Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс как дидактическое средство'

Учебно-методический комплекс как дидактическое средство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5942
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядёхо А. Н., Прядёхо А. А.

В статье определено понятие учебно-методический комплекс (УМК). Дана характеристика его компонентов и структуры построения. Раскрыты недостатки в построении УМК. Сформулированы педагогические требования к методике построения УМК. Проанализированы структурные компоненты УМК и их диалектическая взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прядёхо А. Н., Прядёхо А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс как дидактическое средство»

УДК 378

А.Н. Прядёхо, АА Прядёхо УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

В статье определено понятие учебно-методический комплекс (УМК). Дана характеристика его компонентов и структуры построения. Раскрыты недостатки в построении УМК Сформулированы педагогические требования к методике построения УМК Проанализированы структурные компоненты УМК и их диалектическая взаимосвязь.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, компоненты комплекса, Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, аккредитация.

Понятие учебно-методический комплекс (УМК) в педагогике высшей школы не является новым, оно имеет свою историю с конца 70-х годов прошлого столетия, когда в административном порядке вводился Министерством высшего образования и науки в учебную практику работы ВУЗа как обязательный компонент.

По каждой учебной дисциплине кафедры должны были к началу учебного года подготовить УМК, состоящий из рабочего плана на текущий учебный год (или семестр), в нём прописывались виды и содержание самостоятельных работ студентов, устанавливались межпредметные связи, виды, формы и содержание контроля, текстов контрольных работ, вопросов и требований к зачёту или экзамену, экзаменационных билетов, список обязательной учебной литературы, первоисточников, дидактическое и техническое обеспечение.

Такой УМК являлся организационно-методическим пособием для преподавателя, и не был предназначен непосредственно для студентов.

УМК в сегодняшнем понимании - это система средств обучения (включающая научно-методическое обеспечение), представленная через взаимосвязанные между собой компоненты разработанная на научно-теоретических основах и дидактических принципах педагогики. [4, с. 23]

В логике современных технологий обучения УМК обеспечивает осмысленную и продуктивную деятельность обучающихся и обучающих по достижению поставленной цели с максимально возможным эффектом.

УМК становится одним из основных и ведущих документов в образовании. Состав и структура УМК может быть вариативной в зависимости от того, какой содержательный компонент он сопровождает.

Наиболее разветвлённой структурой обладает учебно-методический комплекс основной образовательной программы, который представляет собой совокупность учебной и учебно-методической документации, позволяющей обеспечить её освоение и реализацию.

Базовыми компонентами этого комплекса являются нормативные документы: государственный образовательный стандарт по специальности (направлению подготовки), совокупность примерных программ дисциплин, рабочий учебный план, составленный в соответствии с рекомендациями примерного учебного плана. В УМК входят также вузовская (факультетская) документация: рабочие программы дисциплин, практикумов, лабораторных работ, материалы для промежуточного, текущего и итогового контроля качества усвоения знаний и умений, формы контрольных заданий, тестов.

Важное место в УМК занимают программы практик всех видов, регламентируемых стандартом, программы итоговой аттестации выпускников, разработанные в соответствии с ГОС ВПО и рекомендации профильного УМО М.О.Н. Р.Ф.

По каждой образовательной программе должен быть соответствующий набор учебной литературы, учебно-методических пособий, лабораторных комплексов.

Кроме того, каждая дисциплина основной образовательной программы должна быть оснащена всеми необходимыми дидактическими и техническими средствами для её реализации.

Наличию УМК и его качеству придаётся большое значение при аккредитации деятельности вузов.

В соответствии с приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2006 №1938 с 1 января 2006 года вступили в силу новые критерии государственной аккредитации вузов, в частности критерии показателя «Методическая работа».

Отказываясь от показателя «количество учебников с грифом, подготовленных к изданию преподавателями вуза», который учитывался при госаккредитации последние 10 лег, Рособрнадзор одновременно ввёл новый показатель: обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами. [1, с. 9]

В связи с требованиями подготовки к комплексной проверке деятельности вуза и внедрения инноваций УМО МОН РФ при Московском государственном педагогическом университете (МП ГУ) в рамках инновационной образовательной программы, разработаны методические рекомендации и макет УМК для обеспечения единого представления содержания дисциплин и курсов инновационного характера. [1, с. 10]

Исходя из этого, на основе анализа литературных источников и опыта Брянского государственного университета (БГУ) по подготовке УМК рассмотрим методические требования по разработке УМК учебных дисциплин основной образовательной программы. [5, с.44]

УМК - как интегрированный документ учебной дисциплины - это совокупность нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию дисциплины в учебно-воспитательном процессе и её взаимодействие с другими дисциплинами и компонентами основной образовательной программы.

Основные требования к УМК:

1. Полнота представления образовательной области.

2. Достаточный объем материала.

3. Соответствие государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность, системность и целостность.

4. Эффективность предъявления учебного материала, соответствие принципам вариативности и дифференцированного подхода к организации самостоятельной работы студентов.

5. Четкая логика постановки и изложения учебного материала.

Изучение каждой темы курса должно заканчиваться контрольной проверкой, которая позволяет обучающимся выяснить, насколько глубоко они усвоили учебный материал.

Процент обеспеченности учебных дисциплин УМК установлен Рособрнадзором в качестве аккредитационного показателя при осуществлении оценки ВУЗа.

Для максимального (100%) показателя обеспеченности ВУЗа УМК, необходимо разработать и издать комплексы по всем циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД, Д1111), и компонентам (федерального, национально-регионального, вузовского). ГОС ВПО, по специальности (направлению подготовки), а также дисциплинам специализации (дополнительной специальности) и дисциплин по выбору студентов, реализуемых в процессе освоения основной образовательной программы.

Учебно-методический комплекс дисциплин включает в себя следующие компоненты:

- требование к обязательному минимуму содержания дисциплины и её трудоёмкости, установленной ГОС ВПО по соответствующей специальности (направлению подготовки) (Выписка из ГОС ВПО):

- рабочую программу дисциплины, составленную с учётом содержания примерной программы дисциплины и учебного плана факультета по специальности (направле-

нию подготовки) и в соответствии с макетом УМК, разработанным учебно-методическим управлением (УМУ) БГУ;

- содержание учебного курса, разработанного на основе рабочей программы и примерного учебного плана;

- методических рекомендаций по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе.

К конструированию УМК предъявляют следующие требования:

-УМК разрабатываются в соответствии с пособием «Методология и методы разработки и использования УМК в учебном процессе», составленным УМУ БГУ;

- УМК разрабатывается преподавателем (преподавателями), ведущими занятия по данной дисциплине.

- Все характеристики (трудоёмкость, семестры, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т.д.) должны соответствовать утверждённому учебному плану.

- Если дисциплина входит в разные образовательные программы (например, программы по подготовке специалистов и бакалавров), то её содержание и трудоёмкость варьируются в зависимости от требований стандарта, целей -образовательной программы и учебного плана.

Для очной, заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения одной и той же основной образовательной программы составляется единый УМК с указанием особенностей реализации дисциплины для той или иной формы в методических рекомендациях для преподавателя.

При анализе уже подготовленных УМК, нередко встречаются такие недостатки:

- не всегда название дисциплины строго соответствует ГОС ВПО и учебному плану, в особенности тех дисциплин, которые имеют большую трудоемкость и изучаются в течение нескольких семестров;

- при формировании содержания рабочей программы не всегда ее содержание соотносится с требованиями ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины;

- содержание, представленное в госстандарте не всегда разбивается на дидактические единицы и не реализуется в учебной программе в определенной логически обоснованной последовательности;

- в содержании программ не всегда отражаются современные достижения науки и образовательной практики и не реализуется авторский подход к объекту изучения.

- программы дисциплин ГСЭ и ЕН в большей степени должны расширять науч-но-исследовательские устремления преподавателей, устанавливая необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплины и ориентируя их на профиль образовательной программы. Однако такой прикладной материал в рабочих программах и курсах лекций нередко отсутствует.

Кроме того, необходимо соотнести содержание всей дисциплины с профессиональной направленностью основной образовательной программы.

Любая дисциплина, независимо от цикла, в который она входит, должна быть направлена на решение той или иной профессиональной задачи (комплекса профессиональных задач), т.к. готовность выпускника к тому или иному виду профессиональной деятельности базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в результате изучения определенной совокупности дисциплины. Однако, в подготовленных кафедрами УМК это не всегда выдерживается.

Определяя место и функции дисциплины в основной образовательной программе, авторы УМК должны исходить из задач профессиональной деятельности, содержащихся в стандартах. Так, в ГОС ВПО по педагогическим специальностям перечислены типовые задачи профессиональной деятельности учителя, педагога, организатора-методиста и т.д.

Поэтому, цель изучения дисциплины формулируется во взаимосвязи с общей целью основной образовательной программы, отражающейся в квалификационной характеристике выпускника и видах профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО. [1, с. 11].

Так как все дисциплины педагогических специальностей тем или иным образом «работают» на деятельность в сфере образования, то целевая установка каждой из них должна быть конкретизирована, исходя из содержания.

Например, формулировка учебной цели дисциплины «Современный русский язык», относящейся к циклу дисциплин предметной подготовки учителя русского языка и литературы, - изучить фундаментальные основы различных уровней системы современного русского языка как научную базу для осуществления процесса обучения русскому языку в .учреждениях системы среднего общего (полного) образования - является вполне реальной.

В то же время, некорректно сформулирована цель в конкретной программе учебной дисциплины «Методика обучения информатики» - «подготовка студентов к работе учителем информатики», поскольку данное определение дублирует цель всей образовательной программы.

Формулировки задач учебной дисциплины должны конкретизировать типовые задачи профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная дисциплина, и охватывать как теоретические, так и практические аспекты обучения.

Например, задачи по дисциплине «Современный русский язык» можно сформулировать следующим образом:

- усвоить единицы всех уровней языковой системы и механизмы их взаимодействия с позиций современной науки и традиционного школьного курса;

- сформировать умение применять полученные знания к различным областям школьного курса русского языка;

- овладеть методикой анализа языковых единиц и конструкций. Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, изучивших дисциплину, должны быть точно соотнесены с задачами данной дисциплины соответственно:

- в области теории студент должен (знать...);

- в области применения практических знаний - студент должен (уметь...);

- в области формирования практических навыков студент должен (владеть...).

Для того чтобы УМК выполнял свои функции в учебном процессе, он должен удовлетворять определенным требованиям, основными из которых могут быть сформулированные следующим образом:

- обеспечивать студентам возможность работать в разных уровнях освоения: от поверхностного, репродуктивного (но соответствующего минимуму, конкретному ГОС) до исследовательского, творческого;

- задавать профессионально ориентированное содержание учебной дисциплины (эта ориентация должна быть такой, чтобы информация, заложенная в УМК, и, в особенности, в учебниках и учебных пособиях по дисциплинам, например, по методикам педагогических профессий, могла быть полезной студенту не только при изучении вузовского курса, но и на производственной практике, а затем и в дальнейшей профессиональной деятельности);

- обладать свойством полноты и непротиворечивости.

Полнота УМК означает, что он обеспечивает все стороны профессиональной, общекультурной подготовки, возложенные на учебную дисциплину; непротиворечивость УМК -это отсутствие в его материалах противоречивых утверждений и позиций.

Это требование не исключает, а предполагает наличие диалектических противоречий, - противоречий самого знания и развития, противоречий, которые разрешаются в ходе развития, к которым применимы правила разрешения противоречий, обеспечивающие существование противоречивых качеств в разное время или в разных частях пространства, в разных системах и др. Данное требование обязывает, например, в УМК по методике

обучения не допускать информацию, которая противоречива внутренне или противоречит научному содержанию изучаемого.

Так как УМК - это система, то в нем есть системообразующий компонент. Таким компонентом является учебная программа дисциплины (курса) [3, с.97], при условии, что она:

- адресована не только и не столько обучающим и контролирующим, сколько, главным образом, обучающимся;

- содержит не только название элементов содержания дисциплины, но и краткую характеристику смыслов изучаемого, методические, мировоззренческие, общепедагогические корщешуальные положения;

- обеспечивает студенту и преподавателю знания организационной структуры процесса изучения курса;

- задает направления учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.

Продуктивность такого подхода к учебным программам подтверждена многолетним опытом создания и практической реализации кафедрами БГУ по подготовке студентов педагогических специальностей

Программа курса, выполняя системообразующие функции, является основным направляющим и организующим пособием, которое имеется в руках студента, с которым он постоянно работает.

Изучение курса начинается с изучения раздела программы «Общая характеристика курса» и ознакомления с темами, требованиями ГОС ВПО, а изучение каждого раздела и темы начинается с изучения текста программы и обращения к педагогическим установкам, содержащимся в «Общей характеристике курса».

Работа с программой дает студентам знание целей изучения курса, раздела, темы, видение общей структуры курса, обобщенные представления о содержании и желаемых результатах изучения, обеспечивает возможность понимания логики и стратегии курса, требований преподавателя, возможность быть инициативным и деятельным. [6, с.5]

Без такого понимания, без видения общей картины, структуры и содержания своей подготовки в рамках одной дисциплины, группы дисциплин, дисциплины образовательной области и специальности, эффективность обучения не может быть достаточной, так как студент теряет возможность заглядывать в будущее, использовать информацию из одной области применительно к другой, накапливать представления, опыт, «предвидение», относящиеся к теме, разделу, дисциплине или к их группе, блоку, всей специальности. Отсутствие «перспективного» обзора курса лишает студента возможности организации собственного, индивидуального движения в освоении соответствующей области знания.

Следующим компонентом УМК являются учебники и учебные пособия, содержащие теоретические положения, и сборники заданий для практических, семинарских, лабораторных занятий, для самостоятельной работы, для промежуточного, текущего и итогового контроля и самоконтроля, для государственной аттестации, для организации научно-исследовательской деятельности, курсового и дипломного проектирования.

Хорошо, если эти компоненты будут представлены как на бумажных носителях, так и в форме электронных учебных пособий с использованием возможностей информационных технологий.

Для объемных многоплановых учебных курсов (каким является «Педагогика» или «Математика и методика обучения математике младших школьников») УМК в этой части может состоять из учебных пособий по крупным разделам.

Создание УМК дело не разовое. Это очень серьезная, кропотливая, долгосрочная работа, которая требует постоянного совершенствования.

Они должны обеспечить возможность соприкосновения студентов с прогрессивными взглядами, культурой научного знания и научной деятельности, культурой профессиональной деятельности. Поэтому работа кафедр в этом направлении должны вестись постоянно.

The article defines the notion of Teaching materials. It characterizes its components and structure. The article reveals drawbacks in teaching materials arrangement, lays down educational standards of teaching materials construction methods, analyses teching materials structural components and their dialectical interrelation.

The key words: teaching materials, teaching materials components, national educational standard, curriculum, syllabus, accreditation.

Список литературы

1. Егорова Е.Б. Об учебно-методическом комплексе дисциплины // Преподаватель XXI века. 2007 №

2. Колесников А.В. Модель организации электронных ресурсов Белорусского института правоведения //Открытое образование. 2004 №4 С. 94-99

3. Минченков ЕЕ. Учебно-методический комплекс // Химия: методика преподавания в школе. 2001 №3. С.9-18

4. Палъчевский Б.В. Культурологические основания готовности к разработке учебно-методических комплексов //Педагогика. 2007 №2. С.23-30

5. Персланов В.В., Логвинова Е.И. Компьютерный учебно-методический комплекс «Информационные системы» для педагогического вуза // Педагогическая информатика. 2006 №3. С.44-47

6. Царева С.Е. Учебно-дидактический комплекс как необходимое условие эффективности и качества профессиональной подготовки студентов //Начальная школа. 2005 №7. С.3-6

Об авторе

А. А. Прядехо - докт. пед. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

А.А. Прядехо - докт. пед. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.147

О.В. Пырикова

СРЕДСТВА ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье на основе комплексного педагогического эксперимента доказывается, что изучение основ духовной музыки чрезвычайно важно для развития профессиональной и нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки. Приводятся результаты констатирующего и контрольного экспериментов, подтверждающие эффективность занятий духовной музыкой для развития нравственно-эстетической культуры личности. Приводятся схемы и модели конкретных занятий на основе духовной музыки. Ключевые слова: нравственно-эстетической культура, духовная музыка, учитель музыки, основы духовной музыкальной культуры, средства музыкальной выразительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К современному учителю общество предъявляет высокие требования и с точки зрения профессионализма, и с позиций нравственно-эстетической культуры личности. Эстетическая направленность деятельности учителя музыки предполагает высокий уровень знания музыки, исполнительский потенциал, владение игрой на инструменте и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.