Научная статья на тему 'Подготовка педагогов профессионалов в области дошкольного образования и информационных технологий в вузе'

Подготовка педагогов профессионалов в области дошкольного образования и информационных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходакова Н. П.

В статье представлены аспекты подготовки педагогов для детских образовательных учреждений и преимущества специализации «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article aspects of preparation of teachers for children's educational institutions and advantage of specialisation «the New information technology in child care centres» within the limits of a speciality 050703 «Preschool pedagogics and psychology» are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов профессионалов в области дошкольного образования и информационных технологий в вузе»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ - ПРОФЕССИОНАЛОВ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

ХОДАКОВА Н.П.

В статье представлены аспекты подготовки педагогов для детских образовательных учреждений и преимущества специализации «Новые информационные технологии в детских учреждениях» в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

In article aspects of preparation of teachers for children's educational institutions and advantage of specialisation «the New information technology in child care centres» within the limits of a speciality 050703 «Preschool pedagogics and psychology» are presented.

Динамизм современных информационных, политических и социокультурных преобразований в России вошел во все сферы человеческой деятельности. Не обошел он и детские образовательные учреждения (ДОУ). Сегодня в них активно внедряются новые информационные технологии. Они используются: в работе администрации ДОУ, детского психолога, логопеда и других специалистов. С детьми проводятся занятия на развитие мыслительных процессов, памяти, речи, детского творчества и др. [1, 2].

Однако на сегодняшний день ДОУ сталкиваются с проблемой отсутствия высоко квалифицированных специалистов, владеющих не только частными методиками обучения и воспитания детей дошкольного возраста, но и информационными технологиями. Нами был проведен анализ работы нескольких образовательных детских учреждений Москвы и ближайшего Подмосковья, который показал, что в образовательных учреждениях установлена и устанавливается современное оборудование (компьютерная техника, проекционное оборудование и пр.). Однако работу с детьми в этом направлении осуществляют методисты, окончившие непродолжительные курсы повышения квалификации в Московском институте открытого образования (МИОО) или люди умеющие работать с техникой и имеющие техническое образование (закончившие такие технические вузы, как МИРЭА, МЭФИ и др.). В большинстве своем, воспитатели детских садов не владеют компьютером в том объеме, который необходим обучения детей работе с ним. Они также имеют слабое представление об использовании возможностей информационных технологий в работе всего детского учреждения. Еще реже можно встретить в условиях ДОУ использование в повседневной жизни детей игровых программ и тренингов для обогащения знаний об окружающем мире, создания анимационных фильмов, переписки через Интернет.

Поэтому, современному ДОУ нужен педагог, владеющий новейшими достижениями в области педагогической науки, владеющий новейшими методами обучения детей, знакомый с современными информационными технологиями (СИТ), программным обеспечением, предназначенным для работы с детьми дошкольного возраста, методикой работы с ними, технологиями и методами обучения [3, 4, 5]. Мы считаем, что он должен уметь работать с новыми информационными технологиями, локальными и глобальными компьютерными сетями, с современными программными продуктами, ориентированными на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, графическими пакетами, средствами мультимедиа. Он должен передать детям представления общества о сущности нового трудового и социокультурного опыта, социальных ценностей общества, знания в области современных информационных и коммуникационных технологий, а так же знать педагогику, психологию и методики обучения.

Спрос на специалистов-профессионалов дошкольного воспитания и обучения, умеющих работать с новыми информационными технологиями постоянно возрастает. Нами был проведен анализ педагогических специальностей и специализаций в 6 вузах России. Мы изучили работу в данном направлении Московского педагогического государственного университета. Московского городского педагогического университета. Челябинского государственного педагогического университета. Волгоградского государственного педагогического университета. Карельского государственного педагогического университета. Ростовского государственного педагогического университета. Эта работа показала, что только в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) есть специализация, готовящая методистов компьютерно-игровых комплексов. Другие специализации - это «Иностранный язык (английский)», «Музыкальное образование», «Логопедия», «Социальная педагогика», «Детская практическая психология».

12 января 2005 года приказом №4 министерства образования и науки Российской Федерации утверждён перечень направлений подготовки (специальности) высшего профессионального образования. (Документ изменен приказом №265 от 27.09.2007). [6]

Современный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в перечень направлений подготовки (специальностей) утвержденный постановлением правительства РФ от 31 января 2005 года, содержит следующие специальности: 050707 «Педагогика», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050701 «Педагогика и методика психологии». Они включают изучение современных информационных технологий (СИТ). Однако, вопросы применения компьютерных программ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, работа со средствами мультимедиа, глобальной сети Интернет, использование СИТ в обучении студентов дисциплин предметной подготовки недостаточно представлены в ГОС ВПО (2005 года). Современное образование показывает необходимость увеличения эффективности подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования, как теоретическим основам СИТ, так и практическим навыкам их реализации. В ГОС ВПО включена новая учебная дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», но при этом общий подход к подготовке будущих педагогов - не поменялись.

Мы считаем, что профессиональная подготовка должна включать в себя изучение общеобразовательных дисциплин, связанных с информационными технологиями, дисциплин предметной подготовки, факультативных занятий, специальных курсов, а также педагогическую практику. Поэтому в 2007 году в Московском государственном гуманитарном университет им. М.А.Шолохова (МГГУ им. М.А Шолохова) на заседании Совета университета, была утверждена новая специализация «Информационные технологии в детских образовательных учреждениях» в рамках специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология». Открытие в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова новой специализации «Новые информационные технологии в детских учреждениях» явилось актуальным и своевременным.

Целью открытия этой специализации явилась подготовка педагогов - профессионалов в области дошкольного образования и информационных технологий в вузе.

Нами был разработан учебный план этой специализации, включающий в себя следующие дисциплины:

1. Современные информационно-коммуникационные технологии.

2. Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Компьютерная диагностика подготовки детей к школе.

4. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением.

5. Информационные технологии в развитии детей дошкольного возраста.

6. Детские обучающие программы и компьютерные игры.

По каждой представленной в учебном плане дисциплине разработан Учебно-Методический Комплекс (УМК), в состав которого включена рабочая программа содержащая: пояснительную записку, тематическое планирование, требование к знаниям, умениям и навыкам студентов. Подробно расписаны дидактические единицы по каждой теме, тематические планы, (в которых указаны часы, отведенные на аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов). Представлен список курсовых работ, а так основная и дополнительная литература. Все программы написаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности и Программой воспитания и обучения в детском саду. Программа воспитания и обучения разработана авторским коллективом под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др. [7]

Изучение дисциплин специализации начинается на третьем курсе, когда студенты освоили основные дисциплины учебного плана специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

Со студентами проводятся, как лекционные, так и практически занятия, содержание которых ориентировано на их будущую профессиональную деятельность. На лекциях мы знакомим их с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, с требованиями ГОС СПО, а также с другими нормативными документами, с существующим опытом использования информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста различных учебных заведений. На практических занятиях в аудитории студенту даются задания разного типа: разработать конспекты занятий с детьми определенной возрастной группы с использованием графического, музыкального, текстового редактора. Найти и отобрать программное обеспечения для знакомства детей с геометрическими фигурами, формой, цветом. Разработать методические рекомендации для администрации дошкольного учреждения, психологов по использованию информационных технологий в работе детского учреждения. И другие. В работе мы учитываем разный уровень восприятия (усвоения) материала студентами. Осуществляем дифференцированный подход к обучению, что дает возможность не только гарантировать обязательный минимум, но также дает возможность преуспевающим студентам получить максимальное количество знаний и умений. Нами разработана система диагностики процесса обучения, являющаяся основным корректирующим фактором.

Результатами изучения дисциплины являются зачеты и экзамены. Студенты должны показать знания теоретических основ изучаемых дисциплин и практические умения, и навыки работы с СИТ. Работу со студентами по этому учебному плану и разработанным рабочим программам ведут преподаватели общеуниверситетской кафедры «Информатики и математики» и кафедры «Теории и методики дошкольного образования» педагогического факультета МГГУ им Шолохова.

Так же нами была сформулирована квалификационная характеристика выпускника данной специализации. Выпускник должен знать современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий, труды ученых по данному направлению, историю создания и развития современных информационных и коммуникационных технологий. Аппаратные средства. Основы работы с компьютером. Программное обеспечение. Основы операционных систем, их пользовательский интерфейс и файловые структуры. Методические основы ознакомления детей с окружающим, средствами информационных технологий. Методику использования информационных технологий в работе с детьми всех возрастных групп на занятиях в ДОУ. Программное обеспечение для работы с детьми на занятиях по конструированию, ручному труду, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Информационные технологии для активизации познавательной деятельности детей на музыкальных занятиях и в культурно-досуговой деятельности детей Диагностическое программное обеспечение. Психолого-педагогические основы использования компьютерных игр в работе с детьми. Знать принципы работы в Интернет и способы защиты информации. Основы безопасности детей при работе с компьютером.

Выпускник должен профессионально уметь использовать прикладное программное обеспечение в своей профессиональной деятельности. Быть знакомым с растровой и векторной графикой. Уметь создавать мультимедиа-презентации. Уметь использовать информационные технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста на занятиях по конструированию, ручному труду на музыкальных занятиях и в культурно-досуговой деятельности, а так же в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Выпускник должен владеть диагностическим программным обеспечением для определения готовности детей к школе, а так же для оказания помощи административному звену образовательного учреждения, коллегам педагогам-психологам. Иметь навыки в создании медиатеки и оказании помощи в подготовке к занятиям с использованием ресурсов медиатеки, использовании информационных технологии в работе с родителями.

В результате изучения курса он должен разработать и представить информационный проект по предложенной преподавателем, или самостоятельно сформулированной теме.

Таким образом, мы считаем, что введение новой специализации является одним из важных моментов в развитии образования. А проводимая нами работа способствует подготовке конкурентоспособного специалиста. Она открывает перспективу для подготовки педагогов-профессионалов в области дошкольного образования и информационных технологий в ВУЗе.

Список литературы

1. Асеев С.Г. Современные технологии в учебном процессе.// «Применение новых технологий в образовании»: Материалы XIV Международной конференции 26-27 июня 2003г. Троицк.

2. Бессонова Л.Е. Информационные технологии в системе гуманитарного образования. http://www.crimea.edu / tnu/ conference/el/bes1. htm

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден постановлэнием Правительства Российской Федерации 31 января 2005г.

4. Дашниц Н. Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий: методические рекомендации. - Ярославль: изд-во «Александр Рутман». - 2005. - 71 с.

5. Кулагин В.П., В.В. Найханов, Б.Б. Овезов, И.В. Роберт, Г.В. Кольцова, В.Г. Юрасов. Информационные технологии в сфере образования. - М.: Янус-К, 2004. - 248 с.

6. Приказ №4 Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) высшего профессионального образования. (Изменен приказом №265 от 27.09.2007).

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред МАВасильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.