Научная статья на тему 'Система методического обеспечения учебного процесса университета в свете положений Болонского процесса'

Система методического обеспечения учебного процесса университета в свете положений Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядехо А. А., Прядехо А. Н.

В статье обобщается опыт постановки методической работы БГУ. Раскрыта структура, содержание, формы и методы ее организации на различных уровнях. Определяются цели и основные задачи данной работы на ближайшую перспективу. Описывается опыт применения инновационных методов обучения в учебной практике БГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система методического обеспечения учебного процесса университета в свете положений Болонского процесса»

УДК-378.14

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

А Н. Прядехо, А. А. Прядехо

В статье обобщается опыт постановки методической работы БГУ. Раскрыта структура, содержание, формы и методы ее организации на различных уровнях. Определяются цели и основные задачи данной работы на ближайшую перспективу. Описывается опыт применения инновационных методов обучения в учебной практике БГУ.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт; основная образовательная программа; учебная образовательная программа дисциплины; учебно-методический комплекс; аттестационные педагогические измерительные материалы.

В совместном заявлении Европейских Министерств образования, подписавших в Болонье (Италия) 19 июня 1999 г. отмечается, что «Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в универсальной Хартии «Ма§иа еЬаг1;а ишуегайаШт» (г. Болонь, 1988 г.) принимают обязательства «в ближайшей перспективе (в пределах первой декады третьего тысячелетия) добиться значительных показателей в повышении качества высшего образования, используя путь межправительственного сотрудничества вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании».

В связи с вступлением Российской Федерации в Болонский процесс (2003 г.) и принятой Конвенции федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 гг., утвержденной распоряжением правительства от 03.09.2005 г. (№ 1340 р), отмечается необходимость приведения содержания высшего образования, технологии и методов оценки его качества в соответствии с условиями современного общественного развития.

Это потребовало координальной перестройки всей учебно-образовательной структуры вузов, в связи с переходом на уровневую подготовку кадров.

Главная роль в этой перестройке отводится методической службе вуза. Руководящим и координирующим органом всей методической работы в Брянском государственном университете (БГУ) имени академика И.Г. Петровского является методический совет, который возглавляет первый проректор по учебной работе.

Вся работа методического совета университета строится в соответствии с «Положением о методическом совете БГУ» (утвержденным ученым советом университета от 23.06.05 г. № 5). Соответственно в структурных подразделениях университета: социально-экономическом институте, филиале в г. Новозыбкове, на факультетах созданы свои методические советы, возглавляемые соответственно директорами подразделений, деканами факультетов или их заместителями. В свою очередь на кафедрах созданы методические комиссии (по направлениям), которых может быть несколько в зависимости от реализуемых учебных дисциплин кафедрами и количественного состава преподавателей. Руководителями данных комиссий по решению кафедр назначаются наиболее опытные профессора или доценты.

Структурная схема построения системы методической службы Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского приведена на Рисунке

Рисунок 1. Структурная схема построения системы методической службы университета (МСУ)

Вся методическая работа как вуза в целом, так и его структурных подразделений строится в соответствии с планами работы на учебный год или более длительную перспективу в зависимости от реализации предстоящих задач и материально-технических возможностей для их решения.

Главными исполнителями по созданию методического обеспечения учебного процесса являются кафедры и непосредственно профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал.

В годовых планах работы преподавателей имеется специальный раздел «Методическая работа», в которых они отражают все те мероприятия, которые им необходимо осуществить, с указанием сроков исполнения.

Основными задачами методической работы вуза являются:

- постоянное повышение методического мастерства преподавателей с учетом опережающей перспективы;

- изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и новейших достижений педагогики высшей школы в учебный процесс вуза;

- необходимое и достаточное учебно-методическое обеспечение каждой учебной дисциплины кафедры.

Организация учебного процесса современного вуза строится на основе учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, которые являются основным элементом методического обеспечения основной образовательной программы (ООП), определяющим содержание и структуру учебной дисциплины, её место и роль в системе подготовки кадров по каждому направлению или специальности.

Работа по созданию УМК в БГУ им. акад. И.Г. Петровского была начата более пяти лет назад и к настоящему времени по всем дисциплинам инвариантной составляющей основного образовательного плана завершена.

Основными структурными компонентами, составляющими УМК, являются:

- выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (ГОС ВПО РФ) по учебной дисциплине;

- учебная программа дисциплины, разработанная и утвержденная кафедрой на основе ГОС ВПО РФ;

- рабочая учебная программа, скорректированная с рабочим учебным планом той специальности, стандарт которой реализуется;

- методические указания к реализации рабочей учебной программы;

- содержание дисциплины, представленное в тематическом или лекционном виде;

- вопросы для контроля и самоконтроля;

- рекомендованная литература (основная и дополнительная);

- материалы по промежуточному контролю;

- тематика контрольных и курсовых работ;

- задания по самостоятельной работе студентов и примеры к её выполнению;

- глоссарий.

В случае, если учебная дисциплина входит в учебные планы сразу нескольких ООП с одинаковыми требованиями ГОС ВПО РФ (одинаковое название, равное количество часов, предусмотренных на изучение и т.д.), то разрабатывается один унифицированный УМК по этим специальностям (направлениям).

Если в вузе осуществляется подготовка специалистов по нескольким формам обучения (очной, очно-заочной, заочной) по одной и той же специальности (направлению), то составляется единый базовый УМК с указанием особенностей работы с ним, связанных с этой или иной формой обучения.

Для студентов, изучающих дисциплину по сокращенной программе составляется отдельный УМК.

Переориентация образовательной деятельности вузов со «знаниевой» парадигмы на «компетентный» подход (на что нацеливают проекты нового поколения ФГОС ВПО) потребовалась от кафедр доработки УМК в части усиления практической направленности изучаемых дисциплин, развития умений применять полученные знания при решении конкретных научно-практических и производственных задач.

С этой целью в УМК включается более полный набор задач для самостоятельной работы с примерами их решения, вопросы для контроля приоритетных знаний, а также методические указания к изучению отдельных тем (разделов) дисциплины, в том числе и в целом для самоподготовки.

Для обеспечения более широкой доступности студентов к УМК, последние сосредотачиваются в библиотеке и в учебных кабинетах кафедр как в печатном (бумажном варианте), так и в электронном виде, на СБ-дисках, а при возможности помещаются на сайте университета или собственном сайте преподавателя.

В последнее время в БГУ ведется целенаправленная активная работа по внедрению в учебный процесс информационных образовательных технологий.

В связи, с чем в вузе открыт факультет дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации преподавателей, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

В университете постоянно действуют курсы по овладению вычислительной техникой и применению компьютерных технологий в учебном процессе.

Все общеуниверситетские и выпускающие кафедры факультетов стали методическими экспериментальными площадками по разработке и апробации инновационных технологий, направленных на оптимизацию процесса обучения и организацию научных исследований.

На всех кафедрах проделана значительная конструктивная работа по созданию и апробации аттестационно-педагогических измерительных материалов (АПИМов) для проверки знаний студентов и оценки уровня их усвоения.

Универсальным средством контроля знаний признанным европейским стандартом образования, является тестирование, которое становится актуальным среди других средств контроля в обучении студентов и в нашей стране, особенно в связи с внедрением образовательных стандартов.

При составлении АПИМов в форме тестов на предмет их использования для проверки качества усвоения студентами содержания учебного материала необходимо руководствоваться выработанными уже критериями оценки качества в педагогике высшей школы:

- содержание тестов должно соответствовать уровню базовой подготовки специалистов; полнота охвата ими содержания учебного материала соотносится с количеством дидактических единиц (ДЕ);

- формулировка тестовых заданий должна соответствовать полноте и качеству предметной информации;

- уровневый потенциал тестов должен обеспечивать границы применения тестового контроля на всех этапах учебного процесса (текущий контроль, периодический контроль, рубежный - итоговый контроль).

При разработке УМК кафедрам и коллективам авторов давалась значительная свобода творчества по внесению изменений в их структуру и содержание, которые кроме основного перечня составляющих элементов, может включать целый ряд дополнений.

К примеру, это могут быть презентационные материалы (слайд-фильмы) по дисциплине, мультимедийные и инженерные материалы, виртуальные лабораторные работы, методические руководства по изучению дисциплины, справочные материалы, нормативные документы, ссылки на сайты, справочные системы, электронные словари, сетевые ресурсы и др.

Короче, все то, что содействует более полному усвоению профессиональных компетенций и активному развитию творческой самостоятельности студентов.

В университете в последнее время сложилась рациональная практика определения перспективных направлений методической работы. Она определяется и формулируется методическим советом. Такими направлениями являются:

-разработка методики внедрения и использования в учебном процессе УМК с целью повышения качества подготовки будущих специалистов;

-освоение и внедрение в учебный процесс балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов с целью повышения их успеваемости;

-создание УМК третьего уровня на электронных носителях с широким использованием мультимедийных технологий на различных этапах профессионального обучения;

-изучение и обобщение передового опыта работы вузов по созданию и использованию в учебном процессе инновационных технологий с целью повышения качества подготовки специалистов;

-полное учебно-методическое обеспечение предстоящей реализации третьего поколения ФГОС ВПО и др.

В БГУ осуществляется целенаправленный постепенный переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов. Полностью на данную систему оценки успеваемости студентов очной формы обучения перешли факультеты: финансово-экономический, психологии, рекламы и связей с общественностью, технологии и дизайна, т.е. весь состав социально-экономического института (СЭИ) Брянского государственного университета. Завершают переход на балльно-рейтинговую оценку успеваемости студентов: физико-математический и естественно-географический факультеты. Остальные факультеты готовят соответствующую организационно-методическую базу для такого перехода, включая и курсовую переподготовку преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, так как балльно-рейтинговая система требует структурной перестройки всего учебного процесса, включая и мониторинг успеваемости студентов.

Опыт СЭИ БГУ [3, с.43] по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучения студентов показывает, что ее задачами являются: -постоянное стимулирование систематической работы студентов; -предупреждение случайности при сдаче экзаменов и зачетов;

-повышение состязательности в учебе между студентами на основе их прилежания и трудолюбия с целью достижения реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

-исключение протекционизма при оценке обученности недостаточно способных и прилежных студентов;

-обоснование объективных критериев отбора кандидатов для продолжения обучения (магистратура, аспирантура) в рамках многоуровневой системы образования;

-повышение мотивации студентов к освоению профессиональных

образовательных программ, овладению профессиональными компетенциями на основе более высокой дифференциации оценок результатов их учебной работы;

-содействие трудоустройству выпускников в соответствии с показателями итогового рейтинга;

-повышение академической мобильности учащихся с целью обеспечения участия учебных заведений в Болонском процессе.

Внедрение балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов весьма трудоемкая проблема. Поэтому ее реализация требует вовлечения в данный процесс не только преподавателей, но и учебно-вспомогательный персонал кафедр.

Она вносит существенные коррективы в традиционную 4-балльную систему оценки знаний студентов и заметно влияет на повышение качества их успеваемости.

Балльно-рейтинговая система тесно сопряжена с такими методическими компонентами общеметодической системы как УМК и АПИМы.

Поэтому полный переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов требует от кафедр тесной ее увязки с УМК и АПИМами. Точнее включение их в структуру УМК.

Балльно-рейтинговая система положительно влияет и на творческую активность преподавателей, дает возможность более объективно оценить результаты своего педагогического труда и подвергнуть его глубокой рефлексии.

Профессорско-преподавательский коллектив университета, кафедры и факультеты постоянно работают по освоению и внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, форм и методов обучения.

Активно внедряются в учебный процесс такие методы и технологии обучения, как проблемное обучение, блочно-модульное обучение, кейс-технологии (технологии ситуационного обучения), учебные дискуссии, решение производственных задач, деловые игры, проектный метод обучения, портфолио, исследовательский метод обучения, личностно-ориентированное обучение, учебные конференции, интервьюирование, различные формы коллективного взаимообучения, текущее и межсессионное тестирование, лекции-пресс-конференции т.д.

Кроме того, интенсивно внедряются технологии компьютерного обучения, мультимедийные средства, электронные учебники, презентации, в том числе и при защите курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), дистанционные консультации по электронной почте или по мобильному телефону. Отдельные преподаватели имеют свои персональные сайты в интернете, на которых они помещают тексты лекций, планы семинарских и практических работ, методические указания по изучению, выносимых на самостоятельную проработку отдельных тем и разделов курса.

Проиллюстрируем это на ряде примеров. Так преподаватели кафедры ботаники при изучении учебных курсов «Ботаника» и «Физиология растений» широко используют технологию блочно-модульного обучения.

При изучении того или иного раздела он разбивается на модули (блоки). Учебная информация каждого блока представляется в свернутом, логически выстроенном и легко воспринимаемом виде. Для оценки усвоения студентами каждого модуля создана система тестов (АПИМов).

С целью предупреждения информационной перенасыщенности учебных лекций преподаватели придерживаются жесткого ограничения отбора оптимального объема изучаемого материала.

Блочно-модульная технология обучения широко используется и преподавателями других кафедр естественно-географического факультета при изучении таких дисциплин, как теория эволюции, анатомия человека, биологические основы сельского хозяйства, зоология и др.

Преподаватели кафедры теоретической физики при чтении лекций часто применяют технологии проблемного обучения. Так на лекциях по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» для создания проблемных ситуаций преподаватель умело использует мультимедийное сопровождение. Такое построение лекций содействует формированию у студентов положительной мотивации к учебной дисциплине, развитию познавательных интересов.

Для создания материалов мультимедийных материалов преподаватель подбирает фрагменты из различных кинофильмов, интернет-сайтов, телевизионных передач и других источников.

К разработке мультимедийных материалов привлекаются и студенты, что содействует активизации учебного процесса и переводит его из субъект-объектного в субъект-субъектный режим работы.

Преподаватели кафедры общей и профессиональной педагогики часто прибегают к чтению лекций в форме пресс-конференций. Для подготовки студентов к работе на такой лекции они умело используют УМК. Заранее до лекции студентами дается задание изучить по УМК соответствующую тему и подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Перед началом лекции преподаватель собирает вопросы и выстраивает их в логической последовательности в соответствии с содержанием лекции и дает ответы на все заданные вопросы в ходе чтения лекции.

В основу методики построения лекции-пресс-конференции положена проблемная ситуация, которая создается самим преподавателем с помощью сформулированных вопросов студентами, и которую он сам же решает. Для студентов подобные занятия по существу «живая ситуация», которую они должны пережить и прорефлексировать.

Такая технология построения лекции заметно активизирует внимание студентов, у них появляется стимул ожидания получить ответ на свои и другие интересующие их вопросы, так как все отобранные вопросы оглашаются перед лекцией.

Особенно важно при этом, что УМК начинает работать как эффективное дидактическое средство.

Ряд кафедр (педагогики, русской литературы XX века, математического анализа и др.) активно внедряют в учебный процесс лекции полной презентации или частичной (слайд-лекции). Суть данной технологии построения лекции состоит в том, что речь преподавателя сопровождается письменным отображением полного текста лекции или в форме отдельных слайдов (наиболее важных понятий) на экране.

В этом случае восприятие информации студентами осуществляется как на слух, так и зрительно, а при условии конспектирования лекции к восприятию подключаются и моторно-двигательные рецепторы.

После прочтения ряда таких лекций кафедра педагогики провела изучение на предмет, как студенты относятся к таким лекциям.

Было установлено, что 70% студентов указали на полезность таких лекций. Из них отметили, что:

-очень полезные - 5% студентов;

-полезные в значительной степени - 43% студентов;

-полезные в незначительной степени - 22% студентов.

В тоже время было выявлено, что такие лекции активизируют усвоение материала студентами при условии:

-материал лекции хорошо структурирован; -соблюдается эмоциональность подачи материала; -использование дидактически обоснованной наглядности; -достаточное количество иллюстрированных примеров.

Изучение работоспособности и наблюдение за поведением студентов на таких лекциях позволило установить, что утомляемость последних наступает меньшее количество раз, чем на обычных лекциях. Зафиксировано следующее количество отвлечений студентов от хода лекции по причине утомляемости:

-два раза, через 50-60 минут и через 80-82 минуты, у 35% студентов; -один раз, через 51-52 минуты, у 45% студентов; -три раза у 20% студентов.

Ценность такой лекции состоит в том, что у преподавателя появляется значительная экономия времени, так как для ведения конспекта студентами, ему не приходится по несколько раз повторять одно и то же содержание излагаемого материала, а использовать данное время на более подробное и глубокое пояснение и толкование наиболее сложных аспектов лекций.

Еще на одно преимущество такого типа лекций указало большинство студентов, что к полному их содержанию можно обратиться в любое для них время.

Преподаватели кафедры педагогики и социального образования социально-педагогического факультета активно осваивают такие лекционные технологии как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-лекции с заранее запланированными ошибками (такая лекция была прочитана для студентов 2го курса на тему «Функции обучения»);

-лекция вдвоем была прочитана преподавателями педагогики и психологии этой же кафедры на тему «Психолого-педагогические основы воспитания»;

На всех факультетах и кафедрах многие преподаватели, как при чтении лекций, так и при проведении семинарских и лабораторно-практических занятий, часто прибегают к использованию методов проблемного изложения знаний и исследовательских.

Вызывает интерес использование исследовательского метода обучения на занятиях по учебной дисциплине «Теория и методика обучения географии». На практических занятиях при изучении темы «Разработка плана урока» преподаватель полностью включает студентов в процесс исследования по подготовке проекта плана урока по той или иной конкретной теме, начиная от постановки диагностический цели, формулировке задач, обоснования содержательно-процессуального,организационно-

управленческого,коррекционно-результативного компонентов, затем апробирование и защита подготовленных проектов.

Причем, основная часть проекта студентами выполняется во внеаудиторное время самостоятельно. Аудиторное время преподаватель отводит для обсуждения и защиты проектов, подведению итогов и обоснованию рекомендаций по использованию того или иного плана в практике работы учителя.

Широкое применение на многих кафедрах, особенно таких факультетов как: финансово-экономический; юридический; психологический, рекламы и связей с общественностью при проведении семинарских и практических занятий получили игровые методы. Это использование деловых и ролевых игр, когда разыгрываются профессиональные ситуации, взятые непосредственно из практики.

К примеру, на финансово-экономическом факультете на одном из семинарских занятий по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение» была проведена игра «К нам прибыла налоговая проверка». На юридическом факультете на занятиях по учебной дисциплине «Гражданский процесс» при изучении темы «Интеллектуальная собственность» была проведена деловая игра «Суд идет».

Многие преподаватели довольно активно начинают осваивать и внедрять в практику своей работы интернет-ресурсы, которые располагают обширной информацией « от детских сказок до чертежей атомных бомб». При этом основное внимание использования интернет-ресурсов направлено пока, главным образом, на активизацию самостоятельной работы студентов для подготовки и написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Ряд преподавателей, которые имеют свои персональные сайты в интернете, начинают осваивать методику дистанционной работы со студентами.

Так постепенно, непринужденно, начинает приживаться и дистанционное обучение.

Однако методы использования в учебном процессе этих новых технологий еще не отработаны. Поэтому одной из первостепенных задач кафедр и преподавателей является изучение опыта использования интернет-технологий в учебном процессе других вузов и активного их внедрения в практику своей работы.

Вызывает интерес использование широкого спектра инновационных методов обучения преподавателями кафедры теории и методики профессионально-технологического образования факультета технологии и дизайна. А именно, это методы компьютерной поддержки процесса обучения, включающие:

-использование программно-инструментальных оболочек для контроля знаний;

- мультимедийные поддержки лекционных курсов (демонстрация слайдов тематических презентаций);

- использование цифровых образовательных ресурсов;

- внедрение в учебный процесс программы «АБЕМ».

Интерактивные методы обучения:

- методы проблемного изложения содержания материала; презентации; дискуссии; кейс-стадии; методы мозгового штурма, критического мышления и др.

Для стимулирования успешного продвижения одаренных студентов по индивидуальной образовательной траектории применяется инновационный контрольно-рефлексивный метод - портфолио.

Представляет интерес и применяемая преподавателями кафедры психологии, с целью более быстрой адаптации первокурсников к условиям работы в вузе, система коллективной оценки саморазвития студентов, получившая название «экспресс диагностика коллектива учебной группы».

Она проводится в виде интерактивной игры, в ходе которой происходит анонимное социометрирование членов группы, экспертная самооценка основных параметров развития коллектива группы. Весь коллектив участвует в обсчете результатов, которые тут же обсуждаются. Такая процедура способствует сплочению коллектива и коррекции направления её развития.

Эта методика коллективной оценки студенческих групп имеет как дидактическое, так и воспитательное значение. Она уже применяется в процессе преподавания педагогики и психологии в других вузах г. Брянска.

Вся методическая работа в университете регулируется и координируется методическими советами вуза и факультетов, а также методическими комиссиями кафедр.

Методические советы факультетов рассматривают, рецензируют и принимают решения о рекомендациях к опубликованию учебно-методических пособий по организации самостоятельной работы и другим вопросам методики, подготовленных преподавателями.

Изучению, обобщению и распространению передового опыта методической работы содействует организация выставок новой литературы, по методическим вопросам организуемых библиотекой и кафедрами. Подготовка аннотированного каталога статей научно-методических журналов, сборников научных работ и другой периодики, в которых освещается передовой опыт методической работы вуза по организации учебного процесса.

Созданный в БГУ «Центр содействия по трудоустройству выпускников» постоянно осуществляет мониторинг сбора отзывов потребителей (работодателей) на качество подготовки специалистов-выпускников, трудоустроившихся в период с 2005 по 2009 гг. Всего за это время поступило 684 отзыва.

Анализ поступивших отзывов показал, что в подавляющем большинстве из них отмечается высокая качественная подготовка выпускников, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями.

Хотя в отзывах рекламаций нет, вместе с тем, в ряде из них имеются пожелания по улучшению подготовки специалистов с целью расширения и углубления их профессиональных компетенций.

Поэтому все собранные отзывы для изучения и анализа распределяются по факультетам и выпускающим кафедрам, которые тщательно прорабатывают отзывы, выносят их на обсуждение и принятие решений на заседаниях кафедр и ученых советов факультетов и принимаются соответствующие решения, на основе которых разрабатываются планы по улучшению качества профессиональной подготовки специалистов.

The article touches upon the experience of organizing methodological work at Bryansk State University. Its structure, contents, forms and methods of organization are examined at different levels. The aims and the main tasks of this work in the near future are defined. The article describes the experience of applying innovative teaching methods in academic practice of Bryansk State University.

The key words: national curriculum, main syllabus, educational syllabus, subjects, methodological complex, progress achievement tests.

Список литературы

1.Гоник И., Андросюк Е., Подлеснов В., Кучеров В., Садовников В. Совершенствование учебной и методической работы в условиях инновационного вуза. «Высшее образование России», № 10, 2008, с. 105-111.

2.Кирилов В.Б., Глауков Г.Н. Единое европейское пространство высшего образования и российские вузы (Болонский процесс), М.: «Восток-Запад», 2005.

3.Николаева Т.А. Балльно-рейтинговая система контроля в контексте управления качеством образовния, «Вестник Брянского государственного университета» (педагогика и психология), №1, 2008, с.47-51.

4.Прядехо А.Н. К вопросу о методике составления учебной программы «Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе) (Материалы международной научно-практической конференции «Брянск-2005», с.39-46.

5.Прядехо А.Н., Прядехо А.А. Учебно-методический комплекс как дидактическое средство «Вестник Брянского государственного университета» (педагогика и психология), №1, 2008, с..51-56.

6. Фомин Н.В., Балахонов А.П. Технология разработки аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМов) (Методическое пособие), Брянск, 2008.

Об авторах

А.А. Прядехо - док. пед. наук, проф. Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского,Ьгуап8к^и@ mail.ru.

А.Н Прядехо.- док. пед. наук, проф. Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.