состояние, тенденции, проблемы и перспективы. - СПб.; М., 2000.
6. Управление качеством образования / Под
ред. М.М. Поташника. - М., 2000.
7. Яковлев Е.В. Управление качеством обра-
зования в высшей школе: теория и практика. - Челябинск, 2000.
8. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. - Омск, 2001.
Е. БОЛОТОВА, канд. пед. наук Университет Российской академии образования
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) были введены в систему подготовки педагогических работников в 1997 г. [1].
Введение стандартов позволило унифицировать содержание профессиональной подготовки специалистов и сохранить единое образовательное пространство. Выступая своего рода системой измерения квалификации выпускников профессиональных учебных заведений, количество стандартов регулярно пополняется в связи с появлением новых профессий, специальностей.
В настоящее время содержание ГОС ВПО, направленное на учет реальных потребностей рынка, решение государственных задач в области подготовки кадров, существенно обновляется. Это обусловлено введением в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию [1] , новых Правил разработки, утверждения и введения в действие государствен-ныхобразовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования [2] и вхождением России в Болонский процесс. Идет разработка ГОС ВПО третьего поколения.
В рамках модернизации педагогического образования претерпит изменение содержание стандартов по педагогическим специальностям. Например, в Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования [3] определены наименования специальностей высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка
Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования1
педагогических работников. Так, в области «Гуманитарные и социальные науки» педагогов готовят по 6 специальностям, в области «Образование и педагогика» - по 28 специальностям, в области «Культура и искусство» - по 10 специальностям. Ведущая квалификация в этом перечне - «учитель » (она присваивается выпускникам по 21 специальности).
Профессиональная подготовка педагогического работника способствует осознанию его собственного социального, профессионального статуса как специалиста. Существенное значение здесь играет его правовая компетентность, уровень правовой грамотности, достижимый в результате специальной правовой подготовки.
Содержание этой подготовки отражено в стандартах по педагогическим специальностям. Например, в общих требовани-яхк выпускникам обязательным элементом подготовки педагогов определено знание ими таких нормативных правовых документов, как Конституция РФ, законы Российской Федерации, в т.ч. Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Санитарные нормы и правила, Правила техники безопасности и противопожарной защиты.
Вместе с тем практика показывает, что такой минимальный уровень требований не способствует формированию у будущего педагога потребности в совершенствовании правовой компетентности. Более того, анализ
1 Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс ».
На перекрестке мнений
53
содержания стандартов позволяет утверждать, что данный минимум снижает мотивацию специалиста кпостроению собственной профессиональной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Заметим, что столь скромное требование знания правовой базы российского образования не соответствует тому объему правовой подготовки, которую студенты осваивают в процессе обучения в вузе. При этом на практике обнаруживается, что педагоги не могут применить то, чему их учили, демонстрируя правовую беспечность и неграмотность.
Анализ стандартов по педагогическому образованию позволил выявить причины низкой правовой компетентности выпускников вузов по педагогическим специальностям.
Причина 1. Указанные в стандартах по педагогическим специальностям требования к выпускникам ориентированы прежде всего на формирование способности студентов осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом.
Такая позиция снижает остроту понимания того, что субъективные права всегда связаны с юридическими обязанностями, которыми наделяется любой участник правоотношений, а неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет применение юридической ответственности.
Акцент на правах ребенка при изучении правовых курсов не позволяет студенту четко выделить перечень видов обязанностей учащихся, обусловленных законом. Изучение способов защиты прав ребенка приводит к тому, что забывается сложность субъектного состава участников правоотношений. Ребенок в ряде случаев реализует свои права и обязанности через законных представителей, а это порождает необходимость знания педагогом прав, свобод, обязанностей и видов ответственности не только ребенка (учащегося), но и его родителей (законных представителей). Анализ стандартов показывает, что такого рода знание в стандарте не предусмотрено.
Вполне понятно, что жесткое ограничение количества нормативных правовых актов, которые должен знать выпускник, не
способствует расширению его правового кругозора. Минимум правовых знаний в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника» по педагогическим специальностям практически не формирует у студентов целостного восприятия образовательного законодательства какчасти законодательства страны.
Итак, первая причина низкой правовой подготовки будущих педагогов - это заниженные требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника вуза.
Причина 2. Анализ правовых компетенций по 20 специальностям области «Образование и педагогика» показывает, что студенты осваивают их не только в рамках обязательной к изучению дисциплины «Правоведение», но и в рамках дисциплин, которые не относятся к правовым.
Правовые дидактические единицы рассредоточены в учебных курсах общегуманитарного и социально-экономического блока, а также в разделе «Общепрофессиональные дисциплины ».
Федеральный компонент ГОС ВПО по таким специальностям, как информатика (050202), технология и предпринимательство (050502), музыкальное образование
(050601), изобразительное искусство
(050602), педагогика и методика начального обучения (050708), социальная педагогика (050711), тифлопедагогика (050712), сурдопедагогика (050713), олигофренопедагогика (050714), логопедия (050715), специальная психология (050716), специальная дошкольная педагогика и психология (050717), математика (050201), физика (050203), химия (050101), биология (050102), география (050103), история (050401), культурология (050403), русский язык и литература (050301), родной язык и литература (050302), содержит правовые дидактические единицы.
Более 30 правовых понятий, терминов, категорий предлагается к изучению в учебных курсах, не относящихся к правовым дисциплинам. При этом они никоим образом не взаимосвязаны и не опираются на знание студентами основ российского права.
Учебный план, прилагаемый к каждому
стандарту, не определяет место дисциплины «Правоведение». Поэтому ее изучение может быть предложено студентам как первого, так и последнего курса. Правовые дидактические единицы, вводимые в содержание неправовых курсов, не учитывают базовую правовую подготовку обучающихся.
Таким образом, вторая причина заключается в том, что предлагаемые к изучению правовые дидактические единицы в рамках дисциплин предметной подготовки представлены в стандартах по педагогическим специальностям автономно от базового правового курса «Правоведение».
Причина 3. Значительная часть правовых знаний, формируемых в рамках дисциплины «Правоведение», носит общеправовой характер. Беглое знакомство с системой российского права, его отраслями приводит к пассивному восприятию законодательства страны, не способствует формированию потребности в самообразовании в этой области. Это усугубляется недостаточным количеством часов, выделяемых на изучение курса «Правоведение ».
Отсюда недостаток подготовки по вопросам правового статуса педагогического работника, обучающегося, образовательного учреждения восполняется с помощью дисциплин предметной подготовки. Любопытно, что Министерством образования РФ в 2004 г. был рекомендован к изучению учебный курс «Нормативно-правовое обеспечение образования», основу которого составляют специфические вопросы правового регулирования сферы образования [4]. Однако реализация этого курса происходит не в рамках правовой дисциплины, а как часть «Педагогики». Тем самым предполагается, что излагать его должны не юристы-правоведы, а преподаватели педагогических дисциплин, не имеющие специальной правовой подготовки.
Включение правовых компонентов в педагогические дисциплины наблюдается практически во всех стандартах по педагогическому образованию. Например, по специальности «Дошкольная педагогика и психология » (050703) правовые вопросы образования представлены в дисциплинах «Управление дошкольным образованием», «Основы педиатрии и гигиены детей ран-
него и дошкольного возраста», «Педагогика среднего профессионального образования»; по специальности «Педагогика и психология» (050706) правовые вопросы рассматриваются в дисциплинах «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения» и т.п.
Уровень сложности предлагаемых к изучению в рамках указанных дисциплин правовых дидактическихединицдостаточно высокий. Раскрытие даже одной дидактической правовой единицы требует как знания российского законодательства не по одной отрасли права, так и владения междисциплинарной методологией, а также наличия практического опыта работы в отрасли.
Однако согласно анализируемым образовательным стандартам по педагогическим специальностям сложные с точки зрения правового обеспечения дидактические единицы, такие как «соотношение зарубежного и российского законодательства в области образования », «политика государства по обеспечению прав граждан на образование, защиту детства, поддержку инвалидов», «правовое регулирование семейных отношений», «комплексный подходк определению охранно-гигиенических мероприятий в образовательныхучреждениях», предполагают изложение их специалистами, не имеющими специальной правовой подготовки. Вероятность, что при объяснении смысла юридических конструкций акценты будут смещены в сторону корпоративной (педагогической) этики, весьма высока. Это, соответственно, не позволяет сформировать у студентов квалифицированную устойчивую систему правовых знаний.
Таким образом, третья причина низкой правовой подготовки будущих педагогов заключается в недостаточной правовой компетентности преподавателей вуза, которым приходится излагать нормы российского законодательства.
Причина 4. В настоящее время особое значение приобретает специальная правовая подготовка учителей права. Это продиктовано не только изменениями содержания стандарта общего образования, в котором дисциплина «Право» включена в федеральный (базовый) компонент образования, но
На перекрестке мнений
55
и возросшей потребностью в специалистах, сочетающих функции педагогического работника и юриста.
Анализ стандарта по специальности «Юриспруденция» (050402) (квалификация «Учитель права») показывает, что базовая правовая подготовка адекватна классической подготовке специалистов по квалификации «Юрист». При этом психоло-го-педагогический блок стандарта включает традиционные для педагогического образования дисциплины: педагогику, психологию, возрастную физиологию и анатомию, а блок общепрофессиональных дисциплин дополнен дисциплинами, определяющими социальную значимость указанной квалификации («Образовательное право » и «Теория и методика обучения праву»).
Дисциплина «Образовательное право» позволяет усилить подготовку юриста специальными знаниями правовых вопросов сферы образования, а «Теория и методика обучения праву» позволяет продолжить развитие умений и навыков по правовому просвещению и обучению.
Традиционное понимание отрасли права, сложности в определении предмета правового регулирования, трудности в формировании понятийного аппарата отрасли образования приводят к тому, что в профессиональной юридической среде вопрос о существовании образовательного права как отрасли права пока остается дискуссионным. Тем не менее динамичное обновление российского образовательного законодательства заставляет многих исследователей признать, что в российской правовой системе формируется самостоятельное «правовое поле ». Аналогично уже признанным ее отраслям, таким как «Жилищное право », «Экологическое право », новая отрасль носит комплексный характер. Этим объясняется сложность формирования содержания учебной дисциплины «Образовательное право ». Отсутствие достаточной учебной литературы, большой массив нормативных правовых актов в области образования, незначительное количество профессиональных комментариев к ним, отсутствие методических пособий, дидактического материала к учебному курсу (практикумов, задачников, сборников документов по образо-
ванию) снижают качество подготовки специалистов.
Дисциплина «Образовательное право» предлагается к изучению студентам старших курсов, что позволяет на примере конкретной отрасли отработать правовые умения и навыки. При этом основной акцент сделан на усвоение общеправовых категорий: предмет и объект, метод правового регулирования, правоотношение, правосубъектность, правовой статус субъекта правоотношений, юридическая ответственность, юридическое лицо, законодательство. В то же время педагогическая практика показывает, что наибольшие затруднения вызывают специальные вопросы: правовое обеспечение безопасности образовательного учреждения, дисциплинарное расследование, лицензирование, аттестация, гарантии в сфере образования, процессуальные взаимоотношения, делопроизводство юридического лица, разрешение спорных вопросов, нормативное планирование рисков в образовании, специфика социальной поддержки субъектов. Действующий стандарт указанной специальности не предполагает изучение этих дидактических единиц.
Сравнительный анализ стандартов по педагогическим (неюридическим) специальностям и стандарта по специальности «Юриспруденция» позволяет сделать вывод о том, что учитель права как юрист в сфере образования не сможет оказать правовую помощь своим коллегам, поскольку не владеет знаниями в отношении таких дидактических единиц, как «государственные стандарты по документированию» (ГОС ВПО - 050707), «гигиенические основы питания» (ГОС ВПО - 050703), «санитарные нормы на условия труда», «общие требования безопасности труда и производственной санитарии», «налогообложение малых предприятий» (ГОС ВПО -050502).
Содержание стандарта по специальности «Юриспруденция» (050402) не предусматривает подготовку будущих учителей права по дисциплинам «Предпринимательское право», «Налоговое право», «Арбитражное процессуальное право», «Санитарное законодательство», «Международное
частное право». Образовательный стандарт по данной специальности по своему содержанию не пересекается с содержанием стандартов ВПО по другим педагогическим специальностям в части правового компонента подготовки будущих педагогов.
Таким образом, четвертая причина заключается в том, что правовая подготовка выпускников не отвечает тому уровню профессиональной подготовки, который должен демонстрировать специалист после окончания вуза.
Проблемы правовой подготовки педагогов начинаются еще с вузовской скамьи при освоении образовательных программ, разработанных на основе ГОС по педагогическим специальностям. Анализ стандартов позволяет говорить о следующем.
1. Квалификационные требования выпускников педагогических вузов включают унифицированный минимальный объем правовых знаний специалиста и не отражают особенностей содержания правовой подготовки по специальностям высшего педагогического образования.
2. Основы правовых знаний студенты получают по четырем дисциплинам блока общепрофессиональных дисциплин и трем дисциплинам блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом «Правоведение» является единственной правовой дисциплиной, включенной в стандарт ВПО по всем педагогическим специальностям.
3. Только в 10 стандартах (38% от всего количества) содержатся дидактические единицы по праву, адекватные профилю будущей педагогической профессии выпускника вуза. При этом правовые дидактические единицы изложены не в правовых курсах, а в дисциплинах предметной подготовки.
4. Включение правовых единиц в дисциплины предметной подготовки диктует необходимость повышения квалификации по правовым вопросам преподавателей вуза, поскольку именно им через содержание учебных курсов предстоит влиять на развитие способности будущих педагогов осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, решения конфликтных ситуаций в рамках закона.
5. Система правовых знаний, представленная действующими стандартами по педагогическому образованию, не позволяет сформировать у студентов мотивацию к регулярному обновлению собственныхправовыхзна-ний. Более того, нечеткое закрепление места учебной дисциплины «Правоведение » в примерных учебныхпланах допускает право вуза (факультета) планировать изучение данной дисциплины в любом семестре по мере необходимости. На практике это приводит к тому, что изучение правовых норм, например в области гигиены труда, профессиональной педагогической деятельности, безопасности жизнедеятельности обучающихся образовательных учреждений,опережает изучение основ российского права.
Указанные недочеты действующих стандартов по педагогическому образованию необходимо преодолеть при разработке ГОС ВПО третьего поколения. Более того, анализ содержания дисциплин профессиональной подготовки указывает на необходимость введения системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых вопросов в дисциплинах предметной подготовки.
Литература
1. Приказ Минобразования России № 4482
от 4.12.2003 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию» // Бюллетень Минобразования РФ. - 2004. - № 2-4.
2. Постановление Правительства РФ № 36 от
21.01.2005 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования» / / Российская газета. - 2005. - 27.01.
3. Пр иказ Минобрнауки России № 4 от
12.01.2005 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 8-9.
4. Образование в документах. - 2004. - № 8.