Научная статья на тему '«Детские обучающие программы и компьютерные игры» -авторская программа новой специализации в вузе'

«Детские обучающие программы и компьютерные игры» -авторская программа новой специализации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2930
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Детские обучающие программы и компьютерные игры» -авторская программа новой специализации в вузе»

«ДЕТСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ» -АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА НОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ

ХОДАКОВА Н.П.

Решением совета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова от 29 января 2007года на факультете Дошкольного воспитания утверждена новая специализация «Информационные технологии в детских учреждениях». Нами составлен учебный план этой специализации. В плане ведущее место отводится дисциплине «Детские обучающие программы и компьютерные игры». Предлагаем программу данного курса.

Программа курса «Детские обучающие программы и компьютерные игры» составлена в соответствии с учебным планом специализации 030912 «Информационные технологии в детских учреждениях» для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» предусмотренных ГОСВПрО от 2000г.

Цель - совершенствование профессиональной подготовки студентов в области информационных технологий, знакомство с детскими обучающими программами и компьютерными играм.

Программа курса «Детские обучающие программы и компьютерные игры» содержит: тематический план, содержание тем курса, включающее основные понятия, задания для студентов, список основной литературы по каждой теме, а так же в программу включен список дополнительной литературы по всему курсу.

В процессе изучения дисциплины предполагается чтение лекций, проведение практических занятий, изучение и анализ прикладного программного обеспечения. Завершается изучение курса - электронным тестом, содержащим вопросы и задания по всем темам курса.

Программа разработана для студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения факультета дошкольного воспитания.______________________________________

№ раздела, темы Название тем Общий объем часов Сам. работа Аудиторные занятия Из них

Лекций Практич. занятия

Тема 1. Введение. Основные понятия курса. 5 1 4 4 -

Тема 2. Прикладное программное обеспечение. История создания и развития прикладного программного обеспечения. 8 4 4 4

Тема 3. Создание и развитие программ для дошкольников. Фирмы-разработчики. 16 8 8 6 2

Тема 4. Программное обеспечение для детей среднего дошкольного возраста. 16 8 8 6 2

Тема 5. Программное обеспечение для детей старшего дошкольного возраста. 16 8 8 6 2

Тема 6. Программное обеспечение для детей подготовительной к школе группы . 16 8 8 6 2

Тема 7. Психолого-педагогические основы использования компьютерных игр в работе с детьми. 16 8 8 6 2

Итого: 93 45 48 38 10

Тематический план

Содержание курса Тема 1. Введение. Основные понятия курса. Характеристика понятий воспитание, обучение, информационные технологии,

компьютерные технологии, обучающие программы, компьютерные игры. Взаимосвязь и взаимодействие педагогики, информационных технологий, компьютерных игр и обучающих программ в работе с детьми дошкольного возраста. Место информационных технологий в обучении детей в ДОУ. Значение детских обучающих программ и компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников.

Основные понятия: теория, информационные технологии, компьютерные технологии, воспитание, обучение, компьютер, прикладное программное обеспечение, компьютерные программы, компьютерные игры, дошкольный возраст.

Литература

1. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М., школа-Пресс,1997г.-512с.

2. Большой толковый словарь компьютерных терминов./Под ред. А.Синклер. -М.: ВЕЧЕ*АСТ, 1998.

3. Информационные технологии: Толковый словарь аббревиатур: перевод с

английского. Каян Э «Бином» - 2003, 646

4. Лунькова Е.Ю. Владение компьютером: сложность или необходимость современного общества / «Информатика и прикладная математика» Межвузовский сб. научн. трудов. -Рязань: РГПУ. - 2001. - С. 65-69.

5. Роберт И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. - М.: Изд-во

УРАО, 2001. - 32 с.

6. Фридлянд А.Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков. слов: Более 1000 базовых понятий и терминов. - 3-е изд., испр. и доп. /А.Я. Фридлянд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридлянд. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 272 с.

7. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. — 1990. — № 2. — С. 25

8. Пейперт Сеймур Переворот в сознании [Электронный ресурс]: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. / С. Пейперт. - М.: Педагогика,

1989

9. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Под ред. Ю.М.Горвица. М.: Линка-пресс. 1998.

Задания для студентов

1. Дать характеристику основных понятий. Составить словарь терминов.

2. Подготовить сообщение о значении детских обучающих программ и компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников.

Тема 2. Прикладное программное обеспечение. История создания и развития прикладного программного обеспечения.

Определение понятия «Программное обеспечение». Классификация компьютерных программ. Системное программное обеспечение. Его назначение и состав. Инструментальное программное обеспечение. Его назначение и состав. Прикладное программное обеспечение его назначение и состав. Группы прикладных программ. Назначение прикладного программного обеспечение. Место прикладного программного обеспечения в жизни общества. Функции базового программного обеспечения, применение языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения. Принципы автоматического исполнения программы в компьютере.

Основные понятия: прикладное программное обеспечение, системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, интеллектуальное, умственное развитие человека

Литература

1. Дошкольная педагогика (любое учебное пособие).

2. Дьянчук П.П., Лариков Е.В. Динамические компьютерные тесты -тренажеры / Тезисы международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании», Кемерово, 2002.

с.57.

3. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 1994 . - №4.

4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Под ред. Ю.М.Горвица. М.: Линка-пресс. 1998.

5. Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. //Информатика и образование. -1993. №4.

6. Виртуальный компьютерный музей (Http://www.computer-museum. ru) Иллюстрированная история персональных компьютеров на русском языке. 2006

Задания для студентов

1. Составьте схему прикладного программного обеспечения. Покажите группы прикладных программ.

2. Приведите примеры программ, используя дополнительную литературу.

3. Дайте обоснование использованию отдельных прикладных программ в образовании.

Тема 3. Создание и развитие программ для дошкольников. Фирмы-

разработчики.

Особенности разработанного прикладного программного обеспечения в работе с детьми дошкольного возраста. Место компьютерных программ в тематическом плане детского учреждения. Место развивающих программ и компьютерных игр в работе с дошкольниками. Развивающие компьютерные игры. Обучающие компьютерные игры. Логические компьютерные игры. программы для детей, развивающие память, обучающее детей восприятию цвета, формы творческих способностей и т.п. Обучающие программы по дошкольным дисциплинам (счету, азбуке и т.п.) игры, развивающие логику, настольные игры, японские кроссворды, логические игры и головоломки.

Основные понятия: Дети дошкольного возраста, обучающие программы, память, восприятие, воображение, мышление, творческие способности

Литература

1. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество.» Изд. 2-е испр. и доп. - М. Педагогическое общество России, 2002.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3.

3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 1991. - №3.

4. Дворчик, Шейла, Василенко Л., Мишка программишка в стране Информатике. -М., 1990.

5. Тормовская Н. Игры на компьютерах. - Дошкольное воспитание. 1992. №7,

8.

6. Компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия (Http://www.km.ru)

7. Разработка компьютерных игр «К-Д ЛАБ» contact@kdlab.com

8. Музыка для игр «Sound Create Studios» scs@free mail.ru

9. Компания «New Media Generation» -info@nmg.ru

10. Софт Лаб -НСК administration@softlab-nsk.com, misc@softlab-nsk.com

Задания для студентов 1. Дайте сравнительный анализ

фирм-разработчиков и программного обеспечения. Представьте данные в таблице.

фирма Специализаци я фирмы Классификац ия программ Тематика игр Примеры программ Возрастной ценз

2. Составьте схему прикладного программного обеспечения для дошкольников. Покажите группы прикладных программ для работы с детьми дошкольного возраста.

3. Приведите примеры программ, используемых в детских дошкольных учреждениях России и за рубежом.

4. Дайте анализ программ с точки зрения их пригодности для использования в работе с детьми

Тема 4. Программное обеспечение для детей среднего дошкольного возраста.

Цель, содержание, задачи, средства, формы и методы использования компьютерных игр и обучающих программ в работе с детьми средней группы. Возрастные особенности детей. Основные направления использования программ в работе с детьми. Современные подходы и технологии использования обучающих программ и компьютерных в работе с детьми. Роль педагога-воспитателя в обучении детей работе с прикладным программным обеспечением.

Основные понятия: цель, задачи, содержание, средства, методы обучения, психологопедагогическая характеристика детей средней группы, педагогические технологии, подходы в обучении.

Литература

1. Введение в историю дошкольной педагогики под рук. С.Ф. Егорова- М.,

2001г.

2. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. - 1994. - №2.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004

4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Под ред. Ю.М.Горвица. М.: Линка-пресс. 1998.

5. Разработка компьютерных игр «К-Д ЛАБ» contact@kdlab.com

6. Музыка для игр «Sound Create Studios» scs@free mail.ru

7. Компания «New Media Generation» -info@nmg.ru

8. Софт Лаб -НСК administration@softlab-nsk.com, misc@softlab-nsk.com

Задания для студентов

1. Составьте конспект открытого занятия по развитию речи (ознакомлению с окружающим, рисованию и пр.) с детьми средней группы с включением в него любой прикладной программы.

2. Составьте картотеку прикладного программного обеспечения для работы с детьми средней группы детского сада, ориентируясь на разделы программы воспитания обучения в детском саду.

Карточка должна содержать 1. Название программного продукта. 2. Название фирмы-изготовителя. 3. Координаты фирмы. 3. Краткое описание. 4. Цели и задачи, заложенные в программе. 4. Методические рекомендации для воспитателей к использованию в работе.

Тема 5. Программное обеспечение для детей старшего дошкольного возраста.

Цель, содержание, задачи, средства, формы и методы использования обучающих программ и компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Особенности возраста детей. Основные направления использования обучающих программ и компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Современные

подходы и технологии использования прикладного программного обеспечения в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Роль педагога-воспитателя в работе с детьми.

Основные понятия: цель, задачи, содержание, средства, методы обучения детей старшего дошкольного возраста, педагогические технологии, подходы.

Литература

1. Учебники по дошкольной педагогике (разные авторы)

2. Учебные пособия для воспитателей по работе с прикладным программным обеспечением.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004

4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Под ред. Ю.М.Горвица. М.: Линка-пресс. 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Разработка компьютерных игр «К-Д ЛАБ» contact@kdlab.com

6. Музыка для игр «Sound Create Studios» scs@free mail.ru

7. Компания «New Media Generation» -info@nmg.ru

8. Софт Лаб -НСК administration@softlab-nsk.com, misc@softlab-nsk.com

Задания для студентов

1. Составьте конспект открытого занятия по развитию речи (ознакомлению с окружающим, рисованию и пр.) с детьми средней группы с включением в него любой прикладной программы.

2. Составьте картотеку прикладного программного обеспечения для работы с детьми средней группы детского сада, ориентируясь на разделы программы воспитания обучения в детском саду.

Карточка должна содержать 1. Название программного продукта. 2. Название фирмы-изготовителя. 3. Координаты фирмы. 3. Краткое описание. 4. Цели и задачи, заложенные в программе. 4. Методические рекомендации для воспитателей к использованию в работе.

Тема 6. Программное обеспечение для детей подготовительной к школе

группы.

Цель, содержание, задачи, средства, формы и методы использования обучающих

программ и компьютерных игр в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Понятие «Школьная зрелость». Основные направления использования обучающих программ и компьютерных игр в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Современные подходы и технологии использования прикладного программного

обеспечения в работе с детьми. Роль педагога-воспитателя в работе с детьми.

Основные понятия: цель, задачи, содержание, средства, методы обучения детей подготовительной к школе группы, педагогические технологии, подходы.

Литература

1. Зарецкий А., Труханов А. А я был в компьютерном городе. М.: Просвещение

1990

2. Учебники по дошкольной педагогике (разные авторы)

3. Учебные пособия для воспитателей по работе с прикладным программным обеспечением.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004

5. Разработка компьютерных игр «К-Д ЛАБ» contact@kdlab.com

6. Музыка для игр «Sound Create Studios» scs@free mail.ru

7. Компания «New Media Generation» -info@nmg.ru

8. Софт Лаб -НСК administration@softlab-nsk.com, misc@softlab-nsk.com

Задания для студентов

1. Составьте конспект открытого занятия по обучению грамоте (ознакомлению с окружающим, рисованию и пр.) с детьми подготовительной группы с включением в него любой прикладной программы.

2. Составьте картотеку прикладного программного обеспечения для работы с детьми подготовительной группы детского сада, ориентируясь на разделы программы воспитания обучения в детском саду.

Карточка должна содержать 1. Название программного продукта. 2. Название фирмы-изготовителя. 3. Координаты фирмы. 3. Краткое описание. 4. Цели и задачи, заложенные в программе. 4. Методические рекомендации для воспитателей к использованию в работе.

Тема 7. Психолого-педагогические основы использования компьютерных игр

в работе с детьми.

Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста. Особенности работы с одаренными детьми.

Основные понятия: эстетическое воспитание эмоции и чувства, оценки, суждения, восприятие, память, мышление, детское творчество и творческие способности, психологические процессы, вид деятельности, одаренность.

Литература

1. Шаграева О.А. Детская психология. Учебное пособие М., 2001г.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3.

3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 1991. - №3.

4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. -М., 1989.

Дополнительная литература

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М: МПСИ, 2002.

2. Богоявленская Д.Б. Диагностика творческих способностей //Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. Серия 9: Экономика и система управления. — М.: ЦНИИ «Электроника». — 1989. — С. 13—16.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.— 504 с.

4. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование.

- 2000. — № 1. — С.86-87.

5. Гаевский А.Ю., «Самоучитель работы на компьютере», Москва 2002г.

6. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие.

- Волгоград: Изд-во Перемена, 2002.

7. Дьяконов В.П., д.т.н., проф., соровский профессор; И.В. Абраменкова,

кандидат технических наук, доцент; Е.В. Петрова, кандидат технических наук, доцент. Новые информационные технологии: Учебное пособие. Часть 2.

Программное обеспечение персонального компьютера. - Смоленск: СГПУ, 2003.

- 204 с. с рис.

8. Ефимова О., Шафрин Ю. «Практикум по компьютерной технологии», Москва,

1996

9. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. -5-е изд., перераб. и доп. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003

10. Ходакова Н.П., Мирошниченко З.Н. От точки до пейзажа: Сборник методических рекомендаций и практических заданий по созданию графических изображений с использованием компьютера.- М.: Компания Спутник+, 2002.- 42 с.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002, №6, С.11-40.

12. Ходакова Н.П. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования.// Журнал «Педагогические науки»№3 2006 - 141-142 - 2с.0.1. п.л.

13. Ходакова Н.П. Роль компьютеризации в учебно-педагогической деятельности образовательного учреждения. // III Международная выставка-конференция «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». Официальный каталог сборник тезисов. Москва, ВВЦ, павильон №5 3-6 апреля

2001 - С.67-68 0,1 п.л.

14. Ходакова Н.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования.//Труды IV Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы» 1214 сентября 2006г Анапа, 3с.0.1 п.л.

15. Эльконин Б.Д.Психология игры. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.