достижения науки, техники, культуры, которые требуют профессионального введения их в жизнь ребенка. Поэтому, обучение и развитие личности детей дошкольного возраста требует специально подготовленного педагога владеющего не только новейшими

достижениями в области науки и культуры, но и знакомого с современными информационными технологиями и методикой работы с ним в условиях дошкольного образования. Информационные технологии входят в делопроизводство, управление образовательным учреждением, в работу педагогов на занятиях с детьми и родителями.

Высшие учебные заведения в настоящее время уделяют большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки выпускников, повышения их конкурентоспособности и гарантии трудоустройства.

Содержание высшего профессионального образования определяется Государственными образовательными стандартами (ГОС ВПО). Их анализ показывает, что в основном содержание профессионального образования ориентировано на общеразвивающую и профессиональную подготовку. Обновление ГОС ВПО идет медленнее, чем запрос общества на специалиста. Это особенно ярко проявляется в формировании информационной компетентности будущих специалистов, внедрение информационных технологий, как в содержание, так и в учебный процесс современного вуза отстает от потребностей общества. Эта проблема может быть решена и решается за счет увеличения дисциплин информационного профиля и обновления учебного процесса.

Нами был проведен опрос студентов вузов, практических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), с целью выявления их знаний и уровня подготовки в области информационных технологий. Он раскрыл достаточный уровень информационной компетенции в области информационных технологий. Все респонденты отмечают недостаточное количество часов на изучение информационных технологий или отсутствие дисциплин в учебных планах.

Анкетирование 1200 педагогов дошкольных образовательных учреждений показало, что лишь 8 % из числа опрошенных используют в делопроизводстве, управлении образовательным учреждением, в работе на занятиях с детьми и родителями информационные технологии, что обусловлено низким уровнем владения компьютером, недостаточным вниманием к информационным технологиям в области образования.

Анализ работы ДОУ и содержания подготовки специалистов в высшей школе показывает, что недостаточно разработана проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс и содержание профессиональной подготовки вуза, хотя имеется потребность в информационной компетентности специалистов дошкольного образования разного уровня для работы в системе дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательной учреждение требует от специалистов всех уровней владения современным информационными технологиями, персональным компьютером, а так же информационной компетентности в вопросах реализации информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, в подготовке и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Углубление информационной подготовки может изменяться с помощью изменения содержания общей и профессиональной подготовки, использования разнообразных форм работы со студентами в учебновоспитательном процессе, в научно-исследовательской работе студента и преподавателя и находить конкретное воплощение на педагогической практике, что в целом будет способствовать информационной компетенции будущего специалиста - педагога. На протяжении ряда лет нами проводилась работа, условно разделенная на несколько этапов:

На первом этапе изучался опыт передовой педагогической практики по проблеме, отечественного и зарубежного опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, который позволил сделать вывод о необходимости поиска путей создания технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе с учетом модернизации высшего образования.

На втором этапе осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала, изучение практики формирования информационной компетенции в вузах. Был осуществлен анализ и синтез требований, предъявляемых в высшем учебном заведении; индивидуализации его обучения, воспитания, профессионального и личностного развития. Выявлялись и обосновывались условия развития и эффективного функционирования системы формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования в вузе. Учебно-методическим объединением (УМО) в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по направлению «Новые информационные технологии в детских учреждениях».

Представлены информационные технологии в работе со студентами вузов. Представлена информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения.

Разрабатывались учебные планы специализации, рабочие программы дисциплин специализации, программы факультативных занятий.

Реализована модель профессиональной подготовки к профессиональной деятельности. В учебный план по специальности 050703 (030900) Дошкольная педагогика и психология внедрена разработанная диссертантом специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» [2]. Разработаны дисциплины специализации: «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных учреждениях», «Компьютерная диагностика подготовки детей к школе», «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Детские обучающие программы и компьютерные игры». Факультативы: «Делопроизводство в дошкольном учреждении». Разработаны учебный план и программа курсов повышения квалификации «Информационное пространство образовательного учреждения».

Полностью подготовлен весть материал для изучения дисциплин специализации. Материалы внедрены в учебный процесс МГГУ им. М.А. Шолохова. К преподаванию привлечены ведущие преподаватели кафедр «Информатики и математики», «Теории и методики дошкольного образования». Осуществлялась экспериментальная проверка технологии совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.

На третьем этапе особое место занимало массовое внедрение организационнометодической документации, связанной с подготовкой квалифицированных кадров дошкольного образования в области информационных технологий. Разработка учебных и учебнометодических пособий, монографии, учебно-методического комплекта, проведение конференций вузовского, всероссийского и международного уровня. Разработка и апробация программы курсов повышения квалификации кадров.

В результате проведенной работы.

1. Выявлены противоречия в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования в вузе и современными потребностями общества.

2. Обоснована специфика содержания подготовки педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий в вузе.

3. Определены теоретические основы формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования.

4. Уточнены понятия «Информационная компетенция» педагогов дошкольного образования, «Профессиональная подготовка», «Технология совершенствования профессиональной подготовки».

5. Разработана модель профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе.

6. Разработан учебный план специализации «Информационные технологии в детских учреждениях», включающий систему учебных дисциплин, специальные курсы, факультативы. Специализация внесена в учебный план вуза, утвержденный на заседании Ученого совета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова). Разработаны авторские учебные программы дисциплин специализации, такие как «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных учреждениях», «Компьютерная диагностика подготовки детей к школе», «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Детские обучающие программы и компьютерные игры».

7. Дисциплины по выбору и факультативы: «Информационные технологии в дошкольных учреждениях», «Оформление выпускных квалификационных работ средствами информационных технологий», «Делопроизводство в дошкольном учреждении».

8. Программа курсов повышения квалификации «Информационное пространство образовательного учреждения». Утверждена на заседании Учебно-методического совета МГГУ им. М.А. Шолохова.

9. Разработаны учебные пособия и методические рекомендации по использованию информационных технологий в подготовки к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, которые внедрены и используются в системе вузов России, что подтверждено актами и справками о внедрении.

10. Разработана инновационная программа формирования информационной компетенции педагога дошкольного образования в вузе, включающая тематическое планирование, цели, задачи и подробное содержание, вопросы для самостоятельной работы, тематика курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

11. Разработана система тестового контроля знаний студентов, размещенная в информационной базе учебного процесса в Московском государственно гуманитарном университете им. М.А. Шолохова, Московском государственном гуманитарном педагогическом институте, Московском городском педагогическом университете, Педагогическом колледже № 10 г. Москвы.

12. С 2008 года в МГГУ им. М.А. Шолохова проводятся Студенческие научно-практические конференции «Информатизация детства: проблемы и перспективы» и Всероссийские научно-

практические конференции «Информационное образовательное пространство детства» под руководством автора, участие в которых ежегодно принимает более 600 представителей разных городов России и ближнего зарубежья (Архангельск, Астрахань, Волгоград, Москва, Покров, Рязань, Тула, Шуя, Украина, Казахстан и пр.)

Библиографический список

1. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы Х Международной научно-методической конференции. 28 февраля - 1 марта 2003 года. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 420 с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

4. Тихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России. М., "Дистанционное образование", № 1, 1998, с. 4-9.

5. Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циалковского 28-31 мая 2007 года.

6. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. -1998. - № 2. - С. 5-13.

Ключевые слова: педагог, профессионал, дошкольное образование, подготовка, совершенствование, деятельность, информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.