УДК- 378+62
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ВУЗА
А.П., Балахонов, А.В. Клюйкова
В статье рассматриваются проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс, представлен опыт внедрения электронной системы обучения как неотъемлемой составляющей системы менеджмента качества университета БГУ.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронная система обучения, Moodle, система менеджмента качества
В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социальнопедагогическую проблему оказывает интеллектуализация науки и производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Качество высшего образования в стране становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания. Одной из важнейших составляющих повышения качества образования в вузе является формирование системы менеджмента качества.
Начиная с 2004 г. в Брянском государственном университете им. ак. И.Г. Петровского реализуется системный подход к управлению качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9001, ведутся работы по созданию, внедрению и использованию системы менеджмента качества (СМК).
Под системой менеджмента качества вуза мы понимаем совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации политики в области качества с помощью планирования, обеспечения, постоянного повышения качества и управления им.
Практика показывает, что одним из наиболее действенных способов повышения эффективности качества обучения является внедрение в учебный процесс высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной системы (системы электронного обучения), обладающей в силу своей интерактивности мощными возможностями интенсификации процесса познания и позволяющей обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему.
Согласно концепции информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИОС ОО РФ) [1] создание информационно-образовательной среды открытого образования позволит осуществить реальный выход образовательных учреждений и организаций Российской Федерации (общеобразовательных школ, колледжей, училищ и техникумов, институтов, академий и университетов, независимо от форм собственности) на отечественный и мировой рынки образовательных услуг на основе всемерного использования новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения, включая сетевой рынок образовательных услуг в Интернет.
Анализ литературных источников [2,3,4] свидетельствует, что использование в образовательной деятельности электронной системы обучения ведет к пересмотру методов и форм обучения в вузе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения и с точки зрения психологии. Результатом данного процесса является повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
Электронное обучение мы определяем как вид обучения, к котором все аспекты образовательного процесса основаны на компьютерных технологиях. Следует отметить, что использование компьютерных технологий, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрации.
Анализ существующего опыта и научных исследований [3,4,5] позволяет выделить принципы, присущие дидактической системе электронного обучения в вузе:
- принцип гибкости и динамичности определяет возможность обучаемых в этой системе работать в удобное для себя время и в удобном месте. С позиций обучающегося этот принцип обеспечивает ему выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования или приобретения навыков и умений;
- принцип педагогической целесообразности применения новых информационных
технологий. Данный принцип требует педагогической оценки эффективности каждого шага создания системы электронного обучения, чтобы внедряемые разработки обеспечивались соответствующим содержательным наполнением учебных курсов и образовательных услуг;
- принцип индивидуальной доступности. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении должен быть рассчитан на учащихся с различным набором базовых предметных знаний и умений, а также навыков в обращении с компьютером и, соответственно, должен предполагать наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, должен постоянно контролировать и поддерживать на необходимом уровне мотивацию обучаемого;
- принцип свободы выбора содержания образования обучаемым. В реализации этого принципа надо руководствоваться тем, что содержание учебных курсов и дисциплин системы электронного обучения должно соответствовать нормативных требованиям образовательного стандарта;
-принцип непротивопоставления электронного образования существующим формам образования. Система электронного обучения сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии не будут противопоставляться традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него;
- принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе дистанционного обучения. Необходимо предусматривать организационные и технические принципы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений;
- принцип интерактивности. При электронном обучении взаимодействуют друг с другом, прежде всего преподаватели и студенты, а осуществляется подобное взаимодействие за счет использования различных телекоммуникационных средств - электронной почты, обмена сообщениями, форумов, чатов и т.д. Высоким уровнем интерактивности отличаются также и сетевые информационные ресурсы, используемые как средства электронного обучения - электронные курсы, электронные учебно-методические комплексы, системы поиска информации и др.
Однако следует заметить, что реализация приведенных выше принципов в образовательном процессе осуществляется в комплексе с традиционными дидактическими принципами наглядности, доступности, индивидуального подхода, системности и др.
В работах ученых подчеркивается, что информационные технологии позволяют создать широкую электронную среду, включающую в себя как специальные учебно-методические материалы, то есть непосредственно УМК, устойчивое ядро информационной среды обучения, так и изменчивое окружение ядра: материалы методического, научного и дидактического характера, работы студентов, базы данных, библиотеки, электронные журналы [6]. Все эти материалы должны быть в сетевом электронном обращении для всех форм обучения. Отметим, что такие цифровые образовательные ресурсы активно разрабатываются во всем мире.
В Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского активно создаются разнообразные курсы обучения на платформе Moodle, которая является программой, создающей виртуальную образовательную среду, то есть систему учебно-методической информации, средств разработки, хранения, передачи и доступа к этим материалам.
Из работ педагогов известно, что Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения [7].
Наш опыт свидетельствует, что посредством системы Moodle можно решать практически все задачи обучения и развития персонала: создавать и изменять учебные материалы, управлять индивидуальным расписанием студента, проводить опросы, тестирование, аттестацию и получать отчеты по результатам. Данная система предоставляет широкие возможности для преподнесения учебной педагогической информации в разнообразных формах: лекции, презентации, глоссарий, тесты, задания, опросники, отсылки к веб-страницам, графические материалы, видео- и аудиоматериалы. Оболочка предлагает определенные технологии не только представления учебной информации, но и технологию учебной работы с учебным материалом, а также технологию проверки результатов обучения. Кроме того, целям обучения в Moodle служат форумы, чаты, поскольку в них идет живой обмен информацией, мнениями, что вызывает интерес и стимулирует учебную активность.
Следует подчеркнуть, что электронную систему обучения можно видоизменить в
соответствии с запросами клиента, так как Moodle неплохо взаимодействует с различными открытыми программами. ЭСО поддерживает все популярные платформы: Windows, Linux и др. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых.
Далее охарактеризуем электронную систему обучения, реализуемую в Брянском государственном университете. Система включает в себя следующие подсистемы:
• система регистрации и идентификации пользователей;
• система выбора уровня сложности подготовки (желаемый уровень может определяться самим обучаемым, либо по результатам предварительного тестирования);
• система передачи знаний на основе различных методов представления информации (текст, электронные учебники, аудио/видео материалы и т.п.);
• система контроля знаний (контрольные работы, лабораторные работы, экзамены, тестирование и т.п.);
• система регистрации результатов обучения (единая база данных системы с разного рода отчетами об успеваемости каждого обучаемого);
• подсистема пользовательских настроек (подстройка системы под каждого пользователя);
• система виртуального общения (между пользователями ЭСО);
• система администрирования ресурсов (для администраторов и преподавателей-создателей курсов: добавление новых учебных материалов, создание новых тестов и т.п.)
Отметим, что в учебном процессе принимают участие различные категории пользователей ресурсов сервера (эти же категории являются ролями в электронной системе обучения: студенты, преподаватели-методисты или сетевые преподаватели, авторы курсов или преподаватели-эксперты, разработчики курса, администраторы.
Также необходимо отметить, что все курсы в рамках системы распределяются по категориям. Например, все курсы, реализуемые в университете, сгруппированы по факультетам и специальностям (направлениям подготовки), на которых эти курсы преподаются. Этот выбор влияет на порядок отображения списка курсов и может облегчить нахождение слушателем своего курса.
Известно, что электронная система обучения дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально ориентирован на работу преподавателей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.
Отметим, что администрирование учебного процесса в системе Moodle достаточно хорошо продумано. Преподаватель, имеющий права создателя курса, может регистрировать других преподавателей и студентов, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять обучающихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого студента. С помощью встроенного календаря преподаватель может определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Также можно публиковать информацию о курсе и новости, в системе предоставляется возможность обмена вложенными файлами с преподавателем, общения посредством форума, чата, обмена личными сообщениями, ведения блогов.
Со всей определенностью можно сказать, что электронная система обучения имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.
Таким образом, ЭСО дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой.
За 2 года существования системы электронного обучения в Брянском государственном университете была проведена оценка качества знаний студентов по 230 дисциплинам, в ходе которых получено более 5000 результатов. Полученные в рамках системы результаты обрабатываются в
отдельные информационно-аналитические отчеты, которые обсуждаются на заседаниях кафедр, ученых советах факультетов. По результатам проведенных мероприятий вносятся коррективы в учебно-методические комплексы, аттестационно-педагогические измерительные материалы. ЭСО позволяет определить как уровень составления АПИМ , так и степень освоения материала, посредством тщательного анализа с помощью ряда показателей: процент правильных ответов, индекс легкости, среднее квадратичное отклонение, коэффициент дифференциации и др.
На сегодняшний день ЭСО БГУ активно развивается и база методических материалов уже насчитывает 1345 тестовых материалов, более 700 учебно-методических комплексов , около 1300 разного рода электронных ресурсов, однако, следует заметить, что ресурсы системы регулярно пополняются новыми материалами.
Как видим, развитие электронной системы обучения в университете ведет к существенным изменениям всего процесса обучения. Электронные образовательные ресурсы делают процесс обучения интерактивным, позволяя руководить самостоятельной работой студентов в процессе изучения тех или иных дисциплин.
В заключение хотелось бы отметить, что задача электронного обучения состоит не в том, чтобы вытеснить традиционное обучение, а в том, чтобы эффективно интегрироваться в него. В традиционных занятиях значительная часть времени и сил преподавателя расходуется на простую передачу обучающимся новой информации. Электронное обучение позволяет переложить эту функцию на компьютер и сосредоточить основные усилия преподавателя на обсуждении более трудных моментов курса, ответам на вопросы студентов и т.д.
Доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования в последовательности: школа ^ вуз ^ дополнительное образование. То есть в школе, когда ученик находится в стадии активного формирования личности, роль учителя и прямого общения с ним особенно велика и целесообразно использование только отдельных элементов электронного обучения. Напротив, дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть реализовано полностью на электронной платформе. Вузовское образование с этой точки зрения находится посередине и допускает широкое использование электронного обучения, интегрированного в традиционные формы обучения.
The article deals with the problems of implementation of information technology in the academic activity. It also provides experience of implementing the electronic educational system as an integral part of the quality management system in Bryansk State University.
Key words: remote learning, e-learning, Moodle, quality management system
Список литературы:
1. Концепция Российского портала открытого образования: Справочный материал.
Машинный носитель. Тула: ТГПУ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.tsput.ru/res/informat/sist_seti_fmo/ praktik/ukaz_prakt- 10.html
2. Буханцева Н.В., Дудина И.А. Управление электронными ресурсами в образовательной среде вуза // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. 2009. №1 (14). С. 98104
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
4. Петрушова М.В. Дидактические принципы применения информационных технологий в дистанционном обучении. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей XI Междунар. научно-техн. конф. Пенза: ПДЗ, 2011. С. 155 157.
5. Сергиенко, И. В. Дидактические принципы дистанционного обучения / И. В. Сергиенко // Инновации в образовании. 2006. N 2. С. 69-77
6. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства профессионального образования. М., 2002., стр.87-91
7. Маняхина В., Золочевский А. Настройки и использования Moodle // Обучающая среда Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uneex.ru/static/AltDocs_moodle/index.html
Об авторе
Клюйкова А.В. - программист ЦМКОиТ Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского [email protected]
Балахонов А.П. - директор ЦМКОиТ Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского [email protected]