Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции студентов будущих педагогов дошкольного образования'

Формирование информационной компетенции студентов будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходакова Н. П.

В статье раскрываются аспекты проектирования вариативных моделей становления и развития различных сторон информационной компетенции студентов будущих педагогов дошкольного образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article aspects of designing вариативных models of formation and development of the various parties of the information competence of students the future teachers of a preschool education reveal.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции студентов будущих педагогов дошкольного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ХОДАКОВА Н.П.

В статье раскрываются аспекты проектирования вариативных моделей становления и развития различных сторон информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования.

In the article aspects of designing вариативных models of formation and development of the various parties of the information competence of students - the future teachers of a preschool education reveal.

Современному информационному обществу нужен педагог, владеющий новейшими достижениями в области науки, новейшими методами обучения, знакомый с современными информационными технологиями (СИТ), программным обеспечением, предназначенным для работы, с детьми начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним. 12 января 2005 года приказом №4 Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) утвержден перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования. (Документ изменен приказом № 265 от 27.09.2007) [4].

Современный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в перечне направлений подготовки (специальностей) утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г., содержит следующие специальности: 050701 «Педагогика», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050707 «Педагогика и методика Дошкольного образования», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» [3]. Они включают изучение современных информационных технологий (СИТ). Однако, вопросы применения компьютерных программ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, работа со средствами мультимедиа, глобальной сетью Internet недостаточно представлены в ГОС ВПО (2005г.). Современное образование показывает необходимость увеличения эффективности подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования, как теоретическим основам СИТ, так и практическим навыкам их реализации. В ГОС ВПО включена новая учебная дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», но при этом общие подходы в подготовке будущих педагогов - не поменялись.

Нами проанализировано современное состояние теории и практики обучения студентов - будущих педагогов дошкольного образования в 7 вузах России. Проведенная работа показала, что

а) обучение студентов специальностей 050701, 050703, 050707, 0507017 ориентировано лишь на изучение традиционных дисциплин. Не уделяется внимание использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

в) не наблюдается межпредметных связей учебных дисциплин, которые требует дополнительных знаний и усилий со стороны преподавателя и студентов;

г) только около 20% учебного времени отводится вопросам работы с информационными технологиями, что недостаточно;

д.) отсутствуют дополнительные спецкурсы, факультативные занятия по работе с информационными технологиями или на них отводится менее 10% часов учебного времени, учебные практики студентов в детских образовательных учреждениях являющиеся неотъемлемой частью подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования.

Мы считаем, что профессиональная подготовка должна включать в себя общеобразовательные дисциплины, связанные с информационными технологиями, факультативные курсы, спец. курсы, практику. Поэтому в 2007 году в МГГУ им. М.А.Шолохова была утверждена новая специализация «Информационные технологии в детских образовательных учреждениях». [1]

Нами был разработан новый учебный план специализации, включающий следующие дисциплины:

1. Современные информационно-коммуникационные технологии.

2. Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Компьютерная диагностика подготовки детей к школе.

4. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением.

5. Информационные технологии в развитии детей дошкольного возраста.

6. Детские обучающие программы и компьютерные игры.

Работу со студентами по этому учебному плану и разработанным рабочим программам ведут преподаватели общеуниверситетской кафедры Информатики и математики и кафедры Теории и методики дошкольного образования Педагогического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова.

Нами были определены следующие требования к уровню обучения студентов информационным технологиям:

- оно должно обеспечивать расширение позитивного опыта по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

- должен быть предусмотрен набор знаний, умений, навыков, усвоение которых будет являться содержанием процесса обучения;

- в содержании воспитательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоциональной сферы педагога дошкольного образования;

- содержание обучения в воспитательном процессе должно носить комплексный характер;

- в содержании преподавания предусматривается определенный объем знаний в области информационных технологий.

На протяжении ряда лет нами изучалась и сравнивалась информационная образовательная среда ВУЗа и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), анализировались подходы к рассмотрению информационной проблемы педагогического проектирования системы компетенции студентов к профессиональной деятельности. Рассматривалась реализация модели информационной компетенции в подготовке к профессиональной деятельности. Была проведена диагностика определения профессиональной компетенции студентов педвузов.

На основе проведенной работы нами была спроектирована модель формирования информационной компетенции студентов педагогических вузов - будущих педагогов дошкольного образовании.

В разработанной модели мы стремились максимально сконцентрировать познавательную деятельность студентов в пространстве содержания изучаемого предмета, усилить личностное взаимодействие преподавателей и студентов в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности, снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения. При определении компонентов модели подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования мы учитывали сущность, назначение, содержание информационных технологий, а так же перспективы их использования в профессиональной деятельности будущего педагога дошкольного образования.

Нами были определены следующие требования к уровню обучения студентов информационным технологиям:

- оно должно обеспечивать расширение позитивного опыта по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

- должен быть предусмотрен набор знаний, умений, навыков, усвоение которых будет являться содержанием процесса обучения;

- в содержании воспитательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоциональной сферы педагога дошкольного образования;

- содержание обучения в воспитательном процессе должно носить комплексный характер;

- в содержании преподавания предусматривается определенный объем знаний в области информационных технологий.

В результате мы пришли к следующему компонентному составу разработанной модели формирования информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования, представленному на рисунке 1.

Разработанная модель характеризуется:

- целостностью, т.к. все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и «работают» на конечный результат - формирование информационной компетенции педагога дошкольного образования;

- открытостью, т.к. модель является частью системы образовательного учреждения как самостоятельное звено;

прагматичностью, т.к. выступает средством организации практических действий, т.е. рабочим представлением обозначенной цели. [2]

обучение студентов

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Общие гуманитарные и социально экономические чдисциплины/

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Математика и информатика

Общепрофессиональные дисциплины

Дисциплины предметной подготовки

ыпускные Квалификационные работы

Использование современных тформационных и\ коммуникационных технологий в учебном N процессе

Современные \ / Делопроиз-информационно- у водство в коммуникационные \ дошкольном технологии \ учреждении

Теория и методика использования ИТ в дошкольных учреждениях /Компьютерная диагностика подготовки детей к школе Психолого-педагогические основы информационных технологий Информационные технологии в управлении образовательным учреждением Детские обучающие программы и компьютерные игры N

Практика

обучаемый

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист в дошкольном учреждении.

Рисунок 1.. Модель формирования информационной компетенции студентов

Модель базируется на принципах системности (формирование информационной компетентности рассматривается во взаимосвязи внешних и внутренних факторов и представляет собой целостный процесс) и непрерывности (формирование информационной компетенции происходит непрерывно, на протяжении всего периода обучения, начиная с первого курса с постепенным расширением проблемного поля решаемых профессиональных задач).

Таким образом, проведенная работа открывает перспективу для проектирования вариативных моделей становления и развития различных сторон информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования в вузе.

Список литературы

1. Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циалковского 28-31 мая 2007 года. 3с.0.1 п.л.

2. Ходакова Н.П. Инновационная модель подготовки педагогов к профессиональной компетенции на основе использования информационных технологий. // Журнал «Вопросы гуманитарных наук» №6 (27) 2006г. - С. 437-439 2с. 0,1 п.л.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 31 января 2005г.

4. Приказ №4 Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) высшего профессионального образования. (Изменен приказом №265 от 27.09.2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.