ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ХОДАКОВА Н.П.
В статье раскрываются аспекты проектирования вариативных моделей становления и развития различных сторон информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования.
In the article aspects of designing вариативных models of formation and development of the various parties of the information competence of students - the future teachers of a preschool education reveal.
Современному информационному обществу нужен педагог, владеющий новейшими достижениями в области науки, новейшими методами обучения, знакомый с современными информационными технологиями (СИТ), программным обеспечением, предназначенным для работы, с детьми начиная с дошкольного возраста, методикой работы с ним. 12 января 2005 года приказом №4 Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) утвержден перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования. (Документ изменен приказом № 265 от 27.09.2007) [4].
Современный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в перечне направлений подготовки (специальностей) утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г., содержит следующие специальности: 050701 «Педагогика», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050707 «Педагогика и методика Дошкольного образования», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» [3]. Они включают изучение современных информационных технологий (СИТ). Однако, вопросы применения компьютерных программ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, работа со средствами мультимедиа, глобальной сетью Internet недостаточно представлены в ГОС ВПО (2005г.). Современное образование показывает необходимость увеличения эффективности подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования, как теоретическим основам СИТ, так и практическим навыкам их реализации. В ГОС ВПО включена новая учебная дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», но при этом общие подходы в подготовке будущих педагогов - не поменялись.
Нами проанализировано современное состояние теории и практики обучения студентов - будущих педагогов дошкольного образования в 7 вузах России. Проведенная работа показала, что
а) обучение студентов специальностей 050701, 050703, 050707, 0507017 ориентировано лишь на изучение традиционных дисциплин. Не уделяется внимание использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
в) не наблюдается межпредметных связей учебных дисциплин, которые требует дополнительных знаний и усилий со стороны преподавателя и студентов;
г) только около 20% учебного времени отводится вопросам работы с информационными технологиями, что недостаточно;
д.) отсутствуют дополнительные спецкурсы, факультативные занятия по работе с информационными технологиями или на них отводится менее 10% часов учебного времени, учебные практики студентов в детских образовательных учреждениях являющиеся неотъемлемой частью подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования.
Мы считаем, что профессиональная подготовка должна включать в себя общеобразовательные дисциплины, связанные с информационными технологиями, факультативные курсы, спец. курсы, практику. Поэтому в 2007 году в МГГУ им. М.А.Шолохова была утверждена новая специализация «Информационные технологии в детских образовательных учреждениях». [1]
Нами был разработан новый учебный план специализации, включающий следующие дисциплины:
1. Современные информационно-коммуникационные технологии.
2. Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Компьютерная диагностика подготовки детей к школе.
4. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением.
5. Информационные технологии в развитии детей дошкольного возраста.
6. Детские обучающие программы и компьютерные игры.
Работу со студентами по этому учебному плану и разработанным рабочим программам ведут преподаватели общеуниверситетской кафедры Информатики и математики и кафедры Теории и методики дошкольного образования Педагогического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова.
Нами были определены следующие требования к уровню обучения студентов информационным технологиям:
- оно должно обеспечивать расширение позитивного опыта по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
- должен быть предусмотрен набор знаний, умений, навыков, усвоение которых будет являться содержанием процесса обучения;
- в содержании воспитательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоциональной сферы педагога дошкольного образования;
- содержание обучения в воспитательном процессе должно носить комплексный характер;
- в содержании преподавания предусматривается определенный объем знаний в области информационных технологий.
На протяжении ряда лет нами изучалась и сравнивалась информационная образовательная среда ВУЗа и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), анализировались подходы к рассмотрению информационной проблемы педагогического проектирования системы компетенции студентов к профессиональной деятельности. Рассматривалась реализация модели информационной компетенции в подготовке к профессиональной деятельности. Была проведена диагностика определения профессиональной компетенции студентов педвузов.
На основе проведенной работы нами была спроектирована модель формирования информационной компетенции студентов педагогических вузов - будущих педагогов дошкольного образовании.
В разработанной модели мы стремились максимально сконцентрировать познавательную деятельность студентов в пространстве содержания изучаемого предмета, усилить личностное взаимодействие преподавателей и студентов в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности, снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения. При определении компонентов модели подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования мы учитывали сущность, назначение, содержание информационных технологий, а так же перспективы их использования в профессиональной деятельности будущего педагога дошкольного образования.
Нами были определены следующие требования к уровню обучения студентов информационным технологиям:
- оно должно обеспечивать расширение позитивного опыта по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
- должен быть предусмотрен набор знаний, умений, навыков, усвоение которых будет являться содержанием процесса обучения;
- в содержании воспитательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоциональной сферы педагога дошкольного образования;
- содержание обучения в воспитательном процессе должно носить комплексный характер;
- в содержании преподавания предусматривается определенный объем знаний в области информационных технологий.
В результате мы пришли к следующему компонентному составу разработанной модели формирования информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования, представленному на рисунке 1.
Разработанная модель характеризуется:
- целостностью, т.к. все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и «работают» на конечный результат - формирование информационной компетенции педагога дошкольного образования;
- открытостью, т.к. модель является частью системы образовательного учреждения как самостоятельное звено;
прагматичностью, т.к. выступает средством организации практических действий, т.е. рабочим представлением обозначенной цели. [2]
обучение студентов
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Общие гуманитарные и социально экономические чдисциплины/
Общие математические и естественнонаучные дисциплины
Математика и информатика
Общепрофессиональные дисциплины
Дисциплины предметной подготовки
ыпускные Квалификационные работы
Использование современных тформационных и\ коммуникационных технологий в учебном N процессе
Современные \ / Делопроиз-информационно- у водство в коммуникационные \ дошкольном технологии \ учреждении
Теория и методика использования ИТ в дошкольных учреждениях /Компьютерная диагностика подготовки детей к школе Психолого-педагогические основы информационных технологий Информационные технологии в управлении образовательным учреждением Детские обучающие программы и компьютерные игры N
Практика
обучаемый
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист в дошкольном учреждении.
Рисунок 1.. Модель формирования информационной компетенции студентов
Модель базируется на принципах системности (формирование информационной компетентности рассматривается во взаимосвязи внешних и внутренних факторов и представляет собой целостный процесс) и непрерывности (формирование информационной компетенции происходит непрерывно, на протяжении всего периода обучения, начиная с первого курса с постепенным расширением проблемного поля решаемых профессиональных задач).
Таким образом, проведенная работа открывает перспективу для проектирования вариативных моделей становления и развития различных сторон информационной компетенции студентов - будущих педагогов дошкольного образования в вузе.
Список литературы
1. Ходакова Н.П. Новая специализация «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циалковского 28-31 мая 2007 года. 3с.0.1 п.л.
2. Ходакова Н.П. Инновационная модель подготовки педагогов к профессиональной компетенции на основе использования информационных технологий. // Журнал «Вопросы гуманитарных наук» №6 (27) 2006г. - С. 437-439 2с. 0,1 п.л.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 31 января 2005г.
4. Приказ №4 Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) высшего профессионального образования. (Изменен приказом №265 от 27.09.2007).